Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод анализа по непосредственно составляющим

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ по НС можно записать и в символах. Возьмем пример: Маленький мальчик бросил резиновый мячик. Если обозначить первое и четвертое составляющие (прилагательные) через А, второе и пятое (существительные) — через N, третье (глагол) — через V, а всякую группу составляющих — через Р, то получится, что наше предложение состоит из конструкций: AN, AN, VP, NP. Наиболее важным из этих понятий… Читать ещё >

Метод анализа по непосредственно составляющим (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Метод анализа по непосредственно составляющим (НС) был разработан в рамках американской дескриптивной лингвистики. Для выяснения сущности его обратимся к следующему примеру: Старый человек, который живет там, пошел к дому своего сына[1]. Синтаксический анализ этой фразы предполагает рассмотрение отношений каждого входящего в нее слова с каждым другим или же со всеми словами. Но идти по пути изучения отношений каждого слова со всеми остальными значит избрать слишком громоздкий и потому нецелесообразный путь (так, в высказывании из ста слов пришлось бы проанализировать четыре тысячи девятьсот пятьдесят отношений[2]). Следовательно, экономнее характеризовать отношение каждого слова с каждым другим, выделяя «такие пары слов, между которыми ощущается наиболее тесная связь. При этом… каждое слово может быть членом только одной такой пары» (с. 186). Исходя из этого, приведенную выше фразу можно попарно расчленить на группы: Старый человек, который живет там, пошел к дому, своего сына. Далее предполагается, что каждая пара слов функционирует в высказывании как единое целое. Подтверждением этому считается возможность замены любого из сочетаний слов одним словом, ср.: старый человек = старик, который живет = живущий, к дому = туда, сына своего = Мориса и т. д. Таким образом, анализ сводится к постепенному сокращению числа единиц путем объединения их в пары до тех пор, пока число это не будет равно двум ядерным.

Примерно те же результаты можно получить, следуя в направлении, обратном рассмотренному.

В процессе проведения анализа мы, естественно, оперировали определенными единицами и соответствующими им понятиями, среди которых важнейшими признаются понятия конструкции, составляющего и непосредственно составляющего.

  • 1. «Конструкция — это любая значащая группа слов (или морфем)» (с. 190). В нашем примере конструкциями на синтаксическом уровне являются все пары слов, а также вся фраза в целом.
  • 2. «Составляющими называются слова или конструкции (или морфемы), входящие в какую-либо более крупную единицу» (с. 190). Все составляющие, кроме элементарных, являются конструкциями, а все конструкции, кроме самых больших, — составляющими.
  • 3. «Непосредственно составляющие — это одно, два или несколько составляющих, из которых непосредственно образована та или иная конструкция» (с. 190—191).

Наиболее важным из этих понятий является последнее. «Синтаксический анализ и состоит в основном из выявления последовательных слоев НС и непосредственных конструкций, из описания отношений, существующих между непосредственно составляющими, и тех отношений, которые нельзя свести к отношениям между ними» (с. 191).

Анализ по НС можно записать и в символах. Возьмем пример: Маленький мальчик бросил резиновый мячик. Если обозначить первое и четвертое составляющие (прилагательные) через А, второе и пятое (существительные) — через N, третье (глагол) — через V, а всякую группу составляющих — через Р, то получится, что наше предложение состоит из конструкций: AN, AN, VP, NP.

Описать структуру составляющих можно также и с использованием порождающей грамматики. «Первоначально задается некоторая основная „аксиома“ (в нашем случае S — символ „предложения“). И затем применяются определенные правила образования, позволяющие переписывать аксиому до тех пор, пока не будет получено предложение. Правильность этих правил проверяется грамматической правильностью получаемых или „порождаемых“ ими предложений. Любое предложение, которое не может быть выведено в результате применения этих правил, формально считается грамматически неправильным»[3]. Для пояснения вернемся к примеру, рассмотренному выше, составляющие которого были выражены в символах A, N, V, NP, VP. Кроме набора символов, имеются правила типа, а —" в, где стрелка обозначает «может быть переписано в виде»[4]. Так, развертывая «аксиому» по правилам до достижения терминальных элементов, получаем искомое предложение, ср.:

Правила:

  • 1. S -> NP + VP
  • 2. NP -" А + N
  • 3. VP -> V + NP
  • 4. А —> маленький
  • 5. А —" резиновый
  • 6. N —> мальчик
  • 7. N' —> мячик
  • 8. V —> бросил

Метод анализа по НС используется в исследовательской практике и сейчас, однако возможности его довольно ограничены, на что указывалось в лингвистической литературе неоднократно.

  • [1] Пример заимствован из книги: Глисон Г.

    Введение

    в дескриптивную лингвистику.М., 1959. С. 186.

  • [2] Глисон Г.

    Введение

    в дескриптивную лингвистику. С. 186 (далее ссылки на стр. даются в тексте).

  • [3] СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. С. 43.
  • [4] Там же. С. 44.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой