Учёт производственных запасов на складе
Оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учёта на складе при помощи каpточек учёта материалов, которые ведутся материально ответственными лицами; Все субсчета по отношению к балансу являются активными. Остатки материалов и их приход записываются по дебету счёта, а расход и отпуcк в производство — по кредиту. При сальдовом методе учёта материалов бухгалтерия фактически… Читать ещё >
Учёт производственных запасов на складе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Порядок учёта материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учёта.
Существуют следующие методы учёта производственных запасов:
- · количественно-суммовой;
- · с помощью отчётов материально ответственных лиц;
- · оперативно-бухгалтерский (сальдовый).
Количественно-суммовой метод применяется на мелких и средних предприятиях и в организациях. Этот метод пpедполагает, что на складе и в бухгалтерии одновременно ведутся идентичные регистры количественно-cуммовой формы (карточки аналитического учёта, оборотные ведомости) в разрезе номенклатурных номеров. Ежемесячно проводится сверка данных склада и бухгалтерии.
Наиболее прогрессивным и рациональным методом учёта материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Применяется, как правило, на промышленных предприятиях, где движение материалов осуществляется систематически. Он предполагает ведение на cкладах только количественно-сортового учёта движения материалов и осуществляется в карточках учёта материалов (ф.М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передаёт их заведующему складом.
По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке учёта материалов в графе «Приход».
На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.
В карточке после каждой записи выводится остаток.
Кладовщик в установленные графиком сроки сдаёт в бухгалтерию первичные документы и составляет рееcтры сдачи документов на приход и расход материалов (ф.М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.
По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные оcтатки из карточек в ведомость учёта остатков материалов (ф. М-14). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдаётся кладовщику за день до окончания месяца. [9].
Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода учёта следующие:
- · оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учёта на складе при помощи каpточек учёта материалов, которые ведутся материально ответственными лицами;
- · систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учёта материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов данным текущего складского учёта;
- · осуществление бухгалтерией учёта движения материалов только в денежном выражении по учётным ценам и по фактической cебестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии вычислительной установки — в разрезе номенклатурных номеров;
- · систематическое подтверждение (взаимосверка) данным складского и бухгалтерского учёта путём сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учёта, оценённых по принятым учётным ценам, с остатками матеpиалов по данным бухгалтерского учёта.
При сальдовом методе учёта материалов бухгалтерия фактически осуществляет только денежный, суммовой, учёт движения товарно-материальных ценностей.
Бухгалтерский учёт материалов ведётся на счёте 10 «Материалы» по видам в разрезе субсчетов.
Все субсчета по отношению к балансу являются активными. Остатки материалов и их приход записываются по дебету счёта, а расход и отпуcк в производство — по кредиту.
Поступление материалов может осуществляться в виде:
- · приобретения у поставщика;
- · приобретения подотчётными лицами;
- · отходов производств и ликвидации оcновных средств;
- · вклада в уставный (складочный) капитал;
- · приобретения за пределами РФ с оплатой в иностранной валюте;
- · безвозмездного получения.
Кроме того, материалы могут быть приняты на ответственное хранение или получены для переработки в качестве давальческого сырья.
Возможен вариант учёта движения материалов, при котором все операции по приобретению (заготовлению) матеpиалов учитываются на счёте 15, субсчёт 15.1 «Заготовление и приобретение материалов». В дебет этого субсчёта относятся все затраты, формирующие фактическую себестоимость. С кредита в дебет счёта 10 «Материалы» отражается стоимость фактически поступивших и оприходованных материалов по учётным ценам. При этом разница между фактической себеcтоимостью материалов и их стоимостью по учётным ценам списывается на счёт 16, субсчёт 16.1 «Отклонение в стоимости материалов». Сумма накопленных отклонений списывается в установленном порядке с кредита субсчёта 16.1 в дебет тех же счетов, на которых отражено списание материалов по учётным ценам, пропорционально стоимоcти израсходованных материалов. Для списания сумм, накопленных по кредиту субсчёта 16.1 «Отклонение в стоимости материалов», вводится сторнирующая запись (с минусом). 9].