Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методологические аспекты бухгалтерского учета и контроля субъектов малого бизнеса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К недостаткам правового регулирования финансирования и кредитования малого бизнеса можно отнести и разрозненность нормативных актов, относящихся к различным отраслям и подотраслям права. В частности, нормами гражданского законодательства регулируются такие формы финансирования и кредитования как банковское и коммерческое кредитование, факторинг, франчайзинг, лизинг. Бюджетное законодательство… Читать ещё >

Методологические аспекты бухгалтерского учета и контроля субъектов малого бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Законодательно-нормативное регулирование субъектов малого бизнеса

Основными законодательно — нормативными актами, регулирующими деятельность субъектов малого бизнеса, являются:

Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.).

Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.).

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.).

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.).

Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.).

Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (с изм. и доп. 13 июля 2004 г.).

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1).

Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» .

Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Пункт 3.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44Н) Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ ПБУ 4/99» .

Может создаться впечатление, что законодательные акты изобилуют всяческими преимуществами для малых предприятий. На самом же деле действующее законодательство далеко от того, чтобы способствовать реализации экономической инициативы граждан. Несовершенно налоговое законодательство, усложнены учет и отчетность субъектов малого предпринимательства, не отлажены механизмы финансово-имущественной поддержки, большинство правовых норм носит декларативный характер.

Одной из наиболее важных проблем в сфере малого предпринимательства является отсутствие эффективного законодательства. Правовая база по малому бизнесу на сегодняшний день недостаточна. В Гражданском кодексе нет даже упоминания о малых предприятиях.

Одним из первых законов в сфере малого предпринимательства — Закон РФ от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Данный Закон является первым законом в сфере малого предпринимательства России. Ранее малое предпринимательство регулировалось, в основном, постановлениями Правительства, которые часто сменялись и противоречили друг другу. К тому же, данные акты регулировали отдельные вопросы в сфере малого бизнеса.

Тем не менее, этот Закон не является надежной правовой базой для поддержки малого предпринимательства по целому ряду причин.

Во-первых, он был принят в 1995 г. и, естественно, уже не в полной мере отвечает потребностям малого предпринимательства. Многие специалисты отмечают, что он безнадежно устарел.

Во-вторых, многие, если не большинство, нормы Закона носят так называемый рамочный, или отсылочный характер. Они не имеют прямого действия, образуя лишь правовую основу для разработки особых законодательных и иных нормативно-правовых актов. В частности, в Законе нередко встречаются фразы о том, что те или иные вопросы регулируются «в порядке, установленном действующим законодательством». Поэтому для реализации норм Закона органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, и в силу этого предпринимателям, особенно начинающим, трудно в них разобраться, а тем более руководствоваться ими.

В-третьих, Закон противоречит ряду законодательных актов. В частности, Бюджетному, Налоговому, Гражданскому кодексам.

Исходя из вышесказанного, совсем неудивительно, что семнадцать из двадцати трех статей Закона фактически не применяются.

В результате такого положения добиться соответствия между названием акта и предметом его регулирования практически невозможно. Законопроекты «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», как и ныне действующий Закон, направлены на регулирование достаточно широкого круга отношений в сфере малого предпринимательства, в то время как название ограничивает их правовое регулирование только рамками государственной поддержки малого бизнеса. В частности, в преамбуле Закона N 88 сказано: «Настоящий Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства». Однако из содержания закона совершенно ясно, что предмет его регулирования не сводится к указанному в преамбуле.

Исходя из вышесказанного, очевидна необходимость принятия базового закона в сфере малого бизнеса, например, Закона «О малом предпринимательстве в РФ», который регулировал бы общие вопросы в этой сфере и предусматривал издание специальных актов по отдельным вопросам в области малого бизнеса, в том числе и акт «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» .

Одними из наиболее важных вопросов в сфере малого бизнеса, нуждающихся в специальном правовом регулировании, являются вопросы его финансирования и кредитования.

В Законе РФ от 14.06.1995 N 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» финансирование субъектов малого бизнеса фактически сводится к предоставлению им льготных кредитов, беспроцентных ссуд и краткосрочных займов. А субъектами, осуществляющими кредитование, указываются лишь кредитные организации и общества взаимного кредитования.

К недостаткам правового регулирования финансирования и кредитования малого бизнеса можно отнести и разрозненность нормативных актов, относящихся к различным отраслям и подотраслям права. В частности, нормами гражданского законодательства регулируются такие формы финансирования и кредитования как банковское и коммерческое кредитование, факторинг, франчайзинг, лизинг. Бюджетное законодательство регулирует предоставление субсидий, субвенций, бюджетного кредита. Налоговым законодательством регулируется предоставление налоговых кредитов.

Существует еще целый ряд нормативных актов, регламентирующих вопросы финансирования и кредитования. Однако почти все эти акты не учитывают специфику малого предпринимательства.

С учетом изложенного, недостатки законодательства о финансировании и кредитовании малого предпринимательства во всех отраслях экономики можно свести к трем основным проблемам:

  • -недостаточность правового регулирования;
  • -разрозненность нормативных актов;
  • -отсутствие учета специфики малого предпринимательства в нормативных актах.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой