Каждый инновационный проект содержит 12 составляющих.
Часть 1. Возможности организации (резюме). В этой части рассматриваются две задачи:
- 1) комплексное описание организации;
- 2) определение возможности организации в реализации проекта и оценка его экономических выгод для организации.
Часть 2. Определение инновационного проекта. Здесь определяется: цель инновационного проекта, вид инноваций, экономические и финансовые выгоды организации, основные этапы и срок жизни проекта, проблемы инвестирования проекта и гарантии возврата внешних инвестиций, риск и его страхование, а также коммерческая состоятельность.
Часть 3. Характеристика товаров (услуг). В этой части дается подробная характеристика новых товаров (услуг).
Часть 4. Рынки сбыта товаров (услуг).
Часть 5. Конкуренция на рынках сбыта.
Анализ рыночной конъюнктуры, конкурентов, их стратегии и тактики — решаются три основные задачи:
- 1) сегментирования рынка;
- 2) сравнительная оценка полученных сегментов и их отбор;
- 3) позиционирование нового товара (услуги) в выбранных сегментах рынка.
Часть 6. План маркетинга:
- 1) цели и стратегии маркетинга;
- 2) ценообразование;
- 3) схема распространения товаров (услуг);
- 4) реклама предлагаемых товаров (услуг);
- 5) формирование общественного мнения;
- 6) бюджет маркетинга.
Часть 7. План производства. Определяют потребность в производственных мощностях, материальных ресурсах, производственных площадях, технологиях и способах удовлетворения этих потребностей, решают вопросы оптимального месторасположения производства, современных методов планирования, организации производства и т. д.
Часть 8. Организационный план. Определяется состав партнеров-участников:
- 1) организационная структура;
- 2) рабочая сила;
- 3) административно-управленческий персонал. Часть 9. Юридическое обеспечение проекта —
правовое обеспечение осуществления проекта.
Часть 10. Экономический риск и страхование — перечень возможных групп рисков, их источники, меры по нейтрализации выявленных рисков, программа страхования от рисков и т. д.
Часть 11. Стратегия финансирования. Эта часть содержит информацию о путях финансирования данного проекта.
Часть 12. Финансовый план. Анализ проекта и принятия окончательного решения надо спрогнозировать, оценить и представить в бизнес-плане следующие данные:
- 1) объемы продаж товаров (услуг);
- 2) капитальные затраты;
- 3) баланс текущих доходов и затрат на производство и реализацию товаров (услуг);
- 4) баланс денежных поступлений и расходов по проекту;
- 5) прогнозируемый баланс предприятия с учетом внедрения проекта.
Также план должен содержать следующее:
- 1) титульный лист;
- 2) содержание;
- 3) меморандум о конфиденциальности;
- 4) оглавление;
- 5) приложение.