Теоретические подходы к изучению памяти
От состояния теоретической разработки изучения памяти в высокой степени зависит прогресс различных отраслей знаний и техники. Первые теории памяти возникли в Древней Греции и были связаны со следом, как механическим отражением в мозгу человека. Сейчас в науке существует значительное количество различных теоретических подходов к изучению памяти: физиологический, биохимический, информационно-кибернетический, психологический.
Физиологическая теория памяти
Физиологическая теория памяти основывается на классических работах И. Павлова и П. Анохина в сфере высшей нервной деятельности. Их учение об условных рефлексах и функциональной системе – это теория запоминания на уровне физиологии. Современные исследования показали, что сохранение информации достигается благодаря длительной циркуляции электрических потенциалов по замкнутым нейронным кругам.
Следы этих возбуждений возникают вследствие химических и морфологических изменений в местах контакта нейронов (синапсах). В результате воспринятый объект моделируется в виде устойчивой пространственно-нейронной структуры: кратковременная память связана с кратковременной электрической активностью нейронов, а долговременная – с постоянной измененной структурой групп нейронов. Процесс образования нейронных моделей, а также последующая их активизация и является механизмом запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.
Биохимическая теория памяти
В основе биохимической теории памяти (Хиден, Мак Коннелл и др.) лежит идея о том, что закрепление, сохранение и воспроизведение информации связаны с модификацией рибонуклеиновой кислоты, и память может передаваться гуморальным и биохимическим путем. Эта теория основывается на гипотезе о двухступенчатом характере процесса запоминания: сначала в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая длится от нескольких секунд до нескольких минут и вызывает в клетках обратные физиологические изменения (кратковременная память); после нее наступает собственно биохимическая необратимая реакция, связанная с образованием протеинов (долговременная память).
Установлено, что носителями родовой памяти, которая определяет генотип человека, является дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК); основой индивидуальной памяти, которая отвечает за приобретение человеком опыта, – рибонуклеиновая кислота (РНК). Так как структура молекул РНК очень изменчива (вариативность молекул РНК достигает 1015-1020), они могут хранить невероятное количество информации. Поэтому молекулы РНК считают носителями долговременной памяти человека. Повторное появление того же раздражителя приводит к тому, что измененная молекула РНК начинает «резонировать» на знакомый раздражитель.
Информационно-кибернетическая теория памяти
С развитием кибернетики и вычислительной техники, а также программирования, ученые начали искать оптимальные пути приема, обработки и хранения информации в технических средах. Помогло в этом моделирование процессов памяти человека.
Так в 50-х годах XX в. возникла информационно-кибернетическая теория памяти (Д. Хебб, Дж. Миллер, Д. Бродбент и др.), основной задачей которой было, исследовав память человека, оптимизировать технологию создания ЭВМ. Эта теория была сконцентрирована на решении трех проблем: в какой форме информация сохраняется в памяти, каким образом ее оттуда получают, какие изменения происходят при вспоминании материала. Эти проблемы решались с помощью построения блочных моделей памяти, в частности, трехкомпонентной модели памяти.