Заключительный этап аудита
При проверке фактического наличия ценных бумаг определяется их сохранность (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета). Фактический контроль наличия (пересчет) финансовых вложений в местах их хранения, сопоставление реквизитов с данными описей (реестров, книг). Отсутствуют документы, подтверждающие фактические финансовые вложения, или они оформлены с нарушением… Читать ещё >
Заключительный этап аудита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Заключительный этап аудита финансовых вложений организации включает проверку своевременности проведения инвентаризации финансовых вложений, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета:
- • проводилась ли инвентаризация финансовых вложений в случаях, установленных законодательством;
- • были ли соблюдены сроки проведения инвентаризации, установленные организацией самостоятельно;
- • соответствует ли документарное оформление инвентаризации требованиям Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.
Если аудитор проводит проверку лишь результатов инвентаризации, данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качественной инвентаризации финансовых вложений более целесообразно провести ее самостоятельно. Процедуры проверки наличия и поступления ценных бумаг охватывают оценку их сохранности, что во многом зависит от эффективности действующей в организации системы внутреннего контроля, правильности оформления документов по поступлению финансовых вложений (табл. 14.9).
Таблица 14.9
Памятка аудитору при сборе доказательств проверки наличия и поступления вложений в ценные бумаги
Приемы и процедуры аудиторской проверки. | Источники аудиторских доказательств. | |
Нормативные акты. | Документы хозяйствующего субъекта. | |
Нормативная проверка правильности проведен и я инвентаризации финансовых вложений. | Раздел 3 Методических указаний Ха 49. | Приказ руководителя организации о проведении инвентаризации, приказ о составе инвентаризационной комиссии. |
Фактический контроль наличия (пересчет) финансовых вложений в местах их хранения, сопоставление реквизитов с данными описей (реестров, книг). | Раздел 3 Методических указаний № 49. | Приказ (распоряжение, постановление) о составе инвентаризационной комиссии, инвентаризационная опись. |
Нормативная проверка наличия и правильности оформления документов, подтверждающих право собственности на финансовые вложения (включая правовую экспертизу договоров). | Раздел 3, гл. 6, ст. 28, 29 Закона № 39-?3. | Договоры, выписки из реестра акционеров, выписки банка, расходные к/о, платежные поручения, акты приемапередачи ценных бумаг. |
Нормативная проверка правильности отражения поступления ценных бумаг на счетах бухгалтерского учета. | Счет 58. | Регистры бухгалтерского учета, но финансовым вложениям, карточки аналитического учета по счетам 58, 55, 59. |
В ходе выполнения процедур аудитор должен убедиться в фактическом наличии финансовых вложений на конец отчетного периода. Для этого следует получить из депозитариев, где хранятся сертификаты ценных бумаг, приобретенных аудируемым лицом, письменные подтверждения о существенных реквизитах ценных бумаг. При этом аудитор руководствуется требованиями ФПСАД № 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников» .
При проверке фактического наличия ценных бумаг определяется их сохранность (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета).
Наличие оформленного документооборота в организации является необходимым условием контроля за правильностью его ведения, выполнением принципа разделения ответственности и полномочий при совершении хозяйственных операций, формированием и использованием документации. Синтаксическая (формальная) проверка осуществляется путем установления соответствия форм документации предъявляемым требованиям о заполнении документов, написании и исправлениях реквизитов.
Классификатор типичных ошибок
Возможные ошибки, выявляемые при аудите операций по учету финансовых вложений:
- • в организации не ведется аналитический учет финансовых вложений;
- • отсутствуют документы, подтверждающие фактические финансовые вложения, или они оформлены с нарушением установленных требований;
- • неправильно сформирована первоначальная стоимость финансовых вложений;
- • в составе финансовых вложений имеются активы, не являющиеся таковыми;
- • несвоевременно или неправильно отражены доходы по операциям с ценными бумагами, в том числе отражается доход по его фактическому получению, а не по начисленному согласно условиям заключенных договоров;
- • нарушен порядок проведения инвентаризации.
Аудитор формирует мнение, но результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю группы (проверки).