Таким образом, как и в III тысячелетии, вся эта эксплуататорская прослойка древневавилонского общества жила за счет эксплуатации общинников-крестьян, с одной стороны, и рабов — с другой. В сочетании этих двух форм эксплуатации и выражалось своеобразие рабовладельческого общества на древнем Востоке.
В Вавилоне, однако, мы находим более примитивное рабовладельческое общество, чем на юге; там ряд элементов общинного рабовладения отошел уже в область предания, частновладельческое право стало преобладающим, о былом единстве общин свободных не могли быть и речи.
Но и в Вавилоне имелись налицо те же силы, которые разрушали эту общину: обмен, ростовщичество, дифференциация свободных. В судебнике имеется ряд законов, которые защищают рядовых свободных, и на основании филологических данных можно сказать, что эти законы находятся как раз в тех частях судебника, которые являются более новыми, впервые были созданы Хаммурапи, а не взяты из старых судебников.
Список литературы
- 1. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. I. Месопотамия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.
- 2. История Древнего Востока /Под ред. В. И. Кузищина. М., 1979.
- 3. История Древнего Востока /Под ред. И. М. Дьяконова. М., 1983.