Проблемы определения международно-правового статуса Каспийского моря
Диссертация
Договор к энергетической хартии (ДЭХ) был подписан в целях преобразования деклараций и намерений Европейской энергетической хартии 1991 г. в юридические обязательства стран-участниц. Россия является участницей Договора к энергетической хартии. недискриминационного доступа к рынкам сбыта энергоресурсов, что, в свою очередь, увеличивает транзитный и торгово-промышленный потенциал России в целом… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Международно-правовые основы Каспийской проблемы и теоретические вопросы международно-правового статуса Каспийского моря
- 1. 1. Международная договорная практика прибрежных государств — основа правового статуса Каспийского моря
- 1. 2. Действующий международно-правовой статус Каспийского моря
- 1. 3. Особенности международного правопреемства и территориально-правовые проблемы международно-правового статуса Каспийского моря
- 1. 4. Экологические аспекты международно-правового статуса Каспия
- 1. 5. Транспортная политика прибрежных государств в аспекте международно-правового статуса Каспийского моря
- Глава II. Определение нового международно-правового статуса Каспийского моря
- 2. 1. Определение международно-правового статуса Каспийского моря в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г
- 2. 2. Практика Международного суда ООН по разграничению морских пространств
- 2. 3. Международно-правовой статус Каспия как пограничного озера
- 2. 4. Статус Каспийского моря с распространяющимся на покрывающие его воды режимом кондоминиума и разграничение дна Каспийского моря на основе модифицированной срединной линии
- Глава III. Международно-правовой анализ позиций прикаспийских государств по определению статуса Каспийского моря
- 3. 2. Широтный метод разграничения дна — правовая основа позиций Туркменистана определению статуса Каспийского моря
- 3. 2. Принцип секторального разграничения — правовая позиция Ирана по определению статуса Каспийского моря
- 3. 3. Метод модифицированной срединной линии — правовая основа позиций Азербайджана, Казахстана и России по определению статуса Каспийского моря
Список литературы
- Конституция Российской Федерации 1993 г.
- Устав Организаций Объединенных Наций, 26 июня 1945 г.
- Венская конвенция о праве международных договоров, 1969 г.
- Конвенция ООН по континентальному шельфу, 1958 г.
- Конвенция ООН по морскому праву, 1982 г. (UNCLOS), (Заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982).
- Концепция внешней политики Российской Федерации, 28.06.2000 г.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации, 2000 г.
- Договор «О дружбе и сотрудничестве между Советской Россией и Персией», 26.02.1921 г.
- Договор «О торговле и море плавании между СССР и Ираном», 25.03.1940 г.
- Договор «Об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (Москва, 12 марта 2001 года).
- Бакинская декларация Российской Федерации и Азербайджанской Республики, 09.01.2001 г.
- Договор „О дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой“, 03.07.1997 г.
- Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве на Каспийском море, 09.10.2000 г.
- Договор „О Дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан“, 25.05.1992 г.
- Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998 2007 годы, 1998 г.
- Соглашение о международном транспортном коридоре Север-Юг, 12.09.2000 г.
- Совместное заявление Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки о торговом, инвестиционном и технологическом сотрудничестве и контактах по линии неправительственных организаций, 02.09.1998 г.
- Совместное заявление президентов Российской Федерации и Республики Казахстан, 06.07.1998 г.
- Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, 06.07.1998 г.
- Меморандум о сотрудничестве Ирана, России и Туркменистана в освоении минеральных ресурсов каспийского моря, 13.11.1996 г.
- Постановление ВС РФ от 30.06.1993 г. N 5300−1 „О ратификации Протокола к Соглашению по трубопроводному консорциуму между Правительством Республики Казахстан и Правительством Султаната-Оман“.
- Договор „О дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном“, 31.07.1992 г.
- Договор „О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан“, 25.05.1992 г.
- Федеральный Закон „О международных договорах Российской Федерации“, 15.07.1995 г.
- Декларация о континентальном шельфе Балтийского моря, 23.10.1968 г.
- Военно-морской международно-правовой справочник. / Под ред. Белли В. А. Кн. 2-М., 1940.
- Россия: цивилизация, патриотизм, культура: материалы пятой всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. М.: Изд-во РУДН, 2003.
- Россия на пороге XXI века: материалы второй студенческой научнойконференции, посвященной 55-годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. М.: Изд-во РУДН, 2000.
- Диалог цивилизаций: исторический опыт и перспективы XXI века: доклады и выступления на российско-иранском симпозиуме 1−2 февраля 2002 года, М.: Изд-во РУДН, 2002
- Монографии, специализированные научные издания1. На русском языке
- Барсегов Ю. Г. Каспий: вопросы международного права в книге: Европа и Россия: проблемы южного направления. Средиземноморье-Черноморье-Каспий». М.: Интердиалект +, 1999.
- Бекяшев К.А. Морское рыболовное право. М.: Колос, 2001.
- Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: Проспект,
- Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы М.: Международные отношения, 2005.
- Блищенко И.П., Дориа Ж. Прецеденты в международном публичном и частом праве. М.: МНИМП, 1999.
- Броунли Я. Международное право. Кн. 2. М., 1977.
- Воропаев Г. В., Исмайылов Г. Х., Федоров В. М. Проблемы управления водными ресурсами Арало-Каспийского региона М.: Наука, 2003, С 21.
- Гаджиев К.С. Введение в геополитику. -М.: Логос, 1998.
- Гумилев JI.H. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: Айрис Пресс, 2003.
- Гусейнов В.А. Каспийская нефть. Экономика и геополитика. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2002.
- Жизнин С.З. Основы энергетической дипломатии. В 2-х т. М., 2003.
- Жильцов С.С., Зонн И. С., Ушков A.M. Геополитика Каспийского региона.- М.: Международные отношении, 2003.
- Колосов Ю.М., Кузнецов М. Международное право. М.: Международные отношения, 1996.
- Мовчан А.П., Янков A.M. Мировой океан и международное право: Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды. -М.: Наука, 1988.
- Оппенгейм JI. Международное право. Т. 2. Полутом 1. М., 1949.
- Салыгин В.И., Сафарян А. В. Современные международные экономические отношения в Каспийском регионе. М.: МГИМО-Университет, 2005.
- Салыгин В.И. Внешняя энергетическая политика России. Мастер-класс. -М., 2003
- Уусталь А.Т. Международно-правовой режим территориальных вод, 1. Тарту, 1958.
- Федоров Ю.Е. Правовой статус Каспийского моря // Исследование ЦМИ МГИМО, М., 1996 г. 1. На английском языке
- Brzezinski Z. " The European Balkans" in the grand Chessboard, basic books, New York, 1997.
- Croissant, Cynthia M., and Michael P Croissant «The Caspian Sea Status Dispute Context and Legal Implications», Eurasian Studies, Vol. No 4, Winter 1996/1997.
- U.S. Policy in the Caucasus and Central Asia: Building a New «Silk Road» to Economic Prosperity, The Heritage Foudation Backgrounder No 1132, Washington, DC, July 24, 1997.
- Goble., P. Pipeline and pipedreams The Geo-Politics of the Transcaucasus, Caspian Crossboard, Vols 1−2, Winter 1995 Spring 1997.
- The Caspian False Promise, Foreign Policy, Carnegie Endowment for international peace, Washington, DC, summer, 1998.
- Диссертации и авторефераты
- Габиева З.Ф. Стратегия внешней политики России в Каспийском регионе (мотивы, цели, задачи). Диссертация на соискание уч. ст. к.п.н. М. ДА МИД РФ, 2000 г.
- Аджиев Т. А. Энергетический фактор в международных отношениях стран СНГ: Автореф. дис. полит, наук. М. 2005.
- Мамедов Р. Международно-правовой статус Каспийского моря. Диссертация на соискание уч. ст. к.ю.н. М.: ДА МИД СССР, 1989.
- Закиева Ш. Б. Интеграционные процессы в Центрально-Азиатском регионе: интересы Казахстана. Диссертация на соискание уч. ст. к.п.н. М.: Центр Азиатско-Тихоокеанских исследований ДА МИД России. 2005.1. Периодические издания
- Арбатов А.А., Белова М. А. Каспийский Клондайк // Мировая энергетика. -2004. № 7.
- Войтоловский Г. К. «Каспийский вопрос и интересы России» // Внешняя торговля, 1998. № 7−9.
- Как разделим Каспий? // Вестник Каспия. 2001. № 1.
- Каменский А. Невыездная черная икра // Русский Newsweek, 13−14 сентября 2004 г. № 15.
- Куртов А., Каспийское море: непоследовательность России наносит ущерб национальным интересам // Обозреватель. 2000. № 4.
- Мамедов Р.Ф. Международно-правовой статус Каспийского моря как пограничного озера // Московский журнал международного права. 1999. № 1.
- Море раздоров // Эксперт. 20 августа 2001. № 30.
- Новые друзья лучше старых: Россия кардинально поменяла позицию в отношении раздела Каспийского моря. // Эксперт. 2000. № 30.
- Как много замыслов в Иранском поле // Российская газета. 2001.- 12 марта.
- Орлов Д. Гнев сырьевого кардинала // Независимая газета. 2006. — 01 июня.
- Шельф нефтедолларовой надежды. Новым импульсом к серьезному развитию ТЭК может стать морская добыча нефти и газа // Российская газета. -2006. № 32. — 16 февраля.
- Burke A. A USA Regional strategy for the Caspian Sea Basin // Strategic Review Fall 1999 Vol. 27, No 4, pp. 18−29.
- Martha Olcott, The Caspian False Promise, Foreign Policy, Summer 1998, p.l.
- Minton-Beddoes Z. A Caspian Gamble The economist, February 7, 1998.1. Интернет ресурсы
- Азербайджан готов экспортировать свою нефть через Россию / 26. 02.2006 http: www.minprom.gov.ru/pub/12/print
- Амбиции Анкары и свобода судоходства http://www.chrab.chel.Su/archive/07−05−98/2/SHORTY.DOC.html
- Антропов В.А., Каменская С. П. Международные транспортные коридоры и интеграция Уральского региона в мировую транспортную сеть http://www.uran.ru/reports/usspec2003/thesesofreports/tl64.htm
- Багиров Г. «Геополитические проблемы Каспия» www.transcaspian.ru
- Бутаев A.M. Каспий: зачем он Западу. 2003 г. http://www.caspy.netdir3index.html
- Дипломаты прикаспийских государств договорились о торговом судоходстве на Каспии http://news.flexcom.ru/business/2004/03/18/36 665
- В Ашхабаде проходят туркмено-иранские консультации по вопросам Каспия http://turkmenistan.ru/index.php?pageid=3&langid=ru&elemid=2067&type-event&layout
- Коптюбенко Д. Россия проиграла нефтяную игру. 26.05.2005 http: www.rbcdaily.ru/cgi-bin/oranews
- Кукушкина А.В. «Проблема определения территориального статуса Каспийского моря и охрана его окружающей среды (международно-правовые аспекты)» http://www.rami.ru/publications/convent/kukushkina.rtf
- Панфилова А. «Трехсторонний Договор по Каспию заключен», статья опубликована на сайте «Свободная Азия» http://www.freeas.orgindex.php?nid=1507&print=l
- Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации стратегических интересов России в Каспийском регионе» http://www.astra.astranet.ru/protokoll8.htm
- Салимгерей А. Международно-правовые проблемы суверенитета Казахстана в регионе Каспийского моря http://kazgua.co.kz/stat/salimger.shtml
- Чичкин Алексей. «Альтернатива всегда есть, в том числе «турецким» проливам, http://www.nefte.ru/trubo/trubol8.htm
- Совместное заявление Президента Российской Федерации В. В. Путина и
- Президента Азербайджанской Республики И. Г. Алиеваhttp://www.mid.ru/brp4.nsf70/045D 1D19С69Е066ЕС325 712 1002FF4D0
- Nato and Caspian Security. Mission Too Far, Rand, 1998, www.rand.org/publications/MR7MR 10 741. ДОГОВОР
- МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ
- СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И ПЕРСИЕЙ
- Москва, 26 февраля 1921 года)
- Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Георгия Васильевича Чичерина и Льва Михайловича Карахана и Правительство Персии Али-Гули-Хана Мошавероль-Мемалек.
- Означенные уполномоченные, по взаимном предъявлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей форме и должном порядке, согласились о нижеследующем:1. Статья I
- Признавая право каждого народа на свободное и беспрепятственное разрешение своих политических судеб, каждая из Высоких Договаривающихся Сторон отказывается и будет строго воздерживаться от вмешательства во внутренние дела другой Стороны.1. Статья V
- Обе Высокие Договаривающиеся Стороны обязываются:
- Примечание. Российское Советское Правительство отказывается от принадлежавшего бывшему Царскому Правительству права управления деревней Зергендэ.1. Статья XIII
- Советской Республики об эксплоатации сих промыслов на особых, имеющих быть выработанными к тому времени, условиях.
- Земли, постройки и имущества Православной Духовной Миссии в Урмии, равно как все имущество других учреждений этого рода, Российское Советское Правительство безвозмездно передает в вечное владение персидскому народу в лице Правительства Персии.
- Правительство Персии использует сказанные земли, здания и имущество для устройства школ и других культурно-просветительных учреждений.1. Статья XVI
- Персидские граждане в России, равно как и российские граждане в Персии, освобождаются от военной службы и уплаты каких бы ни было военных налогов или сборов.1. Статья XVIII
- В отношении права свободного передвижения внутри страны персидские граждане в России и российские граждане в Персии пользуются правами, предоставленными гражданам наиболее благоприятствуемой державы, кроме союзных с Россией.1. Статья XIX
- Настоящий Договор подлежит ратификации в трехмесячный срок. Ратификации будут обменены в гор. Тегеране в возможно непродолжительном времени.1. Статья XXV
- Настоящий Договор составлен на персидском и русском языках в двух подлинных экземплярах. При толковании оба текста считаются аутентичными.1. Статья XXVI
- Настоящий Договор вступает в силу немедленно по его подписании.
- В удостоверение чего нижеподписавшиеся подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.
- Учинено в гор. Москве 26 февраля 1921 года.1. Подписи)1. ДОГОВОР
- О ТОРГОВЛЕ И МОРЕПЛАВАНИИ МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ИРАНОМ
- Тегеран, 25 марта 1940 года)
- Режим наибольшего благоприятствования, установленный настоящим Договором в статьях 1 и 2, а также в последующих статьях 8, 10 (пункт 7), 11 и 12 (пункт 5), не распространяется:
- На права и преимущества, вытекающие из таможенного союза.
- На права и преимущества, которые предоставлены или могут быть предоставлены Союзом Советских Социалистических Республик Латвии, Литве, Финляндии и Эстонии.
- На льготы, которые каждая из Договаривающихся Сторон предоставила или предоставит в будущем для товарооборота в пограничной полосе, не превышающей 15 километров по ту и другую сторону пограничной линии.1. Статья 5
- Помещение Торгового представительства Союза Советских Социалистических Республик в Тегеране пользуется экстерриториальностью.
- Торговое представительство Союза Советских Социалистических Республик в Иране имеет право пользоваться шифром.
- Торговое представительство Союза Советских Социалистических Республик в Иране действует от имени Правительства Союза Советских
- Социалистических Республик. Правительство Союза Советских Социалистических Республик несет ответственность по всем торговым сделкам, заключенным или гарантированным в Иране от имени Торгового представительства уполномоченными на то лицами.
- Торговые сделки, заключенные в Иране этими хозяйственными организациями, подлежат, при отсутствии в сделке оговорки об арбитражном разбирательстве, компетенции иранских судов и иранскому законодательству.1. Статья 8
- Со своей стороны Иран предоставляет свободный транзит через свою территорию произведениям почвы и промышленности Союза Советских Социалистических Республик с назначением в любую третью страну.
- Эти же права предоставляются Правительством Ирана торгующим организациям и учреждениям Союза Советских Социалистических Республик.
- Условлено, что в вопросе условий осуществления предусмотренного выше транзита каждая из Договаривающихся Сторон предоставит другой Стороне режим наиболее благоприятствуемого государства.1. Статья 11
- Договаривающиеся Стороны соглашаются предоставлять друг другу режим наиболее благоприятствуемого государства в том, что касается перевозки пассажиров, багажа, товаров и других грузов по железным дорогам и вообще по сухопутным, водным и воздушным путям.
- Торговые суда, плавающие под флагом одной из Договаривающихся Сторон в Каспийском море, будут трактоваться в портах другой Стороны при входе, во время пребывания в них и при выходе из них на основаниях, равных во всех отношениях с национальными судами.
- Указанные суда не будут платить других портовых сборов, кроме законно установленных для национальных судов, на тех же условиях и с теми же исключениями.
- Каботаж сохраняется за национальными судами Договаривающихся Сторон. Однако условлено, что каждая из Договаривающихся Сторонпредоставляет судам под флагом другой Стороны право каботажа для перевозки пассажиров и грузов в Каспийском море.
- Буксиры, имеющие у себя на буксире другие суда, от уплаты портового (потонного) сбора освобождаются.1. Статья 13
- Настоящий Договор будет ратифицирован.
- Настоящий Договор заключен сроком на три года. Он вступает в силу со дня обмена актами о ратификации, который состоится в Москве в возможно короткий срок.
- Однако Договор вводится временно в действие в день его подписания- время, протекшее между подписанием и обменом актами о ратификации, будет включено в упомянутый трехлетний срок.
- Если Договор не будет денонсирован одной из Сторон за 6 месяцев до окончания вышеуказанного трехлетнего срока, то Договор будет считаться автоматически продленным на неопределенное время.
- В этом случае он может быть во всякое время денонсирован с предупреждением за 6 месяцев.
- Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, каждый на русском и персидском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
- Совершено 25 марта 1940 года в г. Тегеране.
- В удостоверение чего вышеназванные уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему свои печати.1. Подписи)1. СОГЛАШЕНИЕ
- МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ, АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ
- РЕСПУБЛИКОЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН О ТОЧКЕ СТЫКА ЛИНИЙ
- РАЗГРАНИЧЕНИЯ Ш СОПРЕДЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДНА КАСПИЙСКОГО МОРЯ
- Алма-Ата, 14 мая 2003 года)
- Российская Федерация, Азербайджанская Республика и Республика Казахстан, далее именуемые Сторонами, согласились о нижеследующем:1. Статья 1
- Настоящее Соглашение временно применяется с момента подписания ивступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами соответствующих внутригосударственных процедур.
- Совершено в городе Алма-Ате 14 мая 2003 года в трех экземплярах, каждый на азербайджанском, казахском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.
- В случае возникновения разногласий при толковании положений настоящего Соглашения Стороны будут использовать текст на русском языке.1. Подписи)
- СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О РАЗГРАНИЧЕНИИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДНА КАСПИЙСКОГО МОРЯ
- Москва, 23 сентября 2002 года)
- Начальной точкой указанной линии разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря между Российской Федерацией и
- Конечной точкой линии разграничения является точка с координатами 42°33', 6 северной широты и 49°53', 3 восточной долготы.
- Указанная точка может быть принята в качестве точки стыка линий разграничения дна Каспийского моря между Российской Федерацией, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан, что будет зафиксировано в трехстороннем соглашении между ними.
- Линия разграничения нанесена на согласованную Сторонами схему разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (приложение <*>).