Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия
Структура рынка вагоноремонтной продукции тесно связана со спросом отдельных отраслей промышленности на услуги железнодорожного транспорта. В 2000;х годах объем производства грузовых вагонов в России устойчиво увеличивался (за исключением 2006 г., в котором был зафиксирован незначительный спад). В результате, в 2011 г. в России было произведено около 44 тыс. грузовых вагонов, т. е. на 60% больше… Читать ещё >
Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При проведении анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия одним из основных этапов анализа является оценка экономических показателей предприятия. Такая оценка проводится при определении целесообразности осуществления капитальных вложений в расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Такой анализ позволяет оценить возможную доходность и сроки возврата инвестируемых средств, а также выявить наиболее значимые по финансовым последствиям производственно-хозяйственные и организационные мероприятия.
Структура рынка вагоноремонтной продукции тесно связана со спросом отдельных отраслей промышленности на услуги железнодорожного транспорта. В 2000;х годах объем производства грузовых вагонов в России устойчиво увеличивался (за исключением 2006 г., в котором был зафиксирован незначительный спад). В результате, в 2011 г. в России было произведено около 44 тыс. грузовых вагонов, т. е. на 60% больше, чем в 2006 г.
По состоянию на конец 20 011 г., в России было 34 предприятия, которые производили и ремонтировали грузовые вагоны. ОАО «Саранский ВРЗ» входит в тройку крупнейших производителей, на долю которых приходится около 75% рынка, в тои числе доля Эмитента составляет 20%. Как и большая часть крупных вагоноремонтных предприятий, ОАО «Саранский ВРЗ» является градообразующим.
Основными факторами, определявшими, в рассматриваемом периоде, развитие как вагоноремонтной отрасли в целом, так и ОАО «Саранский ВРЗ» являлись:
- — увеличение грузоперевозок на фоне значительного уровня физического и морального износа действующего подвижного и тяглового состава ОАО «РЖД» и его дочерних компаний;
- — структура производства грузовых вагонов была тесно связана со спросом отдельных отраслей промышленности на услуги железнодорожного транспорта.
До 2008 г. большая часть ремонта грузовых вагонов приходилась на специализированные типы, в особенности на вагоны-цистерны, что было связано с развитием нефтяной отрасли. Начиная с 2008 г., более половины рынка заняли универсальные полувагоны, которые обслуживают более широкий круг отраслей. В 2008;2009 гг. в России начато производство новых типов вагонов, которые ранее импортировались, в частности, автомобилевозов и хопперов-цементовозов. В 2010;2011 гг. спрос на специализированные типы вагонов значительно снизился, в то время как спрос на полувагоны сохранялся на уровне предыдущих лет, а на вагоны-цистерны-резко возрос;
- — стабильное превышение спроса над предложением в 2010 — 2011 гг. в связи с длительным циклом строительства производственных мощностей и дефицитом крупного вагонного литья;
- — рост цен на металл и изделия из него, в связи с чем доля материальных затрат в себестоимости вагона превысила 20%;
- — снижение экспорта российских грузовых вагонов в связи с дефицитом на внутреннем рынке.
Основным направлением деятельности Общества является строительство и капитальный ремонт нефтебензиновых и других специализированных вагонов-цистерн.
В номенклатуре вагоноремонтной продукции более 50 моделей грузовых вагонов. Производятся и ремонтируются железнодорожные цистерны повышенной грузоподъемности, контейнеры-цистерны, полувагоны, фитинговые платформы, вагоны-хопперы, автомобилевозы. Ведутся работы по освоению новых моделей грузовых вагонов. Другими видами изготавливаемой продукции являются газовое оборудование и оборудование для нефтегазовой и других отраслей промышленности. Производственные мощности ОАО «Саранский ВРЗ» в течении 1−2 месяцев могут быть реорганизованы для выпуска вагонов других типов.
Особое внимание на ОАО «Саранский ВРЗ» уделяется состоянию производственно-технической базы, поскольку очевидно, что создание конкурентоспособных изделий и снижение затрат по их производству невозможно без исправного и современного оборудования.
В соответствии с утвержденным бюджетом ОАО «Саранский ВРЗ» была определена следующая производственная программа (Приложение Б).
Таблица 1.1 — выполнение производственной программы за 2011 год.
Наименование. | план. | факт. | отклонение. | % факт/плану. |
Капитальный ремонт парка ДЗО ОАО «РЖД». | 130,24. | |||
Капитальный ремонт парка ОАО «ПГК». | — 819. | 39,33. | ||
Капитальный ремонт парка ОАО «ВГК». | 539,33. | |||
Ремонт приватных вагонов. | — 805. | 19,50. | ||
Вагоностроение. | — 235. | 24,19. | ||
Всего по ремонту подвижного состава. | — 541. | 81,72. |
Основными видом деятельности Саранского ВРЗ, является оказание услуг по ремонту и строительству подвижного состава.
Ключевыми заказчиками Саранского ВРЗ являются ДЗО ОАО «РЖД»: ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Вторая грузовая компания», операторские компании и промышленные предприятия — собственники подвижного состава.
Бюджетом производства Саранского ВРЗ за 2011 год планировалось выпустить (с учетом строительства нового подвижного состава):
2 960 единиц подвижного состава всех видов собственности Фактически выпущено 2 419 единиц (за аналогичный период прошлого года 1 921 единица).
За 2011 год в общей сложности из ремонта выпущено 2 149 единиц подвижного состава собственности ДЗО ОАО «РЖД» (ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК») при плане по бюджету 1 650 единиц, выполнение бюджета составило 130,2%. (за аналогичный период прошлого года 1 094 единицы или 196,4%.
В соответствие с заключенными договорами с ДЗО ОАО «РЖД» ежемесячные объемы по ремонту и типу подвижного состава определяются по заявкам заказчиков.
За отчетный период Обществом выпущено 195 единиц приватных вагонов. Построено 75 единиц нового подвижного состава (вагоны-цистерны модели 15−011−02 и рамы платформ для вагонов цистерн).
За отчетный период с использованием давальческой комплектации были изготовлены и реализованы запасные части для грузовых вагонов на общую сумму 31 411 тысяч рублей.
Фактическая загрузка мощностей в приведенных единицах за 2011 год составляет 82,0%.
В ближайшие годы ожидается постепенное усиление конкуренции во всех сегментах рынка (но особенно в сегменте капитального ремонта цистерн). Для завоевания и удержания стабильных рыночных позиций ведущая роль отводится повышению конкурентных преимуществ в ценовом и технологическом аспектах.
Анализ текущего положения Саранского ВРЗ выявил следующие сильные и слабые стороны завода, а также возможности и риски его развития.
Таблица 1.2 — SWOT-анализ текущего положения завода.
Сильные стороны. | Слабые стороны. |
— выгодное географическое положение (за-вод расположен в европейской части России, на стыке двух нефтеналивных дорог — Куйбышевской ж. д. и Горьковской ж. д.); |
|
| — не налажены устойчивые взаимоотношения со сторонними заказчиками; |
Возможности. | Риски. |
Продолжение таблицы 1.2. | |
— проведение модернизации производства без потери объема заказов ДЗО ОАО «РЖД». | — активизация вагоностроительных предприятий может привести к перераспределению структуры рынка в части смещения потребности в сторону закупки новых вагонов. |
Проведенный SWOT-анализ показывает, что повышение конкурентоспособности Саранского ВРЗ и реализация существующих возможностей осуществимы лишь в случае проведения модернизации производства и оптимизации управления деятельностью завода в сфере коммерческой работы.
Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что основой маркетинговой стратегии Саранского ВРЗ как дочернего общества ОАО «РЖД» будет являться активизация деятельности по привлечению клиентов на рынке в условиях конкурентного рынка.
Основным заказчиком услуг по ремонту вагонов является дочернее общество ОАО «РЖД» ОАО «Первая грузовая компания», Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов — филиал ОАО «РЖД» и ОАО «Вторая грузовая компания». Также, на Саранском ВРЗ, обслуживаются заказы промышленных предприятий, и компаний-операторов, грузовые вагоны которых курсируют по сети железных дорог Российской Федерации.
Рисунок 1.1 — Динамика выпуска из ремонта подвижного состава за 2008;2011 годы.
Деятельность Саранского вагоноремонтного завода за период 2008 — 2011 годы охарактеризована динамическим ростом объемов выпуска из ремонта, ростом товарной продукции, и производительности труда и загрузки производственных мощностей.
Рост выпуска из ремонта подвижного состава (в физических единицах) за 2008 год по отношению к 2007 году составляет 128,5%. В 2009 году произошло снижение объемов ремонта в связи с влиянием мирового экономического кризиса. Объем ремонта в 2009 году составил 66,6% по отношению к 2008 году. В 2010 году рост объема ремонта к 2009 году в физических единицах составил 110,72%, а к докризисному 2008 году — 73,91%. В 2011 году рост объемов в физических единицах к 2010 году составил 125,9%.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Саранский ВРЗ» за 2010;2011 гг. отражены в Приложении В и представлены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 — Экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Саранский ВРЗ».
Показатели. | 2010 г. | 2011 г. | 2011 в % к 2010 г. |
1. Выручка от реализации продукции, тыс. р. | 132,96. | ||
2. Себестоимость произведенной продукции, тыс. р. | 136,19. | ||
3. Прибыль от продаж (убыток), тыс. р. | 42,55. | ||
4. Рентабельность продаж, %. | 3,56. | 1,11. | 31,25. |
5. Чистая прибыль (убыток), тыс. р. | — 15 361. | — 111,54. | |
6. Производительность труда, тыс. р./чел. | 892,6. | 128,82. | |
7. Среднесписочная численность работников, чел. | 128,82. | ||
8. Средняя заработная плата, р. | 119,54. |
Из таблицы 1 видно, что ОАО «Саранский ВРЗ» по результатам работы за 2011 г. произошло уменьшение объёмов производства промышленной продукции по сравнению с 2010 г. — в 1,32 раза.
В стоимостном выражении увеличение объема промышленной продукции в 2011 г. относительно соответствующего периода 2010 г. составило 349 009 тыс. р.
Прибыль от продаж продукции, к сожалению, уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 19 728 тыс. р. или в 42,55 раза.
ОАО «Саранский ВРЗ» завершило 2011 г. с отрицательным финансовым результатом по сравнению с 2010 г. Чистая прибыль 2011 г. составила -15 361 тыс. р. Такая ситуация сложилась в результате уменьшения рентабельности продукции в 31,25 раз.
По результатам работы за 2011 г. себестоимость произведенной продукции выросла в 136,19 раз, а так же в 2011 г. По сравнению с 2010 выросла и производительность труда в 128,82 раза.
Соотношение темпов увеличения затрат и объемов производства за отчетный год составило:
- — темп увеличения объемов производств — 132,96%
- — себестоимости — 136,19%
Рост себестоимости продукции объясняется тем, что значительно увеличился объём реализации низкорентабельной продукции.
Кроме того, для того, чтобы не потерять существующие рынки сбыта, предприятие было вынуждено проводить гибкую ценовую политику: при разработке цен на выпускаемую продукцию учитывался уровень цен на аналогичную продукцию у конкурирующих предприятий.
Основные средства по состоянию на 31.12.2011 г. составляют 464 587 тыс. руб. За отчетный период поступление основных средства составило 20 116 тыс. руб., выбыли основные средства на сумму 2 551 тыс. руб.
Структура основных средств в 2009;2011 гг. представлена в таблице 1.4.
Таблица 1.4 — Структура основных средств.
Группы основных средств. | Остаточная стоимость на 31.12.2010, тыс. руб. | % в составе основных средств. | Остаточная стоимость на 31.12.2011, тыс. руб. | % в составе основных средств. |
Земельные участки. | 7,2. | 7,4. | ||
Здания. | 61,2. | 62,3. | ||
Сооружения и передаточные устройства. | 11,0. | 10,3. | ||
Машины и оборудование. | 18,4. | 18,2. | ||
Транспортные средства. | 1,9. | 1,5. | ||
Продолжение таблицы 1.4. | ||||
Инвентарь. | 0,1. | 0,1. | ||
Прочие основные фонды. | 0,2. | 0,2. | ||
Итого. | 100,0. | 100,0. |
Размер незавершенного строительства в отчетном периоде снизился на 5,75 и составил 23 461 тыс. руб.
По состоянию на 31 декабря 2011 г. основные средства Общества изношены на:
- — Здания — 9,74%,
- — Сооружения и передаточные устройства — 35,70%,
- — Машины и оборудования — 54,87%,
- — Транспортные средства — 66,08%,
- — Инвентарь — 93,92%,
- — Прочие основные фонды — 47,01%.
За 2011 год основные средства Общества обновлены на:
- — Машины и оборудования — на 8,61%,
- — Сооружения и передаточные устройства — на 1,38%,
- — Транспортные средства — на 2,30%
За отчетный период основные средства уменьшились на 2,93% и составили 90,67% от запланированного показателя.
Таким образом, на основании анализа производственной и финансовой деятельности ОАО «Саранский ВРЗ» можно определить определенные трудности в деятельности предприятия, но и заметить положительную тенденцию и возможности производственного характера по выходу из финансово-экономического кризиса.