Технологические особенности дуговой сварки
Сначала приблизительно определяется середина шва и выполняется первый валик длиной 100−300мм, что соответствует длине шва, получаемого при расплавлении одного электрода диаметром 3−5мм. Затем с поверхности валика сварщик отступает на расстояние 200 мм и проваривает корень шва в сторону первого валика с таким расчетом, чтобы его окончание оказалось на поверхности первого валика. Третьим электродом… Читать ещё >
Технологические особенности дуговой сварки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Влияние силы сварочного тока, напряжения дуги и скорости сварки на форму и размеры шва. С увеличением сварочного тока глубина провара увеличивается, ширина шва почти не изменяется.
С повышением напряжения ширина шва резко увеличивается, а глубина провара уменьшается. Это важно учитывать при сварке тонкого металла. Несколько уменьшается и выпуклость шва. При одном и том же напряжении ширина шва при сварке на постоянном токе (особенно обратной полярности) значительно больше, чем ширина шва при сварке на переменном токе.
С увеличением скорости сварки сначала глубина провара возрастает (до 40−60мч), а затем уменьшается. При этом ширина шва уменьшается постоянно. При скорости более 70−80м/ч основной металл не успевает прогреваться, и по обеим сторонам шва возможны подрезы.
Способы выполнения швов различной длины. Короткие (до 250мм) швы выполняют «напроход» На рисунке стрелкой показано общее направление сварки, а стрелкой — направление выполнения отдельного участка шва.
Средние (250−1000мм) швы выполняют «от середины к краям». Работают два сварщика.
Длинные (свыше 1000мм) швы выполняют обратноступенчатым способом. Швы разбивают на отдельные участки по 150- 00 мм. Сварка на каждом из них ведется в направлении, обратном общему направлению сварки.
Длинные швы выполняют обратноступенчатым способом от середины к краям, а также обратноступенчатым способом «вразброс». Такими способами сваривают длинные швы однопроходных стыковых соединений, первый проход многопроходных швов, а также угловые швы.
Обратноступенчатая сварка эффективно уменьшает напряжения и деформации.
Сварка толстостенных конструкций. Однослойный однопроходный шов выполняется за один проход.
При сварке металла большой толщины производят разделку кромок и швов выполняют слоями, каждый из которых накладывают за один проход (многослойный многопроходный). Многослойный шов обычно используется для стыковых соединений. Многослойный многопроходный шов чаще применяется для угловых и тавровых соединений.
Сварка за один проход предпочтительнее при ширине шва не более 14−15мм, так как дает меньше остаточных деформаций. При толщине металла более 15 мм сварка каждого слоя «напроход» нежелательна, поскольку первый слой успевает остыть, и в нём возникают трещины.
На показаны особенности выполнения подварочного и декоративного шва.
Для равномерного прогрева металла по всей длине швы накладывают: «двойным слоем», «каскадом», «горкой», «поперечной горкой», «блоками».
При сварке «двойным слоем» второй слой накладывают по неостывшему первому после удаления сварочного шлака в противоположном направлении на длине 200−400мм.
Рассмотрим наложение швов при толщине металла бале 15 мм.
При сварке «каскадом» шов разбивают на участки по 200 мм. После сварки первого слоя первого участка, не останавливаясь, продолжают выполнять первый слой на соседнем участке. Тогда каждый последующий слой накладывается на не успевший остыть металл предыдущего слоя.
Сварка «горкой» — разновидность каскадного метода.
Сначала приблизительно определяется середина шва и выполняется первый валик длиной 100−300мм, что соответствует длине шва, получаемого при расплавлении одного электрода диаметром 3−5мм. Затем с поверхности валика сварщик отступает на расстояние 200 мм и проваривает корень шва в сторону первого валика с таким расчетом, чтобы его окончание оказалось на поверхности первого валика. Третьим электродом выполняют шов по поверхности первого валика. После смены электрода проваривают вновь корень шва, продолжая шов, полученный вторым и третьим электродами. После зачистки полученного шва отступают от его окончания на 200−300мм и выполняют следующий слой шва.
При этом надо обязательно учитывать, что для снижения температурных деформаций каждый последующий шов выполняют в противоположном направлении к предыдущему. Такая технология сварки деталей большой толщины позволяет при одновременном заполнении швов по длине наращивать их высоту.
После выхода металла в середине шва на уровень поверхности деталей осуществляют заварку левой и правой части шва, после чего выполняют декоративный слой.
Сваривать металл можно и двум сварщикам одновременно, но работу каждый производит от середины к краям; это позволит компенсировать температурные деформации, возникающие от работы каждого из них.
Сварка «каскадом» и сварка «горкой» — это обратноступенчатая сварка не только по длине, но и по сечению шва, причем зона сварки всегда остается горячей.
При сварке «блоками» шов заполняют отдельными ступенями по всей высоте сечения шва. Применяют при соединении деталей из сталей, закаливающихся при сварке[3].