Социально-политические и межнациональные отношения в России 1990-х гг. в оценках средств массовой информации
![Диссертация: Социально-политические и межнациональные отношения в России 1990-х гг. в оценках средств массовой информации](https://westud.ru/work/2509344/cover.png)
Диссертация
Актуальность поставленной в исследовании проблемы связана с необходимостью достоверного научного изучения места и роли СМИ в системе социально-политических и межнациональных отношений в России в постсоветский период. Распад СССР обусловил кризис существовавшей политической системы, обострил социально-политические, культурно-духовные и межнациональные отношения в России. Страна стояла на грани… Читать ещё >
Содержание
- Раздел I. Средства массовой информации в условиях реформирования политической системы России в 1990-е гг
- Раздел II. Использование российских средств массовой информации в политической борьбе 1990-х гг
- Раздел III. Межнациональные отношения на постсоветском пространстве в оценках российских средств массовой информации
Список литературы
- Прохоров Е. Г1.Журналистика и демократия. М., 2000. С. 45.
- Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий // Итоги и перспективы. М, 2000.
- Воинов А. Законодательство о средствах массовой информации и практика его применения в республиках субъектах Российской Федерации. — М., 1997.
- Воронова О.В. Динамика типологической структуры региональной прессы // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2000. — № 5.
- Засурский Я.Н. Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах: К вопросу о переходном периоде // Вестник МГУ. М., 2001.
- Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, практика. -М.2000.
- Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: Учеб. пособие для вузов. М.:Аспект Пресс, 2001.
- Реснянская Л.Л. Общероссийские газетные издания // Вестник МГУ. Сер.Журналистика. М., 2000.
- Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.
- Средства массовой информации постсоветской России / Учебное пособие / Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, И. И. Засурский и др., Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002.
- Средства массовой информации России: аудитория и реклама. М., 2000.
- Средства массовой информации и современное общество / Ред,-сост. Н. Г. Бойкова, Т. В. Васильева, Д. А. Рущин. СПб., 2000.
- Типология печати: проблемы теории и практики / Отв.ред. Б. Я. Мисонжников. СПб, 1999.
- Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). -М., 2000.
- Мониторинг освещения в СМИ президентских выборов 2000 г. в России. Предварительный отчет. Европейская Комиссия. 2000. Март. Новости СМИ. М., 2000 — 2004.
- Мельник Г. С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния.-СПб., 1998.
- Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учеб. пособие для вузов. М.: РИП -холдинг, 2004.
- Основы журналистики: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
- Печать Российской Федерации в 2000 году // Книжная палата. М., 2001.
- Реснянская Л.Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999.
- Средства массовой информации. Анализ., тенденции, прогнозы / Союз журналистов России. М., 1998.
- Раздел II. Использование российских средств массовой информации вполитической борьбе 1990-х гг.
- В данной работе нами будут рассмотрены основные правила ведения предвыборной агитации СМИ, случаи нарушения этих правил и ответственность СМИ за такие нарушения.
- Прежде всего в связи с вопросом о равенстве претендентов на услуги прессы вскользь упоминаются такие полиграфические тонкости, как место на полосе, шрифт и другие условия.
- Столь скупая по сравнению с электронными СМИ регламентация агитационной деятельности печатных изданий возмещается положениями Закона о СМИ, которые преимущественно относятся к печатной прессе.
- Рассмотрим некоторые условия ведения предвыборной агитации через СМИ как формы политической борьбы.
- Все СМИ можно разделить на несколько групп, принадлежность к каждой из них влечет определенный порядок, регулирующий предвыборную агитацию.
- Таким образом, можно сделать вывод о том, что правила ведения предвыборной агитации в СМИ прописан законодателем достаточно подробно, хотя не исключает ряда неточностей и противоречий.
- Рассмотрим основные нарушение средствами массовой информации норм о предвыборной агитации
- Не менее важны нарушения порядка предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации
- Непредоставление государственным СМИ установленного для него общего объема бесплатного эфира и бесплатной печатной площади, предназначенных для предвыборной агитации.
- Непредоставление государственным СМИ кандидату, избирательному объединению, блоку выделенной доли бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.
- Непредоставление государственным СМИ общего объема платного эфирного времени и платной печатной площади, установленных данному СМИ для предвыборной агитации.
- Непредоставление государственным СМИ кандидату, избирательному объединению, блоку выделенной доли платного эфирного времени и платной печатной площади.
- Превышение государственным СМИ общего объема платного эфирного времени и платной печатной площади, установленных данному
- СМИ и превышение доли платного эфира и платной печатной площади, положенных кандидату, избирательному объединению, блоку.
- Несоблюдение электронными и печатными СМИ, независимо от формы собственности, равенства кандидатов, избирательных объединений, блоков в предоставлении платных услуг.
- Основные нарушения запретов на ведение предвыборной агитации в средствах массовой информации
- Ведение предвыборной агитации в специализированных СМИ после их отказа от участия в освещении избирательной кампании.
- Ведение предвыборной агитации муниципальными СМИ после их отказа от участия в освещении избирательной кампании.
- Ведение предвыборной агитации в государственных и муниципальных СМИ, учрежденных исключительно для публикации официальных материалов, нормативных актов и специальных сообщений.
- Участие в освещении избирательной кампании и предвыборной агитации работниками СМИ, которые являются субъектами избирательного процесса (кандидатами, доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений и т. п.).
- Нарушение форм и порядка ведения предвыборной агитации в средствах массовой информации:
- Непредоставление или ограничение права кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков самостоятельно определять форму и характер ведения предвыборной агитации через СМИ.
- Нарушение равенства кандидатов, избирательных объединений и блоков в доступе к СМИ (предоставление преимуществ и дискриминация).
- Ведение предвыборной агитации под видом новостных, хроникальных передач, последних известий и репортажей.
- Нарушение установленного порядка ведения предвыборной агитации через СМИ.
- С появлением Интернета его стали также относить к средствам массовой информации Для начала следует определиться с тем, относится ли Интернет к средству массовой информации. Единого мнения на этот счет пока не существует.
- Ответственность средств массовой информации в ходе предвыборной агитации.
- В период выборов, естественно, продолжают действовать законодательные акты, регулирующие деятельность и ответственность СМИ в обычных условиях. Уместно напомнить о них.
- СМИ играют весьма существенную роль в проведении предвыборной агитации, т.к. оказывают влияние на формирование общественного мнения и, зачастую, являются единственным источником (по крайней мере, основным) информации по выборам.
- Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
- Уголовный кодекс Российской Федерации//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 25. Ст. 2954.
- Кодекс об административных правонарушениях РСФСР//Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.
- Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2864.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 38. Ст. 4339.
- Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. З 178.
- Федеральный закон «Об административной ответственности юридического лица за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах» от 06 декабря 1999 г. № 210-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 49. Ст. 5906.
- Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст.ЗОО.
- Раздел 3. Межнациональные отношения на постсоветском пространстве в оценках российских средств массовой информации
- Абдуллатипов Р.Г. Послание Президенту РФ Б.Н. Ельцину о федеративной и национальной политике. М., 1995 г. С. З
- Так было в 1996 году. Но ясно, что на самом деле количество жертв не поддается исчислению. За девять последних лет региональные этнические конфликты (РЭК) в России унесли во много раз больше жизней, чем наши потери в девятилетней Афганской войне.
- Другие социальные жертвы это беженцы. Только в России их число перевалило за 2 миллиона — это десятая часть всех беженцев планеты.
- Чичановский А.А. В тенетах свободы. М.: 1995. С. 182−195территория рассматриваются как исключительная собственность «коренного» народа, а русскоязычное население этих государств оказалось в них гражданами «второго сорта».
- Конфликты и консенсус. -1991. № 1. С. 17
- Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. — № 2. С. 26.
- Выработка российской общенациональной идеи могла бы быть одним из факторов, формирующих межнациональную культуру, она могла бы консолидировать общество.
- Необходимость обновления и нового содержательного наполнения концепции интернационализма вытекает из традиций мира и согласия между народами России, всего хода исторического развития нашей страны.
- В этих условиях крайне важно укрепление взаимодействия государственных структур с общественными организациями, политическими объединениями и средствами массовой информации, которые, как правило, выражают интересы этих объединений и организаций.
- Речь фактически идет о проблеме эффективности СМИ, то есть их управленческой функции формы, методы политической деятельности государства, партий, движений зависят от уровня и потенциала информирования как выражения активности.
- Назовем основные направления (характеристики) этой информационной деятельности:
- Прогностическая активность, оказывающая активное влияние на принятие политических решений.
- Общая совокупность интересов, которая при любых различиях принимается каждым народом России это демократизация общества, поддержание на должном уровне обороноспособности страны, повышение качества жизни народов России.
- Что несет с собой, помимо тех признаков, о которых говорилось ранее, национальное бытие? В чем оно ярче всего выражается?
- Обострению межнациональных отношений и росту шовинизма, несомненно, способствовали тяжелый кризис экономики, резкое ухудшение социального положения большинства населения, общее состояние общественной жизни.
- Важным инструментом регулирования в сфере электронных средств массовой информации с позиций противодействия экстремизму является эффективное использование лицензирования на вещательную деятельность.
- Значительную роль в противодействии политическому и религиозному экстремизму в средствах массовой информации могло бы иметь максимально возможное использование потенциала Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
- Задачи СМИ в формировании национальной политики.
- Последнее особенно важно для расстановки верных акцентов в национальной политике, исходя из реально формирующейся новой культуры межнациональных отношений. Данное требование должно быть в поле зрения СМИ повседневно.
- Представляется, что, имело бы смысл создание в СМИ специальных отделов для освещения вопросов межнациональных отношений в контексте государственной национальной политики.
- У России нет и не может быть будущего без политики, способной обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов без четкой национальной политики.
- Абдулатипов Р.Г. Послание о федеративной и национальной политике.М.: 1995национальных политик". Национальная политика в сегодняшних условиях это полигика конкретного решения вопросов в конкретном регионе, в конкретной республике, в конкретном месте2″".
- Эти принципы вытекают из мирового опыта, из исторических особенностей многовековой российской государственности, из современных реалий Российской Федерации. В частности, при формировании данных принципов следует принять во
- Эти принципы образуют фундамент национальной политики Российской Федерации, но они по сути являются и принципами деятельности российских СМИ, и неуклонное следование им определяет и эффективность реализации стратегии национальной политики.
- Задачи СМИ в области решения социально-психологических проблем национального развития и межнационального общения:
- Особая роль в этом принадлежит массовой культурно-информационной работе среди населения, которая должна строиться на основе специальных программ и требует соответствующих средств.
- Задачи СМИ в области воспроизводства и миграции населения как предмета национальной политики многонационального государства.
- В связи с вышеуказанными проблемами следует существенным образом доработать законодательно-нормативную базу их своевременного решения.
- Задачи СМИ в решении проблем малочисленных народов.
- Новую систему механизмов государственной национальной политики сначала можно было бы отработать экспериментально в отдельных районах компактного проживания малочисленных народов.
- Проведенный анализ дает основания для переосмысления ряда функций средств массовой информации с учетом характера и особенностей реформирования национально-государственного устройства Российской Федерации.
- Организация деятельности российских СМИ, должна строится на базе исторических ценностей России, с включением понятных населению государственно-патриотических, властных рычагов.
- Гласность и свобода печати в контексте выявления и отображения общественного мнения выступают как факторы демократизации общества и в то же время как обязательные условия ее формирования.
- Равнодействующую можно сформулировать и как единство двух функций СМИ быть и транслятором, и выразителем общественно значимых идей и мнений.
- СМИ в сегодняшней России играют качественно новую роль по сравнению с той, которая им принадлежала еще несколько лет тому назад. Средства массовой информации стали определяющим каналом формирования общественного мнения.
- Во-первых, все субъекты общественных отношений и государства, и гражданского общества — имеют возможность высказаться.
- Во-вторых, все имеют право быть «услышанными» всеми теми, кого касается высказывание.
- В-третьих, все «говорящие» и все «слушающие» должны исходить из признания равенства собеседников и видеть свои интересы на фоне интересов других.
- Средства массовой информации координируют свою деятельность со всеми сферами управлениями, нередко участвуют в выработке и принятии решений по законодательным, государственно-административным, экономическим и другим вопросам.
- Для условий же экономического кризиса, глубоких реформ в нынешней России характерны активное включение средств массовой информации не только в общий политический процесс, -но даже попытки вести самостоятельную политическую игру.
- Л' Кин Дж. Демократия и средства массовой информации Новый взг. т) па демократию -1991. № 2- Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность Политиздат, 1 988.
- Серван-Шрейбер Ш. Л. Власть информации. М: 1973. С. 28.наряду с партиями профсоюзами, трудовыми коллективами, и средства массовой информации.
- Именно СМИ выступают узловым звеном в создании механизмов социальной обратной связи. Именно они активно развивают политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов миллионов людей.
- Последнее очень важно, чтобы ставить правильный акцент в национальной политике, исходя из формирующейся культуры межнациональных отношений. Это можно делать, если данные проблемы будут в поле зрения СМИ повседневно.
- По моему мнению, имело бы смысл создание специальных отделов на телевидении, радио и в печати с тем, чтобы они освещали вопросы, формирующие культуру межнациональных отношений в -контексте государственной национальной политики России.
- У многонациональной России нет и не может быть будущего без научно обоснованной национальной политики, способной обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов.
- Абдуллатипов Р.Г. Послание Президенту РФ Б.Н. Ельцину о федеративной и национальной политике. М., 1995 г. С. З
- Алаев. Региональные и этнические конфликты. // Федерализм, № 1. -М., 1996.
- Абдулатипов и др. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: Славянский диалог, 1997. С. 86−94.4.Там же. С.76
- Чичановский А.А. В тенетах свободы. М., 1995. С. 182−195
- Конфликты и консенсус. 1991. № 1. С. 17
- Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 2. С. 26.8.Там же.
- Закон РФ «О средствах массовой информации». М.: 1992.
- Абдулатипов Р.Г. Послание о федеративной и национальной политике.М, 1995.1 (.Михайлов В. А. Понятие национальной (этнической) политики. Метод, пособие. М.: 1995. С. 5.
- Абдулатапов Р.Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. М., 1994.С.54−94
- Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 1668 одобрена Федеральная миграционная программа с учетом указанных и других факторов.
- Н.См.Абдулатипов Р. Г., Михайлов В. А., Чичановский А. А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. Метод, пособие М&bdquo- 1997., С. 88. 15. Там же. С.91
- IV съезд Союза журналистов России. Материалы и документы. М., 1995. С. 92.
- См.: Кин Дж. Демократия и средства массовой информации Новый взгляд па демократию -1991. № 2- Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность. М., 1988 и др.
- Серван-Шрейбер Ш. J1. Власть информации. М., 1973. С. 28.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Законы, нормативно-правовые акты и документы.
- Конституция (Основной Закон) РСФСР // Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик: Сб. док. В 3-х томах: Т. I. М. 1959. С. 73.
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России. М.: Известия, 1993. 127 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный гражданский кодекс России. М. Инфра. М. 1995.
- Декларация о средствах массовой информации и правах человека. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 13.
- Декларация принципов международного культурного сотрудничества // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М. 1993.
- Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». М. 1993. С. 26.
- Закон РФ «О государственной тайне» // Российская газета. 21 сентября1993.
- Закон РФ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. // Российская газета. 1996. 25 июня.
- Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Ведомости Федерального собрания РФ. 1995. № 3. Ст. 206.
- Закон РФ «О рекламе» // Российская газета. 10 июля 1995. Закон РФ «О средствах массовой информации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 300.
- Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 19 июня 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 34.
- Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 88.
- Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. // Российская культура в законодательных и нормативных актах. М. 1998.
- Концепция развития культуры и искусства Российской Федерации. М. 09.12.1992.
- Об информации, информатизации и защите информации. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 88.
- Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1994 г. // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М. Известия. 1994.
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре. М. 15.04.1993.
- Программа «Государственно-общественная поддержка сохранения и развития театрального искусства российской провинции». М. 1995.
- Положение о Министерстве культуры Российской Федерации. М. 21.01.1993.
- Положение о Судебной палате по информационным спорам при Президенте РФ // Российская газета. 3 февраля 1994.
- Судебная палата по информационным спорам при президенте Российской Федерации: 1994−1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // Российская газета. 1996. 19 июня.1. Указы президента и постановления Правительства Российской Федерации
- Указ Президента РФ «О защите свободы средств массовой инфоримации» от 30 марта 1993 г.
- Указ Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в РФ» от 1 июля 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 3358.
- Указ Президента РФ «О протекционистской политике РФ в области культуры и спорта» от 22 ноября 1993 г.
- Указы Президента РФ № 44,47 // Ведомости Съезда Народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № У. Ст. 339, ст. 252.
- Минимальный стандарт требований к телерадиовещанию // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 13.
- О безопасности. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. // Российская газета. 1992. 9 марта.
- О Государственной тайне // Российская газета. 1993. 21 сентября.
- О дополнительных гарантиях права граждан на информацию. Указ № 2334, от 31 декабря 1993 г. // Российская газета. 10 января 1994.
- О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации. 5 декабря 1993 года. № 2093 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 49. Ст. 4765.
- О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации // Ведомости Федерального собрания Российской Федерации. 1995. № 3.
- О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года, № 2255 // Российская газета. 23 декабря 1993.
- О чрезвычайном положении // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 22.
- Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок». 1995. 17 апреля.
- Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (19 971 999 гг.)» от 19 июня 1996 г. № 715. М. 1996. 115 с. 1.I. Архивы
- Архив ГД ФС РФ. Материалы к заседанию от 4 марта 1999 г.
- Архив министерства культуры. Д. 30 640, 546, 29 892.1. ГАРФ. Ф. 428. Оп. 3.1. ГАРФ. Ф. 4372. Оп. 66.1. ГАРФ. Ф. А-408. On. 1.1. ГАРФ. Ф. А-409. On. 1.1. ГАРФ. Ф. А-605. On. I.
- ГАРФ. Ф. Р-130. Оп. 5. Оп. 6.1. ЦАОДМ. Ф. 4. Оп. 97.1. ЦАОДМ.Ф. 8132. On. 1.1. ЦАОДМ. Ф. 909. On. 1.
- РГАПИ. Ф. 2. On. 1. Оп. 5.
- РГАНИ. Ф. 4. Оп. 16. Оп. 18.
- РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Оп. 32. Оп. 33. Оп. 34. Оп. 55.1. РГАНИ. Ф. 89. П. 6.
- РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Оп. 154. Оп. 155. РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 12. Оп. 14. Оп. 23. РГАСПИ. Ф. 559. On. 1. РГАСПИ. Ф. 586. On. 1.1. РГАСПИ. Ф. 599. On 1.1. РГАСПИ.Ф. м. 1. Оп. 5.1. РГАСПИ. Ф. м-635. Оп. 19.1. Диссертации и авторефераты диссертаций
- Ананьева Т.Н. Информационный менджмент в системе социологического знания: Дис. на соиск. уч. степ. д-ра социолог. Наук. М., 2000.
- Бородай А.Д. Культурная политика в советском обществе: тенденции и противоречия формирования молодой художественной интеллигенции. (Вторая половин 50-х 80-е гг.). Дисс. д.и.н. М. 2001.
- Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: Федеральный и региональный аспекты. Дис. д-ра филос. наук. / Моск. гос. ун-т культуры. М. 1997.
- Заславский С.Е. Институционализация многопартийности в современной России: генезис, механизм формирования, перспективы. Дисс. канд. полит, наук. М. 1995.
- Иванов В.И. Информатизация общественной жизни как фактор культурного прогресса: Дисс. На соиск. уч. степ. канд. Социолог. Наук. Казань, 2000.
- Ильина З.Д. Культурная политика и духовная жизнь горожан во второй половине 70-х 80-х гг. (на материалах Центрально-Черноземного региона РСФСР). Автореферат диссертации доктора исторических наук. М. 1999.
- Карпухин О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Дис.. д-расоциол. наук. М. 1997.
- Каткова Л.В. Информационные механизмы социальных отношений (философско-методологический анализ): Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Иваново, 1996.
- Кондратенко С.А. Взаимодействие власти и прессы (Опыт российских реформ). Дисс. канд. ист. наук. М. 1995.
- Мелюхин И.С. Информационное общество: проблемы становления и развития (философский анализ): Дис. на соиск. уч. степ, д-ра филос. наук. М.:РАГС, 1998.
- Никитин А.А. Организованные типы современной культуры. Автореф. дис. на соискание уч. ст. доктора культурологических наук. М. 1998. С. 24−25.
- Нисневич Ю, А. Информационная политика как фактор демократизации государственного управления в России: Дис. на соиск. уч. степ, д-ра полит. Наук. М., 2001.
- Печенкин В.В. Информационные технологии в социальном пространстве: Дис. на соиск. уч. степ, д-ра социолог, наук. Саратов, 2001.
- Плеханова Е.Н. Социодинамика научного познания информационных систем и процессов: Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Ставрополь, 2001.
- Прошак J1.B. Журналистика как социальный феномен: проблемы взаимодействия с Российской действительностью (вторая половина 80-х 90-е гг.). Дисс. канд. ист. наук. М. 1999.
- Сайтов У.Г. Творческая молодежь в условиях демократизации общественной жизни: характеристика, пути формирования. Дис. к. филос. н. / Академия общественных наук. М. 1991.
- Сапожников С.С. Позиция политических партий о путях социально-экономического развития страны. Конец 80-х начало 90-х годов. Дисс. канд. ист. наук. М. 1994.
- Таболин В.И. Пресса либерального направления в общественной жизни России. 1985−1991 гг. Дисс. канд. ист. наук. М. 1999.
- Усачева В.В. Функционирование средств массовой информации в условиях кризиса социально-политических структур (на примере России и ЮАР). Дисс. канд. полит, наук. М. 2000.
- Шмойлов М.А. Молодая художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика. Дис. к. философ, н. / Институт молодежи. М. 1990.
- Антопольский А.Б. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности. М., 1995.
- Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» // Вопросы истории. 1994. № 6.
- Андреев И.С. «Газетный рынок» шаг вперед или назад? // Ученые записки Московского государственного социального университета. М. Союз. 1996.
- Атлас Российского телевидения. М., 1997.
- Астафьев О.Н. Развитие традиций благотворительности и меценатства в России. // Социокультурное пространство: структуры и процессы. М. 1996. С. 128−129.
- Байрау Д. Интеллигенция и власть: советский опыт // Отечественная история. 1994. № 2. С. 122−135.
- Барт Р. Мифологии. М. 1995. С. 248.
- Баталов Э. Социалистическая перспектива и утопическое сознание // Коммунист. 1988. № 3. С. 77−86.
- Башкирия вновь собирается отключить ОРТ и РТР // Агентство ИМА-пресс. М. 22 декабря 1999.
- Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М. 1994. С. 107.
- Блинова О. Федеральные Медиа-империи. М. 2000. С. 127.
- Бобков Ф.Д. КГБ и власть. М. 1995.
- Бородай А.Д., Кантемирова С. М. Художественная культура и творческая молодежь: от оттепели до перестройки. М. 1998.
- Брыляков И.А. Российское телеграфное агентство. М. 1976. С. 18.
- Букин А. Возбужденное телевидение // Итоги. 27 августа 1996. С. 64−65.
- Вартанова Е.Л. Коммуникационная политика России: нужен решительный шаг / Вестн. МГУ. 2001. № 1.
- Вдовин Ю. Законодательное обеспечение свободы слова // Свобода слова и средства массовой информации. Сборник материалов семинара Московской Хельсинской Труппы «Права человека». 5−7 февраля 1994 года. М. 1994. С. 55.
- Венгеров А.Б. Судебная палата в информационной революции // Судебная палата по информационным спорам при президенте Российской Федерации: 1994−1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии. С. 10.
- Воинов А. Законодательство о средствах масссовой информации и практика его применения в республиках субъектах Российской Федерации М., 1997.
- Воронова О.В. Динамика типологической структуры региональной прессы// Вестн. МГУ. Сер. Журналистика.2000.
- Всемиров В.В. К вопросу о методологическом кризисе в исторической науке // Постигая прошлое и настоящее. Саратов. 1997.
- Галкин А.А. Стабильность и изменения сквозь призму культуры мира. Полис. 1998. № 5. С. 114−121.
- Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М. 1994. 294 с.
- Горбачев М.С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки. М. 1988.
- Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар. 1998.
- Горюнов И. Дорого доверие // Поиск. № 43−44. 1998.
- Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий // Итоги и перспективы. М., 2000.
- Гроссман В. Все течет// Октябрь. 1989. № 6.
- Грушин Б. Смена цивилизаций. 1991. № 18. С. 28−29.
- Гуревич П.С. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 23−24.
- Данилов А.А. История инакомыслия в России: советский период (19 171 991 гг.). Уфа. 1995.
- Дегтярев Е.Е., Егоров В. К. Интеллигенция и власть. М.: Новая свобода.1993.
- Дежина И., Джозефсон П. Четыре источника и составные части зарубежного финансирования российской науки // Поиск. 1997. № 27. 28 июня 4 июля.
- Демидова Н. Центральные и региональные средства массовой информации. М. 1999. С. 54.
- Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. М. 1990.
- Евстафьев В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия // Опыт теоретического исследования. М., 2001.
- Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
- Ельцин Б.Н. Место и роль России в период формирующегося многополярного мира // Дипломатический вестник. 1998. № 6.
- Ерасов Б. Цивилизационное измерение Советского общества // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М. Информкультура. 1991.
- Еремин И.Ю., Панярская М. В. Частная жизнь в объективах телекамер // Судебна палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: 1994 1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии. С. 322 323.
- Ермакова Е. II съезд Союза кинематографистов России: крик о помощи, или реальное ощущение действительности // Техника кино и телевидения. 1994. № 9. С. 70−74.
- Есин С.Н. Культура и власть. М. 1997. 246 с.
- Жидков B.C. Культурная политика и театр. М.: Издат. 1995. 320 с.
- Жирова Э. От курса на перестройку к смене модели общественного развития. Курск. 1995. С. 3.
- Журавлев В.В. Методология исторической науки // Кентавр. 1995. № 6.
- Журавлев В.В. Человек. Культура. Политика. М. 1998. С. 76.
- Журов Ю.В. Проблемы методологии истории. Брянск. 1996- Методологические поиски в современной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. № 6.
- Зайончковская Ж. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии // Социс. 1998. № 6. С. 59.
- Зайончковская Ж. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии // Социс. 1998. № 6. С. 59.
- Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М. 1993. С. 44.
- Залыгин С. Культура, демократия и тоталитаризм. Заметки // Новый мир. 1997. № 8. С. 157−174.
- Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. 1999. № 1.
- Засурский Я.Н. Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном контекстах: К вопросу о переходном периоде / Вестн. МГУ, 2001. № 4.
- Запеклый А., Тюков Н. «Партия власти» от выборов до выборов. М. 1996. С. 115.
- Иванов В.В. Власть прессы // Вести. 1997. 28 августа. Иванченко П. И. Свобода слова // Вести. 1993. 18 декабря. Из заявления пресс-службы РГТРК «Останкино» // Независимая газета. 2 октября 1993.
- Ильин М.В. Выбор России: миф, судьба, культура. // Via Regia. Международный журнал культурного общения. М. 1995. С. 21.
- Интеллигенция. Власть. Народ: Антология / РАН, Институт философии. М.: Наука. 1993.
- Информационная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М. 1998. С. 17.
- Информационные технологии и образование. М. 1996. С. 8.
- Искандеров А.А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1996. № 4.
- История русской журналистики XVIII—XIX вв.еков. М. Высшая школа.1972.
- История советской политической цензуры: документы и комментарии (центр хранения современных документов). М. 1997. 672 с.
- Кабанников А. Джеффри Сакс: «Я наивно полагал, что Запад собирается помочь России» // Комсомольская правда. 1999. 19 марта.
- Каграманов Ю. Демократия и культура// Новый мир. 1997. № I. С. 168 194.
- Карпухин И.О. Социокультурная ситуация как отражение кризиса в российском обществе. Социально-политический журнал. 1995. № 4. С. 160.
- Карпухин О., Макаревич Э., Чурбанов В. Концептуальные основы новой культурной политики государства // Диалог. 1997. № 9. С. 32−36.
- Кафели И.Ф. Судьбы культуры XX века. Социально-политический журнал. 1996. № 5. С. 77−92.
- Клямкин И. Почему трудно говорить правду // Новый мир. 1989. № 2.
- Колпакова H. J1. Государственная культурная политика в постсоветский период: цели, задачи, правовые основы // Роль государства в формировании современного общества. М. 1998. С. 9−12.
- Коржов В. Партийное руководство деятельностью творческих коллективов//Перестройка: проблемы, поиски, находки. М. 1987. С. 222, 252.
- Корупаев А.Е. Русская культура как предмет научного исследования. Па материалах темы: художественная культура, интеллигенция, меценаты в России на рубеже XIX XX вв. М. 1994.
- Криворученко В.К. Историческое исследование в современных условиях: Методология и методика исследования. М. 1991.
- Кризис как политическая константа современной российской действительности (Материалы межвузовской научно-теоретической конференции). М. МГСУ. 1999. С. 43.
- Кудрина Т.А. Политика и культура. М. 1993.
- Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М.: Либерия. 1998. 296 с.
- Культура и процессы демократизации. М. 1990.
- Культура на перепутье. М. 1994.
- Культурная политика в современном обществе. Сб. научных трудов М.: Российский институт искусствознания. 1992.271 с.
- Культурная политика и художественная жизнь / Государственный институт искусствознания. М.: Русский мир. 1996.
- Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М. 1998.
- Куропаев А.Е. Очерки интеллигенции России: В 2 ч. М. 1995.
- Куценко В.А. Культура: испытание рынком // Социально-политические науки. 1991. № 12. С. 12−17.
- Лихачев Д.С. Декларация в защиту прав культуры // Российский обозреватель. 1996. № 6. С. 11−23.
- Логман Ю.М. Культура и взрыв. М. 1992.
- Малиновский А.А. О злоупотреблениях свободой массовой информации // Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. 1996.
- Микова Т.М. Проблемы развития демократии в 80-е. годы. М. 1992. С. 11.
- Могильницкий Б.Г. Историческое познание и историческая теория // Новая и новейшая история. 1991. № 6.
- Морфология культуры: структура и динамика. М. 1994. Моторыгин Б. Д. Механизм регулирования НТП в условиях рыночной экономики // Наука в условиях рынка. М. 1992.
- Мурашов А. Межрегиональная депутатская группа // Огонек. 1990. № 32. Мухин А. А. «Империя четырех»: Алекперов, Березовский, Потанин, Ходоровский. М.: СПИК-Центр. 1998. С. 39.
- Мыльников А.С. Культура как предмет исторического исследования (Методологические проблемы изучения культуры). J1. 1978.
- Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке. Вопросы философии. 1996. № 11.
- Наука России в цифрах. 1996. Краткий статистический сборник. М. 1996.1. С. 52.
- Неизвестные известные информационные агентства // Новости СМИ. 2001. 21 мая- 3 июня.
- Ненашев М. Кризис «Четвертой власти»? // Свобода слова и средства массовой информации. Сборник материалов семинара Московской Хельсинской группы «Права человека». М. 1994. С. 81.
- Опасная профессия. Мониторинг нарушений прав журналистов в странах СНГ в 2000 г. М., 2001.
- Ориентиры культурной политики. Информационный выпуск Министерства культуры РФ № 7. М. 1993. 52 с.
- Основные показатели работы отрасли культуры за 1985, 1990, 1993−1997 годы. М. 1998.
- Основы демократии и власти. Под редакцией доктора исторических наук, профессора Г. С. Еськова. М. Союз. 1993. С. 128.
- Регионология. 1995. № 2. С. 87.
- Рейнграч А.Д. Феномен насилия в современном киноискусстве. М. 1996. Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999.
- Реснянская J1. J1. Общероссийские газетные издания // Вестн. МГУ. Сер. Журналистика. 2000. № 4. С.3−14
- Рыковцева Е. Они назвали такую цену // Московские Новости. 17−24 ноября 1996 г. С. 22.
- Савватеева И. Российская пресса: по ту сторону экономики // Новая газета. 2−8 декабря 1996 г. С. 10−11.
- Салтыков Б.Г. Мечтать не грех, но лучше остаться реалистом. // Поиск. 1994. 12−18 августа.
- Сапрыкин В. 90-е годы: тенденции и противоречия социокультурного развития // Диалог. 1995. № 7. С. 52−60.
- Сахаров Н.А. Роль средств массовой информации в общественно-политической жизни. М. Наука. 1995. С. 95.
- Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб. 1995. Сидоров Е. Ю. Культура мира и культура России. Полис. 1998. № 8. С. 106−113.
- Сидоров Е.Ю. Ориентиры культурной политики. М. 1996. 75 с. Сидоров Е. Ю. Российская культура 90-х и ответственность государства // Независимая газета. 1997. 21 марта.
- Симонов А. Лики цензуры //Журналист. 1993. № 6. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.
- Совет по грантам Президента Российской Федерации. М. 1997. С. 2, 3. Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. М. 1983. С. 189.
- Советская интеллигенция. М. 1987.
- Социокультурное пространство: структуры и процессы. М. 1996. Справочник партийного работника. Вып. 27. М. 1987. С. 587−588. Средства массовой информации. 1997 год. Анализ, тенденции, прогнозы. / Союз журналистов России. 1998.
- Средства массовой информации России: аудитория и реклама. М., 2000. Сударенков В. В. Законодательное обеспечение науки на современном этапе // Российская наука: состояние и проблемы развития. Обнинск. 1997. С. 36.
- Сухарева В. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985−1997 гг).// Отечественное радио в современных условиях. М., 1998.
- Тайт М. Многовариантный анализ систем высшего образования западных стран // Науковедение. 1994. № 4.
- Таранов С. Диктат партии и свобода творчества. По материалам архивных документов // Культура. 1994. 25 июня. № 24. С. 4.
- Тимофеев Т.Т. Становление и развитие концепций культуры мира. Полис. 1998. № 5.
- Убивающий миф. 1989. № 1. С. 76.
- Федеральная программа «Сохранение и развитие культуры». 1993−1995гг.
- Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ (1997−1999 гг.)». С. 20.
- Федеральная элита: Кто есть кто? М. 1997. С. 264. Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. М. 1994. Федеральный закон о музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. М. 24.04.1996.
- Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности. Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 187.
- XIX Всесоюзная конференция КПСС. 28 июня 1 июля 1988 г. Стенографический отчет. Т. 1. М. 1988. С. 71.
- Художественная культура и просвещение России XX века. Екатеринбург. 1995. С. 37−40.
- Ципко А. Хороши ли наши принципы? // Новый мир. 1990. № 4. 173−204.
- Ципко А.С. Российские столицы и российская провинция: перспективы решения конфликта// Межнациональные отношения в России и СНГ. М. 1994. С. 28−29.
- Челышев Е.П. Судьба культуры и путь России // Российский обозреватель. 1996. № 4. С. 169−178.
- Чемберс Э. Мировое сообщество выиграет, если поддержит российскую науку// Финансовые известия. 1996.
- Чурбанов В.Б. Новая культурная политика или новая «культурная революция»? М.: РАО-Корпорация. Институт европейских гуманитарных программ. 1993. 50 с.
- Шафаревич И.Р. Русофобия // Наш современник. 1989. № 6. С. 167−192.
- Шевелев М. Пресса и власть: мы не пара // Московские Новости. 29 марта 1992.
- Шмойлов М.А. Художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика. М. 1990.
- ЮНЕСКО. Всемирная конференция по политике в области культуры. Мехико, 26 июля 6 августа. Париж. 1982. С. 105−115.
- Независимая газета. Новая ежедневная газета. Новый мир. Общая газета. Полис.1. Российская газета.1. Сегодня.1. Смена.
- Советская культура. Социально-политический журнал. Статистический ежегодник России.1. Труд.