Для обозначения этнологии до 1973 года употреблялся термин «этнография», а термин «народоведение» практически является русским переводом слова «этнология». В настоящее время специалисты в большей степени склонны к устранению различий с терминологией, принятой в мировой науке, и предпочитают термин «этнология».
Научная дисциплина — этнология — вот уже полтора столетия преподается в университетах Европы и Америки. В России — с конца XIX века (в Московском и Петербургском университетах).
Наука эта актуальна для России, так как страна многонациональная, для Башкортостана так же важна, потому что республика полиэтничная. Кроме того, десятки лет в нашей стране твердили, что «национальный вопрос решен», что «в стране сформировалась новая общность — советский народ» и т. д. В противовес такой аполитичной позиции этнология помогает воспринимать мир во всем его многообразии, видит в глобальном этноисторическом процессе общие и своеобразные черты развития народов-этносов, изучает межэтнические конфликты и т. д. Наука эта изучает бытовые и культурные особенности народов мира, этногенез и культурно-исторические взаимоотношения различных народов (составных частей мировой цивилизации).
Главной идеей Гумилева является теория пассионарности. Основные ее положения были сформулированы в марте 1939 г. в тюремном заключении. По собственному признанию автора, на разработку его концепции особое влияние оказали идеи Г. Вернадского, евразийцев и автора теории системного подхода Л. фон Берталанфи.
Великий русский географ, этнолог и историк Лев Гумилев делил людей на пассионариев, гармоничных личностей и субпассионариев.
Исходя из вышесказанного целью своей работы я ставлю рассмотрение проблемы этнологии и теории пассионарности Л.Гумилева.
Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы понятия теории «пассионарность» Л.Гумилева.
Рассмотреть проблемы этнологии.