Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система показателей эффективности региональной социально-экономической политики на примере национальных проектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложены показатели эффективности реализации национальных проектов для разработанной модели. Они учитывают и компенсируют недостатки существующей совокупности целевых индикаторов за счет ввода показателей, отражающих субъективную оценку проводимых мероприятий основным их «заказчиком» — населением России. Кроме того, введенные показатели учитывают возможность сопоставить полноту решения проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы разработки системы показателей эффективности региональной политики на примере национальных 10 проектов
    • 1. 1. Национальные проекты в системе реализации социально- ^ ^ экономической региональной политики
    • 1. 2. Эффективность инвестиций как социально-экономическаяу категория
    • 1. 3. Сбалансированная система показателей в реализации ^ национальных проектов
  • Глава 2. Анализ факторов, определяющих эффективность ^ социальных инвестиций нацпроектов
    • 2. 1. Анализ сложившейся совокупности показателей эффективности ^ социальных инвестиций нацпроектов
    • 2. 2. Определение наиболее значимых оценки эффективности ^ социальных инвестиций нацпроектов
    • 2. 3. Формирование сбалансированной системы показателей ^ эффективности социальных инвестиций нацпроектов
  • Глава 3. Адаптация системы показателей эффективности социальных инвестиций к специфике национальных проектов
    • 3. 1. Определение специфики ССП для нацпроекта ^ «Здоровье»
    • 3. 2. Адаптация ССП к особенностям нацпроекта «Образование» и «Доступное и комфортное жилье — гражданам 106 России»
    • 3. 3. Апробация ССП на примере реализации нацпроектов во Владимирской области

Система показателей эффективности региональной социально-экономической политики на примере национальных проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Решение приоритетных государственных задач и эффективность функционирования любой экономической системы определяются результативностью использования имеющихся ресурсов. Каждое общество нацелено на максимально эффективное их использование, однако приоритетные направления социально-экономического развития и, соответственно, их ресурсное обеспечение, определяются общей политикой государства.

Повышение качества жизни граждан России — ключевой вопрос государственной политики.

В 2006 году был дан старт четырем приоритетным национальным проектам (далее также ПНП, нацпроекты, НП): «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».

Национальные проекты, представляя собой проектную форму расходования средств, подразумевают целевой характер расходов, имеют специальный орган управления на федеральном уровне — Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

До 2008 года эффективность реализации нацпроектов определялась в основном по расходу денежных средств, направленных на реализацию запланированных мероприятий. Начиная с 2009 года, применяется система оценки, где помимо объема выделенных средств оценивается также эффективность по набору целевых индикаторов.

В настоящее время нацпроекты переименованы в государственные программы и переданы для реализации в профильные министерства. Однако суть и содержание выполняемых мероприятий не изменились.

Многие эксперты отмечают недостаточность и неполноценность существующей системы оценки эффективности реализации нацпроектов.

В настоящем исследовании автором предпринята попытка усовершенствования системы оценки эффективности государственных национальных проектов с помощью одного из самых успешно применяемых в мире инструментов стратегического управления и оценки эффективности деятельности организаций — сбалансированной системы показателей (далее также ССП).

Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики социального инвестирования затрагивались в трудах ряда отечественных ученых, как И. А. Бланк, А. Б. Идрисова, Б. А. Колтынюк, А. Г. Лобко, А. П. Морозова, Б. А. Райзберг, В. В. Шеремет, В. Д. Шапиро и т. д. Среди зарубежных авторов отметим работы JI. Гитмана, М. Джонка, О. Новотного, К. Столпера, Ф. Фабоцци, Я. Фишера, К. Хопкинса и т. д.

Теоретические основы научного исследования проблем региональной экономики были заложены в трудах Р. И. Шнипера, М. К. Бандмана, А. Г. Гранберга, H.H. Некрасова, В. Н. Лексина, В. В. Кистанова, Н. И. Лариной, A.C. Маршаловой, A.C. Новоселова и многих других. Исследования различных аспектов экономики Владимирской области, в том числе социальной сферы, проводились Ю. А. Дмитриевым, О. А. Доничевым, Л. К. Корецкой, В. А. Кретининым, Ю. Н. Лапыгиным, А. А. Мироедовым, Н. М. Филимоновой, К. В. Хартановичем и др.

Объектом диссертационного исследования выступает социально-экономическая система региона в части эффективности реализации национальных проектов, а предметом исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе оценки эффективности инвестиций в социальную сферу в рамках национальных проектов на региональном уровне.

Целью диссертационного исследования является разработка системы показателей эффективности инвестиций в социальную сферу в рамках национальных проектов на уровне региона.

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить комплекс задач, наиболее общими из которых являются:

• Обобщить и структурировать теоретические основы социально-экономической политики региона, а также определить роль национальных проектов как инструмента ее реализации.

•Структурировать наиболее значимые проблемы оценки реализации эффективности национальных проектов;

• Разработать модель сбалансированной системы показателей для оценки эффективности реализации национальных проектов;

• Предложить для разработанной модели новые показатели, дополняющие существующую систему целевых индикаторов эффективности реализации национальных проектов.

Методологической и теоретической основой исследования являются общенаучные, частные и диверсифицированные методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, классификация, доказательство, моделирование, системный подход, контент-анализ, логический метод, метод экспертных оценок, метод 8УОТ-анализа, методы статистической обработки информации.

Информационной базой исследования стали законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Владимирской области, определяющие механизм реализации национальных проектовпубликации отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления в целом и в частностиприкладные работы по проблеме стратегического развития и системам показателейВ работе использованы данные Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики Владимирской области о состоянии отраслей социальной сферы региона: материалы статистических ежегодников, статистических сборников «Владимирская область в цифрах» и другие. Также использовались отчеты Комитета по экономической политике, Департамента образования и Департамента здравоохранения администрации Владимирской области, Счетной палаты Владимирской области о ходе реализации национальных проектов, материалы периодической печати.

Логика исследования отражает последовательность основных стадий исследования. На начальном этапе проанализированы существующие подходы к объекту и предмету исследования. Затем проанализирована существующая совокупность индикаторов эффективности реализации нацпроектов. Далее определены наиболее значимые проблемы оценки эффективности нацпроектов. Все предшествующие этапы позволили разработать модель сбалансированной системы показателей эффективности социальных инвестиций национальных проектов с учетом недостатков используемой в настоящий момент системы целевых индикаторов.

Работа выполнена в соответствии с п. 3.16 (Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях) специальности 08.00.05 Паспорта специальностей ВАК Российской Федерации.

Научная новизна работы состоит в следующем: 1. Уточнены ключевые определения по теме исследования: — «региональная политика», под которым в работе понимается система целей и задач органов власти различных уровней по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации, нацеленные на устранение несоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических направлений и пропорций в региональном развитии.

— «инвестиции», трактуемые как вложение денежных средств, целевых банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, технологий, машин, оборудования, иного имущества, а также имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности для достижения через определенное время стратегических целей инвестора, получения прибыли и (или) иного полезного эффекта;

— «социальные инвестиции», рассматриваемые как вложения денежных и других ресурсов в объекты социальной сферы для получения дохода или иного социального эффекта, нацеленные на повышение уровня и качества жизни населения, а также удовлетворение материальных, духовных или социальных потребностей общества;

— «эффективность социальных инвестиций», выражающая одно из трех возможных отношений либо их сочетание: а) полученного социального эффекта к величине затраченных для его достижения материальных или иных средств или ресурсовб) полученного социального эффекта к ожидаемому (плановому) — в) сэкономленных средств или ресурсов к ожидаемым затратам для достижения заранее запланированного социального эффекта.

2. Выявленные проблемы оценки эффективности реализации национальных проектов разделены на три блока:

— проблемы оценки социальных инвестиций в целом;

— недостатки применяемой на данный момент системы оценки эффективности реализации национальных проектов;

— объективные проблемы, которые влияют на оценку эффективности реализации национальных проектов, однако разрабатываемая система показателей не может исправить или компенсировать это влияние.

Определено, что корневой проблемой первого блока является отсутствие полноценного общественного контроля, второго — сложность подбора индикаторов, которые адекватно отражали бы полный эффект от реализации запланированных мероприятий.

3. Построена общая для всех трех рассматриваемых национальных проектов модель сбалансированной системы показателей для определения их эффективности.

Для каждого из нацпроектов модель включает в себя следующие карты:

— «Население региона»;

— «Организации-производители услуг»;

— «Органы власти различных уровней»;

— «Финансы».

Наполнение карт осуществлено в соответствии с ранее поставленными стратегическими целями нацпроектов.

4. Предложены показатели для разработанной модели, дополняющие существующую систему оценки эффективности реализации национальных проектов и характеризующие «качественный» аспект социальной эффективности, который крайне слабо отражен в применяемой ныне совокупности индикаторов.

Разработанные в исследовании показатели позволяют учитывать общественное мнение по поводу реализуемых в рамках национальных проектов мероприятий, а также отразить соотношение объема выполненных работ к реальных нуждам населения.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что создана отвечающая специфике современных экономических реалий.

России система показателей эффективности государственных социальных инвестиций, которая дает возможность оценить реализацию национальных проектов с точки зрения различных аспектов теории эффективности и отследить по цепочкам причинно-следственных связей между целями весь ход реализации мероприятий, начиная от выделения средств и заканчивая достигнутым конечным социальным эффектом.

Выводы и обобщения, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве материала для оценки не только реализуемых в настоящее время нацпроектов, но и других государственных социальных программ при соответствующей доработке.

Апробация результатов исследования: теоретические положения и практические результаты исследования, представленные автором, докладывались и обсуждались на 6 международных и российских научно-практических конференциях.

— по отдельным направлениям диссертационного исследования опубликовано 7 научных работ общим объемом 2,0 п.л.

— материалы диссертационной работы использованы при разработке стратегии развития Владимирского городского ипотечного фонда (ВГИФ), а также успешно применяются в процессе реализации стратегии ВГИФ.

Структура работы отражает логику исследования и соответствует направленности поставленных в работе задач и состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка из 162 наименования и 6 приложений. Основной текст изложен на 147 машинописных страницах, содержит 22 рисунка и 29 таблиц.

Заключение

.

В результате проведенного исследования получены следующие результаты.

1. Выявлено, что одной из основных направлений государственной политики является региональная политика, в составе которой, в свою очередь, следует выделить социальную составляющую. Это связано, с одной стороны, с продолжающейся социальной дифференциацией и поляризацией общества, с другой — с возрастанием роли региональных факторов развития страны.

2. Уточнены определения основных терминов по теме диссертационного исследования:

— «региональная политика», под которым в работе понимается система целей и задач органов власти различных уровней по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации, нацеленные на устранение несоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических направлений и пропорций в региональном развитии.

— «инвестиции», трактуемые как вложение денежных средств, целевых банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, технологий, машин, оборудования, иного имущества, а также имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности для достижения через определенное время стратегических целей инвестора, получения прибыли и (или) иного полезного эффекта;

— «социальные инвестиции», рассматриваемые как вложения денежных и других ресурсов в объекты социальной сферы для получения дохода или иного социального эффекта, нацеленные на повышение уровня и качества жизни населения, а также удовлетворение материальных, духовных или социальных потребностей общества;

— «эффективность социальных инвестиций», выражающая одно из трех возможных отношений либо их сочетание: а) полученного социального эффекта к величине затраченных для его достижения материальных или иных средств или ресурсовб) полученного социального эффекта к ожидаемому (плановому) — в) сэкономленных средств или ресурсов к ожидаемым затратам для достижения заранее запланированного социального эффекта.

Содержание последнего термина можно проиллюстрировать следующими соотношениями:

Социальный эффект мч Эффективность =—V и.

Ресурсы.

Фактический.

Результативность = социальный эффект (2);

Плановый социальный эффект.

Экономия затраченных ресурсов по сравнению с изначально.

Л планируемым объемом Экономичность = - (о).

Плановый объем затрачиваемых ресурсов для достижения запланированного социального эффекта.

3. Определено, что основной целью социального инвестирования является повышение уровня и качества жизни людей, причем понятия эти нетождественны, и «качество жизни» является более широким понятием. На основании последних междисциплинарных исследований показано, что субъективные оценки являются наилучшим инструментом для измерения качества жизни.

4. Указана возможность использования сбалансированной системы показателей в качестве инструмента оценки эффективности реализации национальных проектов, показаны преимущества ССП по сравнению с другими инструментами оценки.

5. Проведен критический анализ применяемой на сегодняшний день модели реализации мероприятий нацпроектов. Выяснено, что в 2006;2007 годах применялась затратная модель, при которой учитывалось только освоение выделенных объемов денежных средств. Начиная с 2008 года и по сегодняшний день, применяется программно-целевой подход, согласно которому контролируется не только расход денежных средств, но больше достижение целевых показателей, утвержденных в программах реализации мероприятий национальных проектов (на 2008 год и на 2009;2012 годы). Если изначально реализацией национальных проектов занималось отдельное ведомство, то начиная с 2011 года, они отданы под контроль профильных министерств.

6. Выявлены основные существующие проблемы оценки национальных проектов и разделены на три блока:

— проблемы оценки социальных инвестиций в целом;

— недостатки применяемой на данный момент системы оценки эффективности реализации национальных проектов;

— объективные проблемы, которые влияют на оценку эффективности реализации национальных проектов, однако разрабатываемая система показателей не может исправить или компенсировать это влияние.

Третий блок, в силу объективности существующих проблем, не рассматривается, а корневыми проблемами первых двух блоков признаны соответственно следующие:

— I блока: сложность подбора нужных индикаторов, лаконичных и в то же время емких, которые отражали бы суть проводимых мероприятий;

— II блока: отсутствие полноценного общественного контроля за ходом реализации нацпроектов.

Выявленные проблемы учтены в дальнейшем при разработке сбалансированной системы показателей для оценки эффективности национальных проектов.

7. Разработана модель ССП, отличающаяся от имеющихся в практике стратегического управления набором стратегических карт:

— карта финансов;

— карта органов власти различных уровней;

— карта организаций — производителей услуг;

— карта населения.

Данная совокупность стратегических карт затрагивает всех основных «участников» нацпроектов, что делает возможным ее применение для задач диссертационного исследования. Она дает возможность проследить по цепочкам причинно-следственных связей между целями весь ход реализации мероприятий, начиная от выделения средств и заканчивая достигнутым конечным социальным эффектом.

8. Предложены показатели эффективности реализации национальных проектов для разработанной модели. Они учитывают и компенсируют недостатки существующей совокупности целевых индикаторов за счет ввода показателей, отражающих субъективную оценку проводимых мероприятий основным их «заказчиком» — населением России. Кроме того, введенные показатели учитывают возможность сопоставить полноту решения проблемы и оценить влияние мер, предусмотренных нацпроектами, на ситуацию в отрасли в целом.

9. Проведена апробация ССП на примере Владимирской области за 2009;2010 годы (на момент проведения исследования данных за 2011 год еще не было). Выяснено, что не все данные требуемые для расчета значений показателей эффективности нацпроектов предоставляются в отчетности департаментов администрации области. Приведены причины и даны рекомендации по устранению этих проблем.

Таким образом, можно считать, что цель, поставленная в начале диссертационного исследования, достигнута, а задачи решены.

В заключение, следует отметить, что проделанная работа носит масштабный характер, вследствие чего часть важных проблем не попала в область рассмотрения.

За рамками диссертационного исследования осталась разработка стратегических инициатив ССП, поскольку решение о включении в состав нацпроекта определенных мер принимается не только на основе оценки эффективности уже реализованных мероприятий, но исходя из гораздо более широкого круга факторов.

Также не было произведено каскадирование системы на более низкие уровни, поскольку это потребовало бы, по сути, разработки новой ССП для каждого отдельного уровня.

Кроме того, за неимением нужных данных в ходе апробации ССП на примере Владимирской области не была рассчитана эффективность реализации социальных инвестиций нацпроектов.

В связи с этим дальнейшими путями развития данной темы являются: уточнение списка показателей и их целевых значений, а также унификация части индикаторов для получения возможности использования предложенной сбалансированной системы показателей в оценке любых государственных социальных программ. Указанные задачи предоставляют широкое поле для последующих научных изысканий.

Основной результат проведенного исследования заключается в разработке и апробировании модели сбалансированной системы показателей эффективности социальных инвестиций национальных проектов, которая с успехом может быть использована для оценки эффективности любых государственных социальных программ при соответствующей привязке к их специфике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д.А. Стратегическое рыночное управление Текст. / Д. А. Аакер. Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2007. -470 е.- ISBN: 5−469−1 301−3.
  2. Т.А. Теория организация Текст.: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 367 с. — ISBN: 5−238−556−3.
  3. , М.Б. Основы теории систем и системного анализа Текст.: Учеб. Пособие / М. Б. Алексеева, С. Н. Балан. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 88 с. — ISBN: 978−5-677−2 443−5.
  4. Аналитический доклад «Реформа органов исполнительной власти в России: состояние и перспективы». Подготовлен Государственным Университетом Высшей школой экономики, 2002 г.
  5. П.К. Теория функциональной системы Текст. / Москва, «Наука», 1970.
  6. , И. Новая корпоративная стратегия Текст. / И. Ансофф. -СПб: Питер, 1999. 416 с. — ISBN: 5−314−105−5.
  7. , И. Стратегическое управление Текст. / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  8. В.Ф. Экономическая эффективность инвестиций в строительную сферу: Учеб. пособие / В. Ф. Архипова, A.B. Голумидова- ВлГУ. Владимир: Изд. Владим. гос. ун-та, 2002. — 73 с.
  9. , С.А. Качество жизни населения: теория и практика / С. А. Баженов. М.: ЭКОС, 2002. — 178 с.
  10. Е.С. Социальная политика: актуальные направления реализации в Российской Федерации: Учебное пособие / Бакалдина Е.С.- Орловская региональная академия государственной службы — Рец.: Ю. С. Васютин, И. А. Батанина. Орел: ОРАГС, 2006. — 88 с.
  11. С.А. Методы агрегирования в управлении проектами Текст. / Баркалов С. А., Бурков В. Н., Гилязов Н. М. М.: ИПУ РАН, 1999. -55 с.
  12. Берталанфи J1. Общая теория систем — критический обзор // Исследование по общей теории систем Текст.: Сборник. — М.: Прогресс, 1969.
  13. И. А. Словарь-справочник финансового менеджера Текст. / Бланк И. А. К.: «Ника-Центр», 1998. — 480 стр. — ISBN: 5−89 329−057−9.
  14. Р., Гусев Р. Оптимизация схемы финансирования инвестиционных проек-тов / Р. Блачев, В. Гусев // Инвестиции в России. -1999. -№ 12.-с. 34−40.
  15. , М.Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения Текст. / Браун М. Г. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 226 с. -ISBN: 5−9614−0115−4.
  16. Г. А. Социально-экономическая политика на уровне субъекта Федерации. Режим доступа: http://www.m-economy.ru/ art. php?nArtId= 1525.
  17. , В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В. П. Васильев. М.: ЭКОС, 2007. — 117 с.
  18. Д.К. Типовые решения в управлении проектами Текст. / Васильев Д. К., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А., Цветков A.B. М.: ИПУ РАН, 2003 — 75 с.
  19. , Э.К. Статистика: учеб. пособие / Э. К. Васильева. М.: Финансы, 2008. — 399 с.
  20. П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика Текст. / Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. М.: Дело, 2002. — 888 с. ISBN: 5−7749−0286−2.
  21. , О.С. Стратегическое управление Текст.: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп / О. С. Виханский. М.: Гардарики, 2002. — 296 с. -ISBN: 5−98 118−055−2.
  22. Внедрение сбалансированной системы показателей текст. / Под ред. Григорьевой В. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 478 с. — ISBN: 59 614−0333−5.
  23. И.М. Проектный анализ: Продвинутый курс Текст. / Волков И. М., Грачёва M.B. М.: ИНФРА-М, 2004. — 495 с. — ISBN: 5−16 001 791−7.
  24. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа Текст.: Учебник для студентов вузов. / Волкова В. Н., Денисов A.A. СПб: СПбГТУ, 1997. 510 с. ISBN 5−7422−0026−9.
  25. А. Д. Федоренко О.В., Карелов C.B. Экономика природопользования. М., 1994.
  26. Г. С. Управление социальным инвестициями в человеческий капитал: дис. канд. экон. наук / Г. С. Горгуль. М., 2006. 232 с.
  27. Государственное регулирование рыночной экономики Текст.: Учебник. Издание 3-е перераб. и доп. / Кушлин В. И. общ. ред. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 616 с. ISBN 978−5-7729−0310−0.
  28. Доклад Губернатора Владимирской области о социально-экономическом развитии области за 2009 год.
  29. Доклад Губернатора Владимирской области о социально-экономическом развитии области за 2010 год.
  30. Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 20 072 009 годов.
  31. Доклад комитета по экономической политике администрации Владимирской области о социально-экономическом развитии области за2009 год.
  32. Доклады комитета по экономической политике администрации Владимирской области о социально-экономическом развитии области за2010 год.
  33. Доклад Комиссии по оценке экономических результатов и социального прогресса // Журнал «Вопросы статистики» 2010. № 11, 12. 2011. № 2,3.
  34. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей ред. С. Е. Литовченко М.: Ассоциация Менеджеров, 2004 г. — 80 с. -ISBN: 5−902 500−10−9.
  35. Д. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. М.: Финансы и статистика, 2001.
  36. Зуб, А. Т. Системный стратегический менеджмент: методология и практика Текст. / А. Т. Зуб, М. В. Локтионов. М.: Генезис, 2001. — 752 с. -ISBN: 5−85 297−044−1.
  37. , Г. Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития / Г. Ю. Злобина. М.: Социум, 2007. -96 с.
  38. B.C. Дистергефт Л. В. Зудов Е.Г. К вопросу об эффективности Сборник материалов II Всероссийской научно -практической конференции Социально — экономическое развитие России в XXI веке-Пенза, 2003.
  39. Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование Текст. / Игошин Н. В. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. -413 с.-ISBN: 5−238−73−1.
  40. Инвестиционная политика Текст.: учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин, A.A. Балакирев, Е. В. Бобкова [и др.]. — Под ред. Ю. Н. Лапыгина. М.: КНОРУС, 2005. — 310 с. ISBN 5−85 971−059−3.
  41. Инвестиционное проектирование Электронный ресурс.: учебное пособие / Е. Г. Непомнящий. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 262 с.
  42. И. Тендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала. / В сб. Женщина, тендер, культура. М, МЦГИ, 1999.-С. 171−183.
  43. , В.Г. Сбалансированное управление предприятием текст.: учебное пособие / В. Г. Кандалинцев. М.: КНОРУС, 2006. — 224 с. -ISBN: 5−85 971−171−9.
  44. Капитальные вложения, рынок и эффективность инвестиций в сельское хозяйство Текст. / Беляев A.B. М.: Изд-во МСХА, 1993. — 29 с.
  45. , P.C. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию Текст. 3-е изд., испр. и доп. / P.C. Каплан, Д. П. Нортон. — Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2006. — 304 с. — ISBN: 5−90 102 855−4.
  46. , P.C. Стратегические карты: Трансформация нематериальных активов в материальные результаты текст. / P.C. Каплан, Д. П. Нортон. Пер. с англ. Павловой M. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 512 с. -ISBN: 978−5-9693−0101−6.
  47. .А. Инвестиционные проекты: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 422 с. — ISBN: 5−8016−0189−9.
  48. , И.Г. Основы управленческого учета текст. / И. Г. Кондратова. М.: Финансы и статистика, 2000. — 144 с. — ISBN: 5−27 901 902-Х.
  49. Ю. Качество жизни. URL: http://www.kroupnov.ru/pubs/2005/01/09/10 178/print.html.
  50. Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия Текст.: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 608 с. — ISBN 5−279−2 616−6.
  51. C.B. Методы и модели оценки и выбора инвестиционных проектов Текст.: монография / C.B. Крюков- Рост, эконом, унив. Ростов -на-Дону, 2001.-252 с.
  52. C.B. Оценка стратегических инвестиционных проектов в реальном секторе экономики Текст. / Крюков C.B. Ростов-на-Дону: Изд-воРост. УН-та, 2002. — 204 с.
  53. В., Крический Н. Что такое социальные инвестиции? Электронный ресурс. http://www.apn.ru/publications/article 1776.htm.
  54. , Ю.Н. Инвестирование инноваций Текст. / Ю. Н. Лапыгин, A.B. Колесников, С. А. Кузнецов. Владимир: ВлГУ, ВГПУ, 2005. — 272 с. — ISBN: 5−8439−0091−6.
  55. , Ю.Н. Основы управленческого консультирования Текст. / Ю. Н. Лапыгин. М.: Академический проект, 2006. — 352 с. -ISBN: 5−8291−0745−7.
  56. , Ю.Н. Теория организаций Текст. / Ю. Н. Лапыгин. М.: Инфра-М, 2007. — 236 с. — ISBN: 5−16−2 856−0.
  57. Ю.Н., Лапыгин Д. Ю., Лачинина Т. А. Основы стратегического развития Текст. / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. М.: Академический проект, 2005. — 288 с. — ISBN: 5−85 971−079−8.
  58. Ю.Н., Львов М. А., Мосалев А.И.- Чайковский Д.В. Эффективность инновационных проектов Текст. / Под ред. Ю. Н. Лапыгина, Муром: Издательство МИ ВлГУ, 2009. -315 с.
  59. , Ю.Н. Теория организаций Текст. / Ю. Н. Лапыгин. М.: Инфра-М, 2007. — 236 с. — ISBN: 5−16−2 856−0.
  60. H.H., Хоняев С. Н. Типология и классификация социальных инвестиций. // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2005. № 5. С. 35−43.
  61. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2003. 368 с. — ISBN 5−8360−0505−2.
  62. Лекции по экономической теории государственного сектора Текст. / Э. Б. Аткинсон, Дж.Э.Стиглиц — Пер. с англ. под ред. Л. Л. Любимова. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 831 с. — ISBN: 5−7567−0040−4.
  63. С.П. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода Текст. / Лузин С. П., Павлов К. В. — Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1993. — 178 с.
  64. А. Л. Методы сопоставления эксплуатационных расходов и капиталовложений при экономической оценке технических мероприятий // Вопросы экономики железнодорожного транспорта. М.: 1948.
  65. Д.С. Управление социально экономическим развитием России Текст. / Львов Д. С., Поршнев А. Г. М.: Экономика, 2002. — 702 с. ISBN 5−282−2 118−8.
  66. Майер Маршал В. Оценка эффективности бизнеса Текст. / Маршал В. Майер- пер. с англ. А. О. Корсунского. М.: ООО «Вершина», 2004. — 272 с. ISBN 5−94 696−054−7.
  67. K.P. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Т. 2. Текст. / Макконелл K.P., Брю С. Л. М.: Инфра-М, 2001.- 1014 с. ISBN: 516−120−4.
  68. Ю.А. Новые методы инвестиционного менеджмента Текст. / Маленков Ю. А. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002.- 208 с. -ISBN: 5−8110−0047−2.
  69. Ю. Виды финансирования инвестиционных проектов Текст. / Малышев Ю., Оленев А. // Инвестиции в России. 2001. — № 3. -с. 47−48.
  70. П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений Текст. / Массе П. М.: Статистика, 1971.
  71. Мейер, Иванов, Казанцев: Приоритетные национальные проекты идеология прорыва в будущее. — М.: Европа, 2006. — 116 с. — ISBN: 978−59 739−113−4.
  72. A.A. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития территорий. / A.A. Мироедов. М.: Вопросы статистики, № 12, 2008. — с. 54.
  73. Е.А. Социальная политика в Кузбассе. Теоретические основы. Региональная практика. Обратная связь. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2005. -225 с.
  74. М.Б. Экономическое содержание инвестиций, их классификация Текст. / Мочиев М. Б. //Экономический анализ: теория и практика, 2005. № 23.
  75. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России Текст. / Нестерова Д., Сабирьянова К. / EERC. — № 99/04, декабрь 1998.
  76. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов Текст. / Пер. с англ. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. — 374 с. — ISBN: 966−8216−45−8.
  77. М.В. Содержание категории «эффективность» Текст. / Николаев М. В. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. № 1, 2005. С. 553−559.
  78. Н.Г. Баланс между стратегией и контролем Текст. / Н. Г. Олве, К. Й. Петри, Ж. Рой, С. Росй. Пер. с англ. Е. Колотвиной под ред. Е. Добровольского. — Спб.: Питер, 2005. — 320 с. — ISBN: 5−469−376−0.
  79. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика Текст.: Учебник / J1.C. Барютин и др.: под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 518 с. -ISBN: 5−282−2 345−8.
  80. Отчет департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области о ходе реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в 2009 году-
  81. Отчет департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области о ходе реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в 2010 году-
  82. Отчет департамента здравоохранения администрации Владимирской области о ходе реализации нацпроекта «Здоровье» в 2009 году-
  83. Отчет департамента здравоохранения администрации Владимирской области о ходе реализации нацпроекта «Здоровье» в 2010 году-
  84. Отчет департамента образования администрации Владимирской области о ходе реализации нацпроекта «Образование» в 2009 году-
  85. Отчет департамента образования администрации Владимирской области о ходе реализации нацпроекта «Образование» в 2010 году-
  86. Оценка программ: методология и практика Текст. / Под ред. А. И. Кузьмина, Р. О’Салливан, H.A. Кошелевой. М.: Издательство «Престо-РК», 2009. — 396 с. — ISBN: 978−5-9243−0195−2.
  87. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов (современные подходы) Текст.: монография / П. Н. Завлин, А. В. Васильев, А. И. Кноль. СПб.: Наука, 1995. — 168 с. — ISBN: 5−8110−0008−1.
  88. Дж.К. Управление проектами Текст. / Перев. с англ. под ред. В. Н. Фунтова — СПб.: Питер, 2004. — 464 с. ISBN: 5−94 723−272−3.
  89. П. А. Планирование деятельности предприятия Текст.: Учебное пособие / П. А. Платонова, Т. В. Харитонова. М.: Дело и сервис, 2005. — 432 с. — ISBN: 5−8018−0249−5.
  90. E.B. Анализ эффективности прямых инвестиций Текст. / Попов Е. В., Писчасов Ф. А. //Финансовый менеджмент, 2001. № 4. — С. 11−19.
  91. А.И. Методы развития организаций Текст. / А. И. Пригожин. М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с. — ISBN: 5−7709−0198−5.
  92. Программа реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье гражданам России» на 2009−2012 годы.
  93. M.JI. и др. Управление программами и проектами Текст.: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. М.: «Инфра-М», 1999. — 392с. 5−16−53−4.
  94. В.И. Категориальный аппарат в современном естествознании Текст. / Разумов В. И., Сизиков В. П. // Философия науки. 2004, № 1.С. 3−29.
  95. .А. Курс управления экономикой Текст. / С-П. Питер 2003 358 с. — ISBN: 5−947−23 439−4.
  96. .А. Программно-целевое планирование и управление Текст . / Райзберг Б. А., Лобко А. Г. М.: Инфра-М, 2002 — 14 с.
  97. , Х.К. Универсальная система показателей деятельности: как достигать результатов, сохраняя целостность Текст. / Х. К. Рамперсад. — М.: Альпипа Бизнес Букс, 2005. 352 с. — ISBN: 5−96 140 399−8.
  98. Региональная экономика и управление: учебник /Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и Ю. С. Дулыцикова. М.: РАГС. 2006. — 616 с. — ISBN: 57 729−0238−5.
  99. М.И., Касатов А. Д., Матиенко H.H. Экономическая оценка инвестиций. 2-е изд. / Под общ. ред. М. И. Римера. СПб.: Питер, 2008. — 480 е.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»), — ISBN: 978−5-91 180−1946.
  100. Н. Проектный анализ эффективности инвестиционной деятельности Текст. / Романов Н.// Журнал «Бизнес», № 1, 2008 г.
  101. Савиных М, В. Экономическая эффективность природоохранных проектов Экономическая эффективность: теория, методология, практика: Сборник научных статей. Екатеринбург: УГТУ, 2000, стр. 70−88.
  102. , Н.К. Социальная статистика / Н. К. Серов. М.: Финансы и статистика, 1999. — 346 с. и др.
  103. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: ИНФРА-М, 1997. 608 с. — ISBN: 5−86 225−453−6
  104. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, JI. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 2-е изд., испр. — Москва: ИНФРА-М, 1998. — 479 с. — ISBN: 5−862−25 758−6.
  105. Д.В. Интеллектуальный капитал, сбалансированная система показателей и экономическая добавленная стоимость в системе управления, нацеленной на создание стоимости Текст. / Д. В. Степанов // Современные аспекты экономики. 2002. — № 5 — с. 61−66.
  106. С. Г. Хозяйственное значение народного образования Текст. / Струмилин С. Г. // M.-JL: Экономическая жизнь, 1924. -«С. 21−29.
  107. , Ю.Д. Стратегический менеджмент Текст.: Учеб. Пособие / Ю. Д. Турусин, С. Ю. Ляпина, Н. Г. Шаламова. М.: ИНФРА-М, 2003. — 231 с. — ISBN: 5−16−1 671−6.
  108. Управление государственной собственностью Текст.: Учебник / Под ред. д.э.н., профессора В. И. Кошкина, к.э.н., доцента В. М. Шупыро. -М.: ИНФРА-М, 2002. 662 с. — ISBN: 5−94 687−038−6.
  109. Управление проектами (для менеджеров) Текст. / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. М: ОМЕГА-Л, 2006. — 443 с. ISBN: 5−370−44−1.
  110. Управление проектами Текст.: справочное пособие / Под ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 2001. 875 с. — ISBN: 5−6 003 998−6.
  111. Управление проектами Текст.: учеб. для студ. вузов / Н. И. Ильин [и др.] - под общ. ред. В. Д. Шапиро. СПб: «Два ТрИ», 1996. — 610 с. — ISBN: 5−90 024−834−8.
  112. Управление организацией текст.: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., перер. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 736 с. — ISBN: 978−5-16−2 768−5.
  113. Управление экономикой Текст.: учебник / Б. А. Райзберг, P.A. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 784 с. -ISBN 5−87 057−168−5.
  114. , А. Управление это наука и искусство Текст. / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 352 с. -ISBN: 5−250−1 591−3.
  115. , А. Открывая новые горизонты управления текст. / А. Федосеев // Управление компанией. 2003. — № 9(28).
  116. Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с. — (Высшее образование). ISBN 5−16−2 390−9.
  117. , М. Управление компанией с помощью EVA текст. / М. Хабаров // Финансовый директор. 2004. — № 2. с. 12−22.
  118. Т.С. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1979. С. 22.
  119. В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация http://psyjournals.ru/exp/201 l/nl/36684full.shtml.
  120. , П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием текст. / П. Хорват // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 4. — с. 108−113.
  121. Цели развития тысячелетия и национальные проекты -стратегический выбор России Текст. / Институт комплексных стратегических исследований, Москва, 2006 г.
  122. В.Е. Теоретико-методологические основы регулирования заработной платы в системе механизмов формирования и реализации социальной политики. М.: Национальный институт бизнеса, 2007. — 89 с.
  123. Человеческий капитал в России в 1990-х годах Текст.: сб. / МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. — Под ред. A.A. Саградова. М.: МАКС Пресс, 2000. — 92 с. — ISBN: 5−317−103-Х.
  124. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой Текст. / Черняк Ю. И. М. 1975.
  125. В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ Текст.: монография. / Шупыро В. М. -М.: Инфра-М, 1997. ISBN: 5−86 160−084−8.
  126. Экономика Текст.: учебник / под ред. A.C. Булатова. 4-е изд-М.: ЭкономистЪ, 2005. 831 с. — ISBN: 5−98 118−124−9.
  127. Г. Двенадцать принципов эффективности Текст. // Г. Эмерсон. М.: Экономика, 1992. — 224 с. — ISBN: 5−85 270−001−0.
  128. Эффективность стратегического управления Текст. / Под ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. Владимир: ВГПУ, ВлГУ, ВИБ, АМуР. — 220 с. ISBN: 5−98 448−008−5.
  129. Я.Я. Экология: Учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского Государственного Экономического Университета, 2001.
  130. Я.Я., Власова Е. Я. Экология города (проблемы, решения). Екатеринбург: Издательство Уральского Государственного Экономического Университета, 2002.
  131. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI Standards Committee. 2000 Edition, 2000.
  132. Australian Institute for Project Management. National Competence Standard for Project Management Guidelines, 1996.
  133. British Standard BS 6079−1:2000. Project management Part 1: Guide to Project management.
  134. Diener E., Lucas R. E. Personality and subjective well-being // Well-being: The foundations of hedonic psychology / Eds. D. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz. N. Y., 1999. P. 213−229.
  135. Diener E., Biswas-Diener R. Will money increase subjective well-being? A literature review and guide to needed research // Social Indicators Research. 2002. V. 57. P. 119−169.
  136. Francois Jullien. Traite de l’efficacite. Paris: Bernard Grasset, 1996.
  137. IPMA Competence Baseline. Version 2.0. IPMA Editorial Committee. Bremen: Eigenverlag, 1999.
  138. ISO/TR 10 006: 1997 (E). Quality Management Guidelines to quality in project management.
  139. Kaplan, R.S., Norton, D.P. The Balanced Scorecard Measures then drive Performance // Harvard Business Review. — 1992. — Vol. 70. — N 1. — P. 7179.
  140. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Boston (Ma., USA): Harvard Business School Press, 1996. — 322 c. — ISBN: 0−875−84 651−3.
  141. Kaplan R.S., Norton D.P. Linking the balanced scorecard to strategy // California Management Review. 1996. — Vol., Fall. — P. 53−79.
  142. Terbogh C. Dynamic equipment policy. N.Y. Me Gran — Hill, 1949.
  143. Материалы сайта URL: http://council.gov.ru
  144. Материалы сайта URL: http://www.lenust.ru
  145. Материалы сайта URL: http://www.admhmao.ru
  146. Материалы сайта URL: http://vip.lenta.ru
  147. Материалы сайта URL: http://archive.kremlin.ru
  148. Материалы сайта URL: www.rost.ru
  149. Материалы сайта URL: http://www.rus-reform.ru
  150. Материалы сайта URL: http://zavtra.ru/
  151. Материалы сайта URL -.http ://gudok.mfo
  152. Материалы сайта URL: http://www.ng.ru
  153. Материалы сайта URL: http://versia.ru
  154. Материалы сайта URL: http://www.vesti.ru
  155. Материалы сайта URL: http://politcom.ru
  156. Материалы сайта URL: http://www.nazproject.ru
Заполнить форму текущей работой