Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретико-методологические основы изучения истории. 
Предмет науки «История Узбекистана»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из составляющих теоретико-методологических основ изучения курса «Истории Узбекистана» является также выбор подхода к оценке исторических явлений и фактов. Из накопленных за всю человеческую историю подходов для современного исторического анализа более всего подходит следующее: Историческая наука изучает развитие цивилизации во всей её конкретности и многообразии, она определяет… Читать ещё >

Теоретико-методологические основы изучения истории. Предмет науки «История Узбекистана» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «история» в переводе с греческого языка означает повествование о том, что узнано и исследовано. Со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания.

Историческая наука изучает развитие цивилизации во всей её конкретности и многообразии, она определяет закономерности развития человечества в его прошлом и настоящем. Говоря словами известного французского историка М. Блока, «история — это наука о человеке, о людях во времени» .

Функции истории многообразны. Исторические знания имеют познавательное, политическое, мировоззренческое и воспитательное значение. Познавательная функция включает в себя исследование исторического пути развития государств и регионов, а также объективное отражение процессов истории с позиций принципа историзма. Политическая функция выявляется в теоретическом осмыслении исторических фактов и в определении закономерностей развития общества, что помогает выработке научно обоснованного политического курса.

Мировоззренческая функция истории предполагает формирование научного мировоззрения (как системы взглядов на развитие мира и общества, на законы общественного развития). Научным это мировоззрение может стать, если оно будет опираться на опыт конкретной истории. Воспитательная функция состоит в том, что исторические знания помогают формированию гражданской позиции человека (проявляющейся в воспитании патриотизма, гуманизма, толерантности), она показывает роль личности и народа в развития общества и позволяет увидеть, как в процессе развития истории формировались истинно моральные и нравственные ценности человечества.

Предметом науки мы называем круг основных изучаемых вопросов и проблем:

  • — Средняя Азия — один из древних очагов цивилизации.
  • — Первые государственные образования в регионе. Борьба против иноземных захватчиков.
  • — Древние государства в Средней Азии. Становление Великого Шелкового пути.
  • — Среднеазиатский регион в период средневековья. Особое внимание уделяется изучению эпохи Амира Тимура и темуридов.
  • — Важной проблемой является развитие культуры и духовности узбекского народа.
  • — Туркестан как колония царской России и национально-освободительная борьба народов региона против колониализма.
  • — Узбекистан в годы советского тоталитаризма (проблемы политического, социально-экономического, культурного развития и межнациональных отношений).
  • — И, наконец, национально-государственное развитие Республики Узбекистан в годы независимости.

Два основных методологических принципа при изучении всеобщей истории, а также истории Узбекистана, являются основополагающими: принцип историзма и принцип социального подхода. Сущность принципа историзма сводится к тому, чтобы анализ каждого исторического явления и исторических фактов рассматривались исторически, т. е. в развитии от прошлого к настоящему, что облегчает понимание стратегических путей построения будущего.

Принцип социального подхода предусматривает переход от бытовавшей в советской исторической литературе призмы классовых интересов в анализе истории к призме общечеловеческих интересов, т. е. к восстановлению роли гуманизма в историческом знании.

Одной из составляющих теоретико-методологических основ изучения курса «Истории Узбекистана» является также выбор подхода к оценке исторических явлений и фактов. Из накопленных за всю человеческую историю подходов для современного исторического анализа более всего подходит следующее:

  • 1. Гуманистический (гуманитарный), при котором повышается ценность Человека как личности.
  • 2. Формационный подход («формация» с латинского языка переводится как образование, вид, тип). Имеются ввиду общественно-экономические формации, как исторически определенная ступень в развитии человеческого общества.
  • 3. Цивилизационный подход. Он облегчает возможность выявления закономерностей исторического развития.

Ни один из перечисленных подходов не может претендовать на универсальность и абсолютную завершенность. Они могут использоваться с соответствующими коррективами, поскольку во многом взаимодополняют друг друга.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой