Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение общих принципов управления в бухгалтерском учете (системный подход, экономико-математические методы и т. д.) значительно расширяют исследовательский аппарат бухгалтерского учета, позволяют точно и быстро изучать процессы, происходящие на предприятии. III уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность… Читать ещё >

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация бухгалтерского учета в РФ базируется на ряде общих принципов:

  • 1. Государственное регулирование;
  • 2. Широкие права предприятия;
  • 3. Общие принципы управления.

Государственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется Правительством РФ, Министерством финансов РФ и другими ведомствами. Оно заключается в разработке общих принципов организации и ведения бухгалтерского учета, состава, содержания отчетности предприятий и организаций.

Применение общих принципов управления в бухгалтерском учете (системный подход, экономико-математические методы и т. д.) значительно расширяют исследовательский аппарат бухгалтерского учета, позволяют точно и быстро изучать процессы, происходящие на предприятии.

Бухгалтерский учет в Российской Федерации отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах.

Бухгалтерский учет Российской Федерации регламентируется 4-х уровневой системой документов:

I уровень системы документов — законодательные акты. В них отражаются обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Основу системы документов первого уровня составляет Закон о бухгалтерском учете и указы, Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

II уровень — документы содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ).

III уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета на предприятиях. Разрабатываются на базе документов I и II уровней и не должны им противоречить.

К III уровню относится План счетов бухгалтерского учета.

IV уровень — совокупность документов предприятия, раскрывающих учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются на основе документов I, II, III уровней.

К ним относят рабочий план счетов, формы первичных документов, учетные регистры.

I уровень.

Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129 ФЗ (изменения и дополнения от 23.07.98 г. № 123 ФЗ). Состоит из 4-х глав, 19 статей.

Глава I. Общие положения.

В главе дается определение бухгалтерского учета, его объектов, указываются основные задачи бухгалтерского учета, указываются уровни регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Статьи 6 и 7 содержат принципы организации бухгалтерского учета в организациях.

Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация.

В данной главе рассматриваются основные требования к ведению бухгалтерского учета, к бухгалтерской документации, к учетным регистрам.

В статье 11 отражены принципы оценки имущества и обязательств предприятия, производимой для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Статья 12 содержит основные требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств.

Глава III. Бухгалтерская отчетность.

В данной главе определяется состав бухгалтерской отчетности, а также адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности.

В главе III содержится информация о публичной отчетности.

Глава IV. Заключительные положения.

В этой главе определяется ответственность за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учете.

«Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34 Н с изменениями от 30.12.1999 г. № 107 Н, от 24.03.2000 г. № 31 Н.

Настоящее Положение разработано на основании федерального закона о бухгалтерском учете.

Состоит из VI разделов.

I раздел содержит общие положения, рассматривается понятие бухгалтерского учета, его задачи и объекты на основе закона «О бухгалтерском учете».

II раздел содержит основные правила ведения бухгалтерского учета, рассматриваются требования к ведению бухгалтерского учета, а именно:

  • — документирование хозяйственных операций;
  • — регистры бухгалтерского учета;
  • — оценка имущества и обязательств;
  • — инвентаризация имущества и обязательств.

III раздел — основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

Содержит основные требования и правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

IV раздел — порядок представления бухгалтерской отчетности.

V раздел — основные правила сводной бухгалтерской отчетности.

VI раздел — хранение документов бухгалтерского учета.

II уровень.

Национальные стандарты (положения) по ведению бухгалтерского учета.

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Данное положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций.

Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета (способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документального оборота, инвентаризация, применения счетов бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета, обработка информации и т. д.).

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета.

Изменения учетной политики организации могут производиться в случаях:

  • — изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • — разработки организаций новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • — существенные изменения условий деятельности.

Изменение должно быть обоснованным, вводится с 1 января года, следующего за годом его утверждения.

Учетная политика подлежит обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство».

Положение введено в действие с 1 января 1995 года. Данное положение устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных операций у застройщиков и у подрядчиков.

Положение касается только договоров подряда на капитальное строительство.

ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Положение отражает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций.

Доходы — это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников.

Не признаются доходами организации поступления:

  • — сумма НДС, акцизов, налога с продаж и аналогичных обязательств;
  • — задаток, залог;
  • — погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы делятся на:

  • а) доходы от обычных видов деятельности;
  • б) операционные доходы;
  • в) внереализационные доходы.

В ПБУ дается расшифровка по каждому виду доходов.

ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Положение отражает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.

Расходы организации — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Не признается расходами организации выбытие активов:

  • — в связи с приобретением внеоборотных активов;
  • — вклады в уставные капиталы, приобретение акций акционерных обществ;
  • — перечисление средств, связанное с благотворительностью.

Расходы делятся на:

  • — расходы по обычным видам деятельности;
  • — операционные расходы.
  • — внереализационные расходы.

В ПБУ дается расшифровка по каждому виду расходов.

ПБУ 11/2000 «Информация об аффелированных лицах».

Аффелированные лица — это юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц.

Лицо признается аффелированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ (Закон об акционерных обществах).

Аффелированные лица обязаны в письменной форме уведомить акционерное общество о принадлежащих им акциях с указанием их количества и категорий не позднее 10 дней с даты приобретения акций.

Если в результате непредставления по вине аффелированных лиц указанной информации или несвоевременного представления этой информации, обществу причинен имущественный ущерб, то аффелированные лица несут ответственность в размере причиненного ущерба.

Общество обязано вести учет его аффелированных лиц и представлять отчетность по ним.

Операции с аффелированными лицами:

  • 1. Приобретение и продажа товаров, работ, услуг;
  • 2. Приобретение и продажа основных средств и других активов.
  • 3. Аренда имущества;
  • 4. Передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  • 5. Финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных капиталах других организаций.
  • 6. Предоставление и получение гарантий и залогов.

Положение ограничивает круг информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Раскрытию подлежит информация, когда контролируется или оказывается значительное влияние на организацию, подготавливающую бухгалтерскую отчетность другой организацией или физическим лицом.

Контроль — это прямое или косвенное владение более чем 50% акций компании, имеющих право голоса.

Значительное влияние — это участие в принятии решений в сфере финансовой и оперативной политики компании без права контроля за этой политикой.

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

Настоящее ПБУ применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности, если у этой организации есть дочерние и завис. общества, или учредительными документами объединений, созданных на добровольных началах, на нее возложено составление сводной отчетности.

Настоящее положение может не применяться субъектами МП.

Цель ПБУ: обеспеченность заинтересованных пользователей информацией, позволяющей оценить деятельность организации, перспективы ее развития, подверженные рискам и получению прибыли.

Различают:

  • 1) информацию по сегменту — это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности;
  • 2) информацию по операционному сегменту — это информация, раскрывающая деятельность предприятия по производству определенного товара, услуги, работы, которая подвержена рискам и получению прибыли;
  • 3) информация по географическому сегменту. Она раскрывает часть деятельности организации по производству товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе деятельности этой организации;
  • 4) информация по отчетному сегменту. Это информация по операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской или сводной отчетности;
  • 5) информация о доходах сегмента. Это информация о выручке, полученной от продажи определенных товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе;
  • 6) информация о расходах сегмента. Это информация о расходах, полученных от продажи определенных товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе;
  • 7) информация о финансовом результате сегмента, т. е. прибыль, полученная от продажи определенных товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе;
  • 8) информация об активах. Это информация о тех активах, которые используются для производства определенных товаров, работ, услуг;
  • 9) информация об обязательствах сегмента. Это информация об обязательствах, которые возникают при производстве определенных товаров, работ, услуг.

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Установленные правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов.

Государственная помощь, предоставляется в форме: субсидий, субвенций, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей).

Бюджетные средства подразделяются на:

  • — средства финансирования капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством и приобретением иным путем внеоборотных активов;
  • — средства на финансирования текущих расходов.

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах коммерческих организаций, находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

В Положении дается определение и критерии отнесения объектов учета к нематериальным активам.

В ПБУ 14/2000 отражена оценка нематериальных активов, порядок и способы начисления амортизации, порядок списания нематериальных активов.

В Положении рассматривается учет операций, связанных с предоставлением права на использование нематериальных активов и раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 15/2001 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Настоящее ПБУ не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа.

Положение включает разделы: общие положения; порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным обязательствам; состав и порядок признания затрат по займам и кредитам; раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

В приложении к положению приводится порядок расчета средневзвешенной ставки затрат по займам и кредитам и сумм, подлежащих включению в первоначальную стоимость инвестиционных активов.

Учетная система в РФ регулируется государственными органами:

  • — Государственная Дума РФ принимает федеральные законы, регулирующие систему бухгалтерского учета в целом. В составе Государственной Думы функционирует экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике;
  • — Правительство РФ принимает постановления, регламентирующие финансовые вопросы предпринимательства, которые затрагивают порядок ведения и организации бухгалтерского учета;
  • — Министерство Финансов проводит организационно-методологическую работу по совершенствованию бухгалтерского учета, т. е. утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету, обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ;
  • — Министерство Экономики участвует в координации работ по внедрению международных стандартов;
  • — Министерство Налогов осуществляет контроль выполнения инструктивных материалов бухгалтерского учета, определяет объем и сроки представления отчетности;
  • — Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг устанавливает требования по бухгалтерскому учету для профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов;
  • — Государственный комитет по статистике разрабатывает типовые формы учетной документации, а также согласовывает материалы подготавливаемые Министерством Финансов России, принимает участие во внедрении международных стандартов;
  • — Банк России издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности в кредитных организациях;
  • — Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте России разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности;
  • — Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности координирует работы по реформированию бухгалтерского учета;
  • — Методологический совет формируется из представителей государственных и общественных органов и участвует в разработке важнейших документов в области бухгалтерского учета.

Организации, влияющие на развитие бухгалтерского учета:

1. Институт профессиональных бухгалтеров России.

Это профессиональная организация бухгалтеров проводит аттестацию профессиональных бухгалтеров.

2. Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» — независимая общественная профессиональная организация, объединяющая бухгалтеров и аудиторов, готовит проекты документов по проблемам бухгалтерского учета и аудита.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой