Количество поездов определяют для межподстанционной зоны и одного направления движения. С учетом необходимости и второго направления количество поездов удваивают, т. е. движение считается симметричным в обоих направлениях. Для расчетов СТЭ необходима оценка среднего, среднеквадратичного и максимального количества поездов в зоне.
Если движение организуется по [рафикам, то количество поездов в зоне определяется по сечениям секущей tt' (см. рис. 8.1) е нитками графика. При этом определяются и координаты размещения поезда. Расчеты СТЭ в этом случае можно выполнят ь, но графикам движения поездов (ГДП), что будет рассмотрено ниже.
Расчетное количество поездов здесь также можно определять при известных времени хода (?х) и интервалу (tH = J) по формуле ир = —.
В случае маршрутных систем исходными данными для расчетов являются длина маршрутов (LM — но кольцу) и участков, а также количество поездов на маршруте (««)• Для /-го маршрута количество поездов на участке:
т. е. считается, что поезда по маршруту распределены равномерно.
Если по участку проходит К маршрутов, то количество поездов на участке.
Ин тенсивност ь движения поездов на маршру те определяет ся по формуле.
где j — плотность поездов /-го маршрута, П/км.
В случае К маршрутов на участке интенсивности суммируются:
Интервальные характеристики связаны с интенсивностями движения:
Плотность поездов на участках при известных J и V:
Межпоездные интервалы на участке при К маршрутах можно найти по формуле.
где J, — интервалы между поездами /'-го маршрута.
Количество поездов на маршрутах и число занятых ниток ГДП изменяются по часам суток и имеют сезонные колебания. В связи с этим количество поездов определяют по двум моментам — математическому ожиданию и дисперсии, за которые принимают их оценки.
Для маршрутных систем на рис. 8.2 приведен примерный график колебаний плотности поездов на участках.
В графиках можно выделить часы-пик, для которых характерны наибольшие плотности поездов (утренний час-пик, 411−1) и остальное время — периоды, отличающиеся плотностью поездов.
Рис. 8.2. Плотности поездов на участках по часам суток.
Числовые характеристики можно найти, но следующим формулам:
где Wq, и.', — плотности поездов на участке: средняя и эффективная в j-м периоде; К.зп — коэффициент эффективности в поездах; D, <�т — дисперсия и среднее квадратическое отклонение для поездов; п — число периодов с различной плотностью поездов.