Судьбы дворян в романе Тургенева «Отцы и дети»
При помощи ярких образов дворян автор передал существовавшие на момент написания романа тенденции и идеи, которые он чувствовал особенно остро. Образ Павла Петровича демонстрирует крах дворянской идеологии, а вынужденное, но неудачное хозяйствование Николая Петровича даёт нам понять, что жизнь дворян уже никогда не будет прежней.
Павел Петрович – человек с «принсипами»
Одним из важнейших образов романа является «светский лев» Павел Петрович Кирсанов – носитель высоких нравственных «принсипов», на которых покоится, как на столпах, жизнь общества. Он утверждает, что «без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе нет никакого основания общественному зданию». Однако «чувство собственного достоинства», по его мнению, существуют исключительно у дворянства, аристократии.
Противоречие заключалось в том, что как раз в развитой, образованной и нравственной дворянской среде моральные принципы утратили свое содержание. Либерализм, которым так гордится Павел Кирсанов, остался лишь в словах. Как заметил Евгений Базаров: «Вот вы уважаете себя и сидите, сложа руки; какая ж от этого польза для общества?». Острый на язык нигилист опровергает утверждение Павла Петровича об общественной значимости принципов. По его мнению, все равно, имеет тот чувство собственного достоинства, или нет – пока он сидит безвылазно в деревне, его слова пусты, а принципы иллюзорны. Критик Д.И. Писарев метко именует Павла Кирсанова «Печориным маленьких размеров». Действительно, как ещё назвать умного, образованного человека, посвятившего свою жизнь погоне за женщиной.
Конфликт Павла Петровича и Евгения Базарова
Павел Петрович в романе играет роль идейного противника Базарова. Евгений – нигилист, он не верит в авторитеты и отвергает любые принципы. Его антагонист Павел Петрович, напротив, строит свою жизнь на «принсипах» и авторитетах. «Мы, люди старого века, полагаем, что без «принсипов» шагу ступить, дохнуть нельзя», – поясняет он.
Несмотря на это, Павла Кирсанова всё же можно назвать порядочным человеком. Он действительно искренне, без формализма любит брата Николая и племянника Аркадия, проявляет уважение к Фенечке. Но и он ничего не предпринимает, чтобы спасти имение брата, видя, куда ведут его неумелые реформы. Его либерализм выражается лишь в английском стиле и пустых рассуждениях.
В образе Павла Петровича соединяются два «враждующих» лагеря: западников и славянофилов. Одетый в английском стиле, Кирсанов, тем не менее, славит крестьянскую общину, утверждает о важности семьи и незыблемости веры, то есть, во главу угла ставит всё, что так дорого для русского мужика. Евгений Базаров, в свою очередь, утверждает, что народ не понимает своих интересов, а русский мужик – невежа. Только при длительном общении с народом можно превратить его в революционную силу.
Дуэль – особое событие для дворянина. Павел Петрович надеялся выиграть ее и тем самым поквитаться с «проклятыми нигилистами». Но победу одержал Евгений, что можно расценить, как символ передовых «детей», побеждающих старорежимных «отцов».
Базаров оказывает помощь раненому Павлу Петровичу и вскоре покидает имение Кирсановых. Павел Кирсанов утратил свою честь, умер по своим «принциспам», как дворянин: «его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца». И это главный идейный соперник Базарова. А что же другие?
Аркадий Кирсанов – представитель «золотой середины»
Аркадий Кирсанов, первоначально принадлежащий, казалось бы, к лагерю «детей», по выражению Писарева, находился в «переходном состоянии от отрочества к старости». Как и его отец, Аркадий сильно отличается от дяди – сильной личности, не привыкшей быть в зависимости от кого бы то ни было. Так же, как «отцы», он словоохотлив, но не деятелен. Критик М.А. Антонович называет Кирсанова-младшего олицетворением непочтительности к родителям, ведь отец всячески потакает сыну.
Аркадий – продолжатель своего отца, и это мы видим в каждом его поступке. С каждым событием романа он всё больше разнится в Базаровым, хоть и уважает его, чуть ли не поклоняется нигилизму «учителя». Но Аркадий ощущает себя таким же «олухом», как Кукшина или Ситников, которые интересны Евгению только потому, что «не богам же горшки обжигать». У Аркадия хватает сознательности не последовать слепо за Евгением и его модными идеями, как окунулись в них с головой Кукшина и Ситников.
По мнению Писарева, Аркадий с удовольствие отрицает авторитеты, но при этом слаб и самостоятельно не может говорить от своего сердца. Из-под опеки Евгения Аркадий переходит под опеку своей возлюбленной, а затем и жены Катерины. Но так ли плоха эта зависимость, ведь он обрёл счастье доброго семьянина?
Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи
Брат Павла Петровича, Николай Кирсанов, находится в душевной гармонии между своими природными наклонностями и условиями жизни, в отличие своего сына.
Дворянкой является и возлюбленная Базарова – Анна Сергеевна Одинцова. Она сильно отличается от других тургеневских барышень – героинь романов Ивана Сергеевича. Анна Сергеевна вызывает противоречивые чувства: у одних – презрение и непонимание, у других жалость и сострадание. Противоречиво в неё всё: судьба, взгляды и чувства. Её натура холодна и не умеет любить.
Одинцова спокойна и рассудительна, уверено себя чувствует в любом обществе: и в деревне, и на балу. Для неё спокойствие в жизни важнее всего. Одиночество Анна Сергеевна воспринимает, как естественное и обыденное явление своей жизни. Она не просто не умеет любить, ей это и не нужно.
Есть некая схожесть между отцами Аркадия и Евгения. Василий Иванович так же стремится быть современнее, что у него плохо получается. Он религиозен, человек консервативных взглядов, хотя пытается казаться иным. Арина Власьевна представляет собой карикатурный образ мещанки старого времени, для которой приметы, гадания и всё, что критикует её сын – очевидная истина, а не заблуждения. Базаров и его родители – совершенно разные по характеру люди. Евгению скучно с матерью и отцом, он считает их пустыми, но ни в коем случае не ненавидит.
Отражение в романе общественной борьбы 60-х годов XIX века
Главный конфликт романа – противостояние дворянства и разночинцев, «отцов» и «детей». Это не только конфликт поколений, но и конфликт сословный. И дворяне в своей борьбе с разночинцами проигрывают. Процесс этот медленный и растянется до конца века. Играет роль и уменьшение экономической роли дворян, и грядущая отмена крепостного права (действия происходят накануне крестьянской реформы, произошедшей в 1861 году).
В судьбах дворян, от былой славы которых остались лишь английский стиль Павла Петровича, Тургенев показал крах дворянской культуры, построенной на принципах, правилах и канонах. Оскудение дворянства – духовное и жизненное, особенно видно в их безуспешной борьбе с отрицающим направлением или же в неудачном подражании нигилизму.
В 1860—1880-х годах идеологией интеллигенции, состоящей из разночинцев, будет народничество и революционно-демократические идеи. Но простой народ, крестьянство, примет интеллигенцию, как и Базарова – с недоверием. Уж очень странным покажутся намерения и запал непонятных для народа людей.
В литературе найдутся как сторонники «отрицающего» направления (Некрасов, Салтыков-Щедрин), так и его критики (Достоевский). Но процесс «оскудения» дворянства, который с такой горечью опишет в своих произведениях И. А. Бунин, будет неизбежен.