Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Восстановление и развитие промышленности в 1946-1959 гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иногда 1950;е гг. называют «золотым веком» административной системы. К этому времени, используя накопленный опыт, хозяйственные руководители страны добились определенной сбалансированности денежной массы в обращении и массы товаров. Предприятия по инерции наращивали производство. Национальный доход увеличивался в среднем за год на 9%. Производительность труда в промышленности за 1950;е гг… Читать ещё >

Восстановление и развитие промышленности в 1946-1959 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономический ущерб от войны был огромным. Правда, объем промышленного производства сократился ненамного — всего на 9%. Следует учитывать, что основную массу продукции составляла военная. «Мирные» отрасли сильно уменьшили выпуск продукции: предметов потребления к концу войны производилось вдвое меньше, чем до войны. Еще до окончания войны началась демобилизация промышленности, т. е. предприятия, переведенные на военное производство, возвращались к выпуску мирной продукции. Этот процесс неизбежно сопровождался общим сокращением производства: сначала прекращался выпуск военной продукции, проводилась частичная смена оборудования, а затем налаживался выпуск новой продукции. Поэтому в 1946 г. производство оказалось ниже довоенного на 23%. В отличие от процесса восстановления после Гражданской войны не требовалось восстанавливать всю промышленность. Стоимость основных фондов промышленности в 1946 г. была равна довоенной: на востоке страны за войну было построено столько же, сколько разрушено на западе. Поэтому восстановление теперь сводилось к трем процессам: восстановлению разрушенного в оккупированных районах, демобилизации части промышленности и возвращению на прежние места части эвакуированных предприятий. Впрочем, многие предприятия, организованные на новых местах, гам и оставались.

По официальным данным, довоенный уровень промышленного производства был восстановлен в 1948 г., а в 1950 г. промышленность произвела продукции на 70% больше, чем в 1940 г. По расчетам некоторых современных исследователей, довоенный уровень национального дохода был восстановлен только в 1950 г., да и официальные цифры динамики промышленного производства за это время нуждаются в уточнении.

Восстановление сопровождалось некоторым повышением материального уровня жизни людей. В 1947 г. были отменены карточки на продовольствие, а затем в течение нескольких лет понижались цены на некоторые виды продукции. Средний уровень цен в 1947 г. по сравнению с 1940 г. был втрое выше. За счет снижения цен он уменьшился в 2,2 раза, но все-таки оставался выше довоенного. Однако были введены обязательные государственные займы — население обязывали подписываться на облигации 3%-ного выигрышного внутреннего займа. Таким образом, материальный уровень жизни людей в 1946—1950 гг. немного повысился, но лишь приблизился к уровню 1940 г.

Иногда 1950;е гг. называют «золотым веком» административной системы. К этому времени, используя накопленный опыт, хозяйственные руководители страны добились определенной сбалансированности денежной массы в обращении и массы товаров. Предприятия по инерции наращивали производство. Национальный доход увеличивался в среднем за год на 9%. Производительность труда в промышленности за 1950;е гг. выросла на 62%, а фондоотдача — на 17%. Очевидно, одной из причин этого было относительное обновление основных фондов в ходе послевоенного восстановления. В это время стабилизировались оптовые и понизились розничные цены. Однако именно в это время, время относительного благополучия, были сделаны первые попытки «исправить» хозяйственный механизм, преодолеть недостатки административной системы. Поскольку экономическая наука еще твердо стояла на прежних принципах, выработанных для обоснования административной системы, задача перехода к экономическим методам хозяйствования не ставилась. Очевидным стало то, что невозможно административными методами из центра управлять хозяйственными процессами, необходимо предоставить хозяйственную самостоятельность местным руководителям. Было решено перенести основные функции управления из центра на места. В 1957 г. страна была разделена на экономические административные районы во главе с советами народного хозяйства (совнархозами), ставшими главными органами управления. Им были переданы функции промышленных министерств, а сами министерства были ликвидированы. Таким образом, вопрос решался просто: поскольку носителями основных недостатков административной системы были центральные органы, их механически устранили. Совнархозы выполняли роль органов планирования: каждый совнархоз планировал развитие своего экономического района. Реформа оказалась неудачной. Она не изменила методов управления, заменив центральные органы местными, но также административными. Единое хозяйство страны раздробилось. Руководители каждого совнархоза создавали замкнутое на себя хозяйство экономического района, стараясь в его рамках наладить производство всего, что требовалось для района. Получилось что-то вроде феодальной раздробленности. Такая разобщенность мешала планированию производства в масштабах страны, регулированию его структуры, препятствовала специализации предприятий. В стремлении производить все необходимое на местах руководители совнархозов загружали специализированные предприятия выпуском дополнительной продукции. Все это тормозило технический прогресс, потому что научно-технические учреждения каждого совнархоза действовали несогласованно, и в разных экономических районах конструировались одни и те же изделия, но со своей маркой. В результате при проведении экономической реформы в 1965 г. совнархозы были ликвидированы и восстановлены промышленные министерства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой