Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование системы управленческого учета на автотранспортных предприятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведен анализ действующей на момент обследования системы учета затрат и доходов трех автотранспортных предприятий Самарского региона и сделан вывод о несостоятельности традиционных методов учета расходов и доходов для целей управленческого учета. Выявлены предпосылки к формированию системы аналитического учета затрат и доходов по центрам ответственности на автотранспортных предприятиях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
    • 1. 1. Сущность, содержание системы управленческого учета и ее роль в управлении автотранспортным предприятием
    • 1. 2. Необходимость формирования системы управленческого учета в автотранспортных организацлях с целью комплексного учетно-информационного обеспечения управления
    • 1. 3. Факторы, определяющие организацию системы управленческого учета, и влияние специфики производственной деятельности автотранспортных предприятий на систему управленческого учета
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
    • 2. 1. Анализ отечественного опыта организации управленческого учета и проблемы построения системы управленческого учета на российских автотранспортных предприятиях
    • 2. 2. Проблема интеграции финансовых и нефинансовых показателей в рамках стратегического управленческого учета
    • 2. 3. Анализ организации учета затрат и доходов на автотранспортных предприятиях и предпосылки для формирования системы учета результатов деятельности по центрам ответственности
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

3.1. У четно-аналитическая модель взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей деятельности автотранспортного предприятия и последующие этапы комплексного построения системы управленческого учета.

3.2 Методика учета затрат и доходов по центрам ответственности автотранспортной организации в условиях нормативного метода.

3.3. Система элементов и факторов, обусловливающих особенности построения управленческого учета.

Формирование системы управленческого учета на автотранспортных предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Автомобильный транспорт как составная часть транспортного комплекса страны, осуществляя перемещение грузов по России и за ее пределами, обеспечивает экономические связи между отраслями, районами и странами, а также способствует успешному функционированию отраслей национальной экономики.

В условиях рынка перед автотранспортными предприятиями стоит задача повысить эффективность своей работы и быть конкурентоспособными в стремительно изменяющейся внешней среде.

Наряду с поиском путей эффективного использования ресурсов автотранспортные предприятия сталкиваются с проблемами выбора стратегии развития организации и определения рациональных сфер деятельности, прогнозирования и внедрения новейших технологий перевозки грузов и обслуживания клиентов, создания интегрированной модели управления организацией на основе современной системы информационного обеспечения.

В рамках указанных проблем большую значимость имеют вопросы формирования системы управленческого учета автотранспортных предприятий с целью достижения информационно-аналитического обеспечения всех уровней управления релевантной (внутренней и внешней) информацией для принятия своевременных и эффективных стратегических и оперативных решений.

Адекватность системы управленческого учета требованиям управления автотранспортными предприятиями во многом определяется правильным выбором его элементов, комплексным и последовательным их внедрением, организацией учета затрат и доходов по местам их возникновения и центрам ответственности, а также степенью интегрированности финансовых и нефинансовых показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Новый подход к вопросам хозяйствования, предполагающий использование новых принципов, способов, форм и методов управления автотранспортными предприятиями, предъявляет новые, повышенные требования к экономической информации, которая в форме обратной связи способствует выработке оптимальных управленческих решений.

Оптимальность процесса управления в современных условиях ориентирована на комплексное воздействие со стороны производственных и управленческих подразделений автотранспортных предприятий на управляемый объект, что требует создания полной информационной модели относительно конкретного объекта управления. Поэтому при формировании системы управленческого учета необходимо обеспечить сопряженность и взаимосвязь различных информационных систем как основы для взаимодействия всех функций управления.

Возрастание значения рационального использования всех имеющихся ресурсов и отсутствие в экономической литературе единства мнений относительно формирования системы управленческого учета применительно к новым экономическим и организационно-техническим условиям управления экономикой автотранспортных предприятий определяют актуальность и значимость темы данного исследования.

Степень разработанности проблемы. К решению проблемы организации управленческого учета, его роли в системе информационного обеспечения управления предприятием обращались многие исследователи. Большой вклад в развитие теории организации управленческого учета внесли такие видные ученые, как: А. Ф. Аксененко, М. И. Баканов, П. С. Безруких, М. А. Бахрушина, О. Н. Гальчина, Н. Г. Данилочкина, О. В. Ьфимова, В. Б. Ивашкевич, О. Д. Каверина, Т. П. Карпова, И. Г. Кондратова, С. А. Николаева, В. Д. Новодворский, О. П. Осипенкова, В. И. Осипов, В. Ф. Палий, 3. Рахман, Я. В. Соколов, Е. А. Стоянов С.А. Стуков, В. И. Ткач, И. П. Ульянов, А. Д. Шеремет, Т. В. Шишкова и др. Значимы заслуги в становлении и развитии научных основ управленческого учета Д. Ч. Гаррисона, К. Друри, Р. Каплана, Д. Нортона, Ч. Т. Хонгрена, Дж. Фостера, Дж.К. Шима, Дж.Г. Сигела, У. Кита, Г. Эммерсона и др.

Отдавая должное большому вкладу данных ученых в решение исследуемой проблемы, необходимо отметить, что ряд вопросов до настоящего времени остается нерешенным или носит дискуссионный характер. К ним, в частности, относятся: предметная область управленческого учета, формы и проявления его элементов, группировка, постатейная номенклатура и порядок отражения в учете фактических и нормативных затрат и доходов по центрам ответственности, недостаточное внимание к отраслевым, технологическим и организационным особенностям предприятий.

Указанные и другие причины не позволяют в полной мере реализовать оперативные, тактические и стратегические задачи, связанные с управлением расходами и доходами автотранспортных предприятий.

Особенно остро недостаточность информации стала чувствоваться в условиях развития рыночных отношений и конкуренции между производителями, что побуждает к поиску более активных методов воздействия со стороны всех служб предприятия и конкретных исполнителей.

Отсутствие системного подхода к решению сложной проблемы организации управленческого учета, ее научная и практическая значимость в повышении эффективности хозяйствования автотранспортных предприятий в условиях быстроизменяющихсм внутренних факторов и внешней среды обусловили цель, задачи и структуру исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования являются обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций по формированию системы управленческого учета на автотранспортных предприятиях, адаптированных к современным условиям хозяйствования.

Такая целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

— раскрыть сущность, содержание, роль системы управленческого учета в управлении автотранспортным предприятием;

— сформулировать общие принципы построения сбалансированной системы показателей, необходимой для информационной поддержки постановки и достижения долгосрочных стратегических целей организации;

— исследовать проблемы интеграции финансовых и нефинансовых показателей в рамках управленческого учета на автотранспортных предприятиях;

— разработать этапы построения системы управленческого учета как комплексного процесса;

— определить влияние технологических и организационных особенностей автотранспортных предприятий на формирование учетной информации в системе управленческого учета по центрам ответственности;

— провести анализ действующей системы организации учета затрат и доходов на автотранспортных предприятиях, осуществляющих грузоперевозки, и выявить предпосылки для формирования системы учета результатов деятельности по центрам ответственности;

— предложить методику учета затрат и доходов по центрам ответственности автотранспортной организации в условиях применения нормативного метода учета затрат;

— дать рекомендации по определению необходимых элементов системы управленческого учета в зависимости от факторов, обусловивших особенности и информационные потребности автотранспортных предприятий.

Область исследования. Работа проведена в рамках специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика». Паспорт специальностей ВАК (экономические науки): 1.7 Адаптация различных систем бухгалтерского учета. Их соответствие международным стандартам. 1.8 Бухгалтерский учет в организациях различных организационно-правовых форм, всех сфер и отраслей. 1.9 Проблемы учета затрат и калькулирования себестоимости, методы ее статистического анализа.

Предмет исследования. Предметом исследования диссертационной работы является совокупность теоретических, методических и практических вопросов формирования системы управленческого учета на автотранспортных предприятиях.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования выступают автотранспортные предприятия Самарской области. В качестве базовых выбраны предприятия: ОАО «АвгоВазтранс», ООО «БИ-ТРАНС», ООО «Б-ТРАНС», ООО «Автотранс» .

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по бухгалтерскому учетумеждународные стандарты финансовой отчетноститруды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные проблемам формирования системы управленческого учета.

В процессе написания диссертационной работы применялись как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, историческое сравнение, абстрагирование, моделирование, аналогия), так и специальные (экономический анализ, прогнозирование) методы познания.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна проведенного исследования состоит в теоретическом обосновании и построении системы управленческого учета автотранспортных предприятий в соответствии с требованиями комплексного подхода к учетно-информационному обеспечению современного управления.

В ходе исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты:

— уточнено понятие управленческого учета как элемента системы учетно-информационного обеспечения управления предприятием;

— сформулированы общие принципы построения сбалансированной системы показателей, позволяющей консолидировать информацию, необходимую для определения стратегических целей организации, и доводить ее до сотрудников всех уровней, контролировать и осуществлять мониторинг реализации избранной стратегии;

— установлены качественные характеристики взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей деятельности автотранспортного предприятия в рамках управленческого учета, позволяющие сформулировать стратегические цели;

— разработаны этапы последовательного комплексного построения системы управленческого учета на автотранспортном предприятии;

— определены центры ответственности для целей формирования учетной информации о доходах и затратах в системе управленческого учета согласно предложенной схеме подразделения технологических процессов, образующих услугу перевозки грузов автомобильным транспортом;

— разработана методика учета затрат и доходов деятельности центров ответственности автотранспортного предприятия на счетах управленческого учета при использовании нормативного метода;

— предложена система элементов и факторов, обусловливающих особенности построения управленческого учета на автотранспортных предприятиях.

Практическая значимость результатов исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе теоретические положения и практические рекомендации направлены на проведение мероприятий на уровне отдельных автотранспортных предприятий по повышению эффективности оказываемых услуг посредством совершенствования управления процессом потребления ресурсов на основе улучшения учетно-информационного отражения расходов и доходов. Предлагаемая в диссертации концепция построения системы управленческого учета отвечает современным условиям хозяйствования и наиболее полно удовлетворяет информационные запросы менеджеров, осуществляющих контроль и регулирование расходов и доходов.

Результаты, полученные в ходе исследования, способствуют развитию теории и практики формирования системы управленческого учета на автотранспортных предприятиях применительно к современным условиям хозяйствования.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях: «Проблемы глобализации современного общества» (Самара), «Стратегическое управление инновационным развитием экономики России» (Санкт-Петербург), «Актуальные проблемы социально-экономического развития. Территориальные и отраслевые аспекты» (Тольятти), «Конкурентоспособность предприятий и организаций» (Пенза), «Трансформационные процессы современного общества» (Самара).

Основные положения диссертации изложены в 12 печатных работах общим объемом 6,0 печ. л.

Результаты диссертационной работы использованы в практике работы ООО «Автотранс», ООО «БИ-ТРАНС» и в учебном процессе Самарского государственного экономического университета по дисциплинам «Бухгалтерский управленческий учет», «Контроллинг», «Управление затратами», «Экономический анализ», а также в системе повышения квалификации специалистов и руководящего состава персонала.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, отражены в публикациях автора, предложены для внедрения и внедряются в практику деятельности коммерческих предприятий автотранспортного обслуживания, используются в учебном процессе в Тольяттинском филиале Самарского государственного экономического университета.

Сложность, многоаспектность и важность исследуемой проблемы формирования системы управленческого учета для учетно-информационного обеспечения управления, обуславливает необходимость продолжения разработок методик формирования управленческого учета, приемлемых для внедрения в отечественных условиях хозяйствования и способствующих повышению эффективности управления предприятием.

Цель представленного исследования в данной работе внести определенный вклад в решение указанной проблемы для повышения конкурентоспособности и долгосрочной устойчивости автотранспортных предприятий в условиях современного рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях современной глобальной рыночной экономики повышаются требования к учетно-аналитическому обеспечению всех уровней управления автотранспортных предприятий релевантной информацией для принятия своевременных и эффективных стратегических и оперативных решений.

В диссертации сделана попытка разработки новых подходов к комплексному поэтапному формированию на автотранспортных предприятиях системы управленческого учета, как современной информационно-аналитической базы для управления организацией.

В результате диссертационного исследования:

1. Раскрыта сущность, содержание и роль системы управленческого учета в управлении автотранспортным предприятием. Проанализированы различные подходы к управленческому учету, уточнен вариант его трактовки как самостоятельного вида учета, который представляет собой систему учетно-информационной поддержки управления предприятием, основанную на переработке и передаче информации о внешней и внутренней среде хозяйственной деятельности организации, включающую не только фактические, но также оперативные и прогнозные данные. Отмечены некоторые отличия целей и задач управленческого учета от целей и задач финансового учета. Если цель финансового учета — составление финансовых документов для внешних пользователей, которая достигается в результате решения таких задач, как: отражение фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств, определение общих финансовых результатов деятельности, то целью управленческого учета является обеспечение необходимой информацией менеджеров всех уровней для выполнения ими функций управления. Поэтому его задачи состоят в отражении и анализе факторов, обстоятельств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия. Несколько отличается и методический подход к детализации данных в аналитическом учете, который сводится в финансовом учете к испытанным методам производственного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг, а издержки производства в управленческом учете детализируются по хозяйственным и географическим сегментам, подразделениям организации, центрам ответственности, инвестиционным операциям и т. д.

Вместе с тем, указанные особенности управленческого учета не препятствуют, использованию им информации и методов не только бухгалтерского учета, но также статистического, оперативного и налогового учета. Более того, управленческий учет ориентирован на гармонизацию всех видов учета и интеграцию учетных данных с целью повышения степени информационного обеспечения управления предприятием.

2. Обоснована необходимость формирования системы управленческого учета в автотранспортных организациях с целью комплексного учетно-аналитического обеспечения управления внутренней и внешней информацией для принятия менеджерами своевременных и эффективных стратегических и оперативных решений. Значимость информационного обеспечения возрастает в рамках проблем, с которыми сталкиваются в условиях современного рынка автотранспортные предприятия в поиске путей эффективного использования ресурсов, прогнозирования и внедрения новых технологий перевозки грузов, завоевания предпочтений потребителей. Кроме того, несмотря на обязанность бухгалтерского учёта обеспечивать информацией внутренних пользователей организации, предусмотренную Федеральным Законом «О бухгалтерском учёте» ст. 1 [1], непосредственное использование данных бухгалтерского учета для нужд управления затруднено по следующим причинам:

— ретроспективный характер ведения бухгалтерского учета;

— необходимость использования данных для оценки альтернативных действий;

— необходимость формирования информации с разным уровнем обобщения в зависимости от уровня управления;

— возрастание значения оперативной информации.

Учитывая выше перечисленные причины затруднений использования бухгалтерских данных для нужд управления и преимущества, которые предоставляет для управления система управленческого учета, в работе сделан вывод о необходимости ее формирование на автотранспортных предприятиях.

3. Исследованы и классифицированы факторы, влияющие на формирование системы управленческого учета в автотранспортных организациях. К внешним факторам отнесены политические, экономические, научно-технический прогресс, социальные, конкурентные и международные факторы. Среди множества внутренних факторов, определяющих выбор, форму и структуру системы управленческого учета, выделены и охарактеризованы группы технико-технологических, организационных, кадровых факторов и факторов, связанных с информационными технологиями.

Для определения процессов и направлений, которые будут являться объектами учета затрат при формировании системы управленческого учета в автотранспортных организациях автором выделены возможные центры ответственности, соответствующие местам возникновения затрат и сфере ответственности, а также определены счета для группировки затрат на основании разделения производственного процесса доставки грузов автомобильным транспортом на виды деятельности. Так, к основному виду деятельности автотранспортного предприятия отнесены следующие технологические процессы: транспортировка до пункта назначенияк вспомогательному производству — погрузка, разгрузка, хранение и выдача груза, техническое обслуживание автотранспорта и т. д. Предложено выделение таких центров ответственности, как: отдел перевозок — центр нормативных затрат, экспедиторский отдел — центр прибыли, ремонтные мастерские — центр затрат и др.

На основании проведенных исследований и руководствуясь принципом группировки производственных затрат, исходя из степени однородности выполняемых функций, автором предложено на автотранспортном предприятии использовать попроцессный метод учета затрат и калькулирования перевозок в сочетании с нормативным методом, а информацию о затратах формировать в системе управленческого учета в разрезе центров ответственности на соответствующих счетах.

4. Проанализирован отечественный опыт организации управленческого учета и сделан вывод, что управленческий учет как единая интегрированная система информационного обеспечения управления предприятием, использующая методы учета, анализа, нормирования, планирования и контроляпредоставляющая необходимую информацию для решения не только оперативных, текущих задач, но и достижения стратегических целей, не мог возникнуть в централизованной плановой экономике. Однако отечественной теорией и практикой были глубоко проработаны вопросы, связанные с калькулированием себестоимости продукции. Так, разработан и применяется на практике многими предприятиями нормативный метод учета, во многом схожий на систему учета «Стандарт-кост», используемую в управленческом учете. Существующие наработки отечественных ученых и практиков в области внутреннего хозяйственного расчета, порядка разработки техпромфинплана (подобного процессу бюджетирования), а сегодня — это наработки в системе бизнес-планирования, являются весомой предпосылкой для формирования системы управленческого учета в российских автотранспортных организациях.

Автором проанализированы проблемы общего и частного характера, возникающие при формировании системы управленческого учета на отечественных предприятиях в целях повышения уровня информационного обеспечения управления и предложено комплексное решение этих проблем на трех уровнях: на уровне общества (государства), на уровне организации и на уровне отдельной личности и та индивида, представленное схематично.

В работе подчеркивается, что в настоящее время развитие управленческого учета в России следует по двум крупным направлениям. Первое — адаптация приемов и методик, давно апробированных в мире, и второе — экспериментальные разработки по направлениям, перспективным и для западных предприятий [49, с.59].

5. Исследованы проблемы интеграции финансовых нефинансовых показателей в рамках стратегического управленческого учета, развитие которого в целях учетно-информационного обеспечения стратегического управления организации предполагает всесторонний анализ не только внутренней, но и внешней среды, в которой действует организация. Включение в учетную систему нефинансовых показателей деятельности организации, количество которых резко увеличивается в связи со стремительно изменяющимися условиями внешней среды, привело к возникновению проблемы связывания между собой финансовых и нефинансовых показателей деятельности предприятия. Кроме того, обозначилась проблема выделения из массива финансовой и нефинансовой информации ключевых показателей, пригодных для перевода стратегии на язык конкретных и понятных для персонала цифр.

Назревшая потребность в информационной поддержке формулирования и достижения долгосрочных стратегических целей автотранспортных предприятий, и в связи с этим, необходимость решения проблемы взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей, привели автора к разработке учетно-аналитической модели взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей автотранспортного предприятии на основе методики Системы Сбалансированных Показателей.

6. Разработана для автотранспортного предприятия Автотранс учетно-аналитическая модель взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей, а также выделены общие принципы внедрения данной модели, конкретизированы базовые ее показатели, способы расчета и источники информации с целью создания учетно-аналитической схемы информационного обеспечения стратегического управления и решения проблемы связи стратегии и оперативного управления с помощью конкретных показателей.

Построенная автором учетно-аналитическая модель взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей автотранспортного предприятия позволяет проанализировать и преобразовать большой объем финансовых и нефинансовых данных, получаемых из множества информационных систем организации в информацию, доступную для понимания и использования. Выявленные качественные характеристики взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей позволяют: во-первых, увязать вопросы учета с показателями эффективности предприятия и присвоить им приоритеты для оптимального управления бюджетными средствами исходя из стратегииво-вторых, определить центры ответственности за процессом формирования расходов и доходов предприятияв-третьих, оптимизировать внутренние резервы и сопоставить их со стратегией.

7. Разработаны этапы комплексного формирования системы управленческого учета на примере исследуемого автотранспортного предприятия в связи с тем, что освещенные в экономической литературе аспекты процесса организации управленческого учета не носят характер последовательной и комплексной методики внедрения. На первых этапах, при разработке автором у 1етно-аналитической модели взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей автотранспортного предприятия, была описана и оценена эффективность процессов и определены стратегические цели. На последующих этапах предложена корректировка организационной структуры предприятия, разработана схема финансовой структуры и соответствующее Положение, закрепляющее ответственность и полномочия руководителей различных центров финансовой ответственности, внесены предложения по совершенствованию информационной базы управленческого учета и системы управленческой отчетности. Предложен состав генерального (общего) бюджета организации, подразделяющийся на два блока: операционный и финансовый бюджеты. При этом автором подчеркнута важность осуществления внедрения элементов и подсистем управленческого учета поэтапно и системно, придерживаясь целостного подхода в решении при этом экономических, технологических, социальных, психологических вопросов, и одновременно принимая меры по обучению персонала и усилению его мотизации.

8. Проведен анализ действующей на момент обследования системы учета затрат и доходов трех автотранспортных предприятий Самарского региона и сделан вывод о несостоятельности традиционных методов учета расходов и доходов для целей управленческого учета. Выявлены предпосылки к формированию системы аналитического учета затрат и доходов по центрам ответственности на автотранспортных предприятиях, обеспечивающей индивидуальную персональную ответственность каждого должностного лица и работника за результаты производства на своем конкретном участке и рабочем месте. Такими предпосылками является, во-первых, потребность руководства разных уровней в своевременном и правильном отражении фактических затрат по соответствующим статьям, подразделениям, видам перевозок, маршрутам, а также их отклонений от норм, нормативов, смет, что подтвердили 72% опрошенных руководителей автотранспортных предприятий и экономических служб. Во-вторых, готовность высшего руководства формировать систему управленческого учета на предприятии и финансировать проект ее внедрения, о чем свидетельствуют начатые работы на каждом исследуемом предприятии по формированию некоторых элементов системы управленческого учета. В третьих, наличие квалифицированных кадров в бухгалтерии, планово-экономическом и диспетчерском отделах предприятий, при соответствующей подготовке которых возможно организовать управленческий учет затрат и доходов по центрам ответственности.

9. Предложена методика учета затрат и доходов по центрам ответственности автотранспортного предприятия в условиях применения нормативного метода учета затрат. Разработка данной методики вызвана недостаточно полными на сегодняшний день исследованиями вопросов о группировке, содержании постатейной номенклатуры затрат, об учетных процедурах отражения фактических данных и отклонений от бюджетов в разрезе центров ответственности на счетах управленческого учета в автотранспортных организациях.

Суть предложенной методики организации учета затрат заключается в формировании единой системы счетов бухгалтерского и интегрированного управленческого учета с использованием счетов 37 «Отражение общих затрат» и 27 «Распределение отклонений», которая обеспечивает двойной контроль фактических расходов. На счете 37 есть возможность контролировать общие суммы расходов по экономическим элементам, на счете 27 обеспечивается дополнительный контроль со стороны менеджеров, сумм выявленных отклонений фактических затрат от бюджетных их значений в разрезе центров затрат, центров ответственности и статей затрат. Данная методика направлена на повышение эффективности управления по отклонениям по центрам ответственности, в условиях интегрированной обработки информации на основе гармонизации учетных подсистем.

Автором выделены восемь центров ответственности. Разработана номенклатура статей затрат по каждому центру ответственности и предложено группировать и отражать затраты по выделенным центрам на соответствующих счетах: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы».

Учет доходов по центрам прибыли и доходов автор предлагает организовать в управленческом учете на счетах аналитического учета, детализирующих информацию на счете 90 «Продажи», субсчет 90−1 «Выручка». Возможна группировка выручки по договорам с клиентами, по основным маршрутам, и другим основаниям, необходимым для контроля и оперативного управления. Контроль выручки производится в соответствии с утвержденными бюджетами продаж.

Предложенный порядок учета выручки по центрам ответственности предоставляет реальную возможность осуществления контроля доходов в сопоставлении с утвержденными бюджетами продаж на исследуемом автотранспортном предприятии.

10. Разработана система элементов и факторов, обусловливающих особенности построения управленческого учета, в целях облегчения правильного выбора элементов его системы автотранспортными предприятиями в условиях отсутствия разработанной методологии построения и недоступности информации об успешном внедрении из-за ее конфиденциальности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ гл. 40. М.: Гном-Пресс, 1997.
  2. Федеральный Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» // Финансовая газета. 1996. № 49.
  3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ Электронный ресурс.: Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н // Консультант Плюс: справ, правовая система. Версия Проф. Заглавие с экрана.
  4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)" Электронный ресурс.: Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н // Консультант Плюс: справ, правовая система. Версия Проф. Заглавие с экрана.
  5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″ Электронный ресурс.: Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н // Консультант Плюс: справ, правовая система. Версия Проф. Заглавие с экрана.
  6. Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н // Консультант Плюс: справ, правовая система. Версия Проф. Заглавие с экрана.
  7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ Электронный ресурс.: Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № ЗЗн // Консультант Плюс: справ, правовая система. Версия Проф. Заглавие с экрана.
  8. Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте Электронный ресурс.: Приказ Минтранса РФ от 24.06.2003 № 153 // Консультант Плюс: справ, правовая система. Версия Проф. — Заглавие с экрана.
  9. Устав автомобильного транспорта РСФСР Электронный ресурс.: утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 г. № 12 в ред. от 28. апреля1995 г. // Консультант Плюс: справ, правовая система. Версия Проф.
  10. И. Правильное решение!: Как строить систему управленческого учета // Бухгалтер и компьютер. 2003. № 10. С. 14−20.
  11. И. Особенности управленческого учета в России. -www GAAP.
  12. Автомобильные перевозка: Правовая основа, учет, налогообложение: Законодательные и другие нормативные акты, образцы договорно-правовых документов, комментарии специалистов.- М.: Б.и., 2001. 160 с. (Б-ка Российской газеты: вып. 12).
  13. Н., Адамова Г. Концепция, сущность и функции управленческого учета // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007.№ 17.
  14. А.Ф., Новиков В. В., Полякова С. И. Внутрихозяйственный расчет (Ответственность и оценка результатов).- М.: Экономика, 1988. 239 с.
  15. А. Управленческий учет: принципы и практика: Пер. с англ. Под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 546 с.
  16. П. Управленческий учет: техника внедрения // Консультант.2005. № 19.
  17. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2000.
  18. Баринов В.А.и Харченко B. J1 Стратегический менеджмент, М.: 2005.
  19. О.Ш., Фурманов Д. В., Колотыгина A.B., Минина C.B. Развитие системы управления и постановка контроллинга на ОАО «Высокогорский ГОК» // Контроллинг. 2004. № 4.
  20. Д. Грядущее постиндустриальное общество, М.: 1999.
  21. И.П. Особенности управленческого учета на российских предприятиях // Финансовый директор. 2003. № 2.
  22. ., Галецкий В. Развитие сферы услуг и экономический рост // Российский экономический журнал. 2000. № 10.
  23. H.A. Система сбалансированных отчетов и концепция балансового управления экономическими процессами. Дис. докт. экон. наук. Ростов н./Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998. — 376 с.
  24. А. Учет расходов при перевозке грузов // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2006. № 15.
  25. Н.В., Василевич И. П. Современные тенденции управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 18. С. 53−58.
  26. М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 533 с.
  27. М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2000.
  28. О.С. Стратегическое управление, М.: Гардарика, 2002.
  29. Д.Ч. Стандарт-кост. Система нормативного учета себестоимости. Л.: Союзоргучет, 1933.
  30. И.В. Бухгалтерский учет поступления и расходования горюче-смазочных материалов на все виды транспортных средств, которые состоят и не состоят на учете у предприятия" // Консультант Бухгалтер. 1999. № 4.
  31. Г. П., Маркарьян С. Э., Маркарьян Э. А., Шумилин Е. П. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: Практикум. Серия «Экономика и управление». Ростов н./ Д.: издательский центр «МарТ», 2002. — 160 с.
  32. А., Нефедьева Ю. Сбалансированная система показателей // Контроллинг. 2003. № 7.
  33. А.И. Экономический анализ. СПб.: Питер, 2003. — 176 е.: ил. (Серия «Краткий курс»).
  34. Н. Рационализация инструментов системы управленческого учета, анализ и принятие решений // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2004. № 3. С. 14.
  35. Л.Ю. Современные технологии организации системы управленческого учета. Электрон, дан. — БИТ-СПб, 8рЬЫп1Ьрго/брЬ/ш. — Заголовок с экрана.
  36. И., Авраамова Е., Тубалов В. Факторы создания добавленной стоимости российскими предприятиями // Вопросы экономики. 2002. № 6.
  37. И.Э. Бюджетирование в системе управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2004. № 4 С. 50−55.
  38. Друри К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ.- Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 1071с.
  39. Л. А. Контроль как одна из функций управленческого учета // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 4 С. 48−51.
  40. В.Н. Автомобильный транспорт— М.: Знание, перспективы. 1981./Новое в жизни, науке и технике/.
  41. М.А., Шустерман Д. М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 392 с.
  42. В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Для вузов. М.: Экономисть, 2004. — 618 с.
  43. В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет.2000. № 5.
  44. Д. Финансовый контроль: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1998. — 256 с.
  45. Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, метод, процедуры. М.: Финансы и статистика, 2003. — 352 с.
  46. Р., Нортон д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. — М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2004. — 416 с.
  47. Р., Нортон д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2004. — 320 с.
  48. А.Б. Комплекс уникальности и эффективные стандарты российской системы корпоративного управления опережающим развитием предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6.
  49. Т.П. Основы управленческого учета: Учеб. Пособие. М.: Инфра-М, 1997. 392 с.
  50. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2000. 350 с.
  51. Кащеев P. Balanced Scorecard: новое заклинание или стратегия управления? // Управление компанией. 2002. № 9
  52. В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях. Учебник. М.: ИД «Дашков и К», 2001.
  53. В.Э. Проблемы организации управленческого учета на производственных предприятиях потребительской кооперации (теоретические аспекты) М.: МУПК, 2000.
  54. В.Э. Проблемы организации управленческого учета на производственных предприятиях потребительской кооперации (практические аспекты) М.: МУПК, 2000.
  55. А. Тотальное управление деньгами: комплексная система прогнозирования и оптимизации денежных потоков. — СПб: Полигон, 1999. — 448 с.
  56. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя // Вопросы экономики. 2000. № 5.
  57. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1988.- 165 с.
  58. О.И. Ситуационно-матричная бухгалтерия: модели и концептуальные решения. Ростов н./Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. -243с.
  59. H.H., Качкова O.E., Керимов В. Э. Основы организации управленческого учета в коммерческих организациях: Лекция М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг" — М.: МУПК, 2001.-53 с.
  60. И.Г. Основы управленческого учета: Учеб. Пособие.-М.: Финансы и статистика, 2001. 160 е.: ил.
  61. Т.А. Теоретические основы и организационные аспекты управленческого учета: Учебное пособие /Самарск. гос. экон.акад. Самара, 1999. — 124 е.: ил.
  62. Ю.Л. Управленческое консультирование в России / Серия «Бизнес-класс». — Ростов-н/Д: «Феникс», 2004. — 352 с.
  63. Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. Пособие для вузов. -2-е изд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004−511 с.
  64. В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности. М.: Финансы и статистика. 1988.
  65. М.Е., Толкачёва Е. В. Практика бюджетирования на промышленном предприятии // Контроллинг. 2003. № 7.
  66. М.В., Мироносецкий Н. Б. Моделирование финансовой деятельности предприятия / Отв. ред. чл.-кор. АН СССР В. Л. Макаров. — Новосибирск: Наука, 1986. — 294 с.
  67. A.A. Особенности современной методологии внедрения контроллинга в России // Контроллинг. 2002.№ 1.
  68. Е.Г., Андреева Т. Е. Так управленческий учет или. просто бюджетирование: по материалам с конференции ИКФ «АЛЬТ» 27 июня 2003 г. Электрон, дан. — Режим доступа: www GAAP. — Заглавие с экрана.
  69. Л. Контроллинг на предприятии // Открытые системы. 2000. № 1(2)
  70. Л. А. Управление организационными изменениями на основе контроллинга // Контроллинг. 2003. № 2.
  71. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 304 с.
  72. И.В. Сколько стоит управленческий учет? -Электрон, дан. Режим доступа: www/treningoff.ru /article /81/39/ 2004. — Заглавие с экрана.
  73. Г. Н., Бенин А. А. Справочник по управленческому учету. СПб.: Альфа, 2001, — 448 с. ил.
  74. Н.Л. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность в коммерческих организациях. М.: Экзамен. 2004.
  75. Л. Чего не хватает российскому менеджменту? // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4.
  76. Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета. Утверждены Экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России. Протокол заседания от 22.04.2002 г. № 4.
  77. Н.С. «АВ-костинг» пооперационная (функциональная) калькуляция себестоимости продукции // Самарский бухгалтер. 2004. № 9 (52). С.37- 40.
  78. В.В., Гурьевских В. В. Бюджетирование организации и его принципы // Известия АТУ. 2002. № 2.
  79. Н.Ф. Организация эффективного управленческого учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности // Экономический анализ: теория и практика. 2003. № 10 С. 81−85.
  80. Р., Карренбауэр М. Производственный учет (снижение и контроль издержек, обеспечение их рациональной структуры): Пер. с нем. М.: ФБК — пресс, 1996. — 160 с.
  81. Е.Г., Михайлова Н. С. Управленческий учет и стратегическое управление // АИМ-Пресс. Тольятти. -2007. № 7−8 (68).-С. 68−71.
  82. О.л., Алексеева О. В. Управленческий учет: система сбалансированных показателей // Бухгалтерский учет. 2002. № 9. С.74−78.
  83. С.А. Учетная политика организации на 2001 год.- М.: Аналитика-Пресс, 2001.- 144 с.
  84. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: ситема «директ-костинг». Теория и практика. М.: Финансы и статистика. 1993. — 128 с.
  85. С.А. Принципы формулирования и калькулирования себестоимости. М.: Аналитика-Пресс. 1997.- 144 с.
  86. С.А. Управленческий учет: проблемы адаптации к российской теории и практике // Бухгалтерский учет. 1996. № 1С.26−32- № 3 С. 28−29.
  87. Об одном из подходов к пониманию содержания управленческого учета.- Электрон, дан. ООО «ЦБА.». — Режим доступа: www GAAP. — Заглавие с экрана.
  88. О.П. Управленческий учет. / О. П. Осипенкова.- М.: Изд. «Экзамен», 2002. 256 с.
  89. В.И. Информационное обеспечение управления издержками производства.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001.- 156 с.
  90. В.Ф. Организация управленческого учета. М.: Бератор-Пресс, 2003. — 224 с.
  91. В.Ф. Международные стандарты учета и отчетности. М.: Изд-во Инфра. 2003. — 257с.
  92. В.Ф., Палий В. В. Счета управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2001. № 7.
  93. В.Ф., Палий В. В. Управленческий учет новое прочтение внутрихозяйственного расчета // Бухгалтерский учет. — 2000. № 17 С.58−62.
  94. Г. И., Савченко О. С. Система управленческого учета и анализа СПб.: Питер, 2002. — 173 е.: ил. — (Серия «Краткий курс»).
  95. Г. И., Савченко О.С.Цели и задачи управленческого учета // Бухгалтерский учет. — 2000. № 19.
  96. JI.A. О совершенствовании форм федеральных статистических наблюдений. // Вопросы статистики. 2002. № 12.
  97. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ 6 июля 1999 г. № 11н // Финансовая газета. 2000. № 13.
  98. А.Г. (ред.) Управление организацией / Поршнев А. Г., Румянцена З. П., Саломатин H.A. Под ред. А. Г. Поршнева — М.: ИНФРА-М, 2003 .—716с.
  99. . Стратегический учет для руководителя: Пер. с англ. / Под ред. В. А. Микрюкова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 616 с.
  100. . Бухгалтерский учет: теория, практика. М.: Финансы и статистика, 2000.
  101. З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. — М.: ИНФРА-М, 2001.— 304 с.
  102. A.C. Адаптация плана счетов бухгалтерского учета для нужд управленческого учета // Главбух. 2004. № 4.
  103. Г. В. Экономический анализ: Учеб. /Г.В. Савицкая. 9-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2004. — 640 с. -(Экономическое образование).
  104. К. Кодекс корпоративного поведения: проблемы разработки и внедрения // Вопросы экономики. 2002. № 4.
  105. Самарская область в 2006 году. (Итоги социально-экономического развития) // Хронограф. 2007. № 8.
  106. П.А. Экономика: В 2.// Пер. с англ. М.: Изд. НПО «Алгон» и др. ВНИИИСИ. 1994.
  107. Сио.К. К. Управленческая экономика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. — 671 с.
  108. M.JI. Управленческий анализ. СПб.: Питер, 2002. — 144с.: ил. — (Серия «Краткий курс»).
  109. Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 271 с.
  110. Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000. — 496 с.
  111. Я.В. Управленческий учет: миф или реальность? // Бухгалтерский учет. 2000. № 18 С.50−52.
  112. Я.В., Пятов M.JI. Управленческий учёт: как его понимать // Бухгалтерский учёт. 2003. № 7.
  113. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. СПб., Наука, 1995. 589 с.
  114. Н.И. Отражение затрат в управленческом учете // Бухгалтерский учет. 2002. № 6.
  115. В.И., Гончаренко О. Н. Управленческий учет на предприятиях сферы услуг: Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н./Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 160 с. — (Серия «Экономика и управление»)
  116. В.И., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт. М.: Финансы и статистика. 1994. — 144 с.
  117. Е.В. Эволюция систем управления в контексте организационного развития бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 1.
  118. Уорд Кит Стратегический управленческёий учет: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. — 448 е.: ил.
  119. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности. / Под ред. профессора М. И. Баканова, М.: «Финансы и статистика», 2001.- 262 с.
  120. Управленческий учет: Учеб. Пособие. / Под ред. А. Д. Шеремета. М.: ФБК — Пресс, 2000. — 512 с.
  121. Хан д. Планирование и контроль—концепция контроллинга.—М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  122. Г. Золотое правило экономики соблюдается: (из доклада министра экономического развития Самарской области на совещании по итогам 2006 года). // Волжская коммуна. 2007. № 34.
  123. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. /Под. Ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2001. — 399 с.
  124. Ю.М. эффективность использования автотранспортных средств. М.Знание. 1987. — 57с.
  125. В.А. Совершенствование системы менеджмента российских предприятий на принципах контроллинга: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. — Барнаул, 2005. — 178 с.
  126. В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М. И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2001. -320 е.: ил.
  127. О. Управленческий учет для малых и средний компаний // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2004. № 9. С. 14.
  128. М.Ю. Управленческий учет как неотъемлемая часть управления // Экономический анализ: теория и практика. 2003. № 9 С. 44−50.
  129. дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами / Пер. с англ. — СПб.: ЗАО «Бизнес-микро», 1999. — 288 с.
  130. А.д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа.—М.: ИНФРА-М, 1996. — 176 с.
  131. Шим Джай К., Сигел Джойкл Г. Методы управления стоимостью и анализ затрат. М.: Информационно-издательский дом Фи линъ», 1996.
  132. Шим Джай К., Сигел Джойкл Г. Основы коммерческого бюджетирования. / Пер. с англ. СПб.: Азбука, 2001. — 496 с.
  133. Н.Г. Управленческий учет: анализ типичных ошибок. М: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2005. — 96 с.
  134. Шэффер Утц. Должен ли контроллинг выполнять функцию контроля? // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 5 С. 63.
  135. Х.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — М.: Изд-во «дело и сервис», 2001. —544 с.
  136. Экономика и статистика фирм: Учебник / В. Е. Адамов, С. Д. Ильенкова, Т. П. Сиротина, С.А. Смирнов- Под ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Ильенковой. 3-е изд. перераб и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 е.: ил.
  137. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. О. И. Волкова.- 2-е.изд. пер. и доп.- М.:ИНФРА-М, 2000.- 520 с.219
  138. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Л.Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.- Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 742 с.
  139. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений финансовое прогнозирование: Учеб. Пособие / Под ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика. 2004. — 656 е.: ил.
  140. B.C. Управленческие решения. — М.:Изд. дом «Дашков и К», 1999. 292 с.
  141. А. Управленческий учет: история и перспективы развития // «Финансовая газета. Региональный выпуск». 2002. N27.
  142. Balanced Scorecard: управление реализацией стратегии. -Электрон, дан. Режим доступа: www GAAP. — Заглавие с экрана.
  143. BSC: управление реализацией стратегии. Электрон, дан. -Режим доступа: www GAAP. — Заглавие с экрана.21. Я тз По це гветспл п>о 1 3 *я>е8 2 Яоя о а1. О)1. К я я о1. В» и5§- я о в Я21. Уровни управления5>о8
Заполнить форму текущей работой