В сложных условиях структурной перестройки всей экономики страны в связи с переходом к новым экономическим отношениям, ориентированным на свободный рынок и конкуренцию, перед отраслями легкой промышленности возникла проблема переориентации их деятельности на выпуск конкурентоспособной продукции на основе стратегии маркетинга. Сложность ее решения заключается в необходимости добиться максимального удовлетворения потребностей населения в высококачественной одежде, с одной стороны, и достаточной прибыли и эффективности производства, с другой.
Достижение поставленной цели возможно путем расширения ассортимента, повышения качества продукции, освоения новых рынков сбыта. Анализ структуры рыночной экономики позволяет в частности выявить новые сегменты рынка, которым российскими производителями не уделяется должного внимания. Целевое проектирование специализированной одежды для таких групп позволяет гарантировать достаточно стабильный спрос и занять свою «нишу» на сформировавшемся рынке товаров легкой промышленности. К одной из таких социально приоритетных групп можно отнести женщин, ожидающих ребенка.
В МГУДТ, Санкт-Петербургском Университете технологии и дизайна, РЗИТЛП, ЮРГУЭС, ОАО «ЦНИИШП» и др. проведен комплекс научно-исследовательских работ по адресному проектированию мужской и женской одежды, накоплен достаточно большой опыт по созданию методов проектирования некоторых видов специализированной по выполняемым функциям одежды (например, корсетных изделий как бытового, так и лечебно-профилактического назначения), социально-ориентированной одежды (т.е. одежды, предназначенной для определенных социальных групп потребителей: детей, молодежи, людей пожилого возраста) /1−4/.
В настоящее время в ряде специальных выпусков журнала «BURDA» ,.
DIANA" и др. встречаются эскизы и выкройки одежды для будущих мам, развернута сеть специализированных магазинов (в том числе и в Москве) /5−7/.
Однако, как показал анализ ассортимента одежды для беременных женщин, представленного на российском рынке, вопрос о производстве недорогой и качественной одежды остается по-прежнему актуальным. Сегодня ассортимент этих изделий представлен, в основном, моделями зарубежных производителей (Германия, Англия, Бельгия, Франция, США Турция). Их существенным недостатком является высокая ценаограниченные сроки использования изделия, определяемые несколькими месяцами беременностинедостаточное качество посадки и удобство в динамике.
Для выпуска недорогой высококачественной и конкурентоспособной продукции необходимо решение целого ряда задач по разработке методов эргономического проектирования трансформируемой одежды на основе концепции системного подхода, предусматривающего охват всех существенных свойств и факторов, влияющих на выбор рациональных параметров проектируемой одежды.
В последние годы, по ряду объективных причин (безработица и тяжелое материальное положение, разрушение института семьи и брака и т. д.) произошло ухудшение демографической ситуации в нашей стране и, как следствие, снижение рождаемости.
Т.о. задача проектирования удобной и красивой одежды, позволяющей женщине почувствовать себя в период беременности привлекательной, уверенной и нужной обществу, приобретает еще и социально значимый характер, т.к. здоровье женщины в этот период во многом определяет здоровье будущего поколения.
Целью настоящей работы является разработка методов эргономического проектирования мобильной (т.е. изменяемой в пространстве и во времени) формы и конструкции социально — ориентированной одежды для беременных женщин.
В качестве объекта исследования в работе принят процесс проектирования одежды для беременных женщин.
Для достижения поставленной цели представляется важным решение следующих задач: изучение антропоморфологических изменений внешней формы тела женщины, ее физиологического состояния в период беременности и анализ функционирования мобильной системы «человек-одежда-среда» в период беременности для разработки принципов трансформации одежды и рациональных конструктивных решений, обеспечивающих возможность изменения размеров одежды на протяжении всего периода беременностиразработка структурно-функциональной и информационной схем процесса эргономического проектирования мобильной формы и конструкции одежды для женщин, ожидающих ребенкаразработка комплекса требований к одежде и материалампроведение маркетинговых исследований по изучению потребительских предпочтений для формирования ассортимента и промышленных коллекций моделей одежды для беременных женщинпроведение антропометрических исследований и разработка исходной информации для автоматизированного проектирования БК и МК мобильной социально — ориентированной одеждыразработка методов автоматизированного проектирования БК и МК одежды для беременных женщин и создание базы данных рациональных конструктивных решений в САПР «Грация" — изготовление коллекции моделей и апробация результатов исследования. Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования в работе служит системный подход к решению сложных задач. На отдельных этапах работы используются методы эргономического проектирования, маркетинговых и антропометрических исследований, системного и логического анализа, экспертных оценок, теории алгоритмизации. Научная новизна работы заключается в: разработке метода эргономического проектирования мобильной формы и конструкции одежды данного назначенияразработке принципов трансформации внешней формы и конструкции одежды, классификации рациональных конструктивных решений, обеспечивающих эргономическое соответствие размеров и формы одежды фигуре женщины на протяжении всего периода беременностиустановлении закономерностей изменения размерных признаков тела в зависимости от срока беременностиразработке методов проектирования БК и МК одежды для беременных женщин.
Практическая значимость. Практическая значимость исследований состоит в разработке исходной информации для эргономического проектирования одежды, предназначенной на период беременности, схем модификации БК на типовую фигуру в БК одежды для беременных женщин, создании базы данных рациональных конструктивных решений. Реализованные в САПР «Грация» методы автоматизированного проектирования позволяют на современном уровне оперативно разрабатывать модели47 мобильной одежды для беременных женщин.
Апробация работы. Работа выполнена в рамках тематического плана НИР МГУДТ по проблеме № 4 «Развитие научных основ конструирования и технологии производства швейных изделий и изделий из кожи с применением информационных систем и новых материалов». Материалы диссертации докладывались на международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы науки, техники и экономики легкой промышленности» (г. Москва, 2000 г.), научно-практической конференции «Льняной комплекс России. Проблемы и перспективы» (г. Вологда. 2001 г.), международной конференции «Роль предметов личного потребления в формировании среды жизнедеятельности человека» (г. Москва, 2002 г.) н заседаниях кафедры технологии швейного производства МГУДТ в 2000;2002 гг. Разработана коллекция моделей одежды для беременных женщин из льняных материалов, представленная на конкурсе «Российский лен -2000» (г. Вологда, 1−3 марта.
2000 г).
Основные результаты выполненных работ отражены в 22 печатных публикациях и заявке на изобретение № 20 011 120 086 от 20.07.2001, получившей положительное решение.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Объем диссертации составляет 209 страниц текста, включающий 29 таблиц и 50 рисунков. Библиография содержит 125 наименований. Приложения представлены на 40 страницах.