Типология контроля управленческих решений
Финансовый контроль является основой общего управленческого контроля и осуществляется на основе получения от каждого подразделения финансовой отчетности по стандартным формам. Финансовый контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности организации — производство, маркетинг и непосредственно само управление. Он включает в себя — бюджеты, анализ рентабельности, анализ относительных показателей… Читать ещё >
Типология контроля управленческих решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Прежде всего, выделим два типа контроля — стратегический (или управленческий) и тактический (или административный).
Стратегический, или управленческий, контроль направлен на решение стратегических задач и тесно связан, естественно, со стратегическим планированием и управлением.
Тактический, или административный, контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, программ. планов.
Выделяют также предварительный, текущий и заключительный контроль в организациях.
В литературе существует целый ряд подходов к выделению форм контроля. Так, например, выделяют четыре формы: контроль финансовых ресурсов; контроль материальных ресурсов: контроль человеческих ресурсов и контроль информационных ресурсов.
Некоторые авторы выделяют следующие формы контроля: производственный контроль: управление запасами; контроль качества: финансовый контроль.
Кроме того выделяют и такие виды контроля, как финансовый, качества продукции, ценообразования, административный (текущий). Здесь присутствует как функциональный, так и ресурсный подход. Естественно, каждая методика при определенном подходе правомерна, но, на наш взгляд, они страдают некоторой узостью, однобокостью. Поэтому, наряду с вышеуказанными типами контроля, на наш взгляд, следует выделить следующие формы контроля: финансовый, производственный, маркетинговый контроль и контроль качества.
Финансовый контроль является основой общего управленческого контроля и осуществляется на основе получения от каждого подразделения финансовой отчетности по стандартным формам. Финансовый контроль охватывает все аспекты жизнедеятельности организации — производство, маркетинг и непосредственно само управление. Он включает в себя — бюджеты, анализ рентабельности, анализ относительных показателей и отдачу инвестиций. Производственный контроль включает в себя шесть функций:
- 1. Маршрутизация, то есть последовательность операции.
- 2. Загрузка, то есть распределение работ.
- 3. Производственные графики, определяющие время, когда должна производиться каждая операция.
- 4. Предварительная оценка стоимости выполнения работы.
- 5. Диспетчирование — процесс текущего упорядочения работы.
- 6. Отправка — завершающая деятельность, в которой проверяется, выполнены ли планы. Маркетинговый контроль базируется на:
- — анализе возможностей сбыта;
- — анализе доли рынка;
- — анализе соотношения между затратами на маркетинг и сбытом,
- — наблюдении за отношением клиентов.
Контроль качества, включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.
Процесс контроля, где бы он ни осуществлялся, может быть сведен к трем этапам:
- 1. Установление норм (стандартов);
- 2. Измерение соответствия выполнения этим нормам;
- 3. Коррекция отклонения от норм и планов. Система контроля организации, для того чтобы быть эффективной, должна соответствовать ряду требований:
- 1. Контроль должен быть всеобъемлющим. Он не является прерогативой какого-то отдельного менеджера. Каждый менеджер должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если этого ему не поручали.
- 2. Контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным.
Главным в контроле является вопрос, что, а не как контролировать. Он должен быть операционным.
- 3. Контроль следует сосредоточить на результатах. Контролировать можно лишь измеряемые явления. Контроль должен быть экономичным. Суммарные затраты на него не должны превышать достигаемых с его помощью результатов. Чем меньше требуется контроля, тем эффективней он является.
- 4. Система контроля должна быть простой. Избыточная сложность создает беспорядок.
- 5. Контроль должен быть непрерывным во времени. В соответствии с указанными требованиями получила развитие система контроля, которая имеет название «Контроллинг». Суть этой системы, как и маркетинга, заключается в умении мыслить с позиции клиента. Контроллинг как целостная система ориентирован на выявление всех шансов и рисков организации как внешнего, так и внутреннего характера, которые связаны с достижением стратегической цели.
По времени осуществления различают 3 вида контроля:
- 1. предварительный контроль в 3-х направлениях:
- — материальные ресурсы — контроль сырья по стандартам,
- — финансовые ресурсы — бюджет, устанавливающий предельные размеры затрат.
- — человеческие ресурсы — анализ профессиональных знаний, навыков при приеме на работу.
- 2. текущий контроль — в ходе проведения работ для получения обратной связи изучают полученные результаты.
- 3. заключительный контроль-анализ результатов работы после ее выполнения для будущего.