Характеристика стилей руководства
В ситуациях, близких к экстремальным, наибольшая удовлетворенность наблюдалась в группах с авторитарным руководством. Нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой. Удовлетворенность трудом, преимущественно — за демократическим стилем руководства; Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп. Определяются лишь… Читать ещё >
Характеристика стилей руководства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые — сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля.
Наглядно-лаконичную характеристику этих трех стилей руководства в 1988 году представила Г. Андреева. Классификация по Андреевой представляет собой схему двухмерного описания каждого стиля, включая его формальную и содержательную сторону Авторитарный (директивный) стиль.
Формальная сторона. | Содержательная сторона. |
|
|
Демократический (коллегиальный) стиль.
Формальная сторона. | Содержательная сторона. |
|
|
Формальная сторона. | Содержательная сторона. |
|
|
Нейтральный (попустительский) стиль.
Эти три таблицы можно свести в одну сравнительную таблицу:
Параметры взаимодействия с подчиненными. | Стили руководства. | ||
Авторитарный. | Демократический. | Нейтральный. | |
принятие решений. | решения принимаются единолично. | решения принимаются после обсуждения в группе. | решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства. |
способ доведения решения. | приказы, распоряжения, команды. | предложения, советы. | просьбы. |
отношение ответственности. | или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных. | коллективная ответственность. | снимает с себя всякую ответственность. |
отношение к инициативе. | подавляется. | поощряется. | отдается в руки подчиненных. |
отношение квалифицированным кадрам. | стремится задавить. | стремится максимально эффективно их использовать. | отпускает их в «свободное плаванье». |
отношение к недостаткам собственных знаний. | недостатков нет «и не может быть по определению». | постоянно повышает свою квалификацию. | нет «большого значения». |
стиль общения. | «держит дистанцию». | поддерживает дружеское общение. | избегает общения. |
характер отношений с подчиненными. | в зависимости от настроения. | манера поведения со всеми как с равными коллегами. | мягкая манера поведения. |
отношение к дисциплине. | жесткаяформализованная дисциплины. | сторонник дисциплины «разумной достаточности». | формально-попустительское отношение. |
отношение к моральному воздействию на подчиненных. | неотвратимость наказание — основной метод стимулирования. | необходимо использовать различные методы поощрения и наказания. | безразличное. |
При применение вышеуказанного деления стилей руководства, следует иметь в виду, что нельзя, как правило, конкретный стиль в конкретной организации причислить к определенному «академическому» стилю. Это связанно с тем, что:
- 1. Нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой.
- 2. В чистом виде тот или иной стиль руководства в каждом конкретном эпизоде может себя и не обнаружить, что связанно с рядом социально — психологических факторов, которые с неизбежностью приходится учитывать руководителю:
- * специфика данной ситуации,
- * своеобразие решаемых задач,
- * квалификация, сработанность, личные особенности членов коллектива и т. д.
- 3. Демократическое и авторитарное руководство имеют своим результатом, как правило, примерно равные показатели продуктивности.
- 4. Удовлетворенность трудом, преимущественно — за демократическим стилем руководства;
- 5. В ситуациях, близких к экстремальным, наибольшая удовлетворенность наблюдалась в группах с авторитарным руководством.
- 6. Для членов коллектива, при авторитарным стиле руководства, удовлетворенность групповым членством зависит:
- * от личностных характеристик;
- * от уровня культуры и менталитета.
Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства, а взятие руководителем на вооружение одного из них должно быть связанно с групповой эффективностью применения конкретного стиля.