Состояние фондового рынка имеет непосредственное влияние на формирование источников привлеченных средств на предприятии корпорации. Виды ценных бумаг, используемых корпорациями и предприятиями РФ для привлечения денежных средств следующие:
- · векселя,
- · облигации,
- · акции,
- · деривативы,
- · сертификаты,
- · и другие виды ценных бумаг.
На рынке ценных бумаг обращается т.н. фиктивный капитал. Он возникает вследствие приобретения ценных бумаг, предоставляющих право получения определённого дохода в виде процента, дисконта или дивиденда. Появление фиктивного капитала исторически связано с развитием форм ссудного капитала.
Первоначальной формой фиктивного капитала, о чём говорилось ранее, выступали облигации государственных займов. В последующем появились акции и корпоративные облигации. Поэтому современная структура фиктивного капитала включает три основные формы, а именно: акции, корпоративные облигации и государственные облигации. Эти три формы составляют понятие классических видов ценных бумаг. Все другие виды ценных бумаг считаются производными от классических.
Облигации выражают кредитные отношения. Выпускаются в обращение, т. е. продаются эмитентами — частными и государственными юридическими лицами на определённый срок. По истечении этого срока они выкупаются обратно. Облигации гарантируют возврат вложенных средств и получение установленного стабильного дохода в виде процента либо дисконта.
Акции выражают отношения совладения капиталом. Выпускаются в обращение эмитентами — юридическими лицами на всё время существования эмитента, т. е. по существу бессрочны. Они предоставляют право получения части прибыли в виде дивиденда (обыкновенные и привилегированные акции), а также право участия в управлении капиталом (только обыкновенные акции). Стабильность дохода, приносимого обыкновенными акциями, не гарантируется в отличие от привилегированных.