Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Математические модели поиска допустимых структур процессов обучения на основе частичной упорядоченности элементов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время возросла роль краткосрочного интенсивного, тесно связанного с практической работой специалистов обучения, максимально учитывающего уровень их профессиональной подготовки, индивидуальных особенностей и способностей быстро реагировать и адаптироваться к постоянно изменяющейся обстановке. В частности, в такой области, как безопасность и охрана труда, такой подход является… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Структура образовательного процесса. 1.2. адаптивность образовательных систем. /1.3. Особенности управления образовательным процессом при организации дистанционного доступа
    • 1. 4. Современные подходы к разработке и оптимизации учебного процесса
  • выводы по главе 1
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 2.1. Матрично-графовая модель
    • 2. 2. Древовидная модель. ч# 2.3. Графовая модель
    • 2. 4. Комбинаторно-геометрическая временная модель
    • 2. 5. Комбинаторно-геометрическая пространственно-временная модель
  • Выводы по главе 2
  • 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
    • 3. 1. Организация обратной связи в образовательной системе
    • 3. 2. Основные методы количественной оценки параметров педагогических процессов
      • 3. 2. 1. Метод регистрации
      • 3. 2. 2. Метод ранговой оценки
      • 3. 2. 3. Метод интервального измерения
    • 3. 3. Понятие совокупности объектов и ее характеристики
    • 3. 4. Варьирующие признаки и их учет
    • 3. 5. Группировка данных при количественной дискретной вариации
    • 3. 6. Статистические характеристики совокупности объектов
    • 3. 7. Обработка числовых данных
    • 3. 8. Метод рейтинговых оценок
  • Выводы по главе 3
  • 4. АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ РАЗРАБОТАННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА, МОДЕЛИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 4. 1. Алгоритм и программа, реализующие матрично-графовую модель
      • 4. 1. 1. Формирование пакета исходных данных для построения допустимого учебного плана
      • 4. 1. 2. Алгоритмическая и программная реализация построения допустимого учебного плана
    • 4. 2. Проектирование учебных программ по курсу «Охрана труда»
  • Выводы по главе 4
  • ВЫВОДЫ

Математические модели поиска допустимых структур процессов обучения на основе частичной упорядоченности элементов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время на повестке дня остро стоит вопрос о комплексном внедрении в учебный процесс современных компьютерных технологий. Высшая школа приобретает все больше и больше компьютерной техники, и этот процесс сейчас уже необратим. Однако применяется эта техника чаще всего нерационально, т. е. в учебном процессе используютсядалеко не все возможности компьютера, при том, что современное состояние аппаратных средств персональной компьютерной техники и разработанное программное обеспечение (ПО) позволяют решать прикладные технические задачи на принципиально новой основе, что в конечном итоге качественно меняет характер и технологию инженерного труда. Тем не менее, надо признать, что в российских вузах компьютерные технологии обучения внедряются с большим трудом (в частности, в связи со старением профессорско-преподавательского состава) [5]. Очевидно, что без внедрения компьютерных технологий в учебный процесс невозможно сформировать специалиста, который будет определять, уровень развития, техники в: России в XXI веке. Вообще, все то, чему учится сейчас студент — это необходимое, но явно недостаточное условие получения «на выходе» высококлассного специалиста. Например, ясно, что без современных технологий компьютерного проектирования и изготовления изделий невозможно быстро и эффективно обновлять и улучшать выпускаемую продукцию, уменьшать ее себестоимость, то есть делать то, без чего невозможна успешная конкуренция на рынке товаров и услуг.

В настоящее время лишь незначительный процент российских предприятий использует компьютерные технологии при разработке и производстве своей продукции. Специалисты, работающие в этой сфере инженернойдеятельности, осваивали эти технологии либо самостоятельно, либо прошли обучение на специализированных курсах, а учебные заведения сегодня оказались в стороне от этого важного и необходимого процесса. Конечно, есть и исключения, но в целом российское высшее техническое образование в части эффективного применения вычислительных средств и прикладного ПО явно отстает от зарубежного образования. Несмотряна I. I' наличие достаточно большого) количества современных компьютеров' в вузах, их, использование оставляет желать лучшего. В лучшем случае компьютеры используются! лишь для тестовых проверок знаний студентов.

Надо отметить, что необходимо по-прежнему использовать традиционные методы преподавания, но внедрение также и компьютерных технологий в учебный: процесс: -это < необходимое условие улучшения качествазнаний студентов. В настоящее время практическивсе области: наукии техники тесно связаны с информационнымитехнологиями, что определяет необходимость, внедрения компьютерныхсистеми, методов >. преподавания"на стадияхорганизации и: проведенияучебного процесса полюбымучебным программам идисциплинам. У компьютерных методов есть и? своинедостатки, которые следует учитывать, для получения наибольшего эффектаот их использования, но в учебном процессе такие методы сегодня совершенно необходимы. Дополняя и обогащая традиционные технологии, компьютерные. методики позволяют построить учебный процесс наилучшим образом, привести его, в соответствие: с требованиями современного производства.

Впоследнее время процессы обучения во многих учебных заведениях являются < объектом пристального внимания? со стороны многих, групп специалистов, причем далеко не только. педагогического профиля. Связано это, в первую очередь, с самой структурой образования, которая до сих пор остается далекой от совершенстваВ процессе организации системы образования не учитываются многие факторы, прямо или косвенно влияющие на качество получаемых студентами знаний, что приводит к преобладанию на выходе, после реализации учебной" программы, специалистов сравнительно низкого уровня. Этого можно избежать, активно внедряя программы по коренному преобразованию информационно-организационной, структуры учебных: заведений, и, в первую очередь, учебных планов или программ обучения.

Важно отметить, что компьютерное обеспечение (как программноетак и аппаратное) представляет собой эффективный инструмент комплексной автоматизации — самых разнообразных процессов, в том числе процессов обучения. Для того, чтобы это • средство работало, необходимоприменение соответствующих математических, моделей. В ¡-настоящее время учебные заведения индивидуально и по-разному решают вопросы построения учебных планов с учетом и без учета применения компьютерной г техники, причеммногие считают эту задачу достаточно? простой и не требующей? автоматизации. Каждыйвуз имеет свое специальное структурное подразделение, занимающееся • распределением"учебных дисциплин по семестрам, аудиториям и? пр.- считается, что компьютер не может справиться с этой задачей лучше человека. Тем не менее, за рубежом компьютер уже — давно< используется для? упрощения работ в этой сфере [5, 75]. В нашей стране работы по автоматизации управления и диспетчеризацииучебного процесса ведутся давно [9, 12], однако каких-либо глобальных результатов* достигнуто не было: каждый вуз разрабатывает свои: программные средства, адаптированные: именно для: собственных условий. Дляунификации процесса комплексной автоматизации необходимо прийтик соглашениюотносительно-используемых математических моделей и. программных средств. Предлагаемая диссертационная: работа намечает первый шаг к: теоретической и практической реализации унифицированной? системы автоматизации управления вузом в части, касающейся структуры учебного процесса. В работе рассмотрены и систематизированы различные виды математических моделей учебного процесса, как хорошо известные (описанные в работах [21, 39,47]), так и разработанные автором.

Говоря отвлеченно о любом образовательном процессе, целесообразнорассматривать его структуру с позиций, иерархического подхода, когда образование в конкретной области рассматривается как услуга. На вершине пирамиды иерархии находится идея маркетинга, определяющая, насколько нужны обществу специалисты: того или иного профиля, и, соответственно, та или иная специальность, которую может предложить вуз. Эта информация согласуется с требованиями, предъявляемыми обществом к знаниям и? умениям специалиста, прошедшего обучение по данной-специальности. На. основании этих данных формируется паспорт специальности, исходя из которого определяется структура учебного процесса с учетом всех факторов, доступных на этапе первоначального рассмотрения блока задачспециальности. Впоследствии разработанная структура постоянно дополняетсяи совершенствуется-согласно вновь возникающим требованиям времени, и именно здесь необходимо применение автоматизированных машинных методов моделирования и оптимизации учебного процесса. Вместе с тем, маркетинг в образовании подразумевает ориентацию на потребителя знаний и умений, то есть на обучаемого, например студента, что сразу же определяет направленность любой оптимизации в области планирования и контроля обучения. Во-главуугла ставится личность человека, его способности, наклонности и другие-индивидуальные, факторы. [9]. Принципиально-важным-становится-решение задачи максимально возможной индивидуализации учебного процесса, когда студент обучается по программе, адаптированной специально под него. При этом основной проблемой является формирование неизбыточного плана обучения, опирающегося на предварительный уровень знаний и умений студента, что невозможно осуществить без оптимизации и применения средств вычислительной техники;

В последнее время возросла роль краткосрочного интенсивного, тесно связанного с практической работой специалистов обучения, максимально учитывающего уровень их профессиональной подготовки, индивидуальных особенностей и способностей быстро реагировать и адаптироваться к постоянно изменяющейся обстановке. В частности, в такой области, как безопасность и охрана труда, такой подход является единственно-возможным, так как только он может дать твердые практические навыки: после прохождения обучения. Международная практика, опыт ряда российских организаций5 (вобласти? охраны трудаэто, например, ВЦОТВсероссийский центр охраны труда) — показывают, — чтооднойиз наиболее эффективных, отвечающих современным? требованиям систем обученияявляется — модульная"система [66]. К ееотличительным особенностям относятся возможность оперативно создавать различные модификации, учебных программ, своевременновносить в нихизменения и дополнения, гармонично' сочетать данный метод с другими формами обучения, добиваться ¦< наибольшейинтенсивности — и индивидуализации учебного процессаПри * этом слушатель становится активным участником занятия, получающим максимальный объем знаний, предусмотренных программой. На примере модульной системы хорошо видны г все положительные возможности! эффективного проектирования! учебных: процессов, основанного на-конструировании системыиз: отдельных: блоков- - так называемых единиц или элементов знаний;

Еще одно, столь же важное направление повышения эффективности отдачи — образовательныхуслуг — определение-оптимальной системы оценкикачества обучения будущих специалистовЗдесь все нетак просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, не разработано еще. сколько-нибудь универсальной системы (сетки) оценки знаний студентовкак правило, оценказнаний преподавателем носит эвристическийхарактер. Во-вторых — «человеческий фактор» — тоже немаловажнаяпричина неправильного (субъективного): присваиванияопределенного уровня квалификации в каждом конкретном примере учебной дисциплиныНаверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда плохое, или, наоборот, слишком хорошее, настроение преподавателяслужило причиной возникновения. его ошибок и недоразумений при оценке знаний. Нет необходимости говорить здесь о всевозможных особых жизненных обстоятельствах у преподавателя (личные переживания по поводу трагедий, или, наоборот, состояние эмоционального подъема, восторга по случаю успеха). В-третьихнельзя не учитывать фактор случайных ошибок — студент может досконально знать, например, только один из вопросов, и если этот вопрос попадается ему при аттестации, у преподавателя может сложиться ошибочное мнение о его знаниях. Для устранения ошибок такого рода преподаватели изначально прибегали к системе дополнительных вопросов, тем не менее, это не исключает возможности неправильной оценки, что в дальнейшем может неблагоприятно сказаться на результирующем качестве знаний учащегося. Кроме этих, имеются и другие, причины неправильного понимания преподавателем студента и наоборот. Преимущество компьютера перед человеком здесь неоспоримо — на настоящий момент уже имеется огромное: количество всевозможных тестовых программ, сравнительно беспристрастно оценивающих знания студентов [4]. Однако такие программы, как правило, носят узконаправленный характер и не могут уловить нюансы знаний студентов так, как это делает преподаватель. Поэтому необходимо всесторонне стремиться к интеграции системы оценки учащихся и системы организации учебного процесса в единое целое по каждой —специальности и по всему-учебному заведению в целом. ———————— ——;

Здесь же необходимо отметить еще один принципиальный момент, касающийся инженерного подхода к проблеме оптимизации учебного процесса. Дело в том, что сам процесс обучения можно рассматривать как разновидность технологического процесса «интеллектуальной обработки» социальной группы, а именно студентов, слушателей и пр., или, на микроуровне, одного конкретного студента [23, 42]. Такой подход не является принципиально новым, однако его возможности еще далеко не исчерпаны.

В целом, в России на практике компьютер при составлении учебных планов применяется в основном для полного перебора вариантов расписания,. что весьма малоэффективно. Если в пределах одного факультета такой метод еще может работать, то при анализе на межфакультетском или вузовском уровне возникают непреодолимые трудности, с которым компьютер уже не справляется.

Основной вклад в решение различных задач по оптимизации учебных процессов внесли научные коллективы, руководимые В. И. Каганом, И. А. Сычениковым [22], Г. З.' Алибековой, A.B. Рудковской [4]и др., обеспечившие достаточно глубокую и полную проработку теоретических и практических вопросов' разработкисредств и методов управления в области образовательных процессов, коллектив под руководством > В. И. Левина, разработавший логико-математический аппарат для моделирования < процесса обучения как технологического процесса [35, 36, 42] и предложивший древовидную модель для изучения"этого? процесса [37, 39], идр. Из западных ученых следует отметить школы, возглавляемые М. Шеллом [67], Дж. Спайдером, А. Мудом [75] и др., которые внесли значительный вклад в разработку различных математических моделей: применительно к процессу обучения. Анализ литературы по рассматриваемому вопросу показал, что — научные исследования в области оптимизации учебных процессов связаны, в основном, с применением различных методик и алгоритмов теории расписаний, по мнению многих исследователей (И.А. Сычеников, П. А. Лукинский идр.) наиболее подходящей для формального описания учебного плана. Также для выбора оптимальных последовательностей проведения — учебных занятий были предложены алгоритмы на основе сетевых моделей (Д.А. Бурчак, И. О. Савинова, Дж. Спайдер и др.). Тем не менее, упомянутые разработки не нашли широкого применения, данная область изучена не достаточно полно, что отражается на все еще сравнительно низком качестве передачии усвоения знаний. Недостаточно = изучены возможности графового моделирования учебного процесса, в частности на сегодняшний день не существует законченных, методик построения оптимальных и допустимых планов обучения на основе попарной упорядоченности отдельных элементов учебного процесса. Необходимо отметить, что специалистами неоднократно предлагались способы решения задачи составления расписаний с применением раскраски графов, однако, как известно [31], задача-раскраски (с разбиением множества вершин графа на к подмножеств разного цвета) в общем виде не решена. В целом, до сих пор не существует универсальных методик, позволяющих осуществлять планирование учебного процесса на различных уровнях его организации и, вместе с тем, выполнять проверку эффективности результатов изменения структуры учебного процесса на основе планирования эксперимента и обработки его результатов.

Перечисленные обстоятельства обуславливают актуальность задачи разработки методик и алгоритмов построения учебных планов на основе применения методов математического моделирования и оптимизации, решаемой в диссертации, что определяет цель и основные задачи проведенных исследований.

Целью диссертационного исследования является разработка, теоретическое и экспериментальное исследование методик и алгоритмов математического моделирования и поиска допустимой структуры учебного процесса, отвечающей требованиям попарной упорядоченности его элементов, а также специфическим требованиям, предъявляемымпроцессам обучения.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решаются следующие основные задачи:

1. Исследование известных математических методов моделирования и оптимизации с целью применения их к изучаемой проблеме.

2. Разработка методов и алгоритмов построения допустимых планов осуществления учебного процесса на различных иерархических уровнях.

3. Разработка алгоритмов оценки эффективности применения разработанных механизмов моделирования и оптимизации учебного процесса.

4. Разработка программ построения учебного процесса и анализа эффективности разработанных учебных планов на примере курса «Охрана труда».

5. Внедрение разработанных, алгоритмов в практику составления реальных учебных планов.

Методы исследований. В диссертационной работе используются методы исследования операций, теории графов и математической статистики.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: ' - предложена иерархическая структура организации процессов обучения, включающая несколько вложенных уровней рассмотрения и аналогичная применяемым в практике конструирования технических устройств;

— для* каждого уровня иерархии предложена математическая модель, отображающая, взаимосвязи между составными элементами структурыучебного процесса на этом уровне;

— математические модели первого уровня (специальность) к и второго уровня (учебная дисциплина) ¦ представляют — собой графы и соответствующие им матрицы попарных взаимосвязей: между элементами (учебными, дисциплинами для первого уровня и разделами или темами для второго уровня). Модель третьего уровня (учебное занятие) — набор матриц^ отображающих наличие и возможность использования тех или иных учебных ресурсов (комбинаторно-геометрическая пространственно-временная? модель). Специальная — комбинаторно-геометрическая временная модель. -представляет собой набор прямоугольников единичной ширины и длины, пропорциональной стандартной продолжительности элементов знаний;

— разработаны методики и алгоритмы? решения' задачи поиска допустимой-(упорядоченной) структуры процесса обучения на первом и втором уровнях иерархии системы с помощью древовидной и графовой — моделей, отображающих, структуру взаимосвязей между элементами процесса обучения;

— разработана методика решения" задачи разбиения преобразованной (упорядоченной) структуры, процесса обучения на стандартные блоки (семестры) посредством вычислений в предложенной комбинаторно-геометрическойвременной модели;

— разработана * программам в среде Borland Delphi, реализующая упорядочение элементов учебного процесса на основе применения графовой модели. На программу. получено > Свидетельство * Роспатента№ 2 004 611 853 от 11 августа 2004 г. Программа? была успешно апробирована, о чем имеется соответствующий акт о внедрении;

— предложена методика оценки* эффективности результатов преобразований, вносимых в учебный процесс с целью усовершенствования его структуры на основе применения графового моделирования.

Достоверность научных результатов, обеспечивается применением в ходе исследования— научных, методов, использованием: реальных исходных данных, экспериментальной проверкой разработанных методик и1 алгоритмовподтверждена в публикациях иреализации научных результатов' исследования в практике формирования учебных планов различной сложности.

Практическая значимость работы состоит в разработке концепции прикладнойсистемыкомплексного' проектирования — учебного процесса на уровне вузовскойспециальности, а также прикладной программы для s построения модульного курса, обучения с целью повышения эффективности процесса усвоения знаний.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-технических и научно-методических конференциях, в том числе на Ш Международной научно-методической конференции «Университетское образование» (г. Пенза, Л 999 г.), IV Международной научно-технической конференции «Логико-математические, методы В: технике, экономике и социологии» (г. Пенза, 1999), Международной конференции г «Информационные технологии в образовании, науке, бизнесе» (г. Пенза, 1999), VII Международной: конференции — «Математика, компьютер, образование» (г. Москва,.

1999), V Международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике» (г. Пенза, 2000), Международной научно-технической конференции «Математические методы в экономике» (г. Пенза, 2002).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 14 печатных работ, в том числе 1 монография, список которых приведен в конце настоящей работы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов по работе и заключения, списка литературы из 95 наименований и 2 приложений. Основное содержание изложено на 139 страницах, поясняется 22 рисунками и 16 таблицами.

Выводы.

1. Проанализировано состояние вопроса о моделях и методах оптимизации процессов обучения на сегодняшний день. Сделан вывод о том, что не представляется возможным учесть весь комплекс факторов процесса обучения для целей оптимизации, можно лишь довольствоваться той или иной степенью приближения к оптимальности, чаще всего достаточным является построение допустимого плана с соблюдением заданного набора условий.

2. Установлено, что для анализа процессов обучения можно с определенной степенью приближения использовать структуры систем и математические модели, применяемые в технике.

3. Определены модели, наиболее эффективно на сегодняшний день отвечающие требованиям поиска допустимой структуры образовательных процессов с точки зрения критериев частичной упорядоченности: графовая, комбинаторно-геометрическая временная и комбинаторно-геометрическая пространственно-временная.

4. Разработаны методики, алгоритмы и программы, реализующие предложенные —механизмы поиска допустимой структуры процессов обучения и оценки степени эффективности разработанных моделей.

5. Проведены эксперименты, показывающие повышение эффективности процесса передачи и усвоения знаний при применении разработанных методик моделирования и упорядочения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абезгауз Г, Г. Справочник по вероятностным расчетам / Г. Г. Абезгауз, А. П. Тронь, Ю. Н. Копенкин и др. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1970.-459 с.
  2. Автоматизация проектирования систем управления. Сборник статей / Под ред. В. А. Трапезникова. М.: Статистика, 1979. — 229 с.
  3. Алгебраическая теория автоматов, языков и полугрупп / Под ред. М. А. Арбиба. -М.: Статистика, 1975. 269 с.
  4. Г. З. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе / Г. З. Алибекова, A.B.Рудковская//Педагогика. -2002. № 3. — С. 8−11.
  5. B.C. Проблемы высшего образования на рубеже веков / B.C. Алябьев // Педагогика. 1999. — № 11. — С. 18 — 21.
  6. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981. — 144 с.
  7. B.JI. Модульное обучение студентов / B.JI. Белова, Н. В. Шумянкова // Социально-политический журнал. 1994. — № 7/8. — С. 16−18.
  8. A.B. Психология мышления и кибернетика / A.B. Брушлинский. М.: Наука, 1996. — 115 с.
  9. В.К. Управление учебным процессом / В. К. Буряк // Специалист. 1998. — № 3.-С. 27−29.
  10. Г. Основы исследования операций / Г. Вагнер. М.: Мир, 1973. — 933 с.
  11. Е.С. Исследование операций / Е. С. Вентцель. М.: Советское радио, 1972. — 292 с.
  12. Ю.С. У истоков альтернативной высшей школы в России / Ю. С. Воробьева // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 8 — 9.
  13. В.М. Автоматизация планирования и диспетчеризации учебного процесса / В. М. Высоцкий, О. П. Высоцкая, Е. Е. Плотницкая // Специалист. 1993.№ 10. -С. 33 -35.
  14. МП. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации / М. П. Пятибратов и др. М.: Финансы и статистика, 1998. — 315 с.
  15. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С. А. Гапонова // Психологический журнал. 1994. — Т.15, № 3. — С. 64 — 67.
  16. Н. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке / Н. Джонсон, Ф. Лион. М: Мир, 1980. — 610 с.
  17. A.A. Методы интеллектуальных САПР / A.A. Добряков. М.: Наука, 1992. -247 с.
  18. A.A. Особенности человеко-машинного управления познавательной деятельностью (принципы компьютерного обучения) / A.A. Добряков // Информационные технологии в проектировании и производстве. Вып. 2. — М., 1997. — С. 129 — 132.
  19. К.Н. Общая методика оценки и выбора СУБД / К. Н. Евсюков, О. В. Симаков. М.: Финансы и статистика, 1996. — 131 с.
  20. Л. Теория линейных систем / Л. Заде, Ч. Дезоер. М.: Наука, 1970. — 161 с.
  21. Исследование операций / Под ред. Дж. Моудера, С. Элмаграби. Т.1, 2. — М.: Мир- 1981. — 482 с. (Т.1), 519 с. (Т.2).
  22. В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе / В. И. Каган, И. А. Сычеников. М.: Высшая школа, 1997. — 257 с.
  23. Н.И. Принципы организации контроля над процессами обучения в высшей школе / Н. И. Каганович. М.: Высшая школа, 1993. — 124 с.
  24. Как провести социологическое исследование / Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. М.: Политиздат, 1990. — 69 с.
  25. Кибернетика и проблемы обучения. Сборник переводов / Под ред. акад. А. И. Берга.- М.: Прогресс, 1990. 514 с.
  26. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежнойiпедагогике / М. В. Кларин // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 12 -15.
  27. М.А. Обучение системам автоматизированного проектирования вчера, сегодня, завтра / М. А. Коган // САПР: графика. — 1998. — № 3. — С. 27 — 29.
  28. Ю.М. Математические основы кибернетики / Ю. М. Коршунов. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 289 с.
  29. Н. Теория графов. Алгоритмический подход / Н. Кристофидес. М.: Мир, 1978. — 432 с.
  30. М.С. Программные методы рационализации в педагогике / М. С. Куприянов, Б. Д. Масюшкин. СПб.: Политехника, 1998. — 223 с.
  31. С.П. К вопросу планирования учебных процессов / С. П. Куроедов // Специалист. 1996. — № 5. — С. 14 -18.
  32. В.И. Автоматная модель определения возможного времени проведения коллективных мероприятий / В. И. Левин // Изв. РАН. Теория и системы управления.- 1999.-№ 3.-С. 39−41.
  33. В.И. Бесконечнозначная логика в задачах кибернетики / В. И. Левин. М: Радио и связь, 1982. 269 с.
  34. В.И. Введение в динамическую теорию конечных автоматов / В. И. Левин. -Рига: Зинатне, 1975. 244 с.
  35. В.И. Синтез допустимых планов выполнения для частично упорядоченных множеств работ / В. И. Левин // Информационные технологии. 2001. — № 6. — С. 29 -31.
  36. В.И. Динамика логических устройств и систем / В. И. Левин. М.: Энергия, 1980.-314 с.
  37. В.И. Допустимые планы для частично упорядоченных совокупностей работ / В. И. Левин // Вестник Ульяновского ГТУ, серия «Естественные науки». -Ульяновск, 2001. вып.З. — С. 59 — 63.
  38. В.И. Планирование выполнения частично упорядоченного множества работ / В. И. Левин // Изв. РАН. Теория и системы управления. 2002. — № 2. — С. 119 — 120.
  39. В.И. Математическое моделирование социально-экономических процессов / В. И. Левин. Пенза, 1997. 103 с.
  40. В.И. Структурно-логические методы исследования сложных систем с применением ЭВМ / В. И. Левин. М.: Наука, 1987. — 375 с.
  41. В.И. Теория динамических автоматов / В. И. Левин. Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 1995. — 159 с.
  42. В.И. Дистанционное обучение в России / В. И. Левин // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. трудов П Межународной научно-практической конференции. / Пенза, 2003. С. 15 — 17.
  43. В.И. Непрерывная логика и проблема объединения оценок предпочтительности объектов / В. И. Левин // Вестник Тамбовского университета.
  44. Серия «Естественные и технические науки». Тамбов, 2003. — Том 8. — Вып. 2. — С. 59 -63.
  45. О.Н. Методики психологического моделирования восприятия / О. Н. Нифонтов. Москва, 1981. — 221 с.
  46. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента / Ю. В. Павлов. М.: Знание, 1972. — 32 с.
  47. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1991. -121 с.
  48. Л. Планирование образовательных систем / Л. Райдер, Б. Голд. М.: Мир, 1978. — 154 с.
  49. Л.А. Адаптация сложных систем / Л. А. Растригин. Рига: Зинатне, 1981. -119 с.
  50. Р.Ф. Вопросы рейтинговой системы контроля обучения / Р. Ф. Рыжков, М. П. Мясоедов II Педагогика. 2000. — № 11. — С. 21 — 23.
  51. В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 15 -18.
  52. В.К. Методики обучения в свете реформы системы образования / В. К. Силантьев // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 12 — 14.
  53. .Я. Построение адаптивных систем передачи информации для автоматизированного управления / Б. Я. Советов, В. М. Стах. Л.: Энергоиздат, 1982. -336 с.
  54. А.И. Алгоритмы и процессы обработки данных / А. И. Солонина, Д. Улахович, Л. Яковлев. СПб.: БХВ — С.-Петербург, 2001. — 318 с.
  55. Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина. М: Знание, 1977. — 99 с.
  56. В.С. Теория расписаний / В. С. Танаев. М: Знание, 1988. — 361 с.
  57. В.Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ / В. Д. Тассен. М.: Мир, 1985. — 467 с.
  58. Толковый словарь по вычислительным системам / Под ред. В. Иллингуорта. М.: Машиностроение, 1989. — 521 с.
  59. Тур В. И. Информационные модели социальных процессов / В. И. Тур, А. А. Лукин. -М.: Высшая школа, 1997. 269 с.
  60. X. Представление и использование знаний / X. Уэно, М. Исидзука. М.: Мир, 1989.-229 с.
  61. JI.P. Адаптация в конструкторско-технологических САПР электронной аппаратуры / JI.P. Фионова. Пенза: Изд-во ПГУ, 1994. — 139 с.
  62. Д.Б. Математические методы оптимизации устройств и алгоритмов АСУ / Д. Б. Юдин, А. П. Горяшко, А. С. Немировский. М.: Радио и связь, 1982. — 351 с.
  63. Н.К. Организация автоматизированного обучения / Н. К. Юрков, В. А. Трусов // Надежность и качество 99: Сб. трудов междунар. симпозиума/ Пенза, 1999. — С. 44−46.с
  64. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В. А. Ядов. М.: Наука, 1987. — 441 с. г
  65. П.Л. Технология обучения по охране труда на основе модульного подхода / П. Л. Яковлев // Охрана труда и социальное страхование. 2002. — № 4. — С. 56−59.
  66. Computer Networks And Education / Andrew S. Tenenbaum. Prentice Hall, 1996. — 299 P
  67. Data Processing and Computer Communications / William Stalling. 5/e. — Prentice Hall, 1997. — 624 p.
  68. Data Communications, Computer Networks and Open Systems / Fred Halsall. Adisson Wissley, 1996. — 559 p.
  69. Emerging Communications Technologies / Vyless Black. 2/e Professional. — Prentice Hall, 1997. — 491 p.
  70. Networking Essentials. Certification Exams In External Mode (70−058) / G. Stewart.:, Subtech, 1999,6/11. p. 45 — 59.72: Data Processing Using the IBM PC Family / Robert J. Simpson. Prentice Hall,• Englewood Cliffs. 1990. — № 1. — p. 56 — 59.
  71. Steven W. Smith. The Scientist And Engineer’s Guide To Data Processing / Second Edition. California Technical Publishing, San Diego, California, 1999. — 297 p.
  72. Telecommunications For Manager / Stanford, H. Rowe, 3/e. Prentice Hall, 1995. — 291 p.
  73. В.В. Математические модели и алгоритмы планирования и оптимизации образовательных процессов: Монография / В. В. Костиневич, В. И. Левин. Пенза: Изд-во ПГТА, 2005. — 135с.
  74. В.В. Применение графового моделирования для построения допустимых планов организации учебного процесса // Новые промышленные технологии. 2004. — № 1. — С. 22 — 24.
  75. В.В. Математическое моделирование и оптимизация учебного процесса в вузе / В. В. Костиневич, В. И. Левин // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2004. — № 4. — С. 4−8.
  76. В.В. Математическая интерпретация принципов инновационного менеджмента в образовании // Социальные науки и управление: Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 1. / ПГУ, Пенза, 2002. — С. 228 — 240.
  77. В.В. Графовая модель последовательного построения структуры образовательного процесса // Математические методы в экономике: Сб. трудов межд. научно-техн. конф. / ПДЗ Пенза, 2002. — С. 16 -18.
  78. В.В. Автоматизированное проектирование для разработки индивидуальных учебных планов и управления учебным процессом // Современные средства обучения в учебном процессе: Научно-методический сборник № 28 / ПАИИ — Пенза, 2000. — С. 40 — 41.
  79. В.В. Оптимизация учебного процесса средствами программно-математического моделирования // Логико-математические методы в технике, экономике и социологии: Сб. трудов по матер. IV межд. научно-техн. конф. / ПДЗ -Пенза, 1999. С. 32 — 33.
  80. Костиневич В. В- Автоматизированная разработка учебного плана / В. И. Левин, Л. Р. Фионова, В. В. Костиневич // Информационные технологии и системы в образовании, науке, бизнесе: Сб. трудов по матер, конф. / ПДЗ Пенза, 1999. — С. 21 -23.
  81. В.В. Интегрированная система автоматизированного проектирования и управления образовательным процессом / В. И. Левин, В. В. Костиневич // Математика, компьютер, образование: Сб. докл. VII межд. конф. / «ПрогрессТрадиции"-- Москва, Л999. С 59.
  82. В.В. Разработка учебного плана методами автоматизированного проектирования / В. В. Костиневич, В. И. Левин // Математика, компьютер, образование: Сб. докл. VII межд. конф. / «Прогресс-Традиции» Москва, 1999. — С 60−61.
  83. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 004 611 853 от 11.08.2004. Программа поиска допустимой структуры учебного процесса / В. В. Костиневич // ФИПС, Москва, 2004. w)
Заполнить форму текущей работой