Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах на основе информационно-консультационного обслуживания: На примере Саратовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Впервые в стране вопросы организации сельскохозяйственного консультирования были затронуты в классических трудах JI.T. Болотова, Н. Д. Кондратьева, JI.B. Чаянова, А. Н. Челинцева, А. В. Фортунатова и др. Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах П. А. Андреева, Н. П. Андреевой, В. М. Баутина, М. Веселовского, Б. З. Дворкина, В. В. Козлова, Ю. И. Зятькова, В. М. Кошелева, В. В… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Научные основы повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции в условиях рынка при применении информационно-консультационных услуг
    • 1. 1. Сущность и содержание эффективности производства в новых условиях хозяйствования
    • 1. 2. Методологические основы исследования консультирования
    • 1. 3. Критерии экономической эффективности консультирования
  • 2. Современное состояние и тенденции развития информационного обеспечения хозяйствующих субъектов аграрного сектора
    • 2. 1. Анализ и тенденции развития информационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в РФ и на региональном уровне
    • 2. 2. Роль крестьянских (фермерских) хозяйств в развитии сельскохозяйственного производства Саратовской области
    • 2. 3. Отечественный и зарубежный опыт сельскохозяйственного консультирования в аграрном секторе
  • 3. Основные направления повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах при использовании информационно-консультационных услуг
    • 3. 1. Организационно-экономические модели многоуровневой системы по оказанию информационно-консультационных услуг крестьянским фермерским) хозяйствам
      • 3. 1. 1. Модель консультирования глав крестьянских (фермерских) хозяйств на местах производства сельскохозяйственной продукции мобильной группой специалистов
      • 3. 1. 2. Модель дистанционного консультирования глав крестьянских (фермерских) хозяйств в районных опорных пунктах
      • 3. 1. 3. Модель формирования на районном уровне информационно-консультационного центра и демонстрационной зоны
      • 3. 1. 4. Модель организации учебно-консультационного информационного центра на областном уровне в сельскохозяйственном потребительском кооперативе «Кооператор Поволжья»
    • 3. 2. Оптимизация производственной структуры К (Ф)Х «Ягода» Марксовского района Саратовской области. (
    • 3. 3. Роль кадрового обеспечения в повышении эффективности информационно-консультационной службы АПК
    • 3. 4. Предложения по повышению эффективности информационно-консультационного обслуживания хозяйствующих субъектов аграрного сектора

Повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах на основе информационно-консультационного обслуживания: На примере Саратовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Осуществляемая аграрная реформа направлена на преодоление кризиса в сельском хозяйстве, повышение уровня и эффективности производства сельскохозяйственной продукции. Проводимая в России реформа агропромышленного комплекса сопровождается качественными изменениями, происходящими на всех уровнях сельскохозяйственного производства, в результате которых возникают основные информационные потребности. Переход от государственного (планового) управления к индикативному при полной самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей ставит задачу значительного повышения объемов информации и организации соответствующей системы оказания информационно-консультационных услуг.

Агропромышленный комплекс РФ и в частности Саратовской области функционирует в сложных кризисных условиях. Ухудшение технической базы, несоответствие цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, несовершенство государственной кредитной и налоговой политики негативно отразилась на состоянии сельскохозяйственной отрасли. Одной из существенных проблем, особенно обострившейся в условиях реорганизации предприятий АПК, является низкий профессиональный уровень специалистов и их неподготовленность к управлению производством в условиях рынка.

В связи с реформированием экономики в стране возникла качественно новая ситуация, требующая адекватных методов обучения специалистов и информационно-технологической поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.

В сельском хозяйстве следствием этих перемен стало то, что некоторые прежние государственные и коллективные хозяйства обанкротились и многие бывшие работники этих хозяйств были вынуждены создавать мелкие крестьянские (фермерские) хозяйства. Зачастую главы этих хозяйств имеют недостаточные профессиональные знания по сельскому хозяйству, включая возделывание сельскохозяйственных культур и разведение животных, а также слабый уровень подготовки по юридическим, экономическим и социальным вопросам. Следует признать, что эффективность производства сельскохозяйственной продукции в К (Ф)Х остается низкой вследствие недостаточного профессионального уровня их глав.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации.

Управление процессом оказания информационно-консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в настоящее время осуществляется в новых технико-технологических условиях. По имеющимся оценкам, сегодня каждые 7−8 лет удваивается количество знаний, которые создает наука, а сам процесс накопления информации имеет лавинообразный характер. Сельскохозяйственное производство становится все более наукоемким.

В самой сфере производства информации, ее обработки, анализа, хранения и распространения происходит научно-техническая революция, с широким использованием средств коммуникации и вычислительной техники. Информация в виде информационного продукта приобретает форму товара, хотя и специфического, который можно купить и продать.

Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, требует от пользователей знаний и умений правильно пользоваться информационными ресурсами.

В связи с этим изучение направлений повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции в К (Ф)Х при использовании информационно-консультационных услуг в условиях рынка является актуальной проблемой.

Состояние изученности проблемы. Вопросы повышения эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях рыночных отношений широко освещены в трудах российских ученых-экономистов: А. И. Алтухова, А. В. Голубева, И. П Глебова, Б. 3. Дворкина, В. А. Добрынина, А. П. Зинченко, В. В. Милосердова, А. Михелева, В. И. Нечаева, А. А. Черняева, Е. Оглоблина, А. Петрикова и других. Их трудами внесен значительный вклад в разработку научных и практических основ повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Однако многие стороны данной проблемы остаются недостаточно раскрытыми.

Впервые в стране вопросы организации сельскохозяйственного консультирования были затронуты в классических трудах JI.T. Болотова, Н. Д. Кондратьева, JI.B. Чаянова, А. Н. Челинцева, А. В. Фортунатова и др. Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах П. А. Андреева, Н. П. Андреевой, В. М. Баутина, М. Веселовского, Б. З. Дворкина, В. В. Козлова, Ю. И. Зятькова, В. М. Кошелева, В. В. Лазовского, И. М. Михайленко, В. И. Назаренко, Б. А. Рунова, В. В. Текучева, И. М. Уманского, Г. И. Юрьевой и др. В их исследованиях подчеркнута особая роль информационно-консультационной службы как одного, из самых действенных механизмов государственного воздействия на агропромышленный комплекс и поддержки сельхозтоваропроизводителей. Благодаря этим исследованиям значительно ускорились процессы по формированию инфраструктуры информационно-консультационной службы в АПК. Однако большинство вопросов, касающихся повышения эффективности производства в хозяйствующих субъектах мелкого и среднего агробизнеса, являются недостаточно изученными, в частности не разработаны модели информационно-консультационного обслуживания К (Ф)Х, в частности в местах производства мобильной группой специалистов, дистанционное консультирование в районных опорных пунктах, организация учебно-консультационных информационных центров в областных сельскохозяйственных потребительских кооперативах, а также кадровое обеспечение ИКС. Вышеизложенные аспекты определили выбор темы диссертационного исследования.

Целью исследования является обоснование теоретико-методологических положений и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах на основе информационно-консультационного обслуживания.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

— уточнить сущность и содержание повышения экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции в новых условиях хозяйствования;

— обосновать методологические основы исследования процесса консультирования хозяйствующих субъектов аграрного сектора;

— изучить теоретические аспекты формирования информационно-консультационного обслуживания в аграрном секторе и выявить особенности становления и развития информационно-консультационной службы в России и зарубежных странах;

— обосновать критерии оценки эффективности ИКС для хозяйствующих субъектов мелкого и среднего агробизнеса;

— разработать модели формирования и функционирования региональной многоуровневой системы, оказывающей информационно-консультационные услуги К (Ф)Х;

— рассчитать оптимизационную модель эффективного производства сельскохозяйственной продукции в типичном крестьянском (фермерском) хозяйстве;

— выявить роль кадрового обеспечения в развитии информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Объектом исследования являлись крестьянские (фермерские) хозяйства Саратовской области. Более углубленные исследования и разработки проводились на примере крестьянских (фермерских) хозяйств Марксовского, Краснокутского, Пугачевского и Базарно-Карабулакского районов Саратовской области.

Предметом исследования — механизм взаимодействия крестьянских (фермерских) хозяйств с информационно-консультационными службами агросферы.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков экономической науки, работы современных экономистов-аграрников по исследуемой теме, рекомендации научно-исследовательских учреждений, законодательные акты и постановления правительства, действующие в стране.

В процессе исследования в зависимости от конкретных задач применялись различные методы: монографический, абстрактно-логический, аналитический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, метод хронометражных наблюдений, экспертных оценок и др.

В качестве информационной базы исследования были использованы информация Госкомстата РФ и Комитета статистики Саратовской области по крестьянским (фермерским) хозяйствам, нормативная и научная литература, отчеты по работе консультационных групп Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова и Саратовского юридического института предпринимательства и агробизнеса при Саратовской государственной академии права, личные данные автора по формированию и функционированию ИКС в агроэкономике.

• Научная новизна результатов исследования заключается в обосновании теоретико-методологических положений и разработке практических рекомендаций по повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции в К (Ф)Х при оказании им широкого спектра информационно-консультационных услуг. Более конкретно научная новизна содержит следующие элементы:

• уточнены сущность и содержание эффективности сельскохозяйственного производства в условиях рынка, включающей производственно-технологическую, производственно-экономическую и эколого-экономическую составляющие;

• сформулированы методологические основы исследования консультирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающие принципы формирования и функционирования ИКС и критерии оценки ее эффективности;

• обоснованы теоретические аспекты формирования информационно-консультационного обслуживания в региональном АПК, учитывающие функции и признаки ИКС, обусловливающие эффективность консультационных услуг, а также алгоритм процесса консультированиявыявлены особенности развития ИКС в аграрном секторе в новых условиях хозяйствования, позволяющие при дефиците кадров восполнить информационные пробелы и повысить эффективность сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• разработан организационный механизм формирования и функционирования моделей многоуровневой региональной ИКС для К (Ф)Х, включающий консультирование сельскохозяйственных товаропроизводителей мобильной группой в местах производства сельскохозяйственной продукции, дистанционное консультирование, создание на районном уровне информационно-консультационного центра и демонстрационной зоны, а также организацию на областном уровне учебно-методического информационного центра в сельскохозяйственном потребительском кооперативе;

• обоснованы схемы формирования взаимовыгодных экономических отношений между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и формированиями региональной информационно-консультационной службы, включающие смешанный вариант взаиморасчетов и поэтапный переход на возмещение стоимости консультационных услуг за счет целевого финансирования из бюджетов разных уровней;

• разработаны рекомендации по повышению эффективности информационно-консультационного обслуживания хозяйствующих субъектов в аграрном секторе, предусматривающие решение структурно-стратегических, нормативно-правовых, информационных, экономических и социальных вопросов;

• сформулированы методические предложения по подготовке кадров для различных уровней ИКС АПК России, учитывающие обучение специалистов в вузах аграрного профиля, профессиональную переподготовку и систематическое повышение квалификации агентов и консультантов.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные в диссертационной работе методические подходы и предложения могут быть использованы при формировании и совершенствовании региональной ИКС, а именно при создании информационно-консультационной службы Саратовской области, что окажет значительное влияние на повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе активизации инновационной деятельности и информационного обеспечения.

Особую практическую значимость работе придает методическое обоснование основных составляющих элементов информационно-консультационной службы. Это позволяет органам управления АПК, исходя из наличия кадрового и ресурсного потенциала региона, принимать решения о формировании такой организационной структуры службы, которая активно участвует в структурных, организационных и экономических преобразованиях агропромышленного комплекса при минимальных затратах на ее содержание.

Апробация результатов исследования. Основные положения проведенного исследования опубликованы в 7 печатных работах с авторским объемом 2,9 п.л. Результаты исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава СГАУ им. Н. И. Вавилова в 20 012 004 г. г., на межвузовской научно-практической конференции «Россия на рубеже 21 века: проблемы управления глазами молодых» в Поволжской академии государственной службы (2000г.), на всероссийской научно-практической конференции «Эколого-экономические проблемы развития АПК» в Калужском НИПТИ АПК (2001.), на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практической экономики» в г. Пенза (2002г.), на международной научно-практической конференции (г. Винница, 19−22 мая 2003 г.) «Современное состояние и перспективы функционирования информационно-консультационной службы в аграрной сфере».

Разработанные рекомендации внедрены в ряде крестьянских (фермерских) хозяйств Марксовского, Пугачевского, Базарнокарабулакского и Краснокутского районов Саратовской области, в частности в К (Ф)Х «Ягода» Марксовского района, а также в областном сельскохозяйственном потребительском кооперативе «Кооператор Поволжья».

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. В работе уточнены сущность и содержание эффективности сельскохозяйственного производства в условиях рынка. В новых экономических условиях она должна включать производственно-технологическую, производственно-экономическую и эколого-экономическую составляющие и оценивается системой показателей, главными из которых являются прибыль и уровень рентабельности, отражающие абсолютную величину полученного эффекта и его соотношение с осуществленными затратами.

2. В диссертации предложены методологические основы исследования процесса консультирования аграрных товаропроизводителей, учитывающие четыре блока принципов: ' организационные, функциональные, экономические и социальные, позволяющие сформировать устойчивую многоуровневую модель ИКС в региональном АПК. Наряду с этим сформулированы критерии оценки эффективности ИКС, среди которых ключевыми являются рыночные, финансовые, производственные и социальные составляющие, способствующие повышению экономических показателей сельскохозяйственных товаропроизводителей и позволяющие повысить эффективность консультационных разработок, уровень профессиональной подготовки консультанта и степень заинтересованности клиента в его услугах.

3. Нашими исследованиями установлено, что среди пользователей ИКС СГАУ им. Н. И. Вавилова в 2003 г. наибольший удельный вес занимали крестьянские (фермерские) хозяйства (64%), на втором месте — крупные хозяйства (25%), на остальных пользователей приходится лишь 11%. Тематика проведенных консультаций ИКС весьма разнообразна и включала достаточно широкий перечень услуг, в частности консультации по вопросам растениеводства занимали 40%, по экономическим проблемам — 20%, по животноводству — 17%, по юридическим вопросам — 10%. Кроме того, в исследованиях выявлено, что для решения 90% технологических проблем сельскохозяйственного производства необходим выезд специалиста на место для ознакомления с ситуацией.

4. В исследованиях установлено, что ИКС, кроме информационных услуг, выполняют еще ряд функций, необходимых для аграрных товаропроизводителей, в частности, инновационные — предлагают внедрение новых технологий возделывания растений и содержания животных, а также образовательную — передают главам К (Ф)Х новые знания по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и правовым вопросам.

В диссертации разработан также универсальный алгоритм процесса консультирования и выявлены особенности формирования рынка информационно-консультационных услуг в новых условиях хозяйствования, заключающиеся в повышении востребованности ИКС аграрными товаропроизводителями, и особенно К (Ф)Х.

5. С целью формирования рынка информационно-консультационных услуг в региональном АПК разработана многоуровневая модель для комплексного обслуживания К (Ф)Х как наиболее остронуждающихся в этих услугах сельскохозяйственных товаропроизводителей. Данная модель предусматривает дифференцированное оказание информационно-консультационных услуг с учетом уровня подготовки глав К (Ф)Х, их материально-технического обеспечения и характера возникающих у них технологических проблем.

6. В исследованиях предложен организационный механизм формирования и функционирования моделей многоуровневой региональной ИКС для К (Ф)Х, включающий консультирование мобильной группой в местах производства сельскохозяйственной продукции, дистанционное консультирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание на районном уровне информационно-консультационного центра и демонстрационной зоны, а также организацию на областном уровне учебно-методического информационного центра в сельскохозяйственном потребительском кооперативе.

В диссертации установлено, что оказание информационно-консультационных услуг К (Ф)Х является эффективным. При этом среднесуточные привесы бычков в изучаемых хозяйствах повысились в среднем на 140 г, свиней — на 50 г, надой молока на 1 фуражную корову возрос на 121 кг, выход приплода увеличился с 85 до 92 телят на 100 коров, сократился расход кормов, прибавка урожайности зерновых составила 1,7 ц/га. Общая сумма экономического эффекта по хозяйствам Марксовского района Саратовской области в 2001;2002 гг. составила 51 978 тыс. руб., в том числе в К (Ф)Х — 4826,8 тыс. руб.

7. Обоснованы схемы формирования взаимовыгодных экономических отношений между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и формированиями региональной информационно-консультационной службы, включающие смешанный вариант взаиморасчетов и поэтапный переход на возмещение стоимости консультационных услуг за счет целевого финансирования из бюджетов разных уровней и оплату пользователем услуг. Государственная консультационная служба, в основе которой лежит безвозмездное оказание консультационных услуг, должна быть важнейшей частью государственной политики в агропромышленном комплексе в условиях перехода к рыночной экономике. Однако вместе с этим возможно создание службы и на самоокупаемой основе, в первую очередь, с оплатой консультаций узких специалистов, в частности по маркетингу и бухгалтерскому обслуживанию.

8. Разработаны рекомендации по повышению эффективности информационно-консультационного обслуживания хозяйствующих субъектов в аграрном секторе, предусматривающие решение структурно-стратегических (построение многоуровневой и многовариантной модели службы), нормативно-правовых (разработка пакета нормативно-правовой и методической документации, обеспечивающей эффективное функционирование информационно-консультационной службы на всех уровнях), информационных (разработка и освоение новых информационных технологийразвитие систем телекоммуникаций), экономических (формирование рынка информационно-консультационных услуг) и социальных (участие в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий) вопросов.

Эффективность работы ИКС в значительной степени зависит от подготовки кадров для ее различных уровней. В связи с этим предлагается проводить обучение специалистов в вузах аграрного профиля, их профессиональную переподготовку и систематическое повышение квалификации агентов и консультантов.

9. Разработана оптимизационная модель, позволяющая спрогнозировать эффективное производство сельскохозяйственной продукции в К (Ф)Х зерново-молочного направления. Данную модель рекомендуется использовать К (Ф)Х «Ягода» Марксовского района Саратовской области, что позволит повысить уровень рентабельности этого хозяйства до 62,94%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. С. К вопросу о частичном самофинансировании информационно-консультационной деятельности, Информационный бюллетень Минсельхоза России, 2000. № 7−8, с. 42.
  2. Д.С., Матвеичева Т. Н. Анализ инвестиционных проектов в информационно-консультативной службе: обучение и исследования. Информационный бюллетень Минсельхозпрода России, 1999, № 3−4, с. 35.
  3. Анализ эффективности информационно-консультационной службы
  4. ИКС): М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.-27 с.
  5. Н. П. Служба полевых консультантов, Информационный бюллетень Минсельхозпрода России, 2000. № 3−4, с. 65
  6. Н.П., Веселовский М. Я., Колотов JI.C. и др. Методические рекомендации о функционировании региональных информационно-консультационных центров /под ред. Баутина В.М.) М. — 2000.
  7. С. И., Козлов В. В.* Опытно-демонстрационная деятельность Нижегородской консультационной службы АПК, Информационный
  8. Ф бюллетень Минсельхозпрода России. 2000. № 1−2, с. 37
  9. В.И. Информация и будущее цивилизации : Лекция-доклад. -М.: Исследовательский центр, 1999. 44 с.
  10. М.А., Козлов В. В. Проблемы и пути введения платы за консультационные услуги в АПК Нижегородской области. Информационный бюллетень Минсельхозпрода России, 1999, № 7−8, с. 45.
  11. В. Совершенствовать инновационную деятельность в АПК // АПК: экономика, управление, 2003, № 1, с. 21−25ф) Ю. Баутин В., Веселовский М. Информационно-консультационная служба
  12. АПК: итоги работы, проблемы, задачи // АПК: экономика, управление, 2001, № 3, с. 16−20
  13. В.М., Красногир Л. К. Информационно-консультационная службав сельском хозяйстве. — М.: Информагротех, 1995. — 72 с.
  14. В.М., Лазовский В. В. Инновационно-инвестиционная деятельность в рамках ИКС. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001.
  15. И.Баутин В. М., Лазовский В. В. Сельскохозяйственное консультирование в России в XX веке: от общественной агрономии до информационно-консультационной службы АПК. — М.: Колос, 1999. 140 с.
  16. О.Л. Датская модель организации консультационной службы фермеров. Информационный бюллетень Минсельхозпрода России, 1999. f' № 9−10, с. 46.
  17. Т. А. Организациорно-правовые формы деятельности информационно-консультационной службы в АПК России, пути взаимодействия и развития ИКС // Информационный бюллетень Минсельхозпрода России, 2000, № 1−2, с. 39.
  18. И.К. Маркетинговое исследование: Информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие.-М.: Финансы и статистика, 2001.-319 с.
  19. М. Инновационные технологии в сельском хозяйстве России // Экономика сельского хозяйства России, 2004, № 7, с. 7
  20. М. Я., Андреева Н. П. О проведении Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы АПК России», Информационф ный бюллетень Минсельхозпрода России, 2000. № 1−2, с. 28
  21. М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России (вопросы теории и практики). М.- ФГНУ «Росинфрмагротех». 2002.
  22. В.В., Кобышев А. Н., Козлов А. В. Организация консультационной деятельности: Учебное пособие. — СПб., 1995. — 79 с.
  23. А. Эффективный маркетинг-менеджмент сельхозпредприятия // АПК: экономика, управление, 2003, № 7, с. 19−25
  24. Голубев А. Теоретические основы эффективного аграрного производства
  25. АПК: экономика, управление, 2003, № 12, с. 23−311
  26. А.В. Адаптивная агроэкономика. М.: Колос, 1996 г. 168 с.
  27. О., Голохвастов В. Роль консалтинговых компаний в инновационном развитии АПК // Экономика сельского хозяйства России, 2003, № 3, с. 15
  28. В.А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998. — 248 с.
  29. М., Бреглова П. Интеллектуальный капитал и таланты в развитии агробизнеса// АПК: экономика, управление, 2003, № 8, с. 27−3531 .Гордеев А. Приумножать вклад науки в агропромышленное производство // АПК: экономика, управление, 2003, № 4, с. 3−8
  30. А. Ускорять научно-технический прогресс, активно внедрять его достижения в агропроизводство // АПК: экономика, управление, 2002, № 4, с. 3−10
  31. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1,2.- М., 1996.
  32. В.В. Организация инфраструктуры информационного обеспечения АПК Орловской области // Информационный бюллетень МСХП РФ, -1999.-№ 1−2.-С. 38.
  33. Г. Совершенствование системы управления районным АПК // АПК: экономика, управление, 2002, № 11, с. 26−32
  34. JI. Кооперация фермерских хозяйств в Саратовской области // Экономика сельского хозяйства России, 2003, № 8, с. 9
  35. .З. и др. Концепция и программа развития АПК Саратовской области на 1997 2000 г. — Саратов, Слово, 1997. — 165 с.
  36. .З. Моделирование интеграционных процессов в АПК //
  37. Продовольственный рынок России: кооперация и сотрудничество. МСХ
  38. РФ, РАСХН, Агропромышленный союз России. М., 2000. — с.
  39. Е. Некоторые свойства основных компонентов маркетинга консультационных услуг // Маркетинг. 1998. — № 4. — с. 104−111.
  40. И. Информационно-маркетинговое обеспечение агропро-довольственного рынка// АПК: экономика, управление, 2003, № 9, с. 30−32
  41. В. Малое агропроизводство и его формы // АПК: Экономика, управление, 2003, № 2, с. 53−60
  42. Н. Проблема кадрового обеспечения АПК // АПК: экономика, управление, 2001, № 1, с. 20−27ф: 43. Должностные обязанности сотрудников районных информационноконсультационных центров (Р-Н.ИКЦ). М.: АМБ-агро, 1999.
  43. Должностные обязанности сотрудников региональных информационно-консультационных центров (РИКЦ). М.: АМБ-агро, 1999.
  44. П., Сысоева М., Дугина Т. Личные подсобные хозяйства граждан, их состояние и эффективность (социально-экономический аспект) // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. — № 4. — с. 22−28.
  45. В. А. Интенсификация сельскохозяйственного производства:проблемы развития и эффективности. М.: Наука, 1990. — 200 с.
  46. В.В. Крестьянский вопрос в России (конец 19 первая четверть 20 в.).Т.1.-М.:Колос, 2000.-471 с.'
  47. В.В. Фермеры России: Очерки становления.Т.1.-2-еизд., стер.-М.:Анкор:Колос, 2000.-416 с.
  48. В.В. Фермеры России: Очерки становления.Т.2.-2-еизд., доп.-М.:Анкор:Колос, 2000.-360 с.
  49. Н. Управление инновационными процессами в АПК //АПК: экономика, управление, 2001, № 4, с. 51−56
  50. В. Агроэкономическая наука — сельскохозяйственномупроизводству // АПК: экономика, управление, 2004, № 3, с. 25−35
  51. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. и доп., -М.: Финансы и статистике, 1999. — 512 с.
  52. В. В. Выбор организационно-правовой формы региональной ИКС, Информационный бюллетень Минсельхозпрода России. 2000. № 5−6, с. 61
  53. В.В. Влияние информационно-консультативной службы АПКф) региона на изменение роли его органов власти и управления.
  54. Информационный бюллетень Минсельхозпрода России, 1999. № 5−6, с. 41.
  55. В.В. Перспективы развития информационно-консультационной службы АПК России с позиций региона. Информационный бюллетень. — М.: Минсельхозпрод, 1999. № 9−10, с. 49−52.
  56. А.А. Информационные технологии в экономике и управлении.-СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 2003.- 495 с.
  57. С.А. Новый подход к определению критерия эффективности с/х производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2000. № 3, — с.23−25
  58. Концепция развития информационно-консультационной службы АПК
  59. России. М.: АМБ-агро, 1999.
  60. В.М. Модели организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России // ЦОК ИКС АПК: статьи и выступления сотрудников. М.: 2001.
  61. В.М. Перспективы' развития системы обучения кадров информационно-консультационной службы АПК // ЦОК ИКС АПК: статьи и выступления сотрудников. М.: 2000.
  62. В.М. Формы и модели информационно-консультационной щ: службы для сельских товаропроизводителей. Информационныйбюллетень Минсельхозпрода России, 1999 № 7−8,с. 39.
  63. Кошелев В.М., A.W. van den Ban. Информационно-консультационная служба АПК и ее связь с организациями сельских товаропроизводителей // ЦОК ИКС АПК: статьи и выступления сотрудников. М.: 2001.
  64. Британского ноу-хау фонда. Информационный бюллетень ^ Минсельхозпрода России, 1999 № 5−6, с. 48.
  65. Краткая энциклопедия фермера. Ростов н/Д:Проф-Пресс, 1999.-600 с. 71 .Крестьянские (фермерские) хозяйства Российской Федерации (экономический обзор) // АПК: экономика, управление, 2001, № 1, с. 43−51
  66. В. Крестьянские (фермерские) хозяйства России: проблемы и пути развития // АПК: экономика, управление, 2002, № 5, с. 50−57
  67. Н. Роль сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов в решении проблем производственной инфраструктуры АПК // АПК: экономика, управление, 2004, № 1, с. 50−53
  68. Н.А. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы: планирование и опыт работы. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. 164 с.
  69. В. Какой быть информационно-консультационной службе // Земля и люди. 1995. — № 25. — С. 7.
  70. В.В. Информационно-консультационная служба АПК России. Информационный бюллетень. -М.: Минсельхозпрод, 1998. № 3−4.
  71. А.Е., Озира В. Ю. Консультационные формы капиталистических стран по управлению. М.: Экономика, 1975. — 127 с.
  72. И.Г. Опыт и проблемы функционирования ИКС Краснодарского края // Информационный бюллетень МСХП РФ, 1999. — № 1−2. — С. 36.
  73. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. 1997. № 11. — С. 86−96.
  74. С.И. Информационный бизнес: Коммерческое распространение и маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1993.-128 с.
  75. М.Н. Крестьянское хозяйство в России начала века и его # интересы // Великий незнакомец1. М., 1922. — С. 125.
  76. В.В. Сельскохозяйственная служба «экстеншн» в США. Информационный бюллетень МСХП РФ, 1997. -№ 7−8- М.: Информагротех.
  77. В.В., Платонова М. А., Рассохина О. А. Механизм обратной Ф- связи в деятельности Центра обучения кадров информационноконсультационной службы АПК Российской Федерации // Информационный бюллетень МСХП РФ, 1999. — № 1−2. — С. 41−44.
  78. К. Капитал. Критика политической экономики. Т.2 кн.2. Процесс обращения капитала. Гл. 6. Издержки обращения. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.24.-С. 147−171.
  79. К. Капитал. T.l.-М.: Политиздат, 1973. С. 336−340.
  80. Ф 86. Маршал А. Принципы экономической науки Т.1: Пер. с англ. — М.:
  81. Прогресс, 1993.-С. 321, 415,416.
  82. А. Принципы экономической науки Т.2: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.-310 с.
  83. А. Принципы экономической науки Т.З: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.-351 с.
  84. М. Факторы риска в АПК и оценка эффективности инвестиционных проектов // АПК: экономика, управление, 2003, № 3, с. 35−39
  85. Методика нормирования работ в информационно-консультационной службе АПК России. М.: АМБ-агро, 1999.
  86. В.В. Крестьянский вопрос в России: Прошлое, настоящее, будущее.Ч.1. Исторические этапы крестьянского вопроса в России. М.: Агропромпресс, 1999.-255с.
  87. В.В. Крестьянский вопрос в России: Прошлое, настоящее, будущее.Ч.2.Крестьянство в канун третьего тысячелетия. М.: Агропромпресс, 1999.- 307 с.
  88. И. Информационно-консультационное обслуживание Ф сельхозтоваропроизводителей // Экономика сельского хозяйства России.1998.-№ 6.-С. 27.
  89. И. М. Конъюнктура рынка услуг и планирование деятельности ИКС, Информационный бюллетень Минсельхоза России, 2000.-№ 7−8, с. 51.
  90. И.М. ИКС Ленинградской области. Организация и становление // Сельскохозяйственные вести. 1997. — № 1. — С. 7−11.
  91. И.М. ИКС сельскохозяйственные товаропроизводителей // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 6. — С. 27.
  92. И.М. Опыт Нижегородской области в создании сельскохозяйственной ИКС // Сельскохозяйственные вести. 1997. -№ 1. — С. 15−16.
  93. И.М. Опыт работы ИКС Ленинградской области: Информационный бюллетень. М.: Минсельхозпрод, 1999. — № 9−10. — С. 45−49.
  94. И.М. Проблемы становления системы ИКС АПК России // Сельскохозяйственные вести. 1997. — № 2−3. — С. 16−22.
  95. Т. Региональная информационно-консультационная служба // Экономика сельского хозяйства России, 2003, № 7, с. 15
  96. А. Совершенствование внутрихозяйственных производственных отношений в сельскохозяйственных предприятиях // АПК: экономика и управление. 2001. № 2.
  97. В.П. Перспективы развития информационно-консультационной службы региона (на примере Тверской области) // Аграрная Россия, 1998. — № 1. — С. 29−33.
  98. Е. Интенсификация сельского хозяйства в рыночных условиях // АПК: экономика и управление. 2001. № 4.t
  99. Основы организации и функционирования информационно-консуль-¦ тационной службы в АПК / под ред. В. М. Кошелева. М., 1999. — 272 с.
  100. В. Повышение инновационной активности агропредприятий // Экономика сельского хозяйства России, 2003, № 3, с. 6
  101. А. Государственная поддержка малого предпринимательства в АПК и сельского развития // АПК: экономика, управление, 2003, № 1, с. 10−15
  102. С. Инновационное развитие агропромышленных систем // АПК: экономика, управление, 2003, № 7, с. 39−44
  103. Поле-агроном-компьютер: экспертные системы в сельском хозяйстве. -М.: ВО Агропромиздат, 1990. 64с.
  104. Положение о районном информационно-консультационном центре (Р* Н. ИКЦ). М.: АМБ-агро, 1999. '
  105. Положение об учебно-методическом совете информационно-консультационной службы АПК России. М.: АМБ-агро, 1999.
  106. В.Е. Интерактивные обучающие программы: новые возможности в работе информационно-консультационных служб. Информационный бюллетень Минсельхозпрода России №№ 3−4/99, с. 38.
  107. А.П. Консалтинг инфраструктура профессиональной поддержки бизнеса // Инвестиции в России. — 1994. — № 1. — С. 54−58.фд 116. Посадский А. П. О рыбаке и рыбке в море консалтинга // Деловой мир.- 1994. 8 окт.
  108. А.П., Пресняков В. Ю. Консалтинг инструмент укрепления Ф позиций России в сфере внешнеэкономических связей // Экономика икоммерция. 1994. — Вып. 4.
  109. А.П., Пресняков В. Ю. Консалтинг новое обеспечение внешнеэкономической деятельности в России // Внешняя торговля. — 1995.- № 1. С. 15−18.
  110. А.П., Пресняков В. Ю. Консалтинг и внешнеэкономические связи России // Международный бизнес России. — 1995. -№ 1. С. 3−5.
  111. А.П., Хайнин С. В. Консалтинг в России // Деловой мир. —1993.- С. 5−7.
  112. А.П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для 'менеджеров и предпринимателей.-М.: Финстатинформ, 1995.- 174 с.
  113. Пособие для консультантов информационно-консультационных служб.- Сергиев Посад, ВАКЗО НП Центр Гражданских Инициатив -Агроинициатива, 1999.
  114. Д. Начало политической экономии и налогового обложения. $ Соч. В 3-х т.Т. 1.-М., 1995.-86 с.
  115. Г. Аграрная наука и запросы хозяйственной практики // АПК: экономика, управление, 2003, № 3, с. 3−7
  116. Румянцев 3., Алешников В. Становление рынка управленческого консультирования // РЭЖ. -1993. С. 44−53.
  117. .А. Информационно-консультационная служба в АПК /тезисы лекций/- М., 1999.
  118. .А., Нерсесян Н. В. Работа районных информационно-Ф консультационных служб. Информационный бюллетень Минсельхозпрода
  119. России, 1999. № 7−8, с. 48.
  120. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. 2-е изд, испр.- Мн.: Новое знание, 2002. — 687 с.
  121. В., Попова О. Проблема диспаритета цен и направления ее Ф конструктивного решения // АПК: экономика, управление, 2003, № 8, с. 49−53
  122. Д. Структура и динамика доходов и расходов в крестьянских (фермерских) хозяйствах // АПК: экономика, управление, 2004, № 2, с. 53−62
  123. В., Самородский С. Государственное регулирование развития АПК // Экономика сельского хозяйства России, 2003, № 1, с. 14
  124. И. С. Роль аграрной науки в информационном обеспечении информационно-консультационной службы АПК, Информационныйбюллетень Минсельхозпрода России, 2000. № 5−6, с. 64.
  125. Сборник нормативно-методических материалов по развитию и деятельности информационно-консультационной службы АПК. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001.
  126. Ю.Д. Советы фермеру-животноводу. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. -413 с.
  127. Н. Инновационные процессы в АПК // Экономика сельского хозяйства России, 2003, № 1, с. 6
  128. А., Бондаренко В. Повышение эффективности ^ агропроизводетва в рыночных условиях // АПК: экономика, управление, 2002, № 12, с. 29−33
  129. С., Зюзина Н. Формирование эффективной системы консалтинга в АПК // АПК: экономика, управление, 2003, № 12, с. 39−44
  130. А. Опыт создания учебно-научно-производственных формирований // АПК: экономика, управление, 2002, № 4, с. 20−27
  131. А.Н., Селиванова Г. П. Учет и налогообложение в фермерских хозяйствах. М.: Финансы и статистика, 2004. — 88 с. ф 140. Служба сельскохозяйственного обучения и консультирования. Пример
  132. Кыргызстана. Люксембург: Офис официальных изданий Европейского сообщества, 1996, — 48 с.
  133. П.В., Ораевская Г. А. Анализ хозяйственной деятельности с/х предприятий: учебник. М.: Финансы и статистика, 1991. — 304 с.
  134. ., Козлов В. Роль и место информационно-консультационной службы в системе АПК Региона // АПК: экономика, управление. 1998. -№ 11.-С. 22.
  135. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993.-572 с.
  136. Состояние и тенденции развития информационного обеспечения АПК. ^ Научный доклад. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. 61 с.
  137. В.В. Развитие индивидуального сектора экономики Саратовской области. Саратов, 2004.
  138. Н.Г., Кукина М. А. Методы системного анализа финансового состояния с/х предприятия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2000. № 10, — с. 18−22
  139. И. Совершенствовать государственную аграрную политику // АПК: экономика, управление, 2003, № 11, с. 3−9
  140. И. Социально-экономические проблемы развития АПК России ф) // АПК: экономика, управление, 2003, № 4, с. 9−20
  141. И.Г. Формирование рациональных систем управления в АПК. М.: Экономика и информатика, 1999. -368 с.
  142. А.И. Система консультационной службы в сельском хозяйстве Германии: Информационный бюллетень МСХП РФ. М.: Информагротех, 1997. — № 7−8.
  143. Е. К. Информационно-консультационная служба по сельскому хозяйству как инструмент политики развития сельского хозяйства и
  144. Щ сельских районов, Информационный бюллетень Минсельхозпрода1. России, 2000. 5−6, с. 68t
  145. Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: «Дело и сервис», 2004, 240 с.
  146. Ю.А. и др. Агромаркетинг и консалтинг: Учеб. Пособие/ -М.:ЮНИТИ, 2000. 637 с.
  147. А.В. Государственный коллективизм и крестьянская кооперация // Кооперативная жи^нь. 1920. — № 1−2. — С. 12.
  148. А.В. Избранные произведения. — М.: Московский рабочий, 1989.-188 с.
  149. А.В. Краткий курс кооперации. М.: Кооп. изд., 1925.
  150. А.В. Крестьянское хозяйство: Избранные труды / под ред.• Абалкина J1 .И. М.: Экономика, 1989. — 492 с.
  151. А.В. О сельскохозяйственной кооперации. — Саратов, 1989. 36 с.
  152. А.В. Основные идеи и методы общественной агрономии // Избранные произведения. М.: Московский рабочий, 1989.
  153. А. Демография и Занятость населения в Поволжье //АПК: экономика, управление, 2002, № 12, с. 4−12
  154. Г. Основные аспекты информатизации сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России, 2003, № 4, с. 23−24
  155. И. Теория экономического развития. (Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  156. Экономика сельского хозяйства: Учеб. Пособие / Под ред. И.А.ф Минакова. М.: Колос, 2000. 323 с.
  157. Экономическая статистика: учебник для ВУЗов / под ред. Иванова Ю. Н. м.: Инфра. — М. 1999. — 790 с.
  158. К. Информация и экономичесское поведение // Вопросы экономики. 1998. — № 5. — С. 98−108.
  159. Р.К., Хабакук М. Я., Лейман Я. А. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1988. — 239 с.
  160. Rogers, Е.М. and Shoemarker, F.F. (1971) Communikation of Innovations, Free Press, New York. l
Заполнить форму текущей работой