Планирование — это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Направление планирования зависит от его классификации: по степени охвата (общее и частичное), содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое — поиск новых возможностей и продуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное — реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое и гибкое.
Планирование даёт ответы на следующие вопросы:
- 1) Каково положение организации в настоящее время. Для этого нужно оценивать положение в области финансов, производства и других сферах.
- 2) Каковы должны быть цели организации. Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации. Следует четко определить: объект планирования (что планируется), субъект планирования (кто планирует), период (горизонт) планирования (на какой срок), средства планирования (например, компьютерное обеспечение), методику планирования (как планировать), согласование планов (каких, с кем и на каких условиях. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Краткосрочное планирование активно использовалось фирмами достаточно давно. Однако бурный рост экономики, возрастание конкуренции, динамизация внешней среды обусловили переход к долгосрочному планированию. В 50-х годах оно впервые стало применяться на крупных и средних фирмах. Процесс планирования включает в себя четыре этапа:
- — выработку общих целей предприятия;
- — детализацию и конкретизацию целей;
- — определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
- — контроль за достижением целей. [6, стр.15]
Процесс планирования может быть представлен в виде схемы (рис.1).
Данный алгоритм можно использовать в качестве рабочего инструмента при составлении стратегического плана деятельности торгового предприятия.
Рис. 1 Процесс планирования.
Стратегическое планирование-сущностью стратегического планирования является системное согласование балансов доходов и расходов.