Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учет выбытия основных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется в порядке, изложенном выше. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной… Читать ещё >

Учет выбытия основных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Основной задачей бухгалтерского учета основных средств при их выбытии является достоверное определение результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия основных средств.

Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

Учет выбытия основных средств при их списании. Первичными документами, подтверждающими списание основных средств, являются акты о списании объекта основных средств, о списании автотранспортных средств, о списании групп объектов основных средств (формы Ма ОС-4, № ОС-4а, № ОС-46).

Акт на списание объекта основных средств оформляется комиссией и утверждается руководителем организации.

Одним из основных способов выбытия основных средств является их списание в случае физического или морального износа.

Как правило, списанию подлежат только полностью непригодные основные средства, которые невозможно восстановить или их восстановление экономически нецелесообразно (неэффективно), а также когда они не могут быть реализованы или переданы другим организациям.

При отражении операций по списанию объекта основных средств в результате ликвидации организация должна выявить и отразить в учете финансовый результат от ликвидации объекта.

Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов. Другими словами, в бухгалтерском учете предметы, полученные при списании объектов 'основных средств, на счета учета списания основных средств не относятся, а отражаются по дебету счета учета материалов (счет 10) в корреспонденции со счетами учета прибылей и убытков (субсчет 91−1 «Прочие доходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

Операции по любому выбытию основных средств, как и операции, отражающие поступление основных средств в организацию, должны отражаться на счете 01 «Основные средства».

Для учета выбытия (списания) основных средств предусматривается использование субсчета «Выбытие основных средств». Условно примем, что поступающие в организацию объекты основных средств учитываются на субсчете 01−1 «Основные средства организации», а их выбытие учитывается на субсчете 01−2 «Выбытие основных средств».

При выбытии основных средств в дебет субсчета 01−2 списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств в корреспонденции с субсчетом 01−1, а в кредит субсчета 01−2 списывается сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации (счет 02).

По окончании процедуры выбытия основного средства его остаточная стоимость, выявленная на субсчете 01−2 «Выбытие основных средств», списывается дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91−2 «Прочие расходы») в качестве операционных расходов.

Другие расходы, связанные с выбытием объекта основных средств (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и т. п.), учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91−2 «Прочие расходы») в качестве операционных расходов.

Указанные расходы могут предварительно аккумулироваться на счете учета затрат вспомогательного производства (счет 23).

Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91−2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 91−1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно списывается с субсчета 91−9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки», на котором формируется конечный финансовый результат от деятельности организации.

Списание основных средств с баланса организации может также осуществляться при их выбытии в связи с чрезвычайными обстоятельствами (из-за аварии, пожара, стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций).

Формирование финансового результата по основным средствам, утраченным в связи с чрезвычайными обстоятельствами, осуществляется непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки».

Суммы потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному страхованию и обеспечению и др.

Учет операций по приобретению и списанию основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно. С 1 января 2002 года установлено, что для целей бухгалтерского и налогового учета приобретенные объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т. п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере’передачи их в производство или эксплуатацию.

В целях обеспечения сохранности таких объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Согласно ПБУ 6/01 приобретенные книги, брошюры и т. п. издания относятся к категории объектов основных средств, которые разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Данная норма применима к организациям, имеющим библиотечные фонды.

Для организаций, не имеющих библиотечные фонды, если приобретаемая литература по бухгалтерскому учету, аудиту, экономике, финансам, праву и др. в виде учебников, словарей, законодательных сборников, статистических сборников, различных энциклопедий и т. п. является средством для выполнения или обслуживания производственного процесса, то затраты по ее приобретению относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Такое пояснение следует из Письма Министерства по налогам и сборам РФ от 19.07.2001 г. № ВГ-6−02/559@, согласованного с Министерством финансов РФ.

Учет выбытия основных средств при их продаже. Первичными документами, подтверждающими продажу основных средств, являются:

  • — акт о приеме-передаче объекта основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а или № ОС-16) с приложением договора купли-продажи;
  • — счет-фактура на проданный объект основных средств;
  • — документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с реализацией основных средств;
  • — платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.

На основании указанных выше актов при продаже основных средств бухгалтерия организации вносит соответствующие записи в инвентарные карточки (книги) учета объектов основных средств.

При продаже организацией объекта основных средств цена продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Объекты основных средств, как правило, должны продаваться по рыночным ценам с учетом их физического состояния.

Поступления от продажи объектов основных средств относятся к операционным доходам и отражаются по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91−1 «Прочие доходы»).

Учет выбытия объектов основных средств в результате их продажи отражается на субсчете 01−2 «Выбытие основных средств».

В дебет субсчета 01−2 переносится первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего объекта основных средств, а в кредит — сумма начисленной амортизации за полезного использования в организации данного объекта.

По окончании процедуры выбытия объекта основных средств его остаточная стоимость, выявленная на субсчете «Выбытие основных средств» списывается на счет 91 Прочие доходы и расходы" (субсчет 91−2 «Прочие расходы»).

На этом же счете выявляется финансовый результат от продажи объекта основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91−9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Оплата за объект основных средств, полученная от покупателя, отражается в учете по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств, в том числе при их продаже, подлежат зачислению на счет прибылей и убытков (счет 91) в качестве операционных доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Учет выбытия основных средств при их передаче в счет вклада в уставный капитал. В соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 вклады (в том числе основными средствами) в уставные (складочные) капиталы других организаций не признаются расходами организации.

Передача объектов основных средств в уставный капитал другой организации представляет собой один из видов финансовых вложений организации, рассчитанных на получение доходов от долевого участия в виде дивидендов.

Первичными документами, подтверждающими передачу объектов основных средств в уставный капитал другой организации, являются:

  • — решение общего собрания учредителей и учредительный договор, в которых отражается денежная оценка объектов основных средств, вносимых учредителями в счет вклада в уставный капитал; .
  • — документы (счета и счёта-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с передачей объектов основных средств в счет вклада в уставный капитал другой организации;
  • — платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.

Учет финансовых вложений организации в уставные капиталы других организаций осуществляется на субсчете 58−1 «Паи и акции» счета 58 «Финансовые вложения».

Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п. 8 ПБУ 19/02 финансовые вложения должны приниматься к учету по первоначальной стоимости.

В соответствии с п. 14. ПБУ 19/02 первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

В случае передачи в счет вклада основных средств под этой стоимостью понимается их первоначальная или остаточная стоимость, отраженная в бухгалтерском учете.

В соответствии с главой 25 НК РФ расходы передающей организации, в том числе в виде вклада в уставный капитал другой организации, относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Для целей налогового учета при передаче имущества в уставный капитал вклад передающей стороны должен оцениваться по стоимости имущества, учтенного в налоговом учете передающей стороны.

При этом передаваемые в качестве вклада в уставный капитал основные средства в целях налогообложения должны учитываться по их остаточной стоимости, которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны. В этой же оценке учитывается имущество в налоговом учете у получающей стороны, стоимость которого должна быть подтверждена документально.

Поскольку передача имущества в счет вклада в уставный капитал не признается для целей бухгалтерского учета расходами, то остаточная стоимость имущества при такой передаче может списываться со счетов учета имущества непосредственно в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», минуя счет 91 «Прочие доходы и расходы». Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств задолженность по вкладу в уставный капитал отражается по дебету счета 58 «Финансовые зложения» (субсчет 58−1) в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на величину остаточной стоимости передаваемого объекта основных средств.

Предоставление вклада, т. е. непосредственная передача объекта основных средств в счет вклада в уставный капитал в размере его остаточной стоимости, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 01 «Основные средства».

Для учета выбытия объектов основных средств, в том числе при их передаче в счет вклада в уставный капитал другой организации, также используется субсчет 01−2 «Выбытие основных средств». В дебет субсчета 01−2 «Выбытие основных средств» переносится первоначальная стоимость передаваемого объекта основных средств, а в кредит — сумма накопленной амортизации.

Учет выбытия основных средств при их безвозмездной передаче. Первичными документами, подтверждающими выбытие основных средств при их безвозмездной передаче, являются:

Первичными документами, подтверждающими выбытие объектов основных средств при их безвозмездной передаче, являются:

  • — акты о приеме-передаче объектов основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1 а или №ОС-16) с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта;
  • — счет-фактура на безвозмездно переданный объект основных средств;
  • — документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта основных средств;
  • — платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.

При безвозмездной передаче имущества цена реализации основных средств равна нулю и у организации будет возникать убыток от такой сделки даже при отсутствии возможных расходов, связанных с безвозмездной передачей основных средств.

Безвозмездная передача основных средств другим организациям и лицам признаете их реализацией на безвозмездной основе и поэтому такая передача должна отражаться через счета реализации.

В связи с этим бухгалтерские проводки, отражающие операции по безвозмездной передаче основных средств, практически аналогичны проводкам, отражающим продажу основных средств. Основное отличие состоит в том, что цена реализации при безвозмездно, передаче объектов основных средств равна нулю.

Для учета выбытия объектов основных средств при их безвозмездной передаче также используется субсчет 01−2 «Выбытие основных средств».

В дебет субсчета 01−2 переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации.

Выбытие основных средств в ООО «НКХП» происходит в различных случаях, основными из которых являются:

  • — списание основных средств из-за морального и физического износа;
  • — ликвидация основных средств при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  • — продажа (реализация) основных средств;
  • — передача основных средств в обмен на другое имущество;
  • — недостача и порча основных средств, выявленные при проведении инвентаризации;
  • — частичная ликвидация основных средств при выполнении работ по реконструкции и др.

Определение непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможность или неэффективность его восстановления, а также оформление документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) осуществляет постоянно действующая комиссия созданная приказом руководителя. В ее состав входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер), зам. руководителя, главный инженер, главный технолог и др. Для участия в работе комиссии приглашаются представители соответствующих инспекций.

В компетенцию комиссии входит:

  • — осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
  • — установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);
  • — выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  • — возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка, исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
  • — составление акта на списание основных средств.

Решение комиссии о списании объекта основных средств оформляется актами соответствующей формы: на списание объекта основных средств (прил. 7), на списание зданий и сооружений, на списание машин, оборудования и транспортных средств, на списание производственного и хозяйственного инвентаря.

В данных актах отражается первоначальная стоимость объекта, сумма износа на момент выбытия, указываются выводы и решения комиссии по вопросам, входящим в ее компетенцию, и т. п. Акты утверждаются руководителем предприятия. На основании оформленного акта на списание основных средств в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта.

Продажа, безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица, совершаемая по договору мены, оформляется актом (накладной) приемо-передачи основных.

Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется в порядке, изложенном выше. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета сериалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.

В 2008 году основные фонды в ООО «НКХП» выбывали по причине списания. Выбыло всего основных фондов на сумму 48 тыс. руб. Из них на 6 тыс. руб. здания, на сумму 32 тыс. руб. сооружения, на сумму 10 тыс. руб. машины и оборудование.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой