Общение: основные средства и правила
Общение между людьми может происходить в разных формах. Каждой из них приписаны свои правила и нормы общения. По форме выделяют:
- анонимное общение – общение между незнакомыми или не связанными личностными отношениями людьми (например, между пассажирами транспорта);
- функционально-ролевое общение – между людьми, которые выполняют различные социальные роли и которых объединяют взаимные обязанности (например, между врачом и больным, преподавателем и студентом).
Средства общения
Общение осуществляется с помощью двух основных средств:
- вербального (от лат. verbum – слово), которое обеспечивает речь – систему словесных знаков. Во время речевого общения чрезвычайно важно, чтобы обе стороны общения в сказанное и услышанное вкладывали один и тот же смысл. Если это не так, то они договориться между собой не смогут.
- невербального, которое осуществляется с помощью символического поведения: интонации и тембра голоса, паузы, позы, жестов, походки, мимики, пантомимики, визуального контакта, межличностного пространства. Оно проявляется, как правило, бессознательно. Поэтому, люди, хотя и взвешивают свои слова, но невербальные средства «выдают» их истинные мысли и чувства. Если слова человека расходятся с невербальным поведением, собеседник поверит последнему. Поэтому оно должно гармонировать с вербальным, дополняя его.
По данным американского ученого Дж. Скотта, 55% информации мы получаем от жестов и мимики; 38% дает нам высота и тембр голоса; 7 % – содержание сказанного. Правильно подобранная интонация может добавить сообщению почти 40% информации.
Невербальное общение
Поза также не всегда соответствует по своему значению тому, о чем человек говорит, но она всегда правдивее слова. Так же, как мимика, поза имеет элементы врожденного характера и одновременно является социальной по происхождению. Например, крепко сжатые руки являются позой подозрения, недоверия и напряженности человека, что не способствует контакту с собеседниками. Такой же эффект имеют скрещенные ноги или руки. Это свидетельствует о конфронтации и противостоянию или защитной реакции человека. Те, кто держит обычно руки в карманах, чрезмерно критичны и скрытны или находятся в подавленном состоянии. Руки, соединенные за спиной, и возвышенный вверх подбородок является авторитарной позой абсолютного преимущества.
Многое о человеке могут сказать его жесты. Слишком интенсивная жестикуляция отвлекает собеседников от содержания вещания, вызывает лишние ассоциации и привлекает чрезмерное внимание к тому, кто говорит. Чаще всего жестикуляция зависит от национальных особенностей. В течение часа общения итальянцы жестикулируют в среднем 120 раз, французы – 80, финны – только один раз. Русские по этой характеристике занимают среднее положение. Наиболее развита система жестов у аборигенов Австралии и Северной Америки.
Еще одним невербальным средством общения является походка человека. Можно утверждать, что люди, у которых быстрая походка, и при этом они размахивают руками, имеют в жизни какую-то цель и готовы незамедлительно ее реализовать.
Визуальный контакт
Много дополнительной информации о собеседнике дает лицо человека, прежде всего, глаза. Контакт глаз, или визуальный контакт между людьми, составляет важнейшую часть общения. Посмотрев человеку в глаза, можно получить 87% информации о сообщении. Когда мы смотрим на собеседника, это означает не только заинтересованность, но и сосредоточенность на том, что нам говорят. Те, кто мыслит абстрактными категориями, стремятся к большему количеству контакта глаз, чем те, кто мыслит понятиями конкретными. Это объясняется тем, что у первых большая способность к интегрированию информации.
Визуальный контакт регулируется общественными нормами. Так, в Мали молодые возрастом люди ни при каких условиях не имеют права смотреть в глаза старшим. На островах Фуджи во время разговора принято отворачиваться от собеседника, а у европейцев это является проявлением невежливости и неуважения. Японцы при разговоре смотрят не в глаза, а на шею партнера. Вообще в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Япония и др.) партнеры при общении в основном избегают прямого взгляда. Напротив, в некоторых странах Европы (Франция, Италия) и в Латинской Америке нормальным считается, если на собеседника «таращатся».
Русские, как и народы Восточной Европы и Скандинавии, занимают промежуточное положение. В нашей культуре смотреть прямо в глаза партнеру по общению нужно от 30 до 60% времени разговора. Тем, кто смотрит в глаза меньше трети длительности разговора, редко доверяют. При этом контакт глаз должен периодически повторяться, каждый раз продолжаясь не более 7 секунд. Постоянный взгляд на человека мешает ему сосредоточиться и считается навязчивым. Несколько дольше мы склонны смотреть на тех, кем восхищаемся, кто нас интересует.
Дистанция общения
Средством невербального общения является также дистанция общения или межличностное пространство. Неудобную для собеседников дистанцию можно трактовать, как вторжение в личное «жизненное пространство» или как отчужденность, нежелание идти на контакт. Дистанция общения зависит от близости отношений людей, возраста, пола, социального статуса партнеров, личностных особенностей людей, плотности населения, национальных стандартов и т.д. Женщины обычно сидят или стоят ближе к собеседнику, чем мужчины. Психически уравновешенные люди подходят ближе друг к другу, тогда как беспокойные пытаются держаться в отдалении. Собеседники, заинтересованные друг в друге, сокращают дистанцию общения. Величина дистанции зависит от плотности населения местности, где человек вырос. Большая плотность допускает меньшую дистанцию, например, в городе такая дистанция меньше, чем в сельской местности.
У разных народов приемлемым считается разное расстояние между собеседниками. Если сравнить европейцев, латиноамериканцев и арабов, то наименьшее расстояние у арабов, а наибольшее – у европейцев. В Европе расстояние между партнерами по общению увеличивается с юга на север, зависит от разновидности взаимодействия и, в среднем, является следующей:
- интимная дистанция – до 40 см. Характерна для особо близких между собой лиц. Встречается при интимных отношениях, в спорте, танцах и т.п.;
- личная дистанция – от 40 см до 1 м 50 см. На таком расстоянии люди общаются во время конференций, на деловых встречах и т.д.;
- общественная дистанция – от 1 м 50 см до 4 м. Соответствует официальным контактам и деловым отношениям. Наблюдается в связях между лицами с отличными позициями и общественными ролями, например, между руководителем и подчиненным;
- открытая дистанция – от 4 до 8 м. Это эпизодические, ситуативные контакты между чужими людьми. Такая дистанция не предусматривает обратной связи.
В США интимная дистанция составляет расстояние до 45 см, личная – от 45 см до 1,2 м, социальная – от 1,2 до 3,6 м, общественная – более 3,6 м.
Правильно выбранная дистанция задает тон общению. Вторжение «не своего» человека в эти зоны воспринимается плохо. Результатом такого вторжения могут быть защитные агрессивные реакции, асоциальные действия, снижение уровня самоконтроля, угнетение. Психологически на человека влияет не только расстояние между собеседниками, но и конфигурация, которую они образуют. Когда двое стоят параллельно друг другу, это означает, что они не хотят, чтобы к ним кто-то присоединился. Когда же их плечи образуют угол, другие к ним присоединяться могут. Если собеседники сидят, то целесообразно избегать позиции «прямо напротив».
Стили общения
В ходе общения каждый человек вырабатывает свой стиль. Такими стилями может быть:
- «совместное творчество». Общение осуществляется на основе диалога, и партнеры находятся в паритетном положении. Это – самый продуктивный стиль;
- «дружеское расположение». К партнеру по общению относятся с уважением, проявляя искренний интерес к нему. Этот стиль можно считать эффективным;
- «заигрывание». Один из партнеров общения стремится завоевать у другого фальшивый, дешевый авторитет. Он вызван желанием понравиться, быть принятым другим человеком;
- «запугивание». Этот стиль противоположен предыдущему. Один из партнеров по общению ставится в зависимое положение, что вызывает негативную реакцию. Может возникнуть у руководителя относительно подчиненных, вследствие собственной неуверенности. Процесс общения происходит слишком формально и официально, между партнерами появляется отчуждение;
- «дистанция». Один из партнеров общения подчеркивает свое отличие от других: возрастное, социальное, служебное, профессиональное. Этот стиль провоцирует авторитарность. Он распространен в педагогической деятельности. Некоторое дистанцирование между преподавателем и студентом (или учителем и учеником) необходимо, чтобы учебная деятельность не превратилась в «панибратские» отношения, однако, при чрезмерном его применении контакты между субъектами педагогической деятельности нарушаются;
- «менторство». Один из партнеров общения невольно или сознательно берет на себя роль наставника. Его покровительственный, поучительный тон увеличивает между партнерами разрыв, и желание общаться пропадает.