Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую актуальность в условиях обострения конкуренции на рынке торговых услуг и падения доходности предприятий торговли приобретают факторы повышения эффективности функционирования экономического механизма управления бизнес-процессами. В научных исследованиях, безусловно, накоплен банк знаний по проблемам структурного, функционально-стоимостного, бюджетного анализа бизнес-процессов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предпосылки формирования экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях торговли
    • 1. 1. Обобщение современных тенденций в развитии розничной торговли
    • 1. 2. Место и роль бизнес-процессов в деятельности предприятий торговли
    • 1. 3. Факторы формирования экономического механизма управления бизнес-процессами
  • Глава 2. Анализ бизнес-процессов в системе розничной торговли
    • 2. 1. Структурный анализ бизнес-процессов
    • 2. 2. Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов
    • 2. 3. Анализ бизнес-процессов на основе сбалансированной системы показателей
  • Глава 3. Разработка экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли
    • 3. 1. Моделирование экономического механизма управления бизнес-процессами
    • 3. 2. Инвестиционное обеспечение бизнес-процессов

Формирование экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие розничной торговли страны, как важной бюджетообразующей отрасли экономики, предусматривает проведение качественных преобразований, связанных, с одной стороны, с максимизацией использования ресурсов и возможностей извлечения прибыли, а с другой стороны, с максимизацией удовлетворения потребностей населения в товарах, услугах и культуре торгового обслуживания. Одним из важных направлений качественного развития внутренней торговли является внедрение новых технологий на основе процессного подхода к управлению торговой деятельностью предприятий.

Процессный подход к управлению получил известность в середине двадцатого столетия, но особую актуальность приобрёл к настоящему времени, когда расширились возможности использования компьютерных технологий, продуктов глобальных сетей, новых и новейших разработок в области экономической науки.

Вопросами исследования процессного подхода к управлению занимались такие отечественные и зарубежные учёные, как: Бьерн А., Бержер С., Городнов А. Г., Данько Т. П., Друкер Питер, Ефимов В. Г., Косачев A.A., Козлов A.C., Каштан Роберт С., Нортон Дейвид П., Нильс-Горан Олве, Репин В. В., Ротер М., Хаммер М., Чейз Ричард Б., Шокина Л. И., Широкова Г. В. и др.

В трудах учёных даются попытки объяснить с разных точек зрения сущность бизнес-процессов организаций, их содержание и моделирование. Вместе с тем, единства взглядов на сущность бизнес-процессов до настоящего времени не сформировалось. Справедливым признаётся мнение о том, что бизнес-процессы невозможно трактовать однозначно, как невозможно и применить жёсткие подходы к их описанию. Каждая организация, специализирующаяся на определённых видах деятельности, вырабатывает свой подход к описанию и моделированию бизнес-процессов, позволяющий ей достигать требуемого экономического результата.

В условиях обострения конкурентной среды торгового бизнеса и интенсивной экспансии на отечественные рынки транснациональных сетевых компаний проблемы внедрения в практику прогрессивных торговых технологий усиливаются. Однако, научно-практических разработок в этой области крайне недостаточно.

Логика конкурентной борьбы диктует выбор экономического инструментария для управления бизнес-процессами на предприятиях торговли. Прежде всего, требуется научно обосновать сущность и классификацию бизнес-процессов розничного торгового предприятия, сформулировать методологические основы их формирования. Большинство существующих научных разработок по процессным технологиям развивают техническую сторону проблемы и крайне недостаточно увязывают её с экономическими составляющими.

Особую актуальность в условиях обострения конкуренции на рынке торговых услуг и падения доходности предприятий торговли приобретают факторы повышения эффективности функционирования экономического механизма управления бизнес-процессами. В научных исследованиях, безусловно, накоплен банк знаний по проблемам структурного, функционально-стоимостного, бюджетного анализа бизнес-процессов, но практическое применение предлагаемых методов не всегда соответствует особенностям процессных технологий в сфере торговли. Не проработаны или недостаточно проработаны в имеющихся исследованиях механизмы создания добавленной ценности, самоокупаемости, самофинансирования, бюджетирования, инвестиционного обеспечения бизнес-процессов. Не создано унифицированной системы экономических показателей, позволяющей оценить действие экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях торговли. Вместе с тем, без комплексной увязки всех подсистем экономического механизма сложно решать вопросы инвестиционного обеспечения бизнес-процессов и их дальнейшего совершенствования.

Сложность проблемы, дискуссионность проблематики, недостаточная разработанность методических подходов и особая значимость решения практических задач в области формирования экономического механизма управления бизнеспроцессами на предприятиях розничной торговли обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и формулировку задач.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли на основе научного обобщения предпосылок его формирования в условиях обостряющейся конкуренции, а также определение методических подходов к анализу и проектированию бизнес-процессов. В соответствии с целью диссертационного исследования сформулированы и решены следующие задачи:

• обосновать сущность понятия «бизнес-процесс» розничного торгового предприятия, определить его содержание, структуру, факторы формирования экономического механизма управления бизнес-процессами в условиях обостряющейся конкуренции на рынке торговых услуг;

• детализировать методические подходы к структурному и функционально-стоимостному анализу бизнес-процессов на предприятиях розничной торговли разработать методику анализа бизнес-процессов на основе сбалансированной системы показателейсформировать сбалансированную систему показателей для описания бизнес-процессов розничного торгового предприятия;

• предложить методику моделирования экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли;

• определить комплекс мер по проектированию инвестиционного обеспечения бизнес-процессов розничного торгового предприятия.

Объектом исследования выступают розничные торговые предприятия Санкт-Петербурга.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические, методологические и методические вопросы формирования экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли.

Область исследования. Диссертация выполнена в рамках п. 1.6.109 паспорта специальностей ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)».

Теоретической и методологической основой диссертации, поставленных и решаемых в ней задач послужили положения экономической теории, экономические законы, работы российских и зарубежных специалистов в области экономики и управления торговлей. В процессе исследования использован системный подход к оценке эффективности деятельность предприятий розничной торговли, общенаучные методы исследования (сравнение, анализ, синтез, аналогия), концептуальные положения современной теории управления, методология системного подхода, статистические методы обработки информации (метод средних величин, индексный метод), использованы методы структурного анализа, функционально-стоимостного анализа, индексный метод, методы корреляционного и регрессионного анализа с использованием стандартизированных коэффициентов, методы моделирования. Обработка экономической информации проводилась с применением современных компьютерных технологий, что позволило обеспечить необходимую глубину, достоверность результатов исследования и обоснованность выводов.

Информационная база исследований, выводов и рекомендаций обеспечивается:

• использованием в качестве теоретической и методической основы диссертации фундаментальных и прикладных работ ведущих отечественных и зарубежных учёных;

• анализом и обобщением федеральных законов и законов Санкт-Петербурга по вопросам развития потребительского рынка, данных Госкомстата РФ и Петроста-та, отраслевых и региональных органов управления, проектов и научно-исследовательских разработок;

• применением в процессе исследования методов экономического, системного, логического, структурного, функционального и сравнительного анализа, статистических данных;

• отражением основных результатов диссертационной работы в публикациях автора.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит:

— в обобщении современных тенденций в развитии розничной торговли Российской Федерации и формулировке авторских рекомендаций, что позволяет по новому оценивать отдельные аспекты развития отрасли;

— в обосновании методологической основы формирования экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли;

— в разработке системы сбалансированных показателей, позволяющей на ее основе более детально анализировать бизнес-процессы на предприятиях розничной торговли;

— в предложении метода проведения системного анализа факторов, формирующих структуру экономического механизма, отличающегося от существующих тем, что повысит эффективность системы управленческого учета на предприятиях розничной торговли;

— в разработке методики структурного, функционально-стоимостного и сбалансированного анализа бизнес-процессов, включающие методы моделирования и инвестиционного обеспечения бизнес-процессов, отличающиеся от существующих тем, что позволяет реализовать новый подход к инвестиционному проектированию, помогает далее формировать целевые инвестиционные бизнес-планы, реализация которых обеспечивает поступательный переход к новой структуре предприятия, основанной на технологии бизнес-процессов и автоматизации управления.

Основные результаты, полученные автором в ходе исследования и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

— определена характеристика бизнес-процессов розничного торгового предприятия, предложено уточненное определение сущности понятия «бизнес-процесс» и уточнённый методический подход к классификации бизнес-процессов розничного торгового предприятиявыделены и обоснованы факторы формирования экономического механизма управления бизнес-процессами на розничном' торговом предприятии;

— разработана методика проведения структурного анализа бизнес-процессов розничного торгового предприятияуточнена методика функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов розничного торгового предприятия;

— предложена сбалансированная система показателей для описания бизнес-процессов розничного торгового предприятияразработана методика анализа бизнес-процессов на основе сбалансированной системы показателей;

— обоснован методический подход к моделированию экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятии розничной торговлипредложена методика оценки эффективности функционирования экономического механизма управления на предприятии розничной торговли;

— разработан методический подход к проектированию инвестиционного обеспечения бизнес-процессов на предприятиях розничной торговли.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке конкретных предложений по формированию экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли. Реализация содержащихся в диссертации предложений и рекомендаций позволит руководителям розничных торговых предприятий определять стратегию и тактику действий по внедрению новой технологии на основе процессного подхода в практику работы предприятий, формировать экономический механизм управления бизнес-процессами таким образом, чтобы получать максимальную отдачу от принимаемых экономических решений. Предложенные методики разработки и оценки эффективности экономического механизма управления бизнес-процессами обеспечат долговременное и прибыльное функционирование предприятий в нестабильной социально-экономической среде.

Результаты диссертационного исследования положены в основу разработки программ магистерской подготовки по направлениям «Экономика фирмы» и др.

Научно-исследовательские разработки и рекомендации автора могут быть использованы для применения в деятельности руководителей любых розничных торговых предприятий.

Апробация и практическая реализация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на Всероссийской научной школе «Опыт межрегионального сетевого взаимодействия участников молодежных научно-инновационных конкурсов» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009;2013 годы (Санкт-Петербург 2010 год) — на заседании секции «Организационно-экономические проблемы торговой отрасли в современных условиях» проходившей в рамках Конференции профессорско-преподавательского состава СПбТЭИ (Санкт-Петербург 2008 год) — на конференции студентов и аспирантов СПбТЭИ «New trends of modern business and economy» (Санкт-Петербург 2009 год).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ общим объемом авторского текста 1,9 пл., в том числе 2 статьи (0,9 пл.) в журналах входящих в перечень научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации отражает поэтапное рассмотрение всех аспектов, касающихся вопросов формирования экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений и библиографических источников (149 наименований).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Розничная торговля в Российской Федерации в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразующих отраслей.

Обобщение современных тенденций в развитии розничной торговли показало, что начиная с 2001 года оборот розничной торговли характеризуется устойчиво высокими темпами. Так в период 2001;03 годов среднегодовые темпы прироста товарооборота составляли 9,7%, а в период 2004;06 годов — 13,3%, а в 2007;09 годах — 8,3%. Снижение темпов прироста товарооборота в последнем анализируемом году связано с экономическим’кризисом. Высокие темпы прироста розничного товарооборота в значительной мере были обусловлены увеличением располагаемых денежных доходов населения в эти годы.

Вместе с тем, следует отметить, что товарные ресурсы розничной торговли в наибольшей степени пополнялись за счёт импорта. За период с 2001 по 2008 годы доля товарных ресурсов, пополняемых за счёт импорта выросла с 40 до 44%, тогда как доля товарных ресурсов отечественного производства снизилась с 60 до 56%. Такое положение вызывает высокую степень зависимости рынка товаров от внешнеэкономической конъюнктуры.

За период с 2003 по 2007 годы значительно выросли инвестиции в основной капитал розничной торговли. Если в 2003 году объём иностранных инвестиций в развитие розничной торговли Российской Федерации составлял 338 млн. долларов США, то в 2007 году сумма инвестиций выросла до 1254 млн. долларов США, при этом основная доля инвестиций приходилась на развитие розничных торговых сетей. В результате торговые сети разного формата контролируют в крупных городах до 50% и более внутреннего рынка потребительских товаров. В условиях жесткой конкуренции на потребительском рынке российские розничные сети стремятся приблизить уровень обслуживания к западноевропейским стандартам, расширяют торговый ассортимент, обеспечивая максимальный комфорт для покупателей.

Существенный вклад* в развитие розничной торговли вносят малые предприятия (23,3% оборота розничной торговли в.2008 году) и индивидуальные предприниматели (25,1% оборота розничной торговли в 2008 году).

С 2001 года по настоящее время уверенно растёт предпринимательская деловая активность в сфере розничной торговли. По данным выборочной оценки деловой активности организаций розничной торговли, проводимой МЭРТ (бывшее министерство), в период с 2001 по 2008 годы индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле стабильно повышался. Наряду с этим, по данным выборочной оценки выявлены факторы, в наибольшей степени ограничивающие деловую активность розничных торговых предприятий. Среди них отмечаются: высокий уровень налогов^ недостаточный платёжеспособный спрос, недостаток собственных финансовых средств, высокая арендная плата, высокий процент коммерческого кредита и др.

Развитие розничной торговли в нашей стране поддерживается созданной законодательной базой, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, законом РФ «О защите прав. потребителей». С 1 февраля 2010 года вступил в действие закон РФ № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования. торговой деятельности в Российской Федерации», основной целью которого являлось урегулирование отношений между государством и бизнесом в сфере внутренней торговли. Данный закон направлен на обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путём установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности и содержит широкий перечень рычагов государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в области торговой деятельности и в области поставок производимых или закупаемых товаров.

Одним из наиболее доступных направлений повышения эффективности розничной торговли в стране мы считаем широкое внедрение в практику работы* предприятий торговли механизмов, основывающихся на стандартах качества управления. И хотя системы менеджмента качества сегодня находят применение на многих предприятиях, их практические результаты невысоки. На наш взгляд, основное решение при проектировании систем менеджмента качества на предприятиях торговли следует искать в обосновании экономического механизма управления бизнес-процессами, позволяющем максимально использовать глубинные факторы, обусловливающие не только повышение прибыльности и качества работы предприятий, но и высокую степень социальной ответственности при обслуживании населения.

С этой целью в диссертационной работе были исследованы место и роль бизнес-процессов, в, деятельности предприятий торговли. Признавая уже внесённый" существенный вклад отечественных и зарубежных авторов в обоснование сущности и механизма действия бизнес-процессов, мы остановили своё внимание на обосновании, сущности бизнес-процессов применительно к особенностям организационно-экономической деятельности розничных торговых предприятий. На наш взгляд, бизнес-процесс розничного торгового предприятия представляет собой* упорядоченную определённым образом ограниченную деятельность, входная граница которойобеспечена ресурсами, достаточными для> получения продукта, ценность, которого подтверждена объемом спроса на него й совокупным экономическим результатом.

Исходя из данного определения нами выдвинута классификация бизнес-процессов розничного торгового предприятия, базирующаяся на предназначении продукта процесса. С этой точки зрения бизнес-процессы розничного торгового предприятия разделены на три группы: основные процессы, продукты которых предназначены, преимущественно, для внешнего потребленияуправляющие процессы, продукты которых предназначены для стимулирования основных процессоввспомогательные процессы, продукты которых предназначены для создания условий бесперебойного и эффективного функционирования всех процессов предприятия. В-нашем исследовании рассмотрен состав бизнес-процессов, входящих в каждую классификационную группу и логические схемы их построения.

Нами* показано, что в условиях процессного подхода меняется' организационная структура розничного торгового предприятияпричём предполагаемые изменения имеют высокую мотивационную направленность на выработку продуктов процессов в соответствии со спросом на них. В свою очередь, преобразование структуры розничного торгового предприятия на основе процессного подхода требует разработки экономического механизма управления бизнес-процессами, в противном случае практическая реализация процессного подхода может оказаться несостоятельной.

В диссертационной работе проведено исследование факторов формирования экономического механизма управления бизнес-процесами на предприятиях розничной торговли. Нами доказано, что экономический механизм управления бизнес-процессами обусловливается действием следующих механизмов: механизмом создания добавленной ценности (стоимости) в бизнес-процессемеханизмом самоокупаемости бизнес-процессамеханизмом бюджетирования бизнес-процессамеханизмом самофинансирования, инвестиций в бизнес-процессемеханизмом управления временными ресурсами в бизнес-процессемеханизмом управления' потенциалом^ живого трудамеханизмом внутрихозяйственного регулирования бизнес-процессов.

По каждому составному механизму в диссертационной работе даны логические схемы и описание их реализации.

В ходе диссертационного исследования нами выработан методический подход к анализу бизнес-процессов в системе розничной торговли. Анализ рассматривался применительно к сети массовых предприятий розничной торговли типа универсам, входящих в торговую сеть «МаксМикс» Санкт-Петербурга. Предложенная нами методика охватывала три направления: структурный анализ бизнес-процессовфункционально-стоимостной анализ бизнес-процессованализ бизнес-процессов на основе сбалансированной системы показателей.

Структурный анализ предусматривал составление схемы декомпозиции бизнес-процессов розничного торгового предприятия и методику расчёта показателей, отражающих качество элементов декомпозиции. Для структурного описания бизнес-процессов предложено 38 показателей, характеризующих управление процессом, производство продуктов процесса, создание входных и выходных ресурсов. Вместе с тем, мы допускаем, что в каждом конкретном случае состав структурных показателей может быть уменьшен или, наоборот, расширен в зависимости от типа и степени сложности бизнес-процесса, а также условий деятельности предприятия. Структурное содержание бизнес-процесса, в свете предложенных показателей, будет позитивным, если значения коэффициентов композиционных элементов в наибольшей степени приближается к единице.

Методика функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов на розничном торговом предприятии, предложенная в диссертационном исследовании, предусматривает: составление структуры операций бизнес-процесса, расчёт стоимости затрат, формирование состава ресурсов и расчёт их стоимости, установление драйверов распределения затрат и ресурсов, расчёт стоимости показателей, характеризующих участие ресурсов в создании продуктов бизнес-процесса, схему формирования цены на продукты бизнес-процесса.

Рассмотрение техники функционально-стоимостного анализа на примере бизнес-процесса «Закупка товаров» позволило выделить организационные аспекты формирования экономического механизма управления бизнес-процессами, а также проблемы, препятствующие полноценному функционированию экономического механизма. Основные проблемные аспекты состоят в том, что в условиях действующей на торговых предприятиях системы учёта экономических и финансовых показателей крайне трудно выразить показатели добавленной стоимости на продукты бизнес-процессов, измерители доходности процессов, показатели результативности и эффективности процессов. Отмечается высокая степень неточности оценочных результатов в процессах из-за несбалансированности показателей.

Выявленные проблемы функционально-стоимостного анализа в действующей системе показателей потребовали поиска нового подхода к анализу функционирования бизнес-процессов на основе сбалансированной системы показателей (ССП). Мы исходим из того, что в условиях процессного подхода к управлению, с помощью ССП можно сбалансировать экономический механизм управления бизнес-процессами, увязать в единую систему выработку и реализацию продуктов бизнес-процессов, проследить достижение синергетического эффекта при создании совокупного продукта предприятия.

В процессе аналитических исследований нами был разработан методический подход к формированию сбалансированной системы показателей (ССП), базирующийся на увязке в единую систему: показателей, описывающих состав, стоимостное и экономическое содержание входных ресурсовпоказателей, описывающих состав, стоимостное и экономическое содержание выходных ресурсовпоказателей, описывающих состав, стоимостное и экономическое содержание деятельности по выработке и реализации продуктов бизнес-процессовпоказателей, описывающих систему управления процессомобласть использования показателей (для оценки-ключевых результатов деятельности, в системе бухгалтерского учёта, в системе управленческого учёта).

На основе введённого методического подхода нами разработаны: Сбалансированная система показателей для описания основных бизнес-процессов розничного торгового предприятия (Приложение А), то же — для управляющих бизнес-процессов (Приложение Б), то же — для вспомогательных бизнес-процессов (Приложение В).

Сбалансированная система показателей, применяемая для описания входных и выходных ресурсов, базируется на четырёх группах ресурсов: основные и оборотные средстватрудовые ресурсыпродукты других бизнес-процессовинформационные ресурсы. При этом нами учтено, что величины ресурсных вложений в бизнес-процесс на входном этапе должны соответствовать величинам затрат на выработку и реализацию продуктов процесса. Величина выходных ресурсов зависит ещё и от того, какой окажется выходная стоимость продуктов процесса и насколько полученная в ходе бизнес-процесса добавленная стоимость позволит окупить затраты на последующем цикле бизнес-процесса.

В диссертационном исследовании подробно изложена техника пользования сбалансированной системой показателей при описании основных, управляющих и вспомогательных процессов. Особо подчёркнута важность формирования на торговом предприятии системы управленческого учета. На наш взгляд, система управленческого учёта должна иметь целевое направление и не смешиваться с бухгалтерским учётом.

Для анализа бизнес-процессов на основе сбалансированной системы показателей предусматривается формировать определённым образом массивы информации для аналитических решений и разрабатывать алгоритмы по проведению анализа. Пример их составления приведён в данном диссертационном исследовании.

Проведённые нами исследования позволили методически обосновать разработку экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли. С этой целью разработан подход к моделированию экономического механизма управления бизнес-процессами, который описывает: требования, предъявляемые к построению сбалансированного экономического механизмасвойства экономического механизмакритерии качества экономического механизмавзаимосвязи компонентов экономического механизмасостав документации. В диссертационной работе приведён пример составления концептуальной модели экономического механизма управления бизнес-процессами.

Для оценки эффективности функционирования экономического механизма управления бизнес-процессами нами предложена система показателей. Она содержит группы показателей для оценки действия экономического механизма управления применительно к основным, управляющим и вспомогательным процессам и группы обобщающих показателей. В число обобщающих вошли ключевые показатели, комплексные и интегральные. Нами также составлена система взаимосвязи ключевых показателей бизнес-процессов с основными показателями деятельности торгового предприятия.

В диссертационной работе предложен методический подход к проектированию инвестиционного обеспечения бизнес-процессов. С этой целью составлена структурно-логическая схема разработки инвестиционного проекта и спрогнозированы ожидаемые изменения свойств продуктов бизнес-процессов в результате его реализации.

Предлагаемые в диссертационной работе модели и методические подходы к формированию экономического механизма управления бизнес-процессами на предприятиях розничной торговли могут оказать помощь предпринимательским структурам в сфере розничной торговли во внедрении новых технологий, создающих условия для упрочения экономического положения предприятий на потребительском рынке и повышения конкурентоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, — М.: Проспект, 1996.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л., 2004. — 496 с.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. — 192 с.
  4. Закон РФ от 07.02.1992. № 2003−1 «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. на 01.01.2006 г.).
  5. Закон РФ от 28.12.2009. № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
  6. ГОСТ Р 51 303−99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения: Утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999. № 242-ст, введён в действие с 01. 01. 2000.
  7. ГОСТ Р 51 304−99. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги розничной торговли. Общие требования: Утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999. № 243-ст, введён в действие с 01.01.2000.
  8. ГОСТ Р 51 305−99. Государственный стандарт Российской Федерации. Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу: Утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999. № 244-ст, введён в действие с 01.01.2000.
  9. ГОСТ Р 51 773−2001. Розничная торговля. Классификация предприятий: Утв. Постановлением Госстандарта России от 05.07.2001. № 259-ст, введён в действие с 01.01.2002.
  10. ГОСТ Р 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  11. H. М., Данько Т. П., Ильдеменов С. В., Киселев А. Д. Реинжи-неиринг бизнес-процессов. М.: Эксмо, 2005. — 592 с.
  12. М. С., Грачёв А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2004. — 285 с.
  13. М. С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2000. — 512 с.
  14. Р. 3., Кибанов А. Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования: Учеб. пособие. -М.: ГАУ, 2000. 283 с.
  15. JI. Н. Технологии эффективного менеджмента: Учебное пособие. М.: ПРИОР: Эксперт, бюро, 1998.
  16. Ю. JI. Эволюция торговли и ее роль в-развитии экономики. — Красноярск: КГУ, 2002. 312 с.
  17. Д. Стратегическое рыночное управление.- СПб.: Питер, 2007./Пер. с англ.-С. 13−14.
  18. Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: резервы экономического роста и социального прогресса: Тез. докл. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю. В. Кузнецова. СПб.: ОЦЭиМ, 2003. — 157 с.
  19. Ф. А., Мигачев Б. С., Назаров Н. Г., Сычев Е. Я. Методы оценки эффективности сертификации: Учебное пособие. М.: Логос, 2004. — 264 с.
  20. И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. 256 с.
  21. М., Бэрон A., Performance Manadement. Управление эффективностью работы / Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. — 384 с.
  22. В. Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. М.: Инфра-М, 2003.-178 с.
  23. И. А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. -СПб.: УЭФ, 1997.
  24. М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2001. — 364 с.
  25. И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта, 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2002. — 482 с.
  26. С. Графическое описание процессов. Методика и технические средства / С. Бержер, С. Гийяр. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2003.
  27. И., Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь / Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1994. — 488 с.
  28. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. -М.: ЮНИТИ, 2003. 264 с.
  29. А. А., Лозовский Л. Ш, Райзберг Б. А. Финансовый словарь. Изд. Инфра-М, 2008. 378 с.
  30. И. А. Торговый менеджмент. 2-е изд., пер. и доп. Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. — 784 с.
  31. И. А. Основы финансового менеджмента / И. А. Бланк. — Киев: Ника-Центр, Эльга, 2001. 592 с.
  32. Большой коммерческий словарь. М.: Экс-Мо, 1996.
  33. А. С. Моделирование в менеджменте: Учебное пособие. М.: Филинъ: Рилант, 2000.
  34. Большой словарь иностранных слов / Сост. А. Ю. Москвин. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 816 с.
  35. А. И. Под потребительским рынком подвели черту // «Современная торговля», 2008, № 7. С. 8−9.
  36. В. В. Финансовый анализ. СПб.: Питер, 2001. — 240 с.
  37. Л. А., Далько Т. П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. М.: Юрайт, 2003. — 256 с.
  38. А. С. Экономика. М.: Юристь, 2004. — 896 с.
  39. А. С. Мировая экономика. М.: Юристь, 2004. — 734 с.
  40. А. В. Эффективный менеджмент. М.: Эльф Ке, 1999.
  41. А. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / А. Бьерн. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.
  42. Ван Хорн Дж. К Основы управления финансами / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2003.-800 с.
  43. Ван Хорн Дж. К Финансы: Учеб. пособие / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2003. — 800 с.
  44. Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей. М.: ЭКСМО, 2005.-456 с.
  45. П. И., Нешитой А. С. Инвестиции: Учебник. М.: ИТК «Дашков и К°», 2005.-380 с.
  46. М. А. Управленческий анализ: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2007.-399 с.
  47. Дж. Эффективная работа: Microsoft Office Access 2003. СПб.: Питер, 2005. — 1168 с.
  48. Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2007. — 357 с.
  49. Г. С., Векчанова Г. Р. Микроэкономика Санкт-Петербург. -СПб.: Питер, 2003. — 453 с.
  50. К. А., Дежкина И. П. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. М.: Экономика, НОРМА, 2003.-118 с.
  51. А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 416 с.
  52. Гильяровская J1. Т. Экономический анализ: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: Юнити-ДАНА, 2003. — 615 с.
  53. JI. Т., Ендовицкий Д. А. Финансово-инвестиционный анализ и аудит коммерческих организаций. — Воронеж: ВГУ, 2003. 384 с.
  54. А. И. Экономический анализ. СПб.: Питер, 2004. — 175 с.
  55. О. П., Горбунов Н. М., Гуров А. И., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999.-600 с.
  56. В. И. Анализ и планирование показателей розничного товарооборота. М., 2005.
  57. А. Г. Организационно-экономические основы реинжиниринга бизнес-процессов на коммерческих предприятиях: Монография / А. Г. Город-нов, С. С. Потехин. Н. Новгород: ННГУ, 2003. — 349 с.
  58. А. И., Баженов Ю. К. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 2002. — 114 с.
  59. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер. с англ.: Учеб. пособие. М.: Вильяме, 2000. — 272 с.
  60. А. М. Компонентный анализ и эффективность в экономике. — М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.
  61. С. В. Финансовый анализ: теория и практика: Учебное пособие. -СПб.: Бизнес-пресса, 2004. 304 с.
  62. А. В. Управление операциями. Операционный менеджмент: Учебное пособие. -М.: ФБК-ПРЕСС, 2005. 208 с.
  63. В. Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.-352 с.
  64. В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2008.-319 с.
  65. В. В., Шакланова Р. И., Юсова В. В. Ресурсы товарного обращения и эффективность их использования. СПб.: ТЭИ, 2006. — 85 с.
  66. Д. К., Водянова В. В., Дуракова И. Б., Баткаева И. А., Ворожей-кин И. Е. и др. Управление персоналом организации: Энциклопедия. Инфра-М, 2008.-554 с.
  67. П. Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. СПб.: ИД «Бизнес пресса», 1998. — 216 с.
  68. А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.
  69. Измерение удовлетворенности потребителя по стандарту ИСО 9000:2000 / Н. Хим, Б. Сельф, Г. Роше. М.: ИД «Технологии», 2004. — 192 с.
  70. Исследование систем управления и системный анализ: Учебное пособие. — СПб.: ГУЭФ, 2000.
  71. М., Громов А., Ферапонтов М., Шматолюк А. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. М., 2001.
  72. Е. Л., Маховикова Г. А. Экономика предприятия. СПб.: Питер, 2007. — 224 с.
  73. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 512 с.
  74. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 320 с.
  75. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.- 416 с.
  76. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 320 с.
  77. С. В., Катрич Ю. С. Правовые основы менеджмента в России: Технология использования законодательства в деловом администрировании. — М.: Дело, 2004.-784 с.
  78. В. Э., Иванова Е. В., Сухов Р. А. Управленческий учёт на предприятиях розничной торговли. М.: ЭКЗАМЕН, 2002. — 159 с.
  79. Е. Н., Панфилова Е. Е. Экономика организации. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. — 336 с.
  80. В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник. М.: Перспектива, 2000. — 346 с.
  81. В. В. Финансы предприятий: Учебник. -М.: ТК Велби, Проспект, 2004.-352 с.
  82. А. С. Проектирование и исследование бизнес-процессов: Учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2006. — 272 с.
  83. Т. От детства к зрелости. Переосмысление роли стандарта ИСО 9000 и всеобщего управления на основе качества и делового совершенства // Европейское качество, 2004. Дайджест № 4.
  84. Концепция развития потребительского рынка Санкт-Петербурга на 20 052 007 годы. СПб.: Правительство Санкт-Петербурга, 2005.
  85. Г. Н. Современная конкуренция и новые задачи менеджмента. Иркутск, 2002.
  86. . В. Микроэкономика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003.- 157 с.
  87. А. А. Экономическая эффективность бизнес-процессов в розничной торговле потребительской кооперации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Новосибирск: ТЭИ, 2006.
  88. Кравченко J1. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. 4-е изд., пер. и доп. М.: Высшая школа^ 2000. — 456 с.
  89. Ф. Введение в Rational Unified Process: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Вильяме, 2002.
  90. Ю. Н., Лапыгин Д. Ю., Лачинина Т. А. Стратегическое развитие организации. -М.: КНОРУС, 2005. 288 с.
  91. С. Н. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. -М.: Новое издание, 2005. 354 с.
  92. В. И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности бухгалтера и руководителя. М.: 2003. 354 с.
  93. А. Принципы экономической науки. М.: Экономика, 1992.-74 с.
  94. М. В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  95. М. X., Альберт М., Хедоури Д. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  96. Мейер Маршал В. Оценка эффективности бизнеса / Маршал В. Мейер / Пер. с англ. А. О. Корсунского. М.: ООО «Вершина», 2004. — 272 с.
  97. . 3. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1999.
  98. И. Б., Старожукова И. А. Бюджетирование. От стратегии' до бюджета пошаговое руководство. — М.: Вильяме, 2006. — 512 с.
  99. В. А., Филончева В. В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 127 с.
  100. Нильс-Горан Олве, Карл-Иохан Петри, Жан Рой, Сафи Рой. Баланс между стратегией и контролем / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. — 320 с.
  101. Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 320 с.
  102. Э., Кален П. Розничная торговля: организация и управление. -СПб.: Питер, 2005. 416 с.
  103. О. Технология розничной торговли. М.: Норма, 2000.
  104. Пик X. Супермаркет. Организация и управление. М.: Дело, 2000.
  105. С., Пэнди, Роберт П. Ньюмен, Роланд Р. Кэвенег. Курс на шесть сигм: Как General Elektric Motorola и другие ведущие компании мира совершенствуют свое мастерство. М.: ЛОРИ, 2002.
  106. В. Н. Организация розничной торговли: Учебное пособие. -М., 2006. 248 с.
  107. В. М., Солодков Г. П., Топилин В. М. Системный анализ в управлении социально-экономическими процессами. Ростов н/Д: Изд. СКАГС, 2002.-501 с.
  108. А. В. Оценочный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 272 с.
  109. В. Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. М.: Финансы и статистика, 2003.-536 с.
  110. . В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. -М.: Юнити-ДАНА, 2000. 360 с.
  111. JI. В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. -М.: Юнити-ДАНА, 2006. 381с.
  112. Проект Федерального закона «О регулировании розничной торговли и общественного питания в Российской Федерации» // «Современная торговля», 2005, № 12.
  113. Развитие потребительского рынка. Нормативные документы // «Современная торговля», 2006, № 1. С. 16.
  114. К. А. Экономика организации предприятия: Учебник. 4-е изд., перер. и доп. / К. А. Раицкий. М.: Дашков и К°, 2004. — 1012 с.
  115. К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 352 с.
  116. В. В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. — 240 с.
  117. Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб. / Росстат. — М., 2009. 510 с.
  118. М. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности / М. Ротер, Д. Шук. Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  119. Рой Жан, Ветер Магнус, Ольве Нильс-Горан. Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. М.: Вильяме, 2003. — 304 с.
  120. Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. 3-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2006. — 320 с.
  121. Сенге Питер М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М., 2003.
  122. Сенге Питер М. Новая задача лидера: построение обучающейся организации / Стратегический процесс. СПб., 2001.
  123. Сенге Питер М., Клейнер Арт, Роберте Шарлота, Росс Ричард Б., Рот Дакордж, Смит Брайан Дж. Танец перемен: новые проблемы самообучающихся организаций / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 2003. — 624 с.
  124. А. Н., Петров П. В. Экономика товарного обращения: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. — 286 с.
  125. Экономика, анализ и планирование на предприятиях торговли: Учебник для вузов / Под ред. А. Н. Соломатина. СПб.: Питер, 2009. — 560 с.
  126. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2005. — 960 с.
  127. М. В. Менеджмент торгового предприятия. СПб.: Питер, 2003.-528 с.
  128. М. В. Менеджмент в торговле: Учебное пособие. СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2008. — 480 с.
  129. Л. Т. Оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности торговли: Учебное пособие. Белгород: Кооперативное образование, 2001.-296 с.
  130. Стратегический менеджмент / Под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2006. — 496 с.
  131. Структурный анализ. Система:/Т)ЕР-технологии/ Под ред. С. В. Черем-ных и др. М.: Финансы и статистика, 2001.
  132. Технологии корпоративного менеджмента: Учебное пособие / Под ред. И. В. Мишуровой, Н. Ф. Новосельской. М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
  133. Торговля в России: Статистический сборник // Госкомстат России. М.: 2003, 2005, 2007, 2009.
  134. Н. Н., Емельянова О. Н. К вопросу об оценке эффективности деятельности предприятий торговли // Проблемы современной экономики. 2004, № 4 (12).
  135. К. Ключевые показатели менеджмента. -М.: Дело, 2000.13 9. У правление инновациями: в 3 кн. Кн.1. Основы организации инновационных процессов: Учебное пособие /А. А. Харин, И. Л. Коленский / Под ред. Ю. В. Шленова. М.: Высшая школа, 2003. — 252 с.
  136. М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чампи. Пер. с англ. Ю. Е. Корнилович. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.
  137. М. Бизнес в XXI веке: повестка дня / Пер. с англ. М.: Добрая книга, 2005. — 336 с.
  138. Р. Д., Джексон Р. В. Торговля и менеджмент продаж / Пер. с англ. М.: Филинъ, 2003. — 247 с.
  139. А. Н., Керимов В. Э. Стратегический анализ. М.: ЭКСМО, 2008.-408 с.
  140. Чейз Ричард Б., Джейкобз Ф. Роберт, Аквилано Николас Дж. Производственный и операционный менеджмент. 10-е изд. Пер. с англ. — М.: Вильяме, 2007.- 1184 с.
  141. А. Д. Теория экономического анализа: Учебник / А. Д. Шеремет. М.: ИНФРА-М, 2002. — 333 с.
  142. Г. В. Управление организационными изменениями. СПб.: ИД С-Петерб. гос. ун-та, 2005. — 432 с.
  143. Л. И. Оценка качества менеджмента компаний: Учебное пособие / Л. И. Шокина. Под ред. проф. М. А. Федотовой. М.: КНОРУС, 2007. — 344 с.
  144. Экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. — 1152 с.
  145. А. П. Технологические и экономические аспекты обеспечения качества продукции и услуг в торговле и общественном питании. — Кемерово: КТИПП, 2003. 272 с.
Заполнить форму текущей работой