Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность понятия «агробизнес»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успех дела во многом связан с ценами на товары и услуги. При прочих равных условиях прибыль предпринимателя будет тем больше, чем выше цена продаваемого им на рынке товара. В интересах предпринимателя продать товар подороже, если это только не скажется отрицательно на объеме продаж и выручке в целом. Основной ориентир при установлении цены — собственные издержки продавца на получение товара… Читать ещё >

Сущность понятия «агробизнес» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема развития и регулирования агробизнеса на современном этапе

Понадобились годы экономических реформ, детальное изучение опыта развитых стран, чтобы понять: бизнес — это дело, без которого невозможен прогресс, особенно в аграрной сфере.

Предпринимательство может обеспечить реализацию основной цели — получение устойчивого и оптимального размера дохода, если основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, координация, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри хозяйствующих структур, адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует менеджмента инноваций и риска.

Бизнес часто определяют как деятельность, направленную на извлечение дохода, прибыли. Однако добиться получения прибыли совсем непросто, для этого от предпринимателя требуются личные деловые качества, инициатива, поиск, высокий уровень самостоятельности и ответственности, знание правовых, экономических и финансовых основ рыночной экономики.

В реальной практике бизнесмену надо выбрать сферу коммерческой или предпринимательской деятельности; произвести конкурентоспособный товар; изучить рынок сбыта; обеспечить сохранность товара, транспортировку его на место продажи, надлежащую рекламу для привлечения покупателя; уплатить налоги, осуществить все необходимые расчеты с партнерами.

Как известно, существуют три главных фактора производства: земля, труд, каптал. Английский по происхождению и американский по месту работы экономист Иозеф Шумпетер выделил в качестве четвертого фактора производства предпринимательство. Говоря о предпринимательстве как о факторе производственной, экономической деятельности, имеют в виду предпринимательские способности, предприимчивость, предпринимательскую активность участников экономической деятельности. Это в известном смысле качество второго фактора, то есть труда, трудовых ресурсов. Но предпринимательство можно считать и самостоятельным фактором с той точки зрения, что оно представляет собой движущую силу, способную активизировать, усиливать действие трех основных факторов.

Бизнес — чрезвычайно многогранный вид экономической деятельности, охватывающий практически все сферы экономики. Наиболее сложным и общественно необходимым является производственный бизнес, включая и аграрный. Не будь производственного бизнеса, торговый бизнес потерял бы материальную, вещественную основу, осталась бы только возможность торговать импортными товарами. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения, обмена, сопутствует ему. Ведь производимые товары надо продавать, обменивать на деньги или другие товары. Торговый бизнес, выявляющий спрос на товары, возбуждает производственный.

Торговым называют предпринимательство, связанное с куплей-продажей товаров, товарообменными, товарно-денежными операциями. Коммерция в узком смысле слова — это торговля, а коммерсант — человек, занятый торговлей. Основная формула торговой сделки: «товар — деньги» при продаже и «деньги — товар» при покупке. Торговля охватывает и так называемые бартерные (товарообменные) сделки, осуществляемые по формуле: «товар — товар».

Особый вид торгового бизнеса представляет финансовое предпринимательство. Его следует выделить в качестве самостоятельной формы, так как объектом купли-продажи в этом случае является весьма специфический товар — деньги, иностранная валюта, ценные бумаги. Естественно, что при этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя это тоже финансовая сделка.

Финансовое предпринимательство как никакое другое нуждается в хорошо поставленной информации, в обеспечении вычислительной и организационной техникой. За все предприниматель должен платить. При проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг (в кредит), а через определенное время получает большую сумму на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен особое внимание уделять проверке финансовой состоятельности покупателя, установить гаранта, который поручается за него.

Все виды предпринимательства тесно связаны между собой: за производственным предпринимательством обычно следует торговое; производство и продажа неразрывны с финансовыми операциями. Иногда даже в одном предпринимателе сочетаются производственник, торговец, финансист.

Схема проведения отдельных операций примерно следующая: идея, формирование замысла, планирование бизнеса, заключение сделки, ресурсы для осуществления сделки, получение продукции, ее реализация, полученный доход, прибыль.

После того как выбрана наиболее рациональная, эффективная форма ведения предпринимательской деятельности, предстоит зарегистрировать создаваемое предприятие (фирму). Для этого в первую очередь следует подготовить учредительные документы, они представляют по существу проект будущего предприятия.

Право государственной регистрации организации (независимо от ее организационо0правовой формы) принадлежит специальным органам в составе муниципальных властей, именуемым иногда регистрационными палатами.

Для регистрации учредитель представляет пакет документов: личное заявление, устав организации, решение о ее создании или договор учредителей, свидетельство об уплате государственной пошлины.

После этого организация начинает функционировать как полноправный хозяйственный агент, товаропроизводитель, приобретает права юридического лица (в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством).

После регистрации необходимо:

открыть расчетный счет в банке и сделать положенный взнос в уставный капитал фирмы;

изготовить фирменную печать;

зарегистрироваться в налоговых органах и Пенсионном фонде.

Какими бы материальными, денежными и трудовыми ресурсами ни обладала предпринимательская фирма, ей не обойтись без взаимодействия с другими организациями. Кстати, индивидуальный предприниматель без контакта с другими бизнесменами тоже вряд ли способен провести выгодную бизнес — операцию.

Успех дела во многом связан с ценами на товары и услуги. При прочих равных условиях прибыль предпринимателя будет тем больше, чем выше цена продаваемого им на рынке товара. В интересах предпринимателя продать товар подороже, если это только не скажется отрицательно на объеме продаж и выручке в целом. Основной ориентир при установлении цены — собственные издержки продавца на получение товара, включая расходы при продаже. В любом случае предприниматель должен исходить из формулы цены: «себестоимость плюс прибыль» и одновременно ориентироваться на увеличение суммарной прибыли за счет роста объема продаж. Обычно чем ниже цена, тем выше объем продаж. Но так как выручка — это произведение объема продаж на цену единицы товара, то приходится искать оптимальное соотношение. Исходя из практики ряда коммерческих структур и предпринимателей для определения оптимальных рыночных цен соблюдают следующую очередность действий: постановка задач по ценообразованию, определение спроса, оценка издержек производства, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.

Рекомендуется использовать следующие методы расчета рыночной цены:

средние издержки плюс прибыль;

на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

на основе уникальности предлагаемого товара;

с учетом регулирующей роли государства в области ценообразования. Эта роль проявляется в установлении различных дотаций к ценам в целях стимулирования выпуска нужной продукции или обеспечения социальной защищенности населения, использовании особой формы налогообложения.

Доходность, рентабельность бизнеса зависят от многих факторов. Это прежде всего знания конъюнктуры рынка, применение новейших технологий, наличие своевременного финансового и ресурсного обеспечения, формы и методы сбыта продукции и т. д. Оптимального сочетания перечисленных факторов можно достичь только благодаря планированию предпринимательской деятельности.

Опыт многих преуспевающих компаний свидетельствует, что в условиях рыночной конкуренции планирование — важнейшее условие выживаемости, экономического роста и процветания фирм.

Применяются стратегическое, долгои краткосрочное, а также текущее планирование. Каждый из перечисленных видов планирования имеет свою методологию, формы и методы увязки и расчета показателей.

Планирование предпринимательской деятельности — это еще и важнейшее условие снижения хозяйственного риска. Планирование должно быть непрерывным, касаться как отдельной сделки, так и нескольких, связанных друг с другом.

План осуществления предпринимательской деятельности (проект) в целях получения прибыли называют бизнес — планом. Бизнес — план представляет собой документ, в котором описаны все новые аспекты предпринимательской деятельности, проанализированы главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, определены основные способы их решения.

В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности (объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т. п.) состав и структура бизнес — плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Чаще всего в нем присутствуют следующие разделы: цели и задачи бизнеса, основные показатели, характеристика товара и услуг, анализ и оценка конъюнктуры рынка, объем продаж, ресурсное обеспечение сделки и ее эффективность.

В числе основных сводных показателей эффективности — уровень прибыли и рентабельность. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффективность (получение новых научных результатов). Здесь же целесообразно проанализировать долговременные последствия предпринимательской сделки.

Сочетание оптимальных издержек производства с высоким качеством продукции и ценовой политикой фирмы обеспечивает высокую результативность бизнеса.

Важнейшими направлениями повышения уровня рентабельности предпринимательской деятельности являются: научно-технический прогресс, снижение издержек производства, рациональное использование основных производственных фондов, совершенствование рыночной структуры фирмы, оптимальная инвестиционная, инновационная и ценовая политика, качество продукции, научное обеспечение бизнеса, усиление государственной поддержки.

Государственная поддержка должна быть направлена на:

введение

упрощенной системы налогообложения;

создание условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недогруженных основных фондов;

концентрацию ресурсов на формирование в малом бизнесе высокотехнологического товаропроизводящего и инновационного секторов экономики;

развитие кооперации малого предпринимательства с крупным производством;

создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение для этих целей иностранных кредиторов.

Неотъемлемой частью современной рыночной системы хозяйствования следует считать малое предпринимательство (МП).

Серьезными препятствиями в становлении и развитии предпринимательской деятельности являются сложность доступа к финансово-кредитным ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий. Все это существенно снижает предпринимательскую активность населения, не стимулирует развитие малых производств.

Устранению или хотя бы существенному ограничению влияния всех негативных факторов будут способствовать:

во-первых, эффективная государственная политика и оказание поддержки малому предпринимательству;

во-вторых, разработка региональной программы поддержки и развития малого бизнеса;

в-третьих, содействие организации и проведению региональных и муниципальных выставок и ярмарок продукции, работ и услуг субъектов малого предпринимательства;

в-четвертых, создание эффективной системы научного обеспечения процесса развития предпринимательства.

Мировой опыт свидетельствует, что государственное регулирование экономических процессов в аграрном секторе — обязательный компонент современной политики, причем вмешательство государства имеет решающее значение, определяющее развитие экономики сельского хозяйства и смежных отраслей. Например, в середине 1990;х годов уровень государственного регулирования в США составлял 38%, в Японии 35, в ФРГ, Великобритании, Италии и Норвегии свыше 65%. Необходимость государственного регулирования экономики отмечалась многими видными отечественными экономистами (Л.И.Абалкин, А. Г. Аганбегян, С. С Шаталин и др.). 5, с.20].

В условиях рынка сельское хозяйство не может на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Его особое положение связано с природными факторами, пространственной рассредоточенностью, производством жизненно важных видов продукции, сырья и продовольствия, что предопределяет специфику использования всех рычагов рыночного механизма. Здесь нужны меры государственного экономического регулирования и поддержки вплоть до прямых вне ценовых субсидий и дотаций. Принцип протекционизма в аграрной сфере необходим и в кредитно-финансовой политике, исключающей поддержку хозяйств — банкротов. На данном этапе аграрной реформы подходы могут быть селективными, причем не только в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка нужна и новым формам крупных коллективных хозяйств — агрофирмам, акционерным обществам, кооперативам, предприятиям холдингового типа.

В ценовой политике, в целом ориентированной на свободное ценообразование, регулирующее функции государства состоит в создании условий для обеспечения доходности производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, эквивалентности в межотраслевых экономических отношениях, формировании равных условий конкуренции с зарубежными производителями.

В условиях рыночной экономики цена на продукцию — это наиболее концентрированное отражение рыночной конъюнктуры, процесс ее формирования весьма сложен и определяется рядом факторов, включая производственные затраты, выбранный сегмент рынка, жизненный цикл и характер товара, потенциальные объемы предложения и спроса, кредитно-денежную и социальную политику, степень монополизации рынка, условия организации товародвижения, изменения конъюнктуры мировых рынков.

При общей ориентации на свободное ценообразование, ликвидацию ножниц цен можно пойти по пути установления предельных уровней цен для монопольных товаропроизводителей, особенно 1 и 3 сфер АПК. Поскольку монопольные амбиции могут развиваться и у сельскохозяйственных производителей, регулируемые цены можно распространить на всю монопольную систему предприятий и организаций АПК с постепенным отпуском цен по мере установления рыночного равновесия. Дотирование отдельных видов продукции сельского хозяйства целесообразно заменить возмещением затрат, достижением необходимой средней рентабельности непосредственно через цены. Неценовые субсидии поддержки могут применяться как исключение, прежде всего под специальные программы. Практически все развитые страны осуществляют регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. Они изначально ориентировались на обеспечение определенного уровня доходов и накоплений в сельском хозяйстве, а изменение соотношения цен на отдельные виды продукции стимулировало структурные преобразования в сельскохозяйственном производстве в зависимости от конъюнктуры рынка или национальных интересов.

В области кредитно-финансового регулирования целесообразно льготное кредитование с относительно высоким уровнем государственной поддержки, обеспечивающее доступ к льготным кредитным ресурсам и учитывающее специфику сельского хозяйства. Поскольку существующая система льгот создает дополнительную напряженность государственного бюджета, нужны существенные коррективы в отношении субъектов льготного кредитования, выравнивание условий предоставления кредита при общем курсе на сокращение и ликвидацию льгот. А это возможно лишь с одновременным упорядочением систем ценового и налогового регулирования.

Не менее важная часть формирования национальной кредитно-финансовой системы обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей — сельская кредитная кооперация. Фермеры США, например, через кредитную кооперацию получают до 40% долгосрочных и до 20% краткосрочных ссуд, в ФРГ — соответственно 45 и 24%, а в Финляндии только краткосрочные ссуды составляют более 50%. В зарубежных кооперативных банках процентные ставки по кредитам в 2−3 раза ниже, чем в коммерческих, то есть не выше 4−6% годовых. 5, с.22].

Актуальная, но во многом дискуссионная проблема — бюджетное финансирование аграрного сектора. Об актуальности ее свидетельствуют постоянные дебаты в парламенте, органах исполнительной власти в связи с формированием и использованием расходной части государственного бюджета.

Принцип аграрного протекционизма имеет два аспекта. Внутриэкономический аспект касается взаимоотношений сельского хозяйства с другими отраслями. Низкий уровень концентрации производства в нем, относительная независимость 3 сферы АПК и отсутствие возможности выбора партнеров диктуют необходимость «защиты» сельского хозяйства. Степень этой защиты при либерализации цен должна быть выше, чем в других отраслях. Внешнеэкономический аспект относится к экспорту и импорту сельскохозяйственных товаров. Закупка за рубежом продукции сельского хозяйства, даже более высокого качества, в условиях кризиса сбыта оказывает негативное влияние на финансовое состояние сельскохозяйственных производителей.

Обязательным закупкам для создания государственного продовольственного фонда можно придать характер жесткого налогового изъятия. Однако объемы обязательных налоговых изъятий не должны превышать разумного максимума, который по ориентировочным подсчетам составляет не более 10−15% объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции. 5, c.23].

Еще один важнейший принцип государственного регулирования, приобретающий особое значение в условиях кризисной переходной экономики, — сочетание экономических и социальных целей. Регулирование, ориентирующееся на решение только экономических задач, как показывает практика, обостряет социальную ситуацию. Успех возможен, если меры государственного регулирования учитывают сложившиеся ценностные ориентации населения, модели поведения различных его групп, социально-психологические и национальные особенности. В этой связи важная форма активного воздействия государства на развитие аграрного сектора — программное регулирование.

Программы макроэкономического характера регулируют и прогнозируют важнейшие пропорции отрасли и экономики в целом. Они воздействуют на экономические условия внутри отрасли и затрагивают непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При реализации принципа программного регулирования необходимо учитывать ряд требований, в том числе взаимодополняемость механизмов регулирования. Важное значение имеет гибкое сочетание добровольности и обязательности участия в программах. В условиях переходной экономики принцип обязательности может и должен использоваться более широко, что особенно относится к предприятиям государственного сектора, к производителям, обладающим монопольным положением на рынке АПК. Важны региональные программы и программы восстановления почвенного плодородия, охраны окружающей среды.

Особое значение в переходный период имеет государственное регулирование социальной сферы. Развитие социальной сферы села может осуществляться в рамках социальных программ на базе прямой государственной поддержки, включая льготы по кредитованию. Особенно важны такие программы для обезлюдивших деревень и сел. Отслеживая реакции населения на предлагаемые меры по проведению реформы, пониманию степени заинтересованности различных социальных групп в ней поможет социологический мониторинг.

Принципиально важна способность государственной системы регулирования адаптироваться к изменениям общеэкономической ситуации. Вместе с тем нужна определенная стабильность экономических регуляторов на заранее установленный период.

Учитывая, что в переходных условиях управление сельским хозяйством, другими отраслями агропромышленной системы осуществляется преимущественно экономическими, а не административными методами, с упором на децентрализацию, целесообразно создание рыночных управленческих структур. В зарубежной практике это следующие структуры.

Специализированные государственные органы: Министерство сельского хозяйства и его территориальные управления, консультативные советы, комитеты и комиссии в рамках министерства, в том числе по регулированию сельскохозяйственных структур, и др.

Смешанные, «полугосударственные» органы (типа межхозяйственных закупочных объединений).

Сельскохозяйственные организации профессионального характера.

Представительные органы кооперативного самоуправления.

Коренное преобразование системы органов государственного управления предполагает полное освобождение их от хозяйственных функций. Министерство сельского хозяйства из регулирующего административными методами органа превращается в орган прогнозирования, разработки программы, информирования, консультирования, контроля, страхования, кредитования, сервисного обслуживания, подготовки специалистов. В задачи этого органа входит установление правил по стандартизации различных видов продукции, контролю за качеством продовольствия, обеспечению государственными кредитами, установлению государственных надбавок к ценам на различные виды продукции, правил торговли, ведению земельного кадастра, рациональному природопользованию.

Смешанные органы могут быть как отраслевого, так и межотраслевого характера, в из состав наряду с государственными служащими могут входить представители сельскохозяйственных предприятий, перерабатывающей промышленности, торговли, кооперативов, профессиональных организаций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой