Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Важнейшими признаками организации являются — управление для достижения цели, внутренняя организационная культура.
В обществе образуются следующие организационные формы:
- 1. Деловые организации. Некоммерческие — предприятия, занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг. Коммерческие — торговые, производственные, обслуживающие. Предприятия умственные — образование, культура, медицина, управление, научные организации.
- 2. Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» (определены уставом) и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников.
- 3. Ассоциативные организации — семья, научная школа, неформальная группа, поселение, религиозная группа, профессиональные общества, а также ассоциации членов, которой связывают общие увлечения (клуб собаководов, общество охраны природы).
Союзные организации — это разновидность общественной организации, предоставляющая собой добровольный союз разных категорий населения, объединяющихся вокруг конкретных общественных и групповых целей и действующий на основе совместно принятого устава, программ, выборности руководства. По задачам подразделяются на: политические, профессиональные, научные, творческие и т. п. По общественной роли выделяют: массовые, ориентированные на дела всего общества и преимущественно на потребности, интересы своих членов (партии и общество рыболовов).
Административные организации — к ним относятся частные или государственные фирмы, учебные, лечебные и иные прибыльные и неприбыльные организации. В таких организациях помимо работников есть материально_техническая база, финансовая, документальная система. Их наличие не зависит от состава и состояния персонала, хотя персонал может влиять на их качественные и количественные параметры.
Макс Вебер выделил 7 основных характерных черт административной организации (бюрократии):
- 1. Разделение труда.
- 2. Порядок подчиненности представляет собой иерархию выше и нижестоящих должностных лиц, которые, в свою очередь, являются начальниками других сотрудников.
- 3. Публичный офис (канцелярия или «бюро») — основа бюрократии, где собраны письменные документы, справочники о деятельности учреждения.
- 4. Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации.
- 5. Наличие штатных сотрудников.
- 6. Правила, достаточно общие, регулирующие режим работы.
- 7. Лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленным правилам. Преданность организации.
Все это вместе взятое делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников, а это является основными факторами, способствующими повышению эффективности и производительности труда. Сочетание перечисленных выше элементов придает конечному результату довольно обезличенный характер, но для административных организаций это предпочтительнее, чем неповиновение, неэффективность.