Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-политические и межнациональные отношения в России 1990-х гг. в оценках средств массовой информации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность поставленной в исследовании проблемы связана с необходимостью достоверного научного изучения места и роли СМИ в системе социально-политических и межнациональных отношений в России в постсоветский период. Распад СССР обусловил кризис существовавшей политической системы, обострил социально-политические, культурно-духовные и межнациональные отношения в России. Страна стояла на грани… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Средства массовой информации в условиях реформирования политической системы России в 1990-е гг
  • Раздел II. Использование российских средств массовой информации в политической борьбе 1990-х гг
  • Раздел III. Межнациональные отношения на постсоветском пространстве в оценках российских средств массовой информации

Социально-политические и межнациональные отношения в России 1990-х гг. в оценках средств массовой информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность поставленной в исследовании проблемы связана с необходимостью достоверного научного изучения места и роли СМИ в системе социально-политических и межнациональных отношений в России в постсоветский период. Распад СССР обусловил кризис существовавшей политической системы, обострил социально-политические, культурно-духовные и межнациональные отношения в России. Страна стояла на грани раскола. Общество было поставлено перед выбором пути развития. Именно этот период оказался наиболее сложным, трудным и противоречивым в современной российской истории. Актуальность определяется потребностью исторической науки переосмыслить произошедшие в 1990;е гг. преобразования, связанные с либерализацией и деидеологизацией СМИ, их новым социальным предназначением как инструмента реформирования всех сфер жизнедеятельности российского общества в новых исторических условиях.

Изучение информационной политики России в 1990;е гг. интересно, главным образом, потому, что СМИ в этот период стали более эффективно воздействовать на общественное мнение и формировать национальное самосознание. Роль СМИ в 1990;е гг. существенно возросла в связи с демократизацией и раскрепощением общественно-политической жизни. В данной связи, возникла необходимость глубокого концептуального анализа современной роли СМИ в формировании новых идеалов и приоритетов в социально-политическом, духовно-нравственном и культурном развитии российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ историографии позволил дифференцировать всю изученную литературу и выделить несколько основных направлений исследования темы.

Первое направление оформилось в начале 1990;х гг., когда большая часть исследований освободилась от идеологического давления, свойственного советскому времени, и начала пополняться новыми источниками, вышло в свет значительное количество трудов и публикаций об успехах демократизации общественной жизни в Российской Федерации и отдельных противоречиях в ходе развития средств массовой информации.1 Проблема демократизации и либерализации в России оставалась наиболее актуальной до конца 1990;х гг. В ряде работ раскрывалась неразрывность и взаимообусловленность журналистского творчества и свободы, утверждалось, что свобода творчества является одним из неотъемлемых прав личности.2.

1 Воробьев В. П. Политология журналистики (медиаполитология): из первого опыта // Журналистика: СМИ и вызовы нового века. М., 1993: Горохов В. М. СМИ в системе политической коммуникации // Концепция современной политологии. М., 1993; Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 1995; Основы демократии и власти. Под ред. д.и.н, проф. Г. С. Еськова. М., 1993; Зиновьев А. Русский эксперимент. М., 1995; Вачнадзе ГА. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992; Ашин Г. К. Правящая элита и общество // Свободная мысль.

1993. № 7- Левада Ю. А. Элита и «масса» в общественном мнении: проблемы социальной элиты // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.

1994. № 6.

2 Лихачев Д. С. Декларация в защиту прав культуры // Российский обозреватель. 1996. № 6. С. 11−23- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992; Куропаев А. Е. Очерки интеллигенции России: В 2 ч. М., 1995; Семенов В. Е. Искусство как межличностная.

Глубокие системные преобразования в политической системе страны в 1990;е гг. привели к существенному обновлению методологии исторической науки. В данных условиях сформировалось второе историографическое направление, которое составил обширный круг трудов и публикаций, посвященных изучению новой общественно-политической системы 1990;х гг.3 В массиве этих работ наибольший интерес для изучаемой темы представляют исследования, посвященные особенностям национально-культурного развития государства в условиях социально-экономического и политического реформирования 4 В 1990;е гг. были созданы весомые системные исследования по информационной и культурной политике, 3 в том числе работы В. И. Жукова о развитии России в контексте мировой цивилизации, Я. Н. Засурского о роли коммуникация. СПб., 1995; Каграманов Ю. Демократия и культура // Новый мир. 1997. № 1. Согрин В. Н. Политическая история современной России. 1985;1994: от Горбачева до Ельцина. М., 1994; Пастухов В. Б. Перспективы посткоммунистического консерватизма и президентские выборы // Полис. 1996. № 2- Капустин Б. Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. № 2- Афанасьев М. Н. Государство и номенклатура: попытка необходимых уточнений // Полис. 1996. № 2- Малютин М. В. Электоральные предпочтения россиян: «парадокс стабильности» // Общественные науки и современность. 1998. № 1.

4 Челышев Е. П. Судьба культуры и путь России // Российский обозреватель. 1996. № 4- Жуков В. И., Еськов Г. С., Павлов B.C. и др. Социальная история России. М., Союз. 1999; Глазьев С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М., Мысль. 1997.

5 Колпакова Н. Л. Государственная культурная политика в постсоветский период: цели, задачи, правовые основы // Роль государства в формировании современного общества. М&bdquo- 1998.

СМИ в новых исторических условиях, В. Д. Попова об информационной политике российского государства в социально-политической сфере и др.6.

В середине 1990;х гг. на волне переосмысления места и роли СМИ в общественно-политической жизни страны возникла необходимость научного анализа новых тенденций в развитии информационного пространства России.7 Интерес исследователей к данной проблематике подтверждается появлением комплекса диссертационных работ, освещавших работу новых.

6 Жуков В. И. Реформы в России: 1985;1995 гг. М, 1998; Он же. Россия на пороге XXI в. М., 1995; Засурский ЯН. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. 1999,№ 1- Он же. СМИ как фактор процессов общественной трансформации на рубеже тысячелетия // Журналисткое образованиек в XXI веке. М., 1999; Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001.

7 Андреев И. С. «Газетный рынок» — шаг вперед или назад? // Ученые записки Московского государственного социального университета. М., 1996; Дзялошинский И М. О некоторых причинах «странного» поведения российских журналистов в избирательных кампаниях. 1999;2000гг.// СМИ и политика в России. М., 2000; Ковалева ММ. Концептуальные основы науки о журналистике // Журналистика в 1998 г.М., 1999; Коновченко С. В. Общество-средства массовой информиациивласть. Ростов н/Д., 2001; Лукашук И. И. Средства массовой информации, государство право. М., 2001; Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001; Смирнов В. В. Актуальные проблемы журналистики. Ростов н/Д., 2000; Сахаров Н. А. Роль средств массовой информации в общественно-политической жизни. М., 1995; Нуриджанов Г. А. Факультет журналистики социального вуза: проблемы становления и развития // МГСУ — первый вуз социального профиля в России. М, 1998; Шкондин М. В. Система средств массовой информации: (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000. информационных технологий и процессов функционирования средств массовой информации в условиях системного кризиса.8.

В исследуемый период в России сложился ряд новых научных коллективов, специализирующихся на изучении современных информационных явлений. Костяк этих коллективов, как правило, составили не молодые ученые, а те, кто имел за плечами многолетний опыт работы в данной области. Главное внимание историков было сосредоточено на анализе новой информационной ситуации, сформировавшейся после распада СССР. Авторы анализировали принципы освещения в СМИ политической дифференциации постсоветского пространства, различных национальных конфликтов и проявлений экономического кризиса.9 х Кондратенко С. А. Взаимодействие власти и прессы (Опыт российских реформ). Дисс. канд. ист. наук. М., 1995; Усачева В. В. Функционирование средств массовой информации в условиях кризиса социально-политических структур (на примере России и ЮАР). Дисс. канд. полит, наук. М., 2000; Таболин В. И. Пресса либерального направления в общественной жизни России. 1985;1991 гг. Дисс. канд. ист. наук. М., 1999; Прошак JIB. Журналистика как социальный феномен: проблемы взаимодействия с Российской действительностью (вторая половина 80-х — 90-е гг.). Дисс. канд. ист. наук. М., 1999; Фролова Н. А. Становление политических партий России. 1985;1993 годы: Дисс. канд. ист. наук. М., 1993.

9 Современное состояние и перспективы развития научного знания. М., 1997; Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество, 1999, № 1- Артамонов Г. Т. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество. 1999. № 3- Васильев В. А. Проблемы информатизации социальной сферы // Информационное общество. 2000. № 3- Вершинская О. Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество, 1999, № 3- Волокитин А. В. Концепция формирования информационного общества в России // Информационное общество. 1999. № 3.

В рамках следующего блока публикаций обобщены исследования, в которых показано позитивное и негативное влияние процессов экономического реформирования государства на развитие СМИ и национальной культуры.10 Если до 1991 г. в политической системе СССР организационно-распорядительные функции по развитию СМИ и культуры осуществляло государство, то в 1990;е гг. отстаивалась линия на экономическую независимость этих сфер общественной жизни." В исследованиях отмечалось, что одним из результатов этого стало активное насаждение и укрепление позиций «массовой культуры». Стихийное вторжение рыночных отношений в область СМИ и культуры породило массовую коммерциализацию информационной и культурной деятельности. Вслед за революцией в СМИ, по мнению ряда исследователей, в 1990;е гг. была практически завершена новая культурная революция.12.

10 Карпухин О., Макаревич Э., Чурбанов В. Концептуальные основы новой культурной политики государства // Диалог. 1997. № 9. С. 32−36- Абрамов А. Период полураспада: Доживет ли культура в России до 2005 года? // Рос. Федерация. 1996. № 13- Актуальные проблемы XX в. / Под ред. В. И. Добрынина. М., 1993.

11 Сидоров ЕЮ. Российская культура 90-х и ответственность государства // Независимая газета. 1997. 21 мартаЕсин С. Н. Культура и власть. М, 1997; Интеллигенция. Власть. Народ: Антология / РАН, Ин-т философии. М.: Наука, 1993.

12 Дегтярев Е. Е., Егоров В. К. Интеллигенция и власть. М.: Новая свобода, 1993; Воронова Е. Н. Экономика культуры. / Моск. гос. ун-т культуры. Рязань, 1997; Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб, 1995; Волокитин А. В. Россия: от информатизации — к информационному обществу // Информационное общество. 1999. № 3. Ершов ТВ. Российский опыт интеграции в информационное общество // Информационное общество. 1999. № 1- Кашлев Ю. Б. Становление глобального.

Проведенный обзор литературы по теме исследования выявил ряд пробелов в историографии. С учетом этого автор ставит целью своей работы комплексный анализ принципов освещения в средствах массовой информации новых социально-политических и межнациональных отношений в России в 1990;е гг.

На пути к цели определены следующие задачи:

• раскрыть причины кризиса советской информационной политики и показать новую роль СМИ в политической системе России в 1990;е гг.

• рассмотреть основные направления, формы и методы деятельности СМИ в процессе борьбы за власть в Российской Федерации в условиях демократизации общественно-политической жизни;

• показать отражение в СМИ сложных и противоречивых межнациональных отношений в постсоветской России.

Источниковая база диссертации разнообразна, ее составляют как опубликованные, так и архивные документы и материалы. Основное значение в работе придавалось законам и законодательным актам Российской Федерации, отражающим тенденции и противоречия информационной политики и социокультурного развития страны.13 В качестве источников, информационного общества и место России // Информация. Дипломатия. Психология. Сборник материалов. М., 2002.

Конституция РФ. М, 1993; Гражданский кодекс РФ. М., 1997; О защите свободы массовой информации. // Российская газета. 1993. 27 мартаМинимальный стандарт требований к телерадиовещанию // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 13- Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. // Российская культура в законодательных и нормативных актах. ML, использовалась законодательно-правовая база журналистской деятельности: федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, документы Государственной Думы и постановления Правительства Российской Федерации.14.

В числе архивных источников — фонды Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива новейшей истории, Российского государственного архива социально-политической истории, Центрального архива общественных движений г. Москвы. Также в работе задействованы материалы Архива министерства культуры России и текущих архивов редакций ряда журналов и газет.

Существенной частью законодательной базы диссертации явилась периодика. При выборе периодических издания, автор руководствовался не политическими пристрастиями, а фактическими данными о динамике тиражей изданий, поскольку итоги подписки на газеты и журналы в 1990;е гг. свидетельствовали о перераспределении читательских симпатий. Наряду с такими традиционными и самыми массовыми изданиями, как «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Аргументы и факты», «Неделя», «Труд» автор использовал материалы журналов «Новый мир», «Знамя», «Смена» и др.

Характеристика источниковой базы будет неполной без упоминания.

1998; Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 19 июня 1995 г. // Собрание законодательства РФ. М., 1995 и др.

14 О Государственной тайне // Российская газета. 1993. 21 сентябряО порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации // Ведомости Федерального собрания Российской Федерации. 1995. № 3- Об информации, информатизации и защите информации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 88. С. 609 и др. использованной в диссертации мемуарной литературы, которая позволила более широко и детально, хотя и с личной окраской, оценить события, происходившие в информационной сфере 1990;х гг.

Хронологические рамки исследования охватывают переходную эпоху в жизни России на рубеже XX — XXI вв. Нижние хронологические рамки диссертации определяются сменой политической системы и формирования новой модели информационного развития государства в начале 1990;х гг. Стабилизация общественно-политической жизни страны в конце 1990;хначале 2000;х гг. позволяет говорить о завершении переходного периода в истории России, что и определило верхние хронологические рамки диссертации.

Методологическую основу исследования составляет совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию теории и истории. Все политические, информационные и культурные процессы и события раскрываются автором в исторической последовательности на общеисторическом фоне. В ходе исследования применялся метод системного анализа, позволивший восстановить историческую ретроспективу событий, а также методы периодизации, сравнительно-исторического анализа и смежных исторических дисциплин.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной историографии на основе конкретно-исторического анализа обширного массива архивных и опубликованных документов поставлена и решена проблема влияния СМИ на социально-политические и межнациональные отношения в России в 1990;е гг.

В диссертации сделан вывод о том, что в условиях перехода к информационному обществу в России заметно возросла социальнополитическая роль СМИ, в постсоветский период не только транслировавших, но и комментировавших политические решения.

Автор подчеркивает, что эффективность и результативность проводимых в 1990;е гг. реформ в значительной степени зависела от их информационного сопровождения. При этом в переломные периоды в жизни страны общая позиция СМИ часто становилась определяющей в выборе пути развития России. Например, поддержка основными информационными изданиями демократических преобразований позволила не только обеспечить их форсированную реализацию, но и способствовала сохранению в целом непопулярного реформаторского курса вплоть до конца 1990;х гг.

Автор делает вывод о том, что в исследуемый период ведущие российские СМИ избегали политической индифферентности, что позволило различным информационным каналам стать выразителями политических взглядов расколовшегося постсоветского общества. В этом проявился деструктивный потенциал отдельных СМИ, воспользовавшихся ослаблением государственного контроля в целях пропаганды сепаратистских, антигосударственных и национально ограниченных взглядов.

В диссертации выявлены и показаны ведущие тенденции развития СМИ в условиях свободного рынка информационных услуг. В частности, автор отмечает, что превращение отдельных изданий в выразителей интересов узких элитарных групп часто приводило к утрате интереса к ним со стороны массового читателя. Данная тенденция в ряде случаев обусловливала падение тиража, и как следствие, снижение интереса спонсора к финансированию данного издания.

Новаторским является анализ эволюции основных тем и содержания материалов ведущих средств массовой информации, показавший, что если в первой половине 1990;х гг. СМИ обладали высоким конфликтным потенциалом, то во второй половине 1990;х гг. ведущие российские издания стремились избавиться от «черно-белого» восприятия общественных отношений.

С привлечением разнообразных новых материалов в диссертации обоснован тезис о неразрывной связи политических, национальных и информационных процессов в Российской Федерации в 1990;е гг. Либерализация и деидеологизация СМИ стала главным условием и направляющей силой масштабных перемен в развитии российского общества. В то же время, социально-политический кризис и обострение межнациональных отношений являлись элементом общего, в том числе информационного кризиса страны.

Научное и практическое значение исследования состоит, прежде всего, в накоплении исторического знания по актуальной проблеме исторической науки, а также в том, что результаты исследования позволяют составить комплексное представление об основных тенденциях влияния информационной революции в Российской Федерации на социально-политическое и национально-культурное развитие страны в 1990;е гг.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе создания учебников и учебных пособий, преподавании курсов: отечественная история России, социально-политическая история России, при разработке и чтении спецкурсов по истории СМИ новейшего времени.

Апробация работы. Важнейшие аспекты диссертации изложены в статьях и тезисах выступлений автора. Диссертант принимала участие в межвузовских и республиканских научных конференциях, на которых выступала с докладами по проблемам демократизации российских СМИ и эволюции информационной политики в России.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

Выводы.

I. Взаимоотношения власти и СМИ в постсоветский период нельзя рассматривать только в системе координат, заданных рассмотренными выше факторами. Реальная жизнь всегда сложнее заданной схемы. После президентской избирательной кампании уже было заметно расхождение во взглядах на окружающую действительность между плотно контролируемым властями предержащими телевидением и печатными СМИ, которые начали давать собственные интерпретации происходящего, более созвучные настроениям широких общественных слоев.

2. СМИ представляют собой один из важнейших социальных институтов общества, и было бы наивным полагать, что можно изменить механизмы их функционирования в России в направлении общепринятых демократических стандартов, не меняя самой сложившейся в России общественной системы. Нельзя в полной мере превратить СМИ в «четвертую власть» в стране, где господствует олигархия, коррупция и отсутствуют значимые институты гражданского общества. При этом СМИ не могут при все желании выйти за рамки жестких финансовых правил игры, диктуемых существующей системой. В этих условиях важнейшей задачей СМИ могло бы быть активное участие в формировании гражданского самосознания народа, помощь в становлении институтов гражданского общества.

3. Оценивая перспективы во взаимоотношениях СМИ политической власти, можно говорить, как минимум, о двух путях решения назревших проблем: первый предполагает создание мощных государственных СМИ, что реально лишь при условии отделения государства как консолидированного выразителя общенациональных интересов от олигархических структурвторой путь — это создание конкурентной среды в информационном пространстве, контролируемом крупнейшими политическими и финансово-промышленными группировками. Но при этом необходимо формирование неких новых правил игры, при которых те или иные группировки правящей элиты, придерживающиеся различных политико-идеологических ориентаций, имели бы равные стартовые возможности на информационном рынке.

Привлечение национально ориентированного капитала к активному участию в media-политике поможет сломать монополию на информационное пространство отдельных элитарных группировок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Прохоров Е. Г1.Журналистика и демократия. М., 2000. С. 45.
  2. А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий // Итоги и перспективы. М, 2000.
  3. А. Законодательство о средствах массовой информации и практика его применения в республиках субъектах Российской Федерации. — М., 1997.
  4. О.В. Динамика типологической структуры региональной прессы // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2000. — № 5.
  5. Я.Н. Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах: К вопросу о переходном периоде // Вестник МГУ. М., 2001.
  6. Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, практика. -М.2000.
  7. Е.П. Журналистика и демократия: Учеб. пособие для вузов. М.:Аспект Пресс, 2001.
  8. Л.Л. Общероссийские газетные издания // Вестник МГУ. Сер.Журналистика. М., 2000.
  9. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.
  10. Средства массовой информации постсоветской России / Учебное пособие / Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, И. И. Засурский и др., Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002.
  11. Средства массовой информации России: аудитория и реклама. М., 2000.
  12. Средства массовой информации и современное общество / Ред,-сост. Н. Г. Бойкова, Т. В. Васильева, Д. А. Рущин. СПб., 2000.
  13. Типология печати: проблемы теории и практики / Отв.ред. Б. Я. Мисонжников. СПб, 1999.
  14. М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). -М., 2000.
  15. Мониторинг освещения в СМИ президентских выборов 2000 г. в России. Предварительный отчет. Европейская Комиссия. 2000. Март. Новости СМИ. М., 2000 — 2004.
  16. Г. С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния.-СПб., 1998.
  17. В.Ф. Журналистика как творчество: Учеб. пособие для вузов. М.: РИП -холдинг, 2004.
  18. Основы журналистики: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  19. Печать Российской Федерации в 2000 году // Книжная палата. М., 2001.
  20. Л.Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999.
  21. Средства массовой информации. Анализ., тенденции, прогнозы / Союз журналистов России. М., 1998.
  22. II. Использование российских средств массовой информации вполитической борьбе 1990-х гг.
  23. В данной работе нами будут рассмотрены основные правила ведения предвыборной агитации СМИ, случаи нарушения этих правил и ответственность СМИ за такие нарушения.
  24. Прежде всего в связи с вопросом о равенстве претендентов на услуги прессы вскользь упоминаются такие полиграфические тонкости, как место на полосе, шрифт и другие условия.
  25. Столь скупая по сравнению с электронными СМИ регламентация агитационной деятельности печатных изданий возмещается положениями Закона о СМИ, которые преимущественно относятся к печатной прессе.
  26. Рассмотрим некоторые условия ведения предвыборной агитации через СМИ как формы политической борьбы.
  27. Все СМИ можно разделить на несколько групп, принадлежность к каждой из них влечет определенный порядок, регулирующий предвыборную агитацию.
  28. Таким образом, можно сделать вывод о том, что правила ведения предвыборной агитации в СМИ прописан законодателем достаточно подробно, хотя не исключает ряда неточностей и противоречий.
  29. Рассмотрим основные нарушение средствами массовой информации норм о предвыборной агитации
  30. Не менее важны нарушения порядка предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации
  31. Непредоставление государственным СМИ установленного для него общего объема бесплатного эфира и бесплатной печатной площади, предназначенных для предвыборной агитации.
  32. Непредоставление государственным СМИ кандидату, избирательному объединению, блоку выделенной доли бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.
  33. Непредоставление государственным СМИ общего объема платного эфирного времени и платной печатной площади, установленных данному СМИ для предвыборной агитации.
  34. Непредоставление государственным СМИ кандидату, избирательному объединению, блоку выделенной доли платного эфирного времени и платной печатной площади.
  35. Превышение государственным СМИ общего объема платного эфирного времени и платной печатной площади, установленных данному
  36. СМИ и превышение доли платного эфира и платной печатной площади, положенных кандидату, избирательному объединению, блоку.
  37. Несоблюдение электронными и печатными СМИ, независимо от формы собственности, равенства кандидатов, избирательных объединений, блоков в предоставлении платных услуг.
  38. Основные нарушения запретов на ведение предвыборной агитации в средствах массовой информации
  39. Ведение предвыборной агитации в специализированных СМИ после их отказа от участия в освещении избирательной кампании.
  40. Ведение предвыборной агитации муниципальными СМИ после их отказа от участия в освещении избирательной кампании.
  41. Ведение предвыборной агитации в государственных и муниципальных СМИ, учрежденных исключительно для публикации официальных материалов, нормативных актов и специальных сообщений.
  42. Участие в освещении избирательной кампании и предвыборной агитации работниками СМИ, которые являются субъектами избирательного процесса (кандидатами, доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений и т. п.).
  43. Нарушение форм и порядка ведения предвыборной агитации в средствах массовой информации:
  44. Непредоставление или ограничение права кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков самостоятельно определять форму и характер ведения предвыборной агитации через СМИ.
  45. Нарушение равенства кандидатов, избирательных объединений и блоков в доступе к СМИ (предоставление преимуществ и дискриминация).
  46. Ведение предвыборной агитации под видом новостных, хроникальных передач, последних известий и репортажей.
  47. Нарушение установленного порядка ведения предвыборной агитации через СМИ.
  48. С появлением Интернета его стали также относить к средствам массовой информации Для начала следует определиться с тем, относится ли Интернет к средству массовой информации. Единого мнения на этот счет пока не существует.
  49. Ответственность средств массовой информации в ходе предвыборной агитации.
  50. В период выборов, естественно, продолжают действовать законодательные акты, регулирующие деятельность и ответственность СМИ в обычных условиях. Уместно напомнить о них.
  51. СМИ играют весьма существенную роль в проведении предвыборной агитации, т.к. оказывают влияние на формирование общественного мнения и, зачастую, являются единственным источником (по крайней мере, основным) информации по выборам.
  52. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
  53. Уголовный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 25. Ст. 2954.
  54. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР//Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.
  55. Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2864.
  56. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 38. Ст. 4339.
  57. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. З 178.
  58. Федеральный закон «Об административной ответственности юридического лица за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах» от 06 декабря 1999 г. № 210-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 49. Ст. 5906.
  59. Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст.ЗОО.
  60. Раздел 3. Межнациональные отношения на постсоветском пространстве в оценках российских средств массовой информации
  61. Р.Г. Послание Президенту РФ Б.Н. Ельцину о федеративной и национальной политике. М., 1995 г. С. З
  62. Так было в 1996 году. Но ясно, что на самом деле количество жертв не поддается исчислению. За девять последних лет региональные этнические конфликты (РЭК) в России унесли во много раз больше жизней, чем наши потери в девятилетней Афганской войне.
  63. Другие социальные жертвы это беженцы. Только в России их число перевалило за 2 миллиона — это десятая часть всех беженцев планеты.
  64. А.А. В тенетах свободы. М.: 1995. С. 182−195территория рассматриваются как исключительная собственность «коренного» народа, а русскоязычное население этих государств оказалось в них гражданами «второго сорта».
  65. Конфликты и консенсус. -1991. № 1. С. 17
  66. Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. — № 2. С. 26.
  67. Выработка российской общенациональной идеи могла бы быть одним из факторов, формирующих межнациональную культуру, она могла бы консолидировать общество.
  68. Необходимость обновления и нового содержательного наполнения концепции интернационализма вытекает из традиций мира и согласия между народами России, всего хода исторического развития нашей страны.
  69. В этих условиях крайне важно укрепление взаимодействия государственных структур с общественными организациями, политическими объединениями и средствами массовой информации, которые, как правило, выражают интересы этих объединений и организаций.
  70. Речь фактически идет о проблеме эффективности СМИ, то есть их управленческой функции формы, методы политической деятельности государства, партий, движений зависят от уровня и потенциала информирования как выражения активности.
  71. Назовем основные направления (характеристики) этой информационной деятельности:
  72. Прогностическая активность, оказывающая активное влияние на принятие политических решений.
  73. Общая совокупность интересов, которая при любых различиях принимается каждым народом России это демократизация общества, поддержание на должном уровне обороноспособности страны, повышение качества жизни народов России.
  74. Что несет с собой, помимо тех признаков, о которых говорилось ранее, национальное бытие? В чем оно ярче всего выражается?
  75. Обострению межнациональных отношений и росту шовинизма, несомненно, способствовали тяжелый кризис экономики, резкое ухудшение социального положения большинства населения, общее состояние общественной жизни.
  76. Важным инструментом регулирования в сфере электронных средств массовой информации с позиций противодействия экстремизму является эффективное использование лицензирования на вещательную деятельность.
  77. Значительную роль в противодействии политическому и религиозному экстремизму в средствах массовой информации могло бы иметь максимально возможное использование потенциала Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
  78. Задачи СМИ в формировании национальной политики.
  79. Последнее особенно важно для расстановки верных акцентов в национальной политике, исходя из реально формирующейся новой культуры межнациональных отношений. Данное требование должно быть в поле зрения СМИ повседневно.
  80. Представляется, что, имело бы смысл создание в СМИ специальных отделов для освещения вопросов межнациональных отношений в контексте государственной национальной политики.
  81. У России нет и не может быть будущего без политики, способной обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов без четкой национальной политики.
  82. Р.Г. Послание о федеративной и национальной политике.М.: 1995национальных политик". Национальная политика в сегодняшних условиях это полигика конкретного решения вопросов в конкретном регионе, в конкретной республике, в конкретном месте2″".
  83. Эти принципы вытекают из мирового опыта, из исторических особенностей многовековой российской государственности, из современных реалий Российской Федерации. В частности, при формировании данных принципов следует принять во
  84. Эти принципы образуют фундамент национальной политики Российской Федерации, но они по сути являются и принципами деятельности российских СМИ, и неуклонное следование им определяет и эффективность реализации стратегии национальной политики.
  85. Задачи СМИ в области решения социально-психологических проблем национального развития и межнационального общения:
  86. Особая роль в этом принадлежит массовой культурно-информационной работе среди населения, которая должна строиться на основе специальных программ и требует соответствующих средств.
  87. Задачи СМИ в области воспроизводства и миграции населения как предмета национальной политики многонационального государства.
  88. В связи с вышеуказанными проблемами следует существенным образом доработать законодательно-нормативную базу их своевременного решения.
  89. Задачи СМИ в решении проблем малочисленных народов.
  90. Новую систему механизмов государственной национальной политики сначала можно было бы отработать экспериментально в отдельных районах компактного проживания малочисленных народов.
  91. Проведенный анализ дает основания для переосмысления ряда функций средств массовой информации с учетом характера и особенностей реформирования национально-государственного устройства Российской Федерации.
  92. Организация деятельности российских СМИ, должна строится на базе исторических ценностей России, с включением понятных населению государственно-патриотических, властных рычагов.
  93. Гласность и свобода печати в контексте выявления и отображения общественного мнения выступают как факторы демократизации общества и в то же время как обязательные условия ее формирования.
  94. Равнодействующую можно сформулировать и как единство двух функций СМИ быть и транслятором, и выразителем общественно значимых идей и мнений.
  95. СМИ в сегодняшней России играют качественно новую роль по сравнению с той, которая им принадлежала еще несколько лет тому назад. Средства массовой информации стали определяющим каналом формирования общественного мнения.
  96. Во-первых, все субъекты общественных отношений и государства, и гражданского общества — имеют возможность высказаться.
  97. Во-вторых, все имеют право быть «услышанными» всеми теми, кого касается высказывание.
  98. В-третьих, все «говорящие» и все «слушающие» должны исходить из признания равенства собеседников и видеть свои интересы на фоне интересов других.
  99. Средства массовой информации координируют свою деятельность со всеми сферами управлениями, нередко участвуют в выработке и принятии решений по законодательным, государственно-административным, экономическим и другим вопросам.
  100. Для условий же экономического кризиса, глубоких реформ в нынешней России характерны активное включение средств массовой информации не только в общий политический процесс, -но даже попытки вести самостоятельную политическую игру.
  101. Л' Кин Дж. Демократия и средства массовой информации Новый взг. т) па демократию -1991. № 2- Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность Политиздат, 1 988.
  102. Серван-Шрейбер Ш. Л. Власть информации. М: 1973. С. 28.наряду с партиями профсоюзами, трудовыми коллективами, и средства массовой информации.
  103. Именно СМИ выступают узловым звеном в создании механизмов социальной обратной связи. Именно они активно развивают политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов миллионов людей.
  104. Последнее очень важно, чтобы ставить правильный акцент в национальной политике, исходя из формирующейся культуры межнациональных отношений. Это можно делать, если данные проблемы будут в поле зрения СМИ повседневно.
  105. По моему мнению, имело бы смысл создание специальных отделов на телевидении, радио и в печати с тем, чтобы они освещали вопросы, формирующие культуру межнациональных отношений в -контексте государственной национальной политики России.
  106. У многонациональной России нет и не может быть будущего без научно обоснованной национальной политики, способной обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов.
  107. Р.Г. Послание Президенту РФ Б.Н. Ельцину о федеративной и национальной политике. М., 1995 г. С. З
  108. Алаев. Региональные и этнические конфликты. // Федерализм, № 1. -М., 1996.
  109. Абдулатипов и др. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: Славянский диалог, 1997. С. 86−94.4.Там же. С.76
  110. А.А. В тенетах свободы. М., 1995. С. 182−195
  111. Конфликты и консенсус. 1991. № 1. С. 17
  112. Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 2. С. 26.8.Там же.
  113. Закон РФ «О средствах массовой информации». М.: 1992.
  114. Р.Г. Послание о федеративной и национальной политике.М, 1995.1 (.Михайлов В. А. Понятие национальной (этнической) политики. Метод, пособие. М.: 1995. С. 5.
  115. Р.Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. М., 1994.С.54−94
  116. Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 1668 одобрена Федеральная миграционная программа с учетом указанных и других факторов.
  117. Н.См.Абдулатипов Р. Г., Михайлов В. А., Чичановский А. А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. Метод, пособие М&bdquo- 1997., С. 88. 15. Там же. С.91
  118. IV съезд Союза журналистов России. Материалы и документы. М., 1995. С. 92.
  119. См.: Кин Дж. Демократия и средства массовой информации Новый взгляд па демократию -1991. № 2- Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность. М., 1988 и др.
  120. Серван-Шрейбер Ш. J1. Власть информации. М., 1973. С. 28.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  121. Законы, нормативно-правовые акты и документы.
  122. Конституция (Основной Закон) РСФСР // Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик: Сб. док. В 3-х томах: Т. I. М. 1959. С. 73.
  123. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России. М.: Известия, 1993. 127 с.
  124. Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный гражданский кодекс России. М. Инфра. М. 1995.
  125. Декларация о средствах массовой информации и правах человека. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 13.
  126. Декларация принципов международного культурного сотрудничества // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М. 1993.
  127. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». М. 1993. С. 26.
  128. Закон РФ «О государственной тайне» // Российская газета. 21 сентября1993.
  129. Закон РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. // Российская газета. 1996. 25 июня.
  130. Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Ведомости Федерального собрания РФ. 1995. № 3. Ст. 206.
  131. Закон РФ «О рекламе» // Российская газета. 10 июля 1995. Закон РФ «О средствах массовой информации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 300.
  132. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 19 июня 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 34.
  133. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 88.
  134. Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. // Российская культура в законодательных и нормативных актах. М. 1998.
  135. Концепция развития культуры и искусства Российской Федерации. М. 09.12.1992.
  136. Об информации, информатизации и защите информации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 88.
  137. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1994 г. // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М. Известия. 1994.
  138. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. М. 15.04.1993.
  139. Программа «Государственно-общественная поддержка сохранения и развития театрального искусства российской провинции». М. 1995.
  140. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации. М. 21.01.1993.
  141. Положение о Судебной палате по информационным спорам при Президенте РФ // Российская газета. 3 февраля 1994.
  142. Судебная палата по информационным спорам при президенте Российской Федерации: 1994−1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии.
  143. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // Российская газета. 1996. 19 июня.1. Указы президента и постановления Правительства Российской Федерации
  144. Указ Президента РФ «О защите свободы средств массовой инфоримации» от 30 марта 1993 г.
  145. Указ Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в РФ» от 1 июля 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 3358.
  146. Указ Президента РФ «О протекционистской политике РФ в области культуры и спорта» от 22 ноября 1993 г.
  147. Указы Президента РФ № 44,47 // Ведомости Съезда Народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № У. Ст. 339, ст. 252.
  148. Минимальный стандарт требований к телерадиовещанию // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 13.
  149. О безопасности. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. // Российская газета. 1992. 9 марта.
  150. О Государственной тайне // Российская газета. 1993. 21 сентября.
  151. О дополнительных гарантиях права граждан на информацию. Указ № 2334, от 31 декабря 1993 г. // Российская газета. 10 января 1994.
  152. О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации. 5 декабря 1993 года. № 2093 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 49. Ст. 4765.
  153. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации // Ведомости Федерального собрания Российской Федерации. 1995. № 3.
  154. О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года, № 2255 // Российская газета. 23 декабря 1993.
  155. О чрезвычайном положении // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 22.
  156. Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок». 1995. 17 апреля.
  157. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (19 971 999 гг.)» от 19 июня 1996 г. № 715. М. 1996. 115 с. 1.I. Архивы
  158. Архив ГД ФС РФ. Материалы к заседанию от 4 марта 1999 г.
  159. Архив министерства культуры. Д. 30 640, 546, 29 892.1. ГАРФ. Ф. 428. Оп. 3.1. ГАРФ. Ф. 4372. Оп. 66.1. ГАРФ. Ф. А-408. On. 1.1. ГАРФ. Ф. А-409. On. 1.1. ГАРФ. Ф. А-605. On. I.
  160. ГАРФ. Ф. Р-130. Оп. 5. Оп. 6.1. ЦАОДМ. Ф. 4. Оп. 97.1. ЦАОДМ.Ф. 8132. On. 1.1. ЦАОДМ. Ф. 909. On. 1.
  161. РГАПИ. Ф. 2. On. 1. Оп. 5.
  162. РГАНИ. Ф. 4. Оп. 16. Оп. 18.
  163. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Оп. 32. Оп. 33. Оп. 34. Оп. 55.1. РГАНИ. Ф. 89. П. 6.
  164. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Оп. 154. Оп. 155. РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 12. Оп. 14. Оп. 23. РГАСПИ. Ф. 559. On. 1. РГАСПИ. Ф. 586. On. 1.1. РГАСПИ. Ф. 599. On 1.1. РГАСПИ.Ф. м. 1. Оп. 5.1. РГАСПИ. Ф. м-635. Оп. 19.1. Диссертации и авторефераты диссертаций
  165. Т.Н. Информационный менджмент в системе социологического знания: Дис. на соиск. уч. степ. д-ра социолог. Наук. М., 2000.
  166. А.Д. Культурная политика в советском обществе: тенденции и противоречия формирования молодой художественной интеллигенции. (Вторая половин 50-х 80-е гг.). Дисс. д.и.н. М. 2001.
  167. И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: Федеральный и региональный аспекты. Дис. д-ра филос. наук. / Моск. гос. ун-т культуры. М. 1997.
  168. С.Е. Институционализация многопартийности в современной России: генезис, механизм формирования, перспективы. Дисс. канд. полит, наук. М. 1995.
  169. В.И. Информатизация общественной жизни как фактор культурного прогресса: Дисс. На соиск. уч. степ. канд. Социолог. Наук. Казань, 2000.
  170. З.Д. Культурная политика и духовная жизнь горожан во второй половине 70-х 80-х гг. (на материалах Центрально-Черноземного региона РСФСР). Автореферат диссертации доктора исторических наук. М. 1999.
  171. О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Дис.. д-расоциол. наук. М. 1997.
  172. Л.В. Информационные механизмы социальных отношений (философско-методологический анализ): Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Иваново, 1996.
  173. С.А. Взаимодействие власти и прессы (Опыт российских реформ). Дисс. канд. ист. наук. М. 1995.
  174. И.С. Информационное общество: проблемы становления и развития (философский анализ): Дис. на соиск. уч. степ, д-ра филос. наук. М.:РАГС, 1998.
  175. А.А. Организованные типы современной культуры. Автореф. дис. на соискание уч. ст. доктора культурологических наук. М. 1998. С. 24−25.
  176. Нисневич Ю, А. Информационная политика как фактор демократизации государственного управления в России: Дис. на соиск. уч. степ, д-ра полит. Наук. М., 2001.
  177. В.В. Информационные технологии в социальном пространстве: Дис. на соиск. уч. степ, д-ра социолог, наук. Саратов, 2001.
  178. Е.Н. Социодинамика научного познания информационных систем и процессов: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Ставрополь, 2001.
  179. Прошак J1.B. Журналистика как социальный феномен: проблемы взаимодействия с Российской действительностью (вторая половина 80-х 90-е гг.). Дисс. канд. ист. наук. М. 1999.
  180. У.Г. Творческая молодежь в условиях демократизации общественной жизни: характеристика, пути формирования. Дис. к. филос. н. / Академия общественных наук. М. 1991.
  181. С.С. Позиция политических партий о путях социально-экономического развития страны. Конец 80-х начало 90-х годов. Дисс. канд. ист. наук. М. 1994.
  182. В.И. Пресса либерального направления в общественной жизни России. 1985−1991 гг. Дисс. канд. ист. наук. М. 1999.
  183. В.В. Функционирование средств массовой информации в условиях кризиса социально-политических структур (на примере России и ЮАР). Дисс. канд. полит, наук. М. 2000.
  184. М.А. Молодая художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика. Дис. к. философ, н. / Институт молодежи. М. 1990.
  185. А.Б. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности. М., 1995.
  186. Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» // Вопросы истории. 1994. № 6.
  187. И.С. «Газетный рынок» шаг вперед или назад? // Ученые записки Московского государственного социального университета. М. Союз. 1996.
  188. Атлас Российского телевидения. М., 1997.
  189. О.Н. Развитие традиций благотворительности и меценатства в России. // Социокультурное пространство: структуры и процессы. М. 1996. С. 128−129.
  190. Д. Интеллигенция и власть: советский опыт // Отечественная история. 1994. № 2. С. 122−135.
  191. Р. Мифологии. М. 1995. С. 248.
  192. Э. Социалистическая перспектива и утопическое сознание // Коммунист. 1988. № 3. С. 77−86.
  193. Башкирия вновь собирается отключить ОРТ и РТР // Агентство ИМА-пресс. М. 22 декабря 1999.
  194. Н.А. Миросозерцание Достоевского // Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М. 1994. С. 107.
  195. О. Федеральные Медиа-империи. М. 2000. С. 127.
  196. Ф.Д. КГБ и власть. М. 1995.
  197. А.Д., Кантемирова С. М. Художественная культура и творческая молодежь: от оттепели до перестройки. М. 1998.
  198. И.А. Российское телеграфное агентство. М. 1976. С. 18.
  199. А. Возбужденное телевидение // Итоги. 27 августа 1996. С. 64−65.
  200. Е.Л. Коммуникационная политика России: нужен решительный шаг / Вестн. МГУ. 2001. № 1.
  201. Ю. Законодательное обеспечение свободы слова // Свобода слова и средства массовой информации. Сборник материалов семинара Московской Хельсинской Труппы «Права человека». 5−7 февраля 1994 года. М. 1994. С. 55.
  202. А.Б. Судебная палата в информационной революции // Судебная палата по информационным спорам при президенте Российской Федерации: 1994−1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии. С. 10.
  203. А. Законодательство о средствах масссовой информации и практика его применения в республиках субъектах Российской Федерации М., 1997.
  204. О.В. Динамика типологической структуры региональной прессы// Вестн. МГУ. Сер. Журналистика.2000.
  205. В.В. К вопросу о методологическом кризисе в исторической науке // Постигая прошлое и настоящее. Саратов. 1997.
  206. А.А. Стабильность и изменения сквозь призму культуры мира. Полис. 1998. № 5. С. 114−121.
  207. И.Н. Тоталитарное искусство. М. 1994. 294 с.
  208. М.С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки. М. 1988.
  209. И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар. 1998.
  210. И. Дорого доверие // Поиск. № 43−44. 1998.
  211. А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий // Итоги и перспективы. М., 2000.
  212. В. Все течет// Октябрь. 1989. № 6.
  213. . Смена цивилизаций. 1991. № 18. С. 28−29.
  214. П.С. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 23−24.
  215. А.А. История инакомыслия в России: советский период (19 171 991 гг.). Уфа. 1995.
  216. Е.Е., Егоров В. К. Интеллигенция и власть. М.: Новая свобода.1993.
  217. И., Джозефсон П. Четыре источника и составные части зарубежного финансирования российской науки // Поиск. 1997. № 27. 28 июня 4 июля.
  218. Н. Центральные и региональные средства массовой информации. М. 1999. С. 54.
  219. И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. М. 1990.
  220. В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия // Опыт теоретического исследования. М., 2001.
  221. В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
  222. .Н. Место и роль России в период формирующегося многополярного мира // Дипломатический вестник. 1998. № 6.
  223. . Цивилизационное измерение Советского общества // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М. Информкультура. 1991.
  224. И.Ю., Панярская М. В. Частная жизнь в объективах телекамер // Судебна палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: 1994 1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии. С. 322 323.
  225. Ермакова Е. II съезд Союза кинематографистов России: крик о помощи, или реальное ощущение действительности // Техника кино и телевидения. 1994. № 9. С. 70−74.
  226. С.Н. Культура и власть. М. 1997. 246 с.
  227. B.C. Культурная политика и театр. М.: Издат. 1995. 320 с.
  228. Э. От курса на перестройку к смене модели общественного развития. Курск. 1995. С. 3.
  229. В.В. Методология исторической науки // Кентавр. 1995. № 6.
  230. В.В. Человек. Культура. Политика. М. 1998. С. 76.
  231. Ю.В. Проблемы методологии истории. Брянск. 1996- Методологические поиски в современной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. № 6.
  232. . Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии // Социс. 1998. № 6. С. 59.
  233. . Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии // Социс. 1998. № 6. С. 59.
  234. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М. 1993. С. 44.
  235. С. Культура, демократия и тоталитаризм. Заметки // Новый мир. 1997. № 8. С. 157−174.
  236. Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. 1999. № 1.
  237. Я.Н. Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах: К вопросу о переходном периоде / Вестн. МГУ, 2001. № 4.
  238. А., Тюков Н. «Партия власти» от выборов до выборов. М. 1996. С. 115.
  239. В.В. Власть прессы // Вести. 1997. 28 августа. Иванченко П. И. Свобода слова // Вести. 1993. 18 декабря. Из заявления пресс-службы РГТРК «Останкино» // Независимая газета. 2 октября 1993.
  240. М.В. Выбор России: миф, судьба, культура. // Via Regia. Международный журнал культурного общения. М. 1995. С. 21.
  241. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология / РАН, Институт философии. М.: Наука. 1993.
  242. Информационная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М. 1998. С. 17.
  243. Информационные технологии и образование. М. 1996. С. 8.
  244. А.А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1996. № 4.
  245. История русской журналистики XVIII—XIX вв.еков. М. Высшая школа.1972.
  246. История советской политической цензуры: документы и комментарии (центр хранения современных документов). М. 1997. 672 с.
  247. А. Джеффри Сакс: «Я наивно полагал, что Запад собирается помочь России» // Комсомольская правда. 1999. 19 марта.
  248. Ю. Демократия и культура// Новый мир. 1997. № I. С. 168 194.
  249. И.О. Социокультурная ситуация как отражение кризиса в российском обществе. Социально-политический журнал. 1995. № 4. С. 160.
  250. О., Макаревич Э., Чурбанов В. Концептуальные основы новой культурной политики государства // Диалог. 1997. № 9. С. 32−36.
  251. И.Ф. Судьбы культуры XX века. Социально-политический журнал. 1996. № 5. С. 77−92.
  252. И. Почему трудно говорить правду // Новый мир. 1989. № 2.
  253. Колпакова H. J1. Государственная культурная политика в постсоветский период: цели, задачи, правовые основы // Роль государства в формировании современного общества. М. 1998. С. 9−12.
  254. В. Партийное руководство деятельностью творческих коллективов//Перестройка: проблемы, поиски, находки. М. 1987. С. 222, 252.
  255. А.Е. Русская культура как предмет научного исследования. Па материалах темы: художественная культура, интеллигенция, меценаты в России на рубеже XIX XX вв. М. 1994.
  256. В.К. Историческое исследование в современных условиях: Методология и методика исследования. М. 1991.
  257. Кризис как политическая константа современной российской действительности (Материалы межвузовской научно-теоретической конференции). М. МГСУ. 1999. С. 43.
  258. Т.А. Политика и культура. М. 1993.
  259. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М.: Либерия. 1998. 296 с.
  260. Культура и процессы демократизации. М. 1990.
  261. Культура на перепутье. М. 1994.
  262. Культурная политика в современном обществе. Сб. научных трудов М.: Российский институт искусствознания. 1992.271 с.
  263. Культурная политика и художественная жизнь / Государственный институт искусствознания. М.: Русский мир. 1996.
  264. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М. 1998.
  265. А.Е. Очерки интеллигенции России: В 2 ч. М. 1995.
  266. В.А. Культура: испытание рынком // Социально-политические науки. 1991. № 12. С. 12−17.
  267. Д.С. Декларация в защиту прав культуры // Российский обозреватель. 1996. № 6. С. 11−23.
  268. Ю.М. Культура и взрыв. М. 1992.
  269. А.А. О злоупотреблениях свободой массовой информации // Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. 1996.
  270. Т.М. Проблемы развития демократии в 80-е. годы. М. 1992. С. 11.
  271. .Г. Историческое познание и историческая теория // Новая и новейшая история. 1991. № 6.
  272. Морфология культуры: структура и динамика. М. 1994. Моторыгин Б. Д. Механизм регулирования НТП в условиях рыночной экономики // Наука в условиях рынка. М. 1992.
  273. А. Межрегиональная депутатская группа // Огонек. 1990. № 32. Мухин А. А. «Империя четырех»: Алекперов, Березовский, Потанин, Ходоровский. М.: СПИК-Центр. 1998. С. 39.
  274. А.С. Культура как предмет исторического исследования (Методологические проблемы изучения культуры). J1. 1978.
  275. В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке. Вопросы философии. 1996. № 11.
  276. Наука России в цифрах. 1996. Краткий статистический сборник. М. 1996.1. С. 52.
  277. Неизвестные известные информационные агентства // Новости СМИ. 2001. 21 мая- 3 июня.
  278. М. Кризис «Четвертой власти»? // Свобода слова и средства массовой информации. Сборник материалов семинара Московской Хельсинской группы «Права человека». М. 1994. С. 81.
  279. Опасная профессия. Мониторинг нарушений прав журналистов в странах СНГ в 2000 г. М., 2001.
  280. Ориентиры культурной политики. Информационный выпуск Министерства культуры РФ № 7. М. 1993. 52 с.
  281. Основные показатели работы отрасли культуры за 1985, 1990, 1993−1997 годы. М. 1998.
  282. Основы демократии и власти. Под редакцией доктора исторических наук, профессора Г. С. Еськова. М. Союз. 1993. С. 128.
  283. Регионология. 1995. № 2. С. 87.
  284. А.Д. Феномен насилия в современном киноискусстве. М. 1996. Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999.
  285. Реснянская J1. J1. Общероссийские газетные издания // Вестн. МГУ. Сер. Журналистика. 2000. № 4. С.3−14
  286. Е. Они назвали такую цену // Московские Новости. 17−24 ноября 1996 г. С. 22.
  287. И. Российская пресса: по ту сторону экономики // Новая газета. 2−8 декабря 1996 г. С. 10−11.
  288. .Г. Мечтать не грех, но лучше остаться реалистом. // Поиск. 1994. 12−18 августа.
  289. В. 90-е годы: тенденции и противоречия социокультурного развития // Диалог. 1995. № 7. С. 52−60.
  290. Н.А. Роль средств массовой информации в общественно-политической жизни. М. Наука. 1995. С. 95.
  291. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб. 1995. Сидоров Е. Ю. Культура мира и культура России. Полис. 1998. № 8. С. 106−113.
  292. Е.Ю. Ориентиры культурной политики. М. 1996. 75 с. Сидоров Е. Ю. Российская культура 90-х и ответственность государства // Независимая газета. 1997. 21 марта.
  293. А. Лики цензуры //Журналист. 1993. № 6. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.
  294. Совет по грантам Президента Российской Федерации. М. 1997. С. 2, 3. Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. М. 1983. С. 189.
  295. Советская интеллигенция. М. 1987.
  296. Социокультурное пространство: структуры и процессы. М. 1996. Справочник партийного работника. Вып. 27. М. 1987. С. 587−588. Средства массовой информации. 1997 год. Анализ, тенденции, прогнозы. / Союз журналистов России. 1998.
  297. Средства массовой информации России: аудитория и реклама. М., 2000. Сударенков В. В. Законодательное обеспечение науки на современном этапе // Российская наука: состояние и проблемы развития. Обнинск. 1997. С. 36.
  298. В. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985−1997 гг).// Отечественное радио в современных условиях. М., 1998.
  299. М. Многовариантный анализ систем высшего образования западных стран // Науковедение. 1994. № 4.
  300. С. Диктат партии и свобода творчества. По материалам архивных документов // Культура. 1994. 25 июня. № 24. С. 4.
  301. Т.Т. Становление и развитие концепций культуры мира. Полис. 1998. № 5.
  302. Убивающий миф. 1989. № 1. С. 76.
  303. Федеральная программа «Сохранение и развитие культуры». 1993−1995гг.
  304. Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ (1997−1999 гг.)». С. 20.
  305. Федеральная элита: Кто есть кто? М. 1997. С. 264. Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. М. 1994. Федеральный закон о музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. М. 24.04.1996.
  306. А.Я. Культура как фактор национальной безопасности. Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 187.
  307. XIX Всесоюзная конференция КПСС. 28 июня 1 июля 1988 г. Стенографический отчет. Т. 1. М. 1988. С. 71.
  308. Художественная культура и просвещение России XX века. Екатеринбург. 1995. С. 37−40.
  309. А. Хороши ли наши принципы? // Новый мир. 1990. № 4. 173−204.
  310. А.С. Российские столицы и российская провинция: перспективы решения конфликта// Межнациональные отношения в России и СНГ. М. 1994. С. 28−29.
  311. Е.П. Судьба культуры и путь России // Российский обозреватель. 1996. № 4. С. 169−178.
  312. Э. Мировое сообщество выиграет, если поддержит российскую науку// Финансовые известия. 1996.
  313. В.Б. Новая культурная политика или новая «культурная революция»? М.: РАО-Корпорация. Институт европейских гуманитарных программ. 1993. 50 с.
  314. И.Р. Русофобия // Наш современник. 1989. № 6. С. 167−192.
  315. М. Пресса и власть: мы не пара // Московские Новости. 29 марта 1992.
  316. М.А. Художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика. М. 1990.
  317. ЮНЕСКО. Всемирная конференция по политике в области культуры. Мехико, 26 июля 6 августа. Париж. 1982. С. 105−115.
  318. Независимая газета. Новая ежедневная газета. Новый мир. Общая газета. Полис.1. Российская газета.1. Сегодня.1. Смена.
  319. Советская культура. Социально-политический журнал. Статистический ежегодник России.1. Труд.
Заполнить форму текущей работой