Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аристид Майоль (1861-1944 гг.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аристид Майоль известен в первую очередь как ваятель. Однако к скульптуре он обратился не сразу. Первоначально он занимался рисунком в школе при Академии изящных искусств в Париже. Затем учился в Школе декоративных искусств, где увлекся созданием гобеленов. В молодости он находился под впечатлением от творчества Гогена и даже входил в течение недолгого времени в группу «Наби». В 40 лет в связи… Читать ещё >

Аристид Майоль (1861-1944 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аристид Майоль известен в первую очередь как ваятель. Однако к скульптуре он обратился не сразу. Первоначально он занимался рисунком в школе при Академии изящных искусств в Париже. Затем учился в Школе декоративных искусств, где увлекся созданием гобеленов. В молодости он находился под впечатлением от творчества Гогена и даже входил в течение недолгого времени в группу «Наби». В 40 лет в связи с ухудшением зрения Майоль вынужден был ограничить свои занятия рисунком и обратился к скульптуре. Свой стиль мастер выработал очень быстро. Сложение индивидуальной манеры Майоля трудно связывать с поездкой в Грецию, осуществленной в 1908 г. Однако, изучая древнегреческое искусство, скульптор нашел в нем подтверждение многих своих художественных идей и убедился в правильности избранного пути. Сам он, правда, утверждал, что следует не античным образцам, а природе, «не выдумывает своего искусства, так же, как яблоня не выдумывает своих яблок».

Более всего мастера привлекала пластика обнаженного женского тела. Женские фигуры в его творчестве символизируют природные явления, стихии и абстрактные понятия, такие как «гармония» или «юность». Майоль считал, что современному миру «больше не нужны боги», тем не менее, он обращается к древнегреческой мифологии. Самая первая скульптура мастера носит имя Леда, более поздние — Флора и Помона. Аллегоричность и загадочность образов позволяют относить творчество Майоля к символизму. Его героини-олицетворения пребывают в ином измерении, это — души гор, моря, лугов, явленные в образе вечной женственности. Об этом свидетельствовал и сам мастер, говоривший: «Я никогда не довольствовался ни формой, ни материалом, я хотел не творить форму, а вкладывать в нее душу. Я искал дух»[1].

Из ранних произведений мастера следует назвать такие, как «Средиземное море» (второе название — «Мысль», 1901 — 1905 гг., Музей Орсэ, Париж) (илл. 36) и «Ночь» (1902—1909 гг., Собрание О. Рейнхарта, Винтертур, Швейцария) (илл. 37). Первое из них олицетворяет спокойствие и музыкальные переливы морской поверхности. Плавные очертания сидящей в задумчивости женской фигуры легко могли бы вписаться в круг — давний символ бесконечности и горнего мира. Поза фигуры немного напоминает микеланджеловскую «Ночь» с надгробия Джулиано Медичи из церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Однако у Микеланджело это «мысль уснувшая», а у Майоля — «мысль успокоенная».

«Ночь» была создана Майолем примерно в эти же годы. Женская фигура, олицетворяющая темное время суток, опустила голову на сложенные руки. Эта компактно сидящая фигура замкнута в себе, полностью закрыта от всего внешнего. Ее лица не видно. В отличие от «Средиземного моря» она почти вписывается в куб, а не в круг или шар.

После поездки в Грецию появилась «Флора» (1911 — 1912 гг., Новая Пинакотека, Мюнхен) (илл. 38) — юная девушка с гирляндой цветов. Майоль ставит здесь перед собой новую задачу, показывая тело сквозь тонкую ткань, что напоминает о «мокрых драпировках» в греческой скульптуре эпохи классики.

Майоль попробовал свои силы и в жанре монумента. Известны его памятник Полю Сезанну (1912—1925 гг., Музей Орсэ, Париж), Огюсту Бланки («Скованная свобода», 1905—1906 гг.) (илл. 39), памятник павшим в Сере («Скорбь», 1922 г.), памятник погибшим летчикам («Воздух», 1938 г.) (все — Сад Карусель, Париж). Интересно отметить, что монументы Майоля не слишком нравились заказчикам. «Скованную свободу» поставили так, чтобы ее почти не было видно, на очень высоком постаменте. Памятник Сезанну заказчики вообще отказались принять.

Поздние работы, такие как «Гора» (1935—1938 гг., Сад Карусель, Париж) и «Река» (1943 г., Музей современного искусства, Ныо-Йорк) (илл. 40), стилистически смыкаются с ранними лаконичными работами — «Ночыо» и «Средиземным морем». Особенный интерес представляет «Река». Игривое течение потока передано сложной позой лежащей, даже будто только что упавшей девушки с разметавшимися кудрями.

В творчестве Майоля любопытным образом переплелись классические тенденции и новаторство.

  • [1] 100 великих скульпторов / авт.-сост. С. А. Мусский. М, 2002. С. 334.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой