Поддержание и повышение компетентности
Общие положения Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна быть спланирована, реализована и запротоколирована в соответствии с процедурами программы аудита с целью обеспечения объективных, последовательных, достоверных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить потребности в обучении и приобретении других навыков. Этап 2 Определение критериев оценки Критерии могут быть… Читать ещё >
Поддержание и повышение компетентности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Постоянный рост профессионализма Постоянный рост профессионализма необходим для поддержания и улучшения знаний, навыков и совершенствования личных качеств. Он может быть достигнут посредством дополнительного практического опыта, обучения, стажировок, самоподготовки, занятий с репетиторами, посещения совещаний, семинаров и конференций или других видов деятельности.
Деятельность по постоянному профессиональному росту должна учитывать изменения в личных потребностях аудиторов и организаций, в практике проведения аудитов, изменения стандартов и других требований.
Поддержание компетентности в проведении аудитов Аудиторы должны поддерживать и демонстрировать свою компетентность в проведении аудита постоянным участием в аудитах систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента.
Оценка аудиторов
Общие положения Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна быть спланирована, реализована и запротоколирована в соответствии с процедурами программы аудита с целью обеспечения объективных, последовательных, достоверных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить потребности в обучении и приобретении других навыков.
Оценка аудиторов происходит на следующих этапах:
- — начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами;
- — оценивание аудиторов, как части процесса формирования аудиторской группы, описанного в 1.6.2.4;
- — постоянное оценивание характеристик аудитора с целью идентификации потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков.
На рисунке 2 показана взаимосвязь между этими этапами оценивания.
Рисунок 2 — Взаимодействие этапов оценки.
Этапы процесса, описанного в 6.2, могут быть использованы на каждом этапе оценки.
Процесс оценки Процесс оценки включает четыре основных этапа:
Этап 1 Идентификация личных качеств, знаний и навыков для соответствия потребностям программы аудита При определении требуемых знаний и навыков необходимо учитывать:
- — размер, вид деятельности и сложность проверяемой организации;
- — цели и объем программы аудита;
- — требования сертификации/регистрации и аккредитации;
- — роль процесса аудита для руководства проверяемой организации;
- — уровень конфиденциальности, требуемый в программе аудита;
- — сложность проверяемой системы менеджмента.
Этап 2 Определение критериев оценки Критерии могут быть количественными (опыт работы в годах, образование, количество проведенных аудитов, количество часов обучения аудиту) или качественными (демонстрируемые личные качества, знания или характеристики навыков при обучении или при нахождении на рабочем месте).
Этап 3 Выбор соответствующего метода оценки Метод оценки выбирает лицо или комиссия по таблице 2. При использовании таблицы 2 необходимо обратить внимание на следующее:
- — описанные методы представляют диапазон возможностей и не могут быть применимы во всех ситуациях;
- — различные описанные методы могут отличаться по своей надежности;
- — обычно для достижения того, чтобы результат был объективным, согласующимся, беспристрастным и достоверным, выбирают сочетание методов.
Таблица 2 — Методы оценки.
Метод оценки. | Цель. | Примеры. |
Анализ записей (документов). | Проверка квалификации аудитора. | Анализ записей (документов) об образовании, обучении, производственном опыте и опыте по аудиту. |
Положительная и отрицательная обратная связь. | Обратная связь обеспечивает данными о том, как воспринимается деятельность аудитора. | Инспектирование деятельности, вопросники, резюме, рекомендации, жалобы, анализ деятельности, отзывы коллег. |
Собеседование. | Оценка личных качеств и навыков по умению взаимодействовать, уточнение информации и знаний по тестам и получение дополнительной информации. | Собеседование с глазу на глаз и по телефону. |
Наблюдение. | Оценка личных качеств и способности применения знаний и навыков. | Ролевые игры, наблюдения в процессе аудита, деятельность на рабочем месте. |
Тестирование. | Оценка личных качеств и их применение. | Устные и письменные экзамены, психометрические тесты. |
Анализ деятельности после аудита. | Получение информации там, где прямое наблюдение невозможно или неприемлемо. | Анализ отчета по аудиту и обсуждение с заказчиком аудита, проверяемой организацией, коллегами и с аудитором. |
Этап 4 Проведение оценки Собранную информацию о персонале сравнивают с критериями, установленными на этапе 2. Если персонал не соответствует критериям, указывают на необходимость дополнительного обучения, опыта работы и (или) участия в аудите, после чего проводят повторную оценку.
В таблице 3 приведены примеры использования и документирования этапов оценки для гипотетической программы внутреннего аудита.
Таблица 3 — Применение процесса оценки аудитора в гипотетической программе внутреннего аудита.
Область компетентности. | Этап 1. Личные качества, знания и навыки. | Этап 2. Критерии оценки. | Этап 3. Методы оценки. |
Личные качества. | Этичность, открытость, дипломатичность, наблюдательность, восприимчивость, многосторонность, упорство, решительность, уверенность. | Удовлетворительная деятельность на рабочем месте. | Оценка деятельности. |
Общие знания и навыки. | |||
Принципы аудита, процедуры и методы аудита. | Способность проводить аудит согласно внутренним процедурам, обмен информацией с коллегами на рабочем месте. | Завершенный курс обучения по внутреннему аудиту. Участие в трех аудитах в качестве члена группы по внутреннему аудиту. | Анализ записей по обучению. Наблюдение. Отзывы коллег. |
Документы систем менеджмента и ссылочные документы. | Умение применять подходящие части Руководства по системе менеджмента и связанные с этим процедуры. | Чтение и понимание процедур в Руководстве по системе менеджмента применительно к целям, области и критериям аудита. | Анализ записей по обучению. Тестирование, собеседование. |
Организационные ситуации. | Способность эффективно функционировать с учетом уровня культуры организации, организационных структур и структуры отчетности. | Работа в организации, по крайней мере, один год в качестве наблюдателя. | Анализ записей по работе. |
Применяемые законы, технические регламенты и другие требования. | Способность идентифицировать и понимать применение соответствующих законов и норм, относящихся к процессам, продукции и/или обязательствам по охране окружающей среды. | Полный курс обучения по законам, нормам, относящимся к деятельности и процессам, подвергающимся аудиту. | Анализ записей по обучению. |
Конкретные знания и навыки в области качества. | |||
Методы и способы, имеющие отношение к качеству. | Способность описывать внутренние методы управления качеством, умение отличать требования к испытаниям (тестированию) во время процесса производства и к заключительным испытаниям. | Полный курс обучения по применению методов управления (контроля) качества. Демонстрация на рабочем месте использования процедур испытаний во время процесса производства и при заключительных испытаниях. | Анализ записей по обучению. Наблюдение. |
Процессы и продукция, включая услуги. | Способность идентифицировать продукцию, процессы производства, технические условия и конечное пользование. | Работа при планировании производства в качестве служащего. Работа в отделе по предоставлению услуг. | Анализ записей по работе. |
Конкретные знания и навыки в области охраны окружающей среды (экологии). | |||
Методы и технологии экологического менеджмента. | Способность понимать методы для оценки деятельности в области экологического менеджмента. | Полный курс обучения по оценке деятельности в области охраны окружающей среды. | Анализ записей по обучению. |
Наука и технология в области охраны окружающей среды. | Способность понимать, как методы защиты от загрязнения и контроля выбросов (сбросов), используемые организацией, связаны со значимыми экологическими аспектами организации. | Шесть месяцев работы в области защиты от загрязнений и контроля выбросов (сбросов) на производстве с аналогичной производственной средой. | Анализ записей по работе. |
Технический и экологический аспекты деятельности. | Умение оценивать воздействие условий производства организации на окружающую среду (например, материалы, их взаимодействие друг с другом и потенциальное воздействие на окружающую среду в случае их утечки или выброса). Умение оценивать процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации в случае инцидентов, связанных с окружающей средой. | Полный курс внутреннего обучения по хранению материалов, их смешиванию, использованию, утилизации и их воздействию на окружающую среду. Полный курс обучения по плану действий при чрезвычайных ситуациях в качестве члена группы чрезвычайного реагирования. | Анализ записей по обучению, содержанию курса и результатов. Анализ обучения и записей по работе. |
Аттестация экспертов в ООО «Русский Регистр».
При Центральном органе Системы создана и функционирует комиссия по аттестации экспертов. Председатель комиссии — руководитель Центрального органа Системы, президент ООО «Русскии Регистр». Заместитель председателя — начальник службы аттестации экспертов ООО «Русскии Регистр» .
Перечень основных требований к экспертам (аудиторам). Основные требования, предъявляемые в ООО «Русском Регистре» к экспертам (аудиторам), соответствуют требованиям ГОСТ Р ИСО 19 011−2003 по следующим критериям:
- · независимость эксперта (аудитора);
- · образование и специальные знания;
- · опыт работы;
- · личные качества.
Кроме того, включают специфические требования:
- · Эксперт (аудитор) должен иметь законченное высшее образование, специальную теоретическую подготовку (в области его компетенции) и соответствовать квалификационным требованиям ООО «Русского Регистра». В исключительных случаях по решению Центрального органа Системы для аттестации в качестве эксперта (аудитора) может быть допущен специалист, имеющий высшее образование.
- · Объем специальной теоретической подготовки (переподготовки или повышения квалификации) экспертов (аудиторов) определяется утверждаемыми Центральным органом Системы учебными программами и учебно-тематическими планами.
Эксперт (аудитор):
- 1. должен знать:
- · правовые, теоретические, организационные и экономические основы оценки соответствия;
- · принципы и методы оценки соответствия;
- · методы обеспечения качества, в том числе, статистические;
- · принципы, процедуры и методы проверки (аудита);
- · нормативные документы, на соответствие которым проводится оценка соответствия;
- · требования международных, национальных стандартов и руководящих (нормативных) документов ООО «Русский Регистр» к органам по сертификации, порядку и процедурам проведения работ по оценке соответствия (в области его компетенции);
- · основы метрологического обеспечения;
- · свои обязанности, ответственность и полномочия;
- 2. должен уметь:
- · провести экспертизу документов, представленных заявителем, и принять по ним решение;
- · провести проверку (аудит) и, при выявлении несоответствий, оформить протоколы регистрации несоответствий (отчет-листки по выявленным несоответствиям);
- · подготовить обоснованные выводы и предложения по результатам проверки (аудита);
- · оценить результативность проведения корректирующих действий;
- · подготовить предложения в отчет (акт) по результатам проверки (аудита);
- · провести ИК.
Главный эксперт (аудитор), эксперт (аудитор) высшей квалификационной категории в части организации и проведения работ должен дополнительно уметь:
- · осуществлять подбор экспертов (аудиторов) и технических специалистов в соответствии с необходимой для проведения конкретных работ квалификацией и областью компетенции;
- · рационально и эффективно планировать проверку (аудит);
- · организовывать работу и руководить группой экспертов (аудиторов), участвующих в проверке (аудите);
- · осуществлять взаимодействие с руководством проверяемой организации;
- · предупреждать и разрешать конфликты;
- · принимать решения по классификации несоответствий;
- · обеспечивать руководство работой эксперта (аудитора) — стажера;
- · составлять отчеты по результатам проверки (аудита).
Эксперт (аудитор) должен иметь:
- · общий стаж работы по специальности (или в области оценки соответствия) не менее четырех лет и только в ООО «Русском Регистре» (за исключением окончивших ВУЗ по специальностям «Метрология, стандартизация и сертификация», «Стандартизация и сертификация»);
- · стаж работы в области качества (СУОС (СЭМ), СУОТ) не менее двух лет (за исключением окончивших ВУЗ по специальностям «Метрология, стандартизация и сертификация», «Стандартизация и сертификация»). Под работами в области качества понимаются работы в области разработки и производства продукции, управления технологическими процессами, контроля и испытаний, менеджмента качества, стандартизации, метрологического обеспечения. В конкретной ситуации по решению ЦО перечень этих может быть расширен;
- · опыт работы в качестве эксперта (аудитора) — стажера в соответствии с заявляемой областью специализации, участие не менее чем в трех проверках (аудитах) в год.
Эксперт (аудитор) высшей квалификационной категории должен иметь:
- · стаж работы экспертом (аудитором) не менее 4 лет;
- · опыт работы в качестве эксперта (аудитора) в 20 проверках (аудитах) различных объектов сертификации, проводимых с целью выдачи Сертификата соответствия ООО «Русского Регистра».
- · Кандидат в эксперты (аудиторы) высшей квалификационной категории за период деятельности в качестве эксперта (аудитора) не должен иметь случаев нарушения требований нормативных правовых документов, руководящих (нормативных) документов Руского Регистра и Кодекса профессиональной этики эксперта (аудитора) ООО «Руского Регистра», а также нареканий (взысканий) со стороны ОС или ЦО.
- · Эксперт (аудитор) Русского Регистра обязан заботиться о поддержании своей компетентности и повышении квалификации. С этой целью эксперт (аудитор) должен:
- · регулярно участвовать в проверках (аудитах), не менее четырех раз в год;
- · самостоятельно (путем дистанционного, заочного обучения (поддержания компетенции), а также получения информации с соответствующего веб — сайта и т. д.) поддерживать знания требований руководящих (нормативных) документов Русского Регистра, стандартов в области качества, а также порядка и правил проведения работ по сертификации на требуемом в Русском Регистре уровне;
- · систематически повышать свою квалификацию путем участия в семинарах, конференциях, практикумах и т. п.; проходить переподготовку или повышение квалификации в ЦПЭ;
- · не реже двух раз в 3 года, если в течение каждого года участвовал четырех или более проверках (аудитах)
- · не реже одного раза в год, если в течение этого года участвовал не более чем в трех проверках (аудитах).