Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиционная культура Японии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постепенно складывающийся набор мифов о разделении моря и земли, сотворении островов и их богов в браке демиургов, брата и сестры Идзанаги и Идзанами, рождении богини солнца Аматерасу — прародительницы императорской династии и многих других, связанных с почитанием тысяч богов, олицетворяющих природные силы космоса, земли, моря и той местности, в которой проживал конкретный род. Каждый род имел… Читать ещё >

Традиционная культура Японии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Базовые элементы традиционной культуры Японии, затрагивающей сферы производства и распределения благ, быта и семейной жизни, сформировались в период Яей (300 в. до н.э. — 300 н.э.). Именно в это время племена, переселившиеся из Китая и Кореи, стали доминирующим населением, японцы перешли к устойчивому земледелию на основе риса, у них сформировалась клановая система племенной иерархии («сто родов» народа Ва, описанные в первой хронике «Вей-джи»). Тогда же в религиозной практике жителей японских островов утвердился гиамаиизм как синтез анимистических и тотемистических культов с почитанием духов — коми — выразителей природных сил. На основе этой религиозной практики сформировалась традиционная японская религия — синто.

Основными элементами этой религиозной практики стали:

  • — вера в духов людей и природных сил, действия которых определяют судьбу материального мира;
  • — почитание богов, персонифицирующих природные силы земли (и плодородия), небес (солнца, туч, грозы и бури) и моря; особое почитание одной из этих сфер были свойственны разным регионам Японии;
  • — постепенно складывающийся набор мифов о разделении моря и земли, сотворении островов и их богов в браке демиургов, брата и сестры Идзанаги и Идзанами, рождении богини солнца Аматерасу — прародительницы императорской династии и многих других, связанных с почитанием тысяч богов, олицетворяющих природные силы космоса, земли, моря и той местности, в которой проживал конкретный род.

Каждый род имел набор собственных богов, связанных лишь с ним и местом его проживания — удзигами. Поклонение удзигами было главным элементом самоидентификации членов рода и включало базовый набор ритуалов, символизирующих связь данного рода как с природными стихиями, так и с духами предков.

Другой культ — хитогами («человека-божества») был универсальным. Это культ, в котором шаман, представитель богов и душ предков, совершал необходимые ритуальные действия для обеспечения покровительства людям. Из этого культа постепенно выросла чрезвычайно важная для политической культуры Японии традиция сайсей итти — соединения религиозного ритуала и процесса управления сначала родом, затем военным кланом и, наконец, государством. Принцип «сайсей идти» подразумевает, что управленческое решение любого уровня (от семейного до императорского) необходимо принимать в процессе общения с душами предков и духами природных стихий.

Процесс общения с духами — мацари — это сложный комплекс ритуалов, включающих: очищение места проведения ритуала (святилища) и человека, его проводящего; символический обряд жертвоприношения и неформальное празднование всех участников ритуала по его окончании. Большинство мацари, проводимых по древнему лунному календарю, были связаны с сельскохозяйственным циклом, природными явлениями (бури, засуха, наводнения) и здоровьем человека. Постепенно сформировался комплекс празднований, отмечающих какое-либо важное событие в истории страны. Ритуализация жизни формировала простую и ясную систему социальных отношений, базирующихся на почитании душ предков и осознании единства рода (клана), чередовании поколений, каждое из которых, сменяя предыдущие, получает свою долю ответственности перед богами за жизнь младших поколений.

В VIII в., после того как в Японии сформировались первые элементы общенационального управления, был издан свод общих правил Рицуре, в котором были зафиксированы 13 празднеств, отмечаемых по всей Японии. Все святилища синтоизма размещались на возвышенности, вход на священную территорию отмечали ворота-арки, именуемые тори. В самом святилище, как правило, хранился какой-либо священный предмет, связанный с почитанием бога этой местности. Важную роль в проведении ритуала играли дотаку — большие колокола, отлитые из бронзы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой