Методы исследования.
Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста
Соматоскопия. Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта, разработанная С. Н. Поповой. Незначительные нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7. Необходимо наблюдение в дошкольном учреждении; Вывод: по данным антропометрии 14 детей с нормальной осанкой, с незначительным… Читать ещё >
Методы исследования. Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа с медицинским работником. Вся работа проводилась совместно с медицинским работником. Кроме измерений изучались медицинские карточки каждого исследуемого.
В результате анализа медицинских карт в «Рабангской средней школе» за 2005, 2006, 2007 годы получились следующие данные (таблица 1).
Таблица 1. Состояние осанки у младших школьников Рабангской школы по данным медицинских карт за 2005, 2006, 2007 годы.
Вид осанки. | 2005 год. | 2006 год. | 2007 год. | |||
Количество учащихся. | % соотношение. | Количество учащихся. | % соотношение. | Количество учащихся. | % соотношение. | |
С выявленным нарушением осанки. | 4,8. | 9,5. | 9,5. | |||
С незначительным нарушением осанки. | 14,3. | 14,3. | 19,1. | |||
Правильная осанка. | 85,7. | 76,2. | 71,4. |
В своем исследовании мы применили следующие методы позволяющие определить состояние опорно-двигательного аппарата.
Наиболее простой метод — это встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы опирались на стену. Попробовать между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это не возможно, то просунуть ладонь. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак [10].
Соматоскопия. Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта, разработанная С. Н. Поповой.
Тестовая карта для выявления нарушений осанки.
№ | Содержание вопроса | Ответы | |
1. | Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью. | Да. | Нет. |
2. | Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично. | Да. | Нет. |
3. | Выраженная деформация грудной клетки — грудь «сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед). | Да. | Нет. |
4. | Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника. | Да. | Нет. |
5. | Сильное отставание лопаток («крыловидные лопатки»). | Да. | Нет. |
6. | Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки). | Да. | Нет. |
7. | Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные). | Да. | Нет. |
8. | Неравенство треугольников талии. | Да. | Нет. |
9. | Вальгусное положение пяток. | Да. | Нет. |
10. | Явное отклонение в походке: «прихрамывающая», «утиная». | Да. | Нет. |
Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом:
- 1) нормальная осанка — все отрицательные ответы;
- 2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7. Необходимо наблюдение в дошкольном учреждении;
- 3) выраженное нарушение осанки — положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 10 (один или несколько явно). Необходима консультация ортопеда[26].
Вывод: При проведении данного теста для определения или отсутствия нарушений осанки получились следующие результаты: с нормальной осанкой — 16 детей, с незначительным нарушением — 3 детей, с выраженным нарушением — 2 детей.
Антропометрия использовалась для определения состояния осанки с помощью измерений. Для этого использовалась лента, применяемая для рукоделия. Нужно было нащупать выступающие костные точки над обоими плечевыми суставами. Дальше бралась сантиметровая лента левой рукой за нулевое деление и прижималась к точке левого плеча. Правой рукой протягивалась лента по линии ключиц к аналогичной точке правого плеча, и фиксировался полученный результат измерения. После этого повторялось измерение, но на этот раз протягивалась лента между костными точками плеч за головой. Полученные результаты, конечно же, с определенной долей погрешности показывают соответственно ширину плеч и величину дуги спины. На их основе можно рассчитать индекс, характеризующий состояние осанки. Для этого пользовались следующим уравнением:
Если в итоге расчетов получалось 100−110%, значит, все в порядке. Диапазон в 90 100% и ПО-120% свидетельствует о том, что упражнения для выработки правильной осанки должны стать основными в самостоятельных тренировках. А показатели менее 90% либо более 120% сигнализируют о необходимости немедленного врачебного обследования. Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45% [24].
Вывод: по данным антропометрии 14 детей с нормальной осанкой, с незначительным нарушением — 5 детей, с выраженным нарушением — 2 детей.