Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение несущей способности, ресурса и динамических характеристик упорных узлов роторов за счет совмещения подшипников качения и скольжения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ опубликованных работ, посвященных совмещенным опорам (СО), а также известных конструкторских решений в этой области, позволяет сделать вывод о недостаточной освещенности данного вопроса. Абсолютное большинство работ посвящено радиальным и радиально-упорным СО и является отражением результатов экспериментальных исследований отдельных видов СО, при этом отсутствуют работы посвященные методам… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения, индексы и сокращения
  • 1. Упорные совмещенные опоры как объект исследования
    • 1. 1. Анализ подшипниковых опор роторных машин
    • 1. 2. Обзор исследований в области совмещенных опор
    • 1. 3. Классификация и основные характеристики совмещенных опор
    • 1. 4. Объект и структура исследования
  • 2. Расчет сил в элементах совмещенных опор
    • 2. 1. Вопросы моделирования и расчетные схемы
    • 2. 2. Расчет упорного подшипника качения
    • 2. 3. Расчет упорного подшипника скольжения
  • 3. Моделирование упорных совмещенных опор
    • 3. 1. Алгоритм расчета распределения нагрузок
    • 3. 2. Несущая способность, ресурс и момент трения
    • 3. 3. Динамические характеристики
  • 4. Экспериментальные исследования упорных совмещенных опор
    • 4. 1. Описание экспериментального комплекса
    • 4. 2. Постановка и планирование эксперимента
    • 4. 3. Обработка результатов эксперимента и сравнительный анализ
  • 5. Вопросы проектирования упорных совмещенных опор
    • 5. 1. Рекомендации по проектированию упорных совмещенных опор
    • 5. 2. Программное обеспечение для расчета
    • 5. 3. Конструктивные схемы упорных совмещенных опор

Повышение несущей способности, ресурса и динамических характеристик упорных узлов роторов за счет совмещения подшипников качения и скольжения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современные тенденции развития отдельных отраслей трапспортного и энергетического машиностроения ставят своей целью разработку роторных машин с большей производительностью и повышенными требованиями по их работоспособности и ресурсу. Основным узлом, определяющим надежность и эксплуатационные характеристики данного класса машин, является опорный узел, к которому предъявляются следующие требования: достаточная несущая способность, минимальное трение и изнашивание рабочих поверхностей в течение заданного ресурса, высокая виброустойчивость на всех режимах работы, малый расход смазочно-охлаждающего материала, технологичность и удобство в эксплуатации.

В процессе работы на опорные узлы роторных машин помимо радиальных сил действует осевая сила, вызванная внешней нагрузкой, а также разностью давлений в полостях насосов, турбины и уплотнений. В зависимости от условий работы и эксплуатационных параметров для восприятия и компенсации осевых усилий используются упорные подшипники качения (УПК), скольжения (УПС) и устройства осевой разгрузки (УОР). Каждый из данных видов опор по сравнению друг с другом обладают определенными достоинствами и недостатками. Так, например, подшипники качения имеют низкие пусковые моменты трения, но имеют ограниченный показатель предельной быстроходности, что при высоких скоростях вращения предъявляет к ним повышенные требования по точности изготовления, материалам и смазкам. Подшипники скольжения практически неограниченны по быстроходности и обладают рядом преимуществ перед подшипниками качения, но при этом подвержены износу на переходных режимах, что существенно ограничивает их ресурс. Недостатками УОР является сложность конструкции и большой объем отработки перед эксплуатацией.

Альтернативой УОР, а также одним из возможных вариантов использования достоинств и исключения недостатков представленных опор является совмещение подшипников скольжения и качения в единый узел по разным пространственным схемам, что позволяет повысить работоспособность упорного узла путем разделения и дублирования их функций на различных режимах работы.

Анализ опубликованных работ, посвященных совмещенным опорам (СО), а также известных конструкторских решений в этой области, позволяет сделать вывод о недостаточной освещенности данного вопроса. Абсолютное большинство работ посвящено радиальным и радиально-упорным СО и является отражением результатов экспериментальных исследований отдельных видов СО, при этом отсутствуют работы посвященные методам и алгоритмам расчета элементов упорных совмещенных опор (УСО) и рабочих характеристик узла в целом, а их конструкции, в большинстве своем, базируются на гидростатических подшипниках скольжениях, что усложняет их реализацию.

Несмотря на то, что большое количество работ посвящено расчету УПК и УПС, в которых их статические и динамические характеристики определяются на основе теории упругости и гидродинамической теории смазки, совмещенные опоры представляют собой отдельный объект исследования, отличающиеся принципом работы и степенью улучшения рабочих характеристик в сравнении с одиночной постановкой того или иного вида опоры. Определение рабочих характеристик УСО должно базироваться на основе алгоритмов, учитывающих взаимовлияние силовых факторов ее элементов.

Таким образом, повышение несущей способности, ресурса и динамических характеристик упорных узлов роторов за счет совмещения подшипников качения и скольжения является актуальной задачей.

Настоящая работа выполнялась в рамках программы Министерства образования Российской Федерации «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» (код проекта 205.02.01.056), 2004 г., гранта Министерства образования Российской Федерации для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов (код проекта А03−3.18−164), 2003;2004 гг., Ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (код проекта 4394), 2005 г., гранта РФФИ по программе «Инициативные фундаментальные исследования» (код проекта 06−08−96 505), 2006 г.

Объектом исследования являются упорные совмещенные опоры, в состав которых входят подшипники жидкостного трения и качения.

Предметом исследования являются несущая способность, момент трения, ресурс и динамические коэффициенты упорных совмещенных опор.

Цель исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование упорных узлов роторов путем разработки новых конструкций, научных основ и программы расчета совмещенных опор, включающих упорные подшипники жидкостного трения и качения, а также рекомендаций по их проектированию.

Для достижения сформулированной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) провести информационный поиск по отечественным и зарубежным изданиям в области совмещенных подшипниковых узлов и базам данных патентов;

2) разработать математическую модель по определению несущей способности, ресурса, момента трения и динамических коэффициентов упорных совмещенных опор;

3) разработать программу расчета характеристик упорных совмещенных опор;

4) провести комплекс вычислительных экспериментов по оценке влияния рабочих и геометрических параметров упорного узла на характеристики совмещенных опор, а также сравнение результатов расчетов с одиночной постановкой элементов опоры;

5) выполнить комплекс экспериментальных исследований, с использованием модернизированной экспериментальной установки, с целью проверки адекватности разработанной математической модели и работоспособности новой конструкции совмещенной опоры;

6) провести сравнительный анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований;

7) разработать на основе полученных результатов исследований рекомендации по проектированию упорных совмещенных опор.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что:

1) разработаны принципы создания, конструктивные схемы и теоретические основы расчета упорных узлов роторов, включающих подшипники качения и скольжения и функционирующих в режимах разделения скоростей и нагрузок;

2) разработаны математическая модель и алгоритм расчета несущей способности, ресурса, момента трения и динамических коэффициентов жесткости и демпфирования, основанные на совместном решении задач теории упругости и гидродинамической теории смазки;

3) теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность повышения несущей способности и ресурса упорных подшипниковых узлов при совмещении подшипника скольжения и качения, доказана возможность разделения режимов работы совмещенной опоры путем разделения и дублирования функций элементов опоры;

4) разработаны рекомендации по проектированию и программа расчета характеристик упорных совмещенных опор, позволяющие обеспечить согласование параметров подшипника качения и скольжения, а также рациональных режимов работы подшипникового узла.

Методы исследования. Расчет упорного подшипника качения базировался на стандартных методиках для данного вида опор и заключался в аналитическом решении контактной задачи теории упругости. Определение характеристик упорного подшипника жидкостного трения основывалось на решении модифицированного уравнения Рейнольдса, численное решение которого проводилось методом конечных разностей. Для определения ресурса подшипников использовались эмпирические зависимости, учитывающие условия работы опоры. Расчет характеристик УСО проводился на основе совместного решения уравнений контактной задачи упругости и гидродинамической теории смазки. Анализ динамических характеристик проводился на основе сравнения коэффициентов жесткости и демпфирования совмещенных опор.

Вычислительный эксперимент для оценки влияния рабочих и геометрических параметров упорного узла проводился с использованием программы, разработанной в среде инженерных приложений MatLab.

Экспериментальные исследования проводились на экспериментальной установке с использованием современной информационно-измерительной системы на базе комплектующих фирмы National Instruments и среды визуального программирования LabView.

Достоверность полученных результатов обеспечивается корректностью постановки и формализации задачи, обоснованностью используемых теоретических зависимостей, принятых допущений и ограничений, применением апробированных методов решения и анализа, что подтверждается качественным и количественным согласованием результатов теоретических и экспериментальных исследований, а также внедрением результатов в промышленность.

Практическая значимость работы и внедрение результатов заключается в том, что разработанные математическая модель, алгоритм и программа расчета позволяют определять несущую способность, ресурс, момент трения и динамические коэффициенты жесткости и демпфирования упорных совмещенных опор, с учетом процессов, происходящих в ее элементах. Разработанные конструкции позволяют повысить работоспособность агрегата в целом за счет разделения и дублирования функций элементов опоры.

Результаты работы внедрены и используются при проектировании упорных узлов насосов для перекачки нефтепродуктов на ОАО «Ливгидро-маш», г. Ливны.

Апробация работы. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на II Международном научном симпозиуме «Механизмы и машины ударного, периодического и вибрационного действия» (г. Орел, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Авиакосмические технологии и оборудование» (г. Казань, 2004) — Международной научно-технической конференции «Надежность и ремонт машин» (г. Гагра, 2004, 2005) — Международной научно-практической конференции «Образовательные, научные и инженерные приложения в среде LabView и технологии National Instruments» (г. Москва, 2005) — Международной научно-технической конференции «Вибрационные машины и технологии» (г. Курск, 2005) — Международной научно-технической конференции «СИНТ'05» (г. Воронеж, 2005) — Международном научном симпозиуме «Гидродинамическая теория смазки — 120 лет» (г. Орел, 2006).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 научных работ, включая 12 статей в научных сборниках и журналах, 1 тезисов докладов, 2 патента РФ на изобретения и 2 свидетельства об официальной регистрации программы для ЭВМ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений, имеет 163 страницы основного текста, 64 рисунка, 4 таблицы. Библиография включает 114 наименований.

В ходе диссертационного исследования была решена актуальная науч но-практическая задача, но повышению характеристик осевых опор роторов. Путем разработки новых конструкций, математической модели, алгоритма и.

программы расчета совмешенных опор, включающих упорные подшипники.

жидкостного трения и качения, а также рекомендаций по их проектирова нию. В ходе диссертационного исследования были получены следующие ре зультаты и сделаны основные выводы:

1) разработаны принципы создания, конструктивные схемы и теоретиче ские основы расчета упорных узлов роторов, включающих подшипники ка чения и скольжения и функционирующих в режимах разделения скоростей и.

нагрузок;

2) разработаны математическая модель и алгоритм расчета несущей спо собности, ресурса, момента трения и динамических коэффициентов жестко сти и демпфирования, основанные на совместном решении задач теории уп ругости и гидродинамической теории смазки;

3) теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность.

повышения несущей способности и ресурса упорных подшипниковых узлов.

при совмещении подшипника скольжения и качения, доказана возможность.

разделения режимов работы совмещенной опоры путем разделения и дубли рования функций элементов опоры;

4) разработаны рекомендации по проектировапию и программа расчета.

характеристик упорных совмещенных опор, позволяющие обеспечить согла сование параметров подшипника качения и скольжения, а также рациональ ных режимов работы подшипникового узла. На основании полученных результатов был сделан вывод о том, что.

использование совмещенных опор позволяет достигнуть необходимых зна чений характеристик осевой опоры в результате варьирования параметров.

элементов опоры и совмепдение упорных подшипников качения и скольже ния позволяет улучшить характеристики упорных узлов роторов в следую щих направлениях:

• повышение несущей способности опоры по отнощению с одиночной.

постановкой ее элементов;

• повышение ресурса УПК;

• снижение необходимой динамической грузоподъемности УПК;

• уменьшение момента трения в опорном узле;

• увеличение жесткости опорпого узла;

• увеличение демпфирующих свойств опоры по сравнению с УПК;

• повышение предельной быстроходности УПК;

• обеспечение безызпосного использования УПС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алехин, А. В, Несущая способность и динамические характеристики уиорных иодшипников жидкостного трения: Дисс… каид. техн. наук. -Орел, 2005.-171 с.
  2. Т.А. Экспериментальный анализ Текст. / Т. А. Алиев II. — М.: Машиностроение, 1991. -272.
  3. А.А. Вычислительные методы для инженеров Текст. / А. А. Амосов, Ю. А. Дубинский, Н. В. Конченова // - М.: Высшая школа, 1994. -544 с.
  4. Андерсон. Сериесный комбинированный подшипник — быстроходный подшипник нового типа Текст. / Андерсон, Флеминг, Паркер // Проблемытрения и смазки, № 2,1972, стр. 12, изд-во МИР.
  5. Н.П. Гидростатические опоры роторов быстроходных ма- шин Текст. / Н. П. Артеменко, А. И. Чайка, В. Н. Доценко // - Харьков: «Ос-нова», 1992.- 198 с.
  6. , Н. П. Вопросы оптимизации радиальных и упорных ГСП Текст. / Н. Н. Артеменко, В. Н. Доценко, А. Н. Чайка // Исследование и про-ектирование опор и уплотнений быстроходных машин. — Харьков, ХАИ, 1973. — Вып. 3. — С. 117−128.
  7. , Г. Исследование высокоскоростных упорных подшипников скольжения с самоустанавливающимися подушками центробежных ком-прессорных машин (ЦКМ): Автореф. дне… канд. техн. наук, Казань: КХТИ, 1978.-24 с.
  8. Р.Д. Подшипники качения. Справочник Текст. / Р.Д. Бей- зельман, Б. В. Цыпкин, Л. Я. Перель // - Изд. 6-е, перераб. и доп. М., «Маши-ностроение», 1975, 572 с.
  9. В.Л. Теория механических колебаний Текст. / В.Л. Бидер- ман // - М.: Высшая школа, 1980. — 408 с.
  10. Э.А. Исследование процесса пуска Текст. / Э. А. Буланов // Известия вузов. Машиностроение. — 2000. — № 5−6.- 69−79.
  11. В.В. Комбинированный подшипниковый узел Текст. / В.В. Бу- шуев, Г. В. Черлусь // Module. Mach. Tool, and Autom. Manuf. Techn.-1995-№ 1-c.39−43.
  12. В.Л. Колебательные системы машинных агрегатов Текст. / В. Л. Вейтц, А. Е. Кочура, А. И. Федотов // - Ленинград: Издательство Ленин-градского университета, 1979. — 256 с.
  13. , В. А. Расчет и проектирование опор жидкостного трения Текст. / В. А. Воскресенский, В. И. Дьяков, А. 3. Зиле // - М.: Ма-шиностроение, 1983.-232 с.
  14. , М. П. Термодинамика Текст. / М. П. Вукалович, И. И. Новиков — М.: Машииостроение, 1972. — 672 с.
  15. Л.В. Исследование потерь в комбинированной опоре ГТД Текст. / Л. В. Горюнов, А. П. Клюшкин, Н. А. Якимов // Тепловое состояние ох-лаждаемых деталей высокотемпературных ГТД: Межвуз. сб. / Казан, авиац. ин-т. Казань, 1984. 126−128.
  16. Л.В. К экспериментальному исследованию шарикоподшинни- ков в комбинированной опоре роторов ГТД Текст. / Л. В. Горюнов, В.М. Де-125мидович, А. П. Клюшкин, Н. А. Якимов // Авиационная техника. 1983. № 1. 82−84. (Изв. высш. учеб, заведений).
  17. Л.В. Особенности работы совмещенной опоры в системе авиа- ционного ГТД Текст. / Л. В. Горюнов, В. В. Такмовцев, B.C. Гагай, А.Н. Коро-лев, Л. И. Бурлаков // Вестник Казан, гос. техн. ун-та им. А. Н. Тунолева. — 1998.- № 3. — С. 12−14.
  18. ГХ0Ш, Динамические характеристики жесткости и демпфирования гидростатических упорных подшипников с компенсирующими устройствамиТекст. / Гхощ, Маджкмдар // Проблемы трения и смазки. — 1982. — № 4. — 56−62.
  19. , А. Б. Расчет и конструирование турбодетандеров Текст. / А. Б. Давыдов, А. Ш. Кобулашвили, А. Н. Шерстюк // - М. Машинострое-ние, 1987.-230 с.
  20. СП. Теория упругости: учебник для вузов Текст. / С П. Де- мидов//-М.: Высш. школа, 1979.-432 с, ил.
  21. , Д. Силы инерции в гидростатических упорных подшипниках Текст. / Д. Доусон // Техническая механика. — 1961. — JVb 2. — С 110.
  22. А.И. Опоры роторов турбонасосных агрегатов Текст. / А. И. Дмитренко, В. П. Доценко, Г. С. Жердев //-Харьков: Харьковский авиа-ционный институт, 1994. — 36 с.
  23. Ю.Н. Теоретическое исследование ресурса подшипника скольжения с вкладышем Текст. / Ю. П. Дроздов, Е. В. Коваленко // Трение иизнос. — 1998. — № 5. — 565−570.
  24. В.Н. Газодинамические подшипники Текст. / В.Н. Дроз- дович//-Л.: Машиностроение, 1976.-208 с.
  25. , Г. X. Потери мощности в высокоскоростных гидростатиче- ских подщипниках Текст. / Г. X. Ингерт, В. П. Глебкин, Г. И. Айзеншток //Станки и инструменты. — 1987. — JNfe 4. — 20−22.
  26. , О. Н. Обработка результатов наблюдений Текст. / О. Н. 126Кассандрова, В, В. Лебедев //- М.: Наука, 1970, — 104 с.
  27. А.С. Динамика роторов в упругих опорах Текст. / А.С. Кель- зон, Ю. П. Циманский, В. И. Яковлев // - М.: Наука, 1982. — 280 с.
  28. А.С. Расчет и конструирование роторных машин Текст. / А. С. Кельзон, Ю. Н. Журавлев, Н. А. Январев // - Л.: Машиностроение, 1975.-288 с.
  29. В.П. Прочность и износостойкость деталей машин Текст. / В. П. Когаев, Ю. Н. Дроздов //- М.: Высшая школа, 1991.
  30. В.Н. О влиянии инерционных сил в турбулентных и ламинарных самогенерирующихся пленках Текст. / В. Н. Константинеску //Проблемы трения и смазки. -1975. — № 3. — 109−120- 1982. — .№ 2 — 24−30.
  31. М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения Текст. /М.В. Коровчииский //-М.: Машгиз, 1959.-404 с.
  32. Р.В. Применение подшипников качения при высо- ких частотах вращения Текст. / Р. В. Коросташевский // - М.: Специнорм-центр НПО ВНИПП, 1989. — 119 с.
  33. , А.Ю. Динамические и интегральные характеристики кони- ческих подшипников скольжения: Дисс… канд. техн. наук. — Орел, 2004. -230 с.
  34. , М. В. Теоретические основы работы подшипников скольжения Текст. / М. В. Коровчинский — М.: Машгиз, 1959. — 404 с.
  35. , И. А. Гидродинамическая теория смазки упорных подшипни- ков Текст. / И. А. Кунин — М.: Изд-во АН СССР (Сиб. отд.), 1960. — 130 с.
  36. , В. Н. Постановка физического эксперимента и статисти- ческая обработка его результатов Текст. / В. Н. Лавренчик — М.: Энерго-атомиздат, 1986. — 272 с.
  37. А., Медников В. А., Соломин О. В., Савин Л. А., Устинов Д. Е. Коэффициенты жесткости и демпфирования парожидкостного подшип-ника скольжения // Сб. научных трудов ученых Орловской области. Выпуск3. — Орел: ОрелГТУ, 1997. — 146−150.
  38. Л.Д. Теория упругости / Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц. — М., «Иаука», 1965−204 с.
  39. , Л. Г. Механика жидкости и газа Текст. / Л. Г. Лойцян- ский — М.: Наука, 1978. — 736 с.
  40. Лунд, Разработка понятия динамических коэффициентов радиальных подшипников жидкостного трения Текст. / Лунд // Проблемы трения н смаз-ки.-1987.- № 1.-С. 4 0 — 4 5 .
  41. , В. А. Трибология подшипников и уплотнений жидкостно- го трения высокоскоростных турбомашин Текст. / В. А. Максимов, Г. Баткис // - Казань: Фэн, 1998. — 428 с.
  42. Найпен. Оптимальное распределение скоростей в сериесном комбини- рованном подшипнике Текст. / Найпен, Скиббе, Хемрок // Проблемы тренияи смазки. 1973. .№ 1. 83−89.128
  43. В.Б. Подшипниковые узлы современных машин и приборов: Энциклопедический справочник Текст. / В. Б. Носов, И. М. Карпухин, Н. Н. Федотов и др.- Под общ. ред. В. Б. Носова. // - М.: Машиностроение, 1997. -640 с: ил.
  44. , А. К. Гидродинамическая теория смазки и расчет подшип- ников скольжения, работающих в стационарном режиме Текст. / А. К. Ни-китин и др. — М.: Наука, 1981. — 316 с.
  45. , Е. А. Метод расчета и разработка упорных гидростатиче- ских подшипников, смазываемых маловязкими жидкостями : Дисс… канд.техн. наук. — Казань, 2003. — 146 с.
  46. , П. В. Оценка погрешностей результатов измерений Текст. / Н. В. Новицкий, И. А. Зограф — Л.: Энергоатомиздат, 1991. — 304 с.
  47. , Н. И. Основы конструирования: Спр.-метод. пособие Текст. / Н. И. Орлов- под ред. Н. Н. Учаева. — М.: Машипостроение, 1988. — Т. 2. -544 с.
  48. Л.Я. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслу- живание опор: Справочник Текст. / Л. Я. Нерель, А. А. Филатов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1992. — 608 с: ил.
  49. СВ. Возможности повышения работоспособности высоко- скоростных опор путем совмещения газовых нодшипников с подшипникамикачения Текст. / СВ. Нинегин, В. Н. Петров // Вибротехника, 2[40], 1980.
  50. СВ. Прецизионные опоры качения и опоры с газовой смаз- кой Текст. / С В. Пинегин, А. В. Орлов, Ю. В. Табачников. — М.: Машино-строение, 1984.-215.
  51. , М. Е. Унорные нодшинники скольжения : Теория и рас- чёт Текст. / М. Е. Подольский — Л: Машиностроение, 1981. — 261 с.
  52. Э.Л. Динамические свойства масляной пленки в подшипниках скольжения Текст. // Известия АН СССР. ОТН. Механика и машинострое-ние.-1961.-№ 6. — 52−67.
  53. , Э.Л. Колебания роторов // Вибрации в технике. В 6 т. Том 3. Колебания машин, конструкций и их элементов Текст. / Под ред. Ф. М, Ди-мептберга, К. С. Колесникова. — М.: Машиностроение, 1980.- 130−189.
  54. , Р.Н. Повышение динамических качеств и ресурса опорных узлов роторов совмещением подшипников качения и скольжения. Дис.. .кандидата технических наук. — Орел, 2005, — 154 с.
  55. , В.Н. Совмещенные опоры быстроходных турбомашин, принципы конструирования и экспериментальное исследование Текст. /В.П. Понькин, Л. В. Горюнов, В. В Такмовцев // Казань, 2003. 62 с. (Препринт/ Изд-во Казан, гос. техн. ун-та- Казань, П305).
  56. , В. Г. MatLab 6: среда проектирования инженерных при- ложений Текст. / В. Г. Потемкин — М.: Диалог МИФИ, 2003. — 448 с.
  57. А.С. Надежность машин Текст. / А. С. Пронников. — М.: Машиностроение, 1978. -592 с.
  58. , Ю. А. Конструкция и проектировапие подшипников скольжения агрегатов двигателей летательных аппаратов Текст. / Ю. А. Ра-викович — М.: МАИ, 1995. — 60 с.
  59. Д.Н. Детали машин. Учебник для вузов / Д. Н. Решетов. Изд. 4-е. М.: Машиностроение, 1989. — 496 с.
  60. , Л. А. Теоретические основы расчета и динамика подшипников скольжения с парожидкостной смазкой : Дисс… докт. техн. наук. — Орел, 1998.-352 с.
  61. , А. А. Численные методы Текст. / А. А. Самарский, А. В. Гулин М.: Наука, 1989. — 432 с.
  62. , Н. А. Динамика вязкой несжимаемой жидкости Текст. / Н. А. Слезкин — М.: ГИТТЛ, 1955.-520 с.
  63. , О. В. Колебания и устойчивость роторов на подшипниках скольжения в условиях вскипания смазочного материала : Дисс… канд. техн.наук.-Орел, 2000.-259 с.
  64. , О. В. Экспериментальная установка и методика исследова- ния динамических характеристик роторно-опорных узлов Текст. / О. В. Со-ломин и др. // Вестник науки: Сб. науч. тр. ученых Орл. обл. — Орел: Орел-ГТУ, 1998.-ВЫП.4.- Т. 1.-С. 357−365.
  65. Н.А. Опоры осей и валов машин и приборов Текст. / Н. А. Спицын. — М.: Машиностроение, 1970. — 520 с.
  66. А. Н. Нодшипники качения Текст. / А. И. Спришев- ский. — М., «Машиностроение», 1968. 632 с.
  67. , А. Я. LabView 7: справочник по функциям Текст. / А. Я. Суранов — М.: ДМК Пресс, 2005. — 512 с.
  68. , Н. Подшипники скольжения : расчет, проектирование, смазка Текст. / Н. Типей, В. Н. Константинеску — Бухарест: Изд-во АН РНР, 1964.131−458 c.
  69. , И. Я. Проектирование и расчет опор трения Текст. / И. Я. Токарь-М.: Машиностроение, 1971.- 168 с.
  70. , И. Я. Унорные подшинники скольжения Текст. / И. Я. То- карь — Л.: Машиностроение, 1981.-261 с.
  71. , И. Я. Расчет осевых подшинников, работающих при ограни- ченных режимах смазки Текст. / И. Я. Токарь [и др.] // Трение и износ, 1984,5,24, 693−700.
  72. Тревис, Д. Lab VIEW для всех Текст. / Д. Тревис — М.: ДМК Пресс, 2004. — 544 с.
  73. Уилкок, Повышение долговечности установок с подшипниками каче- ния благодаря использованию комбинированного подшипника Текст. / Уил-кок, Уинн // Проблемы трения и смазки. — 1970.- № 3. — 34−44.
  74. , М. К. Гидродинамическая теория смазки Текст. / М. К. Усков, В. А. Максимов — М.: Паука, 1983. — 126 с.
  75. М.Г. Оноры жидкостного трения и комбинированные / М. Г. Ханович. — Л.: Машгиз. 1960 г. 272 с.
  76. Ч. Основные принципы планирования эксперимента / Ч. Хикс — М.:Мир, 1967.-408с.
  77. О.П. Подшипники качения: Справочник-каталог Текст. / О. П. Черменский, П. Н. Федотов. // - М.: Машиностроение, 2003. — 576 с.
  78. , А. Подшинники скольжения Текст. / А. Чернав- ский — М.: Машгиз, 1963. — 244 с.
  79. Шаиь, Оптимальная жесткость унорного подшипника с внешним на- гнетанием смазки в турбулентном режиме Текст. / Шань // Проблемы тре-ния и смазки. — 1970. — № 3. — 86−93.
  80. , X. Теория инженерного эксперимента Текст. / X. Шенк — М.: Мир, 1972.-384 с.
  81. , Е. В. Кривые и поверхности на экране компьютера. Руково- 132дство по сплайнам для пользователей Текст. / Е. В, Шикин, А. И. Плис. — М.: Диалог-МИФИ, 1996.-240 с.
  82. Anderson W.J. The series hybrid bearing — A new high speed bearing concept / W.J. Anderson, D.P. Fleming, R.J. Parker // J. Lubr. Technol., pp. 117−123.
  83. Butner M. F. Space shuttle main engine long-life bearings. Final report / M. F. Butner, B. T. Murphy // NASA-CR-179 455, Rockwell International Corp., 1986.-163 p.
  84. Coombs, J, A. An Experimental Investigation of the Effects of Lubricant Inertia in a Hydrostatic Thrust Bearing / J. A. Coombs, D. Dowson // Wear. — Vo 1.179.-P.96−108.
  85. Esldid Storteig Dynamic characteristics of hydrodynamically lubricated fixed-pad thrust bearings / Esldid Storteig, Maurice F. White // Wear. — 1999. -232.-P. 250−255.133
  86. Engelbrecht U. Kombination zweier Walzlalgerbauarten erhoht die ebensdauer der Lagerung / U. Engelbrecht // Mashinenmarkt, 2000, 106, № 44,p.42−45.
  87. Jayachandra, Behaviour of multirecess plane hydrostatic thrust bearing under conditions of tilt and rotation / Jayachandra, T. Prabhu, N. Ganesan// Wear. — 1983. -92. — № 2. — P. 243−251.
  88. Harris T. Rolling bearing analysis / T. Harris. Wiley & Sons, New York. — 1993.
  89. Hannum N.P. The performance and Application of High Speed Long 1. ife LH2 Hybrid Bearing for Reusable Rocket Engine Turbomachinery / N.P.Hannum, C.E. Nielson // (NASA TM-83 417) AIAA № 83−1389,1983. — 26 p.
  90. Khalil, M. F. Effect of inertia forces on the performance of externally pressurized conical thrust bearings under turbulent flow conditions / M. E. Khalil, S. Z. Kassab, A. S. Ismail // Wear. — 1993. — 166. — № 2. — P. 155−161 (англ.).
  91. Mohsin, M. The dynamic behavior of fluid bearings with grooved lands / M. Mohsin, A. Seif, M. Shaheen // Tribology. — 1986. — № 3. — P. 133−144.
  92. Osterle, J. F. The effect of lubricant inertia in hydrostatic thrust- bearing lubrication / J. F. Osterle, W. F. Hughes // Wear. — 1957. — Vol 1.
  93. Pietsch E., Zur Frage der Kombination von Gleit-und Walzlagern. «Maschinenbautechnik», 1956, 5 Jg, H.4.
  94. Wensing J.A. On the dynamics of ball bearings. PhD thesis. University of Twente, Enschede, The Netherlands. December 1998. ISBN: 90−36 512 298.
  95. ВНИИП (Всероссийски научно-исследовательский институт подшипниковой промышленности) Электронный ресурс. / - Электрон, дан.- Режим доступа http://www.vnipp.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  96. НПО «Измерительной техники» Электронный ресурс. / - Элек- трон, дан. — Доступ http://www.vibron.ru., свободный. — Загл. с экрана. — Яз.рус.
  97. National Instruments Электронный ресурс. / - Электрон, дан. — Режим доступа http://www.ni.com, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  98. Pepperl + Fuchs — Россия Электронный ресурс. / - Электрон, дан. — Доступ http://www.pepperl-fuchs.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  99. Патент РФ 2 268 413. Комбинированная осевая опора / Савин Л. А., Стручков А. А, Поляков Р. П. Опубл. БИ № 36, 2005. Патентооблада-тель: Орловский государственный технический университет.135
Заполнить форму текущей работой