Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Глобальная информационно-коммуникативная среда и молодёжная аудитория России: социокультурный анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенно правильным и своевременным представляется приоритет Программы по созданию системы доступа к ресурсам сети Интернет всего населения страны. Создание общедоступной инфраструктуры в большой степени решает проблему так называемой информационной стратификации. Как известно, важнейшим ресурсом в информационном обществе является информация. Именно доступ к информации и знаниям становится… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ
    • 1. 1. Основы современной концепции индустриального общества
    • 1. 2. Методология подхода к массово-коммуникативному диалогу в Интернете
    • 1. 3. Коммуникативная функция Интернета и молодёжь
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ
    • 2. 1. Коммуникативное взаимодействие молодёжной аудитории России и глобальной информационно-коммуникативной среды
    • 2. 2. Профиль молодого Интернет-пользователя в современной
  • России
    • 2. 3. Анализ Интернет-сообществ молодёжной аудитории в глобальной информационно-коммуникативной среде

Глобальная информационно-коммуникативная среда и молодёжная аудитория России: социокультурный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современной социологической науке концепции информационного общества и информационно-коммуникативной среды являются важным направлением, в котором рассматриваются качественная специфика современных социокультурных коммуникаций и особенности механизмов социокультурной динамики. Однако, несмотря на многообразие подходов, единого концептуального оформления теория глобальной информационно-коммуникативной среды общества ещё не получила. Одна из причин такого положения кроется, на наш взгляд, в недостаточной проработанности проблемы социокультурных субъектов современной коммуникационной сети — в том числе российской молодёжи. Таким образом, проблема диссертационного исследования может быть обозначена как теоретический разрыв (изолированность в изучении), обнаруживающийся в полученном социологическом анализе процессов функционирования глобальной информационно-коммуникативной среды и анализом динамики формирования социокультурных коммуникаций на уровне современной российской молодёжи.

Обращение к теме исследования вызвано также значительным влиянием Интернета на развитие системы массовых коммуникаций, сообщество молодых пользователей информационно-коммуникативных систем, общество и социокультурную среду, в том числе недостаточной степенью анализа феномена Интернета как средства массовой коммуникации на теоретическом, методологическом и прикладном уровнях, неполной степенью описания особенностей культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации и параметров этого процесса применительно к молодежи России.

Степень научной разработанности темы.

Проявлять интерес к изучению теоретико-методологических предпосылок формирования информационного общества и возможностей культурных, социально-экономических и политических преобразований посредством информационных технологий отечественные исследователи начали с конца 80-х — начала 90-х гг.

Огромный вклад в теоретическое осмысление проблематики нового информационного общества внесли такие зарубежные авторы, как Д. Белл, М.

1 2 3.

Кастельс, М. Маклюэн, Э. Тоффлер и др., описывающие как характеристики информационного общества в целом, так и особенности отдельных сфер жизнедеятельности индивида, таких как экономика, политика, образование и т. д., изменяющихся и преобразующихся в таком обществе.

В отечественной науке проблемы становления информационного общества и возможностей новых информационных и коммуникационных технологий проанализированы в трудах Абдеева Р. Ф4., Баразговой Е. С., Громова Г. Р., Земляновой JI.M., Костенко Н. В., Новика И. Б., Олешко В. Ф., Павлова Б. С, Ракитова А.И.5, Уварова А. А.

Немаловажную роль играют и работы авторов, интенсивно изучающих влияние Интернета на общественную жизнь, а именно П. Левина, Э. Усланера, Р. Уочбройта6, Т. Хилда, акцентирующих внимание на социально-профессиональных группах, возникающих благодаря активному развитию цифровых технологий.

Значительный вклад в разработку вопросов использования возможностей новых информационных и коммуникационных технологий внесли такие исследователи, как Вартанова E.JI.7, Засурский И. И., Засурский Я.Н.8, Зубарева.

1 См.: Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе // Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004.

2 См.: М. Маклюэн Понимание медиа // Гиперборея, Кучково поле, 2007.

3 См.: Э. Тоффлер Шок будущего // Аст, 2008.

4 См.: Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации // М.: ВЛАДОС, 1994.

5 См.: Ракитов А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях /ДМ.: ИНИОН РАН, Центр ИСТИНА, 1998.

6Уочбройт Р. Надёжность и достоверность: проблема информации в Интернете / Интернет в общественной жизни // М.: Идея-Пресс, 2006.

7 См.: Вартанова Е. Л., Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе // М.: 1999.

Ю.Б., Иноземцев B.JI., Кристальный Б. В., Курносов И. Н., Мелюхин И., Семенюк Э. П., Симоненко В. Б., Смолян Г. Л., Тихонов М. Ю., Урсул А. Д., Шафрин Ю.А.

На данный момент в отечественной социологии существует немало публикаций, посвященных как теоретическим, так и эмпирическим исследованиям Интернета. В частности, это работы О.Н. Арестовой9, Е. А. Богомолова, А.Е. Войскунского10, Т. И. Жуковой, Ю. В. Ирхин, В. Г. Погорецкого, Ю. Рубина, Б. В. Сазонова, В. В. Тарасенко, В. И Тищенко и др. Данный спектр работ затрагивает различные специфические сферы социальных практик, экстраполированных в Интернет (Интернет-образование, электронное государство), и сами социальные взаимодействия (социальные взаимодействия в группах и общностях, образованных в сети, взаимодействие в игровом процессе).

Большое значение для раскрытия темы диссертационной работы имеют теоретические разработки новых подходов к изучению проблем информатизации общества, и, в первую очередь, вопросов, связанных с созданием и функционированием новых информационно-коммуникационных технологийосмыслением ряда социальных и экономических проблем, связанных с широким внедрением ЭВМ в производственную и общественную деятельностьисследованием не только информационных и научно-технических аспектов компьютеризации, но и ее социально-экономических, социокультурных последствий11. Большое значение имеют также работы, в которых анализируются особенности коммуникации человека и компьютера12.

8 См.: Засурский Я. Н. Искушение свободой: российская журналистика: 1990;2007. // Издательство Московского университета, 2007.

9 См.: Арестова О. Н., Бабанин Л. Н, Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия// М.: Вестник МГУ, 1996.

10 См.: А. Е. Войскунский Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / М.: Гендальф, 2002.

11 См.: Этические проблемы компьютеризации: Реф. сб. // М.: ИНИОН АН СССР, 1990.

12 См.: Хасэгава X. Мир компьютеров // Пер. с яп. М. Мир, 1990; Современный компьютер: сб. статей / пер с англ. М.: Мир. 1986.

Несмотря на то, что проблематика глобальной информационно-коммуникативной среды, её становление и тенденции развития в настоящее время становится одной из наиболее обсуждаемых тем, взаимосвязь этих тенденций с проявлением коммуникативной активности российской молодёжи остаётся одной из наиболее слабо разработанных тем в общественной социологической литературе.

Объектом диссертационного исследования является глобальная информационно-коммуникативная среда и её сущностные характеристики.

Предметом диссертационного исследования выступает социокультурная активность российской молодёжной аудитории.

Целью настоящего диссертационного исследования является социокультурный анализ взаимодействия между процессами коммуникативной активности российской молодёжи и современным функционированием глобальной информационно-коммуникативной среды.

Поставленная цель диссертационного исследования достигается последовательным решением следующих задач:

Обобщить теоретические концепции и подходы к информационно-коммуникативной Интернет-среде, выделить базовые категории социокультурного анализа проблемного поля взаимодействия глобальной информационно-коммуникативной среды и российской молодёжной аудитории;

Рассмотреть существующие модели массовой коммуникации и определить специфику глобальной информационно-коммуникативной среды в России;

Выявить исторические и функциональные аспекты массовой коммуникации, показать значение и роль коммуникативного фактора в процессе становления и развития глобальной информационно-коммуникативной среды — Интернет;

Определить специфику актуализации глобальной информационно-коммуникативной среды, проанализировав степень воздействия этой среды на российскую молодёжную аудиторию;

Рассмотреть инновационные сдвиги в распространённости глобальной информационно-коммуникативной среды как основы взаимодействия с российской молодёжью;

Исследовать глобальную информационно-коммуникативную среду как сферу коммуникативной активности российской молодёжи;

Выявить социальную базу, конкретные формы коммуникативной активности российской молодёжи в глобальном информационно-коммуникативном пространстве;

Разработать и апробировать социокультурный инструментарий их изучения.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили общенаучные принципы познания социологических явлений, совокупность классических и современных подходов и методов, сложившихся как в социально-философских концепциях информационного общества, так и в социально-культурологических теориях, исследующих проблемы массовых коммуникаций и виртуальных сообществ молодёжной аудитории.

В теоретическую основу диссертации положены информационный и коммуникативный подходы.

Методологическую основу исследования составили работы Э. Гидденса, Г. Зиммеля, П. Сорокина, Т. Куна, Т. Парсонса, Н. Лумана, а также: общенаучные методы системного и логического анализа и теоретического моделированияобщелогические принципы — восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, единства теории и практики, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности, диалектики объективного и субъективного в социокультурном процессесоциологические методы сбора и обработки информации: метод включенного, наблюдения, метод анкетного опроса.

В работе сопоставлены данные эмпирических, социологических исследований (метод вторичного социологического анализа).

Эмпирическую базу диссертации составляют данные, представленные в трудах социологов, философов, специалистов в области социологии культуры, специалистов в области исследования Интернет сети, социальной, массовой коммуникации и молодёжной динамики, публикациями в научных журналах, вторичный анализ результатов социологических проектов по изучению аудитории.

Интернета в России и зарубежных стран, представленные исследовательскими.

1 ^ * организациями Фонд • «общественное мнение», Всероссийский Центр

Изучения Общественного Мнения14, МАСМИ Россия15, рядом зарубежных исследовательских организаций16.

Автором был разработан инструментарий и проведено собственное исследование по выявлению профиля молодёжной Интернет-аудитории России.

Данные исследования приводятся в диссертации и в приложении.

Полученные результаты диссертационного исследования характеризуются научной новизной, которые определяются следующими элементами:

1) выделены базовые категории социокультурологического анализа проблемного поля, взаимодействия глобальной Информационно-коммуникативной среды и молодёжной аудитории в современной России;

2) обосновано положение о том, что глобальное информационно-коммуникативное пространство (среда) является совокупным результатом и условием коммуникативной активности молодёжной аудитории в России;

3) Определено, что молодёжная российская аудитория в рамках глобальной информационно-коммуникативной среды создаёт своё.

13 См.: Данные исследования «Молодежь — как целевая аудитория в Интернете: сегменты и подходы к ним» // Данные исследования «Школьники среди пользователей Интернета: сравнительный социологический анализ»" // Данные исследования «Интернет в России. Выпуск 29. Весна 2010». М.: ФОМ, 2010.

14 См.: Инициативный всероссийский опрос «Интернет в России: темпы проникновения и типы использования» // М.: ВЦИОМ, 2010.

15 См.: Данные исследования «Онлайн Монитор. Отчёт по России» // М.: МАСМИ, 2010.

16 См.: USC Annenberg Center for the Digital Future «The 2008 Digital Future Project» // Fleishman-Hillard & Harris Interactive «Digital Influence Index» // Grunwald Associates «Kids' Social Networking Study» // Forrester Research «2008 North American Technographics Benchmark» специфическое информационно-коммуникативное поле, которое отличается от коммуникационных полей других социокультурных групп российского общества;

4) предпринята попытка социокультурологического осмысления коммуникативной активности молодёжной аудитории как значительного, динамического элемента социальной структуры современного российского общества и ключевого субъекта глобальной информационно-коммуникативной среды;

5) разработан и применён социологический инструментарий для социокультурологичского исследования коммуникативной активности молодёжной аудитории в условиях распространенности глобальной информационно-коммуникативной среды и даны характеристики этого процесса.

Положения, выносимые на защиту:

1) Глобальная информационно-коммуникативная среда как средство массовой коммуникации играет особую роль в формировании новой информационной культуры, становлении новейших диалоговых форм общения с аудиторией. Интернет предоставляет практически неограниченные возможности обратной связи, или диалога аудитории с коммуникатором. Средством массовой коммуникации является совокупность ресурсов, предлагающих вниманию массовой аудитории оперативную информацию.

2) Для большинства представителей современной молодёжи глобальная информационно-коммуникативная среда является элементом повседневной жизни. Молодёжь не только активно общается в Интернете, но и осваивает многочисленные сервисы, она активнее, чем Интернет-пользователи в целом, осваивает различные средства сетевой коммуникации.

3) На базе совершенствования глобальной информационной информационно-коммуникативной среды формируются новые виды социализации. Совмещение жизни индивида в реальном и виртуальном пространствах формирует особую форму социализации. Социализация в случае интериоризации ценностей и паттернов некоторых сетевых сообществ может перерождаться в «опрокинутую» социализацию, т. е. обеспечивать приобщение к нормам и ценностям, не отвечающим ни историческому прошлому, ни целям общества, ни накопленному культурному потенциалу.

4) Специфика социализации в обществе Интернет-коммуникаций состоит во все большей опосредованности влияния ее агентов. Усиление тенденции к гиперразвитию «опосредованной социальности», проявляющееся в возрастании роли различных посредников (прежде всего технического плана) в социальных процессах, влияет и на процесс социализации, поскольку она все больше подпадает под влияние симуляционных образований, искажающих действительные социальные связи и отношения. «Опосредованная социальность» отражает замену универсализации глобализацией, возникновение господства самопроизвольных, стихийных и беспорядочных процессов, возрастание неопределенности человеческого бытия.

5) Образ жизни современной российской молодежи складывается под влиянием и мира реального, фактического, и мира виртуального, что создаёт социокультурную ситуацию постоянного выбора жизненных и личных ориентиров. Виртуальное пространство создаёт свободу выбора любой информации, возможность анонимного общения с различными индивидами и общностями, получение знаний из различных источников для оперативного принятия решений, доверие к информации и к тем, кто её создаёт, возможность включения в различные неформальные группы по интересам.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что анализ взаимосвязи коммуникативной активности молодёжной аудитории со структурными и интеграционными процессами современного информационного общества вносит вклад в разработку теоретических положений социологии культуры, общей теории социологии коммуникации, в понимание процессов и механизмов функционирования социальной коммуникации в информационной глобальной среде и тенденций его социокультурной динамики.

Сформулированные в диссертации теоретические положения и выводы дают основу для дальнейшего изучения проблем социальной активности молодёжной аудитории в глобальной информационно-коммуникативной среде.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что положения данной работы конкретизируют научные представления о коммуникативной активности молодёжи, механизмах становления социальной структуры глобальной информационно-коммуникативной среды и могут быть использованы как базовый элемент в разработке коммуникативных технологий в развитии социокультурных процессов в современной России.

В дидактическом отношении материалы диссертации будут полезны в качестве иллюстративного дополнения к профильным курсам подготовки специалистов по социологии и менеджменту и, как содержательный компонент спецкурсов: «Основы социологии коммуникации», «Социология информационного общества».

Апробация работы. Основные теоретические и практические положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры «Социология, психология и педагогика» Московского Государственного Технологического Университета «Станкин», в докладах автора на методических и аспирантских семинарах кафедры. Материалы исследования использованы в публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Влияние глобальной информационно-коммуникативной среды на культурный и духовный климат нашей эпохи огромен. Быстрые изменения во всех сферах жизнедеятельности человека приводят к многочисленным трансформациям социума. Становление информационного общества ведет к модификации мировоззрения, информационной культуры, идентичности личности XXI века.

В период становления информационного общества особую актуальность приобретают проблемы массовой коммуникации. Следует заметить, что функция воздействия на аудиторию принадлежит не информации, а коммуникации как социальному процессу, реализующему данную функцию при помощи информации. В этой связи представляется допустимым использование термина средства массовой коммуникации в глобальной информационно-коммуникативной среды.

Несмотря на разноречивость существующих позиций по отношению к информационному обществу, главным его достоинством признается реальность радикальных положительных демократических изменений в интересах развития личности, общества и государства посредством использования новых возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Не менее разноречивы в настоящее время и теоретико-методологические подходы в отечественной социологии массовой коммуникации. Однако комплексный подход, принятый за методологическую основу данного исследования, позволяет наиболее полно и адекватно описать и объяснить роль и место глобальной информационно-коммуникативной среды в социуме. Полученные результаты и выводы могут быть полезны для дальнейшего развития теории массовой коммуникации.

В предлагаемой работе рассматривается информационно-коммуникативная среда как средство массовой коммуникации и его влияние на формирование новой информационной культуры в России. В части сбора, обработки и распространения оперативной массовой информации Интернет обладает всеми необходимыми и достаточными признаками для отнесения его к числу средств массовой коммуникации. Учитывая, что уровень распространения Интернета в России сопоставим с уровнем распространения телевидения, его влияние как средства массовой коммуникации приравнивается к влиянию прессы, радио и телевидения в целом.

Симбиоз и конвергенция «традиционных» и «новых» средств массовой коммуникации способствуют увеличению объема производства и потребления информации. При этом важно учитывать, что традиционные издательские системы интегрируются с аудиовизуальными технологиями посредством Интернета, объединяя различные типы содержания. Подобная интеграция приводит к тому, что информационная индустрия расширяется, стирая жесткие границы между секторами традиционных средств массовой коммуникации и создавая новые открытые медиа-системы.

Анализ эмпирических данных позволяет сделать вывод о том, что глобальная информационно-коммуникативная среда, являясь основным фактором симбиоза и конвергенции «традиционных» и «новых» средств массовой коммуникации, не вытесняет другие формы и типы масс-медиа. Более того, удалось установить повышенный интерес и внимание Интернет-аудитории к определенным изданиям и каналам, а также повышенную избирательность Интернет-аудитории в отношении всего спектра средств массовой коммуникации. То есть, Интернет не вытесняет другие формы массовой коммуникации, а прямо влияет на изменение их содержания.

Теоретический анализ и эмпирические исследования также показали, что для Интернета характерны все основные функции, выполняемые средствами массовой коммуникации в обществе: -информирования- -формирования мнения- -конативная (поведенческая) — -рекреационная- -общения.

Утверждая, что Интернет является новым средством массовой коммуникации, имеющим много общего с традиционными прессой, радио и телевидением в функциональном, технологическом и других аспектах, мы подчеркиваем его особую роль в формировании новой информационной культуры, в трансформации процессов социализации, социальной мобильности.

Практически неограниченное количество источников информации и, соответственно, субъектов массовой коммуникации как вида духовно-практической деятельности, высокая скорость распространения информации, диалоговые формы массовой коммуникации — основные качества глобальной информационно-коммуникативной среды, трансформирующие культуру коммуникативного взаимодействия в обществе.

Проведенный анализ молодёжной аудитории российского сегмента сети Интернет дает основания говорить о наличии субкультуры сетевого сообщества, основными ценностями и нормами которой являются:

— уважение свободы слова и плюрализма мнений;

— наличие устойчивого собственного мнения, сформированного на базе информации из множества разнообразных источников;

— высокая скорость массовых коммуникацийвысокая избирательность и активность участников массово-коммуникационного процесса;

— диалоговые формы массовой коммуникации;

— рациональность;

— независимость;

— оптимизм.

Стремительный рост численности аудитории Интернета как средства массовой коммуникации приводит к тому, что указанная выше субкультура становится информационной культурой, характерной для большей части российского общества, органичной частью культуры нации в целом. Интернет внедряет новые культурные образцы в массовое сознание, делая это на индивидуальном уровне.

Дальнейшее распространение Интернета влечет за собой значительное изменение содержания социальных ролей участников массово-коммуникационного процесса. Совокупность ожиданий в отношении новых ролей будет включать в себя: повседневное использование ресурсов Интернета в быту или профессиональной деятельности, вступление в диалог со средствами массовой коммуникации, избирательность в отношении медийных каналов и т. д. Намечаются тенденции видоизменения структуры социальной стратификации в связи появлением ее нового признака — информационного, изменения скорости и интенсивности вертикальной социальной мобильности и, соответственно, ускоренного развития социума в сторону открытого общества.

Глобальная информационно-коммуникативная среда Интернет не вытесняет другие формы массовой коммуникации, а прямо влияет на изменение их содержания. Это означает, что серьезные перспективы присутствия в информационном пространстве имеют лишь те средства массовой коммуникации, деятельность которых строится в соответствии с приведенными нормами и ценностями новой информационной культуры. Издания и каналы, ориентирующиеся на аудиторию как пассивного приемника массовой информации, материал для манипуляций, вряд ли имеют шансы на успех.

Таким образом, Интернет как средство массовой коммуникации является одним из важнейших факторов формирования в российском обществе новой информационной культуры, способствующей становлению информационного общества.

Итак, имеются все основания полагать, что Интернет позитивно влияет на развитие российского общества. Безусловно, имеют место и негативные проявления, связанные с распространением с помощью Интернета антиобщественных материалов (жестокость, насилие, порнография, терроризм и т. д.). Ограничение распространения таких материалов имеет чрезвычайно высокую важность и требует предельного внимания со стороны государства и общества. Мы же в данном случае говорим о влиянии Интернета на социум в целом, о влиянии новой формы массовой коммуникации, не акцентируя внимание на содержании конкретных ресурсов.

Позитивное влияние Интернета на развитие общества проявляется:

— в формировании новой информационной культуры, способствующей становлению информационного общества в России;

— в содействии становлению открытого общества в России- -в создании условий для интеграции России в мировое информационное пространство;

— в появлении новой среды реализации демократических принципов. Развитие и проникновение Интернета происходит, с одной стороны, в соответствии с объективными информационными потребностями населения и действующими рыночными экономическими законами. С другой стороны, имеется значительное количество барьеров и проблем на пути развития Интернета в России, связанных с неравномерностью социально-экономического развития регионов, низким уровнем доходов населения, слабым развитием телекоммуникационной инфраструктуры и т. д.*.

Совершенно правильным и своевременным представляется приоритет Программы по созданию системы доступа к ресурсам сети Интернет всего населения страны. Создание общедоступной инфраструктуры в большой степени решает проблему так называемой информационной стратификации. Как известно, важнейшим ресурсом в информационном обществе является информация. Именно доступ к информации и знаниям становится определяющим, с точки зрения занятости, благосостояния, досуга и т. д. Конечно, информационное общество в России — реальность не сегодняшнего дня. Однако, по мнению некоторых специалистов, можно говорить о реальном становлении информационного общества в России уже в первой четверти XXI века. То есть, усилия руководства страны по обеспечению равного доступа населения к информационным ресурсам сети Интернет являются абсолютно обоснованными и стратегически верными.

В то лее время при создании повсеместной инфраструктуры доступа к сети, на наш взгляд, не в полной мере проработаны вопросы, связанные с популяризацией новых компьютерных информационных технологий, с наполнением государственных и муниципальных Интернет-ресурсов соответствующим актуальным содержанием. Конечно, можно возразить, что информационную нишу займет частный бизнес в свое время. Отчасти, да. Но существуют и такие информационные потребности населения, которые в состоянии удовлетворить либо только власти различного уровня, либо частные и некоммерческие структуры, но при информационной поддержке властей: бесплатная медицина, государственная регистрация, образование, социальная защита и т. д.

Проблемы развития Интернета, становления информационного общества в России, формирования новой информационной культуры, влияния новых информационно-коммуникационных технологий на развитие социума являются сами по себе малоизученными. В рамках данного исследования предпринята попытка социокультурного анализа глобальной информационно-коммуникативной среды её влияния молодёжную аудиторию России. Полученные результаты и выводы могут быть использованы как для теоретических обобщений более высокого уровня, так и для использования в практической массово-коммуникационной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.
  2. Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. М.: Институт социологии РАН. 1999.
  3. Э. Телевидение как средство массовой информации и художественная культура // Проблемы телевидения. М.: Издательство Московского университета, 1976.
  4. Д.П. Декларация независимости Киберпространства, URL: http://www.zhurnal. ru/s taff/gorny/transl at/deklare. html
  5. С.А. Интернет в системе взаимодействия государства и формирующегося гражданского общества Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / РАГС при Президенте РФ. М. 2000.
  6. Г. С. Социология интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // URL: http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/sjl-01bat.html
  7. Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. // М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
  8. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования./Пер. с англ. под ред. Иноземцева В. Л. М.:Академия.1999.
  9. . Прозрачность зла // М., 2000.
  10. Ю.Березин С. Internet у вас дома. СПб.: BHV Санкт-Петербург, 1999. Н. Бритков В. Б., Дубовский СВ. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общественные науки и современность.2000. № 1.
  11. В.М. Анонимность, безличность, виртуальность // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001.
  12. ЕЛ. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999.
  13. П. Информационная бомба. Стратегия обмана // М., 2002.
  14. А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.
  15. Д. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. 2000.
  16. . Дорога в будущее./ Пер. с англ. М.: «Русская редакция», 1996.
  17. Ю.И. Из истории русской печати в период революционной ситуации конца 1850-х начала 1860-х гг. — М., 1974.
  18. Е. Цифровой человек и его права, URL: http://www.zhumal.ru/staff/gorny/texts/charthd.html
  19. Г. Р. Очерки информационной технологии. М., 1993.
  20. .А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Наука, 1979.
  21. Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс. 1986.
  22. У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс. 1986.
  23. И.Е. Социокультурный базис перестройки. М.: Наука, 1992.
  24. .З. Российский Интернет: новое русское чудо, http: //www.socio.ru/public/doktorov/Chudo. doc
  25. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М.: Наука, 1984.
  26. В. А. Гипертекст и постгутенберговая эра // URL: http://emline.narod.ru/ hipertext. htm
  27. А. Виртуальная жизнь и смерть Кати Деткиной // URL: http://www.netslova.ru/zhitinski/kadetl.htm
  28. А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf
  29. В.Г. Народ эсперанто: от сетевых сообществ к сетевым этносам // Интернет. Общество. Личность. Тезисы для междунар. конфер. -СПб., 1999.
  30. Д. В. Идея информационного общества и INTERNET. http://www.soc.pu.m:8101/persons/dvi/mtemet.html.
  31. В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. — № 10.
  32. Л.Г. Культура на переломе // Социологические исследования. -1995. -№ 2.
  33. Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. Проблемы человека в западной философии // М., 1988
  34. М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе // Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного унта), 2004.
  35. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура./ Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  36. М. Могущество Самобытности / Новая постиндустриальная волна на Западе // М.: Антология, 1999.
  37. Дж. Джерджен Закат и падение личности, URL: http://dironweb.com/klinamen/dunaev7.html
  38. КентП. Internet / Пер. с англ. М.: «Компьютер»: «Юнити», 1996.
  39. М.С. Мир общения. М., 1988.
  40. О.В. Роль средств массовой информации в развитии федеративных отношений современной России. Диссертация на соисканиеученой степени кандидата социологических наук / ИСПИ РАН. М. 2001.
  41. В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
  42. Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. -Киев, 1993.
  43. А.И. Введение в социологию. М.: На Воробьевых горах, 1994.
  44. .В. Вопросы построения в России информационного общества//НТИ. Сер. 1 Орг. и методика информ. Работы. 1997. — № 10.
  45. И. Р. Гипертекст как способ коммуникации // Социологический журнал. № 1−2, 2000.
  46. И.Н. Информационный потенциал России: стартовые условия // Информ-ревю. 1997. — № 22 (22).
  47. Ланге Б.-П., Барон А. Мультимедиа как зеркало будущего информационного общества// Среда. 1996. — № 5 — 6.
  48. Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1984. -М.: Наука, 1984.
  49. А. А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.
  50. .В. Все, что вы хотите знать об Internet. М.: Фирма «МиК»: ИЧП «Либерал-М». 1996.
  51. .Ф. Состояние Постмодерна// СПб.: Алетейя, 1998.
  52. Н. Невероятность коммуникации // URL: http://www.soc.pu.ru/publications/pts/lumanc.html
  53. Н. Решения в «информационном обществе» // URL: http://www.soc.pu.ru/publications/pts/lumani.shtml
  54. Г. В. Компьютерная цивилизация технотронный сон наяву (аналитический обзор) // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М.: РГБ. 1995. Вып. 6.
  55. М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.
  56. М. Галактика Гуттенберга. Сотворение печатной культуры // Киев, 2003.
  57. М. Понимание медиа // Гиперборея, Кучково поле, 2007.
  58. М. С появлением спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры // URL: http://old.mgimo.ru/kf/media/artO 17. htm
  59. И. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
  60. П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. СПб, 1992.
  61. К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000.
  62. Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М.: издательство «Перспектива», 2003.
  63. И.Б. Введение в информационный мир. М., 1991.
  64. .В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // www.politstudies.ru/fulltext/2002/l/5 .htm
  65. Т. О социальных системах // М. Ж Академический проект, 2002.
  66. O.A. Исследования on-line: не поддавайтесь мифам! // Среда. -2001. № 10(34).
  67. А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989.
  68. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  69. Д.К. Проблема сетевой идентичности // Виртуальная личность. Круглый стол «психология и Интернет» URL: http://psychology.ru/internet/round/140 400/05ident.stm.
  70. С. С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь. 1989.
  71. Л.П., Ширяева А. Ю. Журналистское образование: взгляд социолога / Под. ред. проф. Я. Н. Засурского. М.: Издательство ИКАР, 1997.
  72. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет. 1998.
  73. Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества // НТИ. Сер. 1 Орг. и методика информ. работы. 1997. — № 1.
  74. Э. Коммуникация // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
  75. В., Бирюков Н. В чем секрет «современного» общества // Политические исследования. 1998. — № 2.
  76. В.Б. Информационное общество: социологический аспект исследования // Вестник МГУ, Серия № 18, Социология и политология, -1997. -№ 3.
  77. ГЛ., Черешкин Д.С, Вершинская ОН., Костюк В. Н., Герасимов Б. М. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // Межотраслевая информационная служба. -М., 1997.
  78. A.B. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие //СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
  79. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  80. Ю.А., Белянин В. П. Оценка художественного текста с учетом * замены анхистонимов / Современные методы исследования средствмассовой коммуникации. Таллин, 1983.
  81. Е.А., Степаненко С. Б. Интернет как явление культуры: тексты в сетевом контексте // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной конференции, 2001.
  82. М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида). //Вопросы философии. М., 1993.
  83. В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992.
  84. Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы сетевого интеллекта//М.: РЕФЛ-бук, 1999.
  85. В.П. Информационное и коммуникационное воздействие в условиях глобализации. URL: hltp://www.isn.iWmfo/serninar-doc/inf.doc
  86. Э. Третья волна // М., 1999.
  87. Э. Шок будущего // М.: Аст, 2008.
  88. М.Ю. Информация. Информационные технологии. Информационное общество. М., 1997.
  89. А. Информатизация общества и модернизация системы образования // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М., 1994.
  90. А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего развития // НТИ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. -1997. № 2.
  91. Р. Надёжность и достоверность: проблема информации в Интернете / Интернет в общественной жизни // М.: Идея-Пресс, 2006.
  92. В.Н. Контуры современной критической теории // Минск: Издательство Европейского гуманитарного университета, 2002.
  93. Ю. Моральное познание и коммуникативное действие // СПб.: Наука, 2000.
  94. М. Метафизика виртуальной реальности // Исследования по философии современного понимания мира. Вып. 1. М., 1995.
  95. X. Мир компьютеров / Пер. сяп. М.: Мир, 1990.
  96. Ц.В. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» в региональном аспекте // Сборник докладов Уральского информационного форума. Челябинск: Восточные ворота. 2003.
  97. В.Г. Правительственная политика в отношении печати (60-е 70-е годы XIX века). — М., 1989.
  98. С. Аудитория российского Интернета: измерения и реальность, http://www.socio.ru/public/chesnokov/doc.
  99. ФИ. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. № 8. 2001.
  100. Ю.А. Информационные технологии. М., 1998.
  101. А.Н. Интернет в информационном пространстве Челябинска: социологический анализ // Сборник докладов Уральского информационного форума. Челябинск: Восточные ворота. 2003.
  102. Н. «Финансовые известия» приходят к студентам // Финансовые известия. 1998. — 26 марта.
  103. K.M. Автомат и Человек. М.: Сов. радио, 1967.
  104. Р. К генезису мирового общества инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.
  105. ДФ. Мировоззрение «антиглобалистских» движений современности щеточники и тенденции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / УрГУ. Екатеринбург. 2002.
  106. А.Г. Социокультурный процесс // Основы социологии. -М.: Знание, 1994.
  107. Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социс. 2001. № 7.
  108. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет. — 1999.
  109. Американская социологическая мысль (Тексты: Перевод чик-Сосотавитель Е.И. Кравченко) — Под общ.ред. В. И. Добренькова. М.: Международный университет бизнеса и управления. 1996.
  110. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Парсонса. -М.: Прогресс, 1972.
  111. Бюллетень ФОМ. «Интернет в России». Выпуск 30. Лето 2010.
  112. Бюллетень МАСМИ «Онлайн Монитор. Отчёт по России», 2010.
  113. Фонд «Общественное мнение». Опросы «Интернет в России». Март 2009.
  114. Инициативный всероссийский опрос «Интернет в России: темпы проникновения и типы использования» // М.: ВЦИОМ, 2010.
  115. Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск, 1998.
  116. Социокультурное исследование / Под ред. Проф. Ф. И. Минюшева. -М.:МГУ, 1994.
  117. Bogart L. Changing News Interest and the News Media // Public Opinion Quarterly- 1965.
  118. Bonchek M.S. Grassroots in Cyberspace: Ising Computer Networks to Facilitate Political Participation. / Paper Presented ath the 53rd Annual Meeting of the Midwest Political Science Association. Chicago, IL. April 6, 1995.
  119. Foster D. Community and identify in the electronic village. / In: Porter (eds). Internet culture. -N.Y.: Routedge, 1997.
  120. Gee J.P., Hull C., Lankshear C. The new work order: Behind the language of new capitalism. St. Leonards Australia: Alien & Unwin. 1996.
  121. Gerbner G. Mass Communication and Human Communication Theory // Dance F. (ed.). Human Communication Theory: Original Essays. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1967.
  122. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? // Netropolitan life/E-lecture from the university cource about the net, 1997.
  123. Lankshear C., Critical literacy. Belconnen, Australia: Curriculum Studies Association. 1994.
  124. Luckmann T. The social construction of reality (with P. Berger). N.Y., 1966.
  125. Mandelbaum S.J. Open Moral Communities // Cambridge, MA: The MIT Press, 2000.
  126. Masuda Y. Information Society as Postindustrial Society / Wash / World Future Soc, 1983.
  127. McLaughlin M.L., Osbourne K.K., Smith C.B. Standarts of Conduct on Usenet. / In: Jones S.G. (eds). CyberSociety. Computer-Mediated Communication and Community. Thousand Oaks CA: Sage, 1995.
  128. McQail D. Mass Communication Theory: An Introduction. Second Edition. — Beverly Hills, CA: SAGE Publications, 1987.
  129. Michael L. Dertouzos. The Unfinished Revolution: Human-Centered Computers and What They Can Do For Us // London-New-York.: 2001.
  130. Norman, Donald A. Human error and the design of computer systems. Communications of The ACM, 1990.
  131. Rothman J. Approaches to community intervention. / In: Rothman J., Eriich J.L., Tropman J.E. (eds). Strtegies of community intervention // Itasca: IL: F.E. Peacock, 2001.
  132. Shetzer H., Warschauer M. An electronic literacy approach to network-based teaching. / In: M. Warschauer, Kern R. (eds). Network-based language teachingA Concepts and practice. -N.Y.: Cambridge University Press. 2000.
  133. E-government and the business environment. The impact of ICT on sustainable development. / European Information Technology Observatory -EITO, 2002.141. http://www.medialaw.ru/publications/books/medialaw2/laws/2-smi.html142. http://www.ru.wikipedia.org
Заполнить форму текущей работой