Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стороны коллективных переговоров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для профсоюзного комитета при проведении коллективных переговоров важно иметь информацию о собственнике (собственниках) предприятия, о том, в каких объединениях работодателей состоит работодатель и присоединился ли он к Отраслевому тарифному соглашению. Если не присоединился, то профкому необходимо познакомиться с мотивированным письменным отказом, которое работодатель должен был направить… Читать ещё >

Стороны коллективных переговоров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ч. 1 ст. 29 ТК РФ представителями интересов работников в социальном партнерстве могут быть только профессиональные союзы, их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК. Это общее положение, определяющее представителей интересов работников для всех форм и уровней социального партнерства.

На уровне организации интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Разделительный союз «или» формально исключает существование одновременно профсоюзного и иного представительства. Приоритет отдается профсоюзному представительству, так как согласно ТК РФ (ст. 31) иные представители работников могут появиться в организации только при отсутствии в этой организации первичной профсоюзной организации или при наличии в организации профсоюза, объединяющего менее половины работников. Коль скоро законодатель не признает самостоятельного субъекта — трудовой коллектив, то и иное представительство получает право на существование только при отсутствии «представительного профсоюза». При соблюдении указанного условия иные представители работников должны избираться на общем собрании (конференции) работников организации путем тайного голосования.

Первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. При этом позиции первичной профсоюзной организации значительно укрепляются, когда она является структурной частью соответствующего общероссийского профсоюза, представляющего интересы работников на всех уровнях социального партнерства.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений на всех уровнях, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Таким образом, представительство работников на более высоком уровне, чем организация, могут осуществлять только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

В соответствии со ст. 33 ТК на локальном уровне при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем, представителями работодателя — юридического лица являются руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица, в соответствии с ТК и другими нормативными правовыми актами, перечисленными в ч. 1 ст. 33 ТК.

При проведении коллективных переговоров на более высоком уровне социального партнерства по вопросам заключения или изменения соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ч. 2 ст. 33 ТК).

Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений.

В случаях, когда в качестве работодателей выступают федеральные государственные учреждения, государственные учреждения субъектов РФ, муниципальные учреждения и другие организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, то их представителями в отношениях социального партнерства на указанном уровне являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Они правомочны участвовать в осуществлении всех форм социального партнерства, предусмотренных в ст. 27 ТК, в частности, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, осуществлении контроля за выполнением соглашения, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности.

Сегодня нередко встречается практика управления предприятием исполнительной дирекцией, права которой ограничиваются собственником. Прежде чем обращаться к руководству предприятия с инициативой о начале переговоров, необходимо убедиться, имеет ли оно право их вести. Документом, который может подтвердить наличие такого права, являются учредительные документы: устав, учредительный договор, а также решение учредителя (акционеров) о назначении руководителя организации, и соответствующий приказ, уполномочивающий персонально конкретное лицо представлять работодателя в коллективных переговорах. Поэтому, если у профсоюзного комитета имеются сомнения в полномочности руководителя вести коллективные переговоры, следует письменно запросить собственника, учредителя или орган управления акционерного общества о подтверждении таких полномочий.

Для профсоюзного комитета при проведении коллективных переговоров важно иметь информацию о собственнике (собственниках) предприятия, о том, в каких объединениях работодателей состоит работодатель и присоединился ли он к Отраслевому тарифному соглашению. Если не присоединился, то профкому необходимо познакомиться с мотивированным письменным отказом, которое работодатель должен был направить руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В настоящее время этим органом является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. При этом надо помнить, что в соответствии с Трудовым кодексом (ст. 48 ТК РФ), к указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с профсоюзным комитетом. Иначе говоря, без ведома профсоюзного комитета работодатель не может отказаться от отраслевого соглашения, а профсоюзный комитет должен в свою очередь зафиксировать в протоколе консультаций свое мнение о необходимости присоединения к соглашению.

Государство как участник социального партнерства в правовом механизме социального партнерства властными функциями не наделяется. Партнерство предполагает равенство прав его участников, и это необходимо подчеркнуть. К особым функциям государства в системе социального партнерства можно отнести три основные функции:

  • — координация совместных действий социальных партнеров;
  • — примирение сторон путем содействия урегулированию конфликтов;
  • — защита общественных интересов.

В сфере социально-трудовых отношений работники и работодатели имеют свои собственные интересы, которые далеко не всегда совпадают. Создают они и свои организационные структуры в виде предпринимательских и профессиональных союзов, которые позволяют общими усилиями отстаивать корпоративные интересы. Во взаимодействии этих структур роль посредника или координатора между ними берет на себя государство.

Вторая функция — примирение сторон — вытекает из первой и рассчитана на конфликтные ситуации.

И последняя функция государства — защита общественных интересов. Ее суть заключается в том, что государство как участник социального партнерства имеет свой собственный интерес в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений. В рамках социального партнерства не только важно взаимопонимание между союзами работодателей и работников, но и необходимо, чтобы обе стороны учитывали интересы общества, всеобщее благо или, как чаще говорим, — государственные интересы.

Государство как участник социального партнерства выступает в двух ролях одновременно, но в лице различных органов-представителей. Речь идет о государстве-работодателе и государстве — социальном партнере, носителе общественных интересов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой