Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практические аспекты организации работ по внутреннему аудиту СМК на предприятии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первостепенные требования к качеству содержатся в стандартах на продукцию (работу, услугу) и в требованиях потребителей. Отсюда следует, что, управление качеством должно обеспечивать уверенность в выполнении указанных требований, что предусматривает проведение контроля как процесса, так и результатов деятельности по качеству. Такое полное толкование понятия управления качеством позволяет… Читать ещё >

Практические аспекты организации работ по внутреннему аудиту СМК на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опыт совершенствования внутреннего аудита на отечественных предприятиях

Первостепенные требования к качеству содержатся в стандартах на продукцию (работу, услугу) и в требованиях потребителей. Отсюда следует, что, управление качеством должно обеспечивать уверенность в выполнении указанных требований, что предусматривает проведение контроля как процесса, так и результатов деятельности по качеству. Такое полное толкование понятия управления качеством позволяет утверждать, что эта деятельность началась вместе с началом трудовой деятельности людей на земле. Самособой разумеется, что формы и способы этого управления раньше были абсолютно иными и за многие века претерпели сильные изменения и переоценку ценностей.

Первые упоминания о стандартах в России были отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены стандартные калибры — кружала — для измерения пушечных ядер. В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволило производить их далеко от Свияжска — в Угличе. Однако этот период характерен только отдельными стандартными решениями.

Начало более широкому внедрению стандартизации в производство было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. В первом собрании законов Российской империи эпохи Петра I был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости. При постройке флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены еще 22 галеры. Это дало возможность провести постройку флота быстро и качественно. Особое внимание уделил Петр I стандартизации оружейного снаряжения. Так, в указе № 2436 от 15 февраля 1712 г. сказано: «А ружье драгунское, так и солдатское, также и пистолеты, когда будет поведено, делать одним калибером». Несомненный интерес представляет Указ Петра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста Указа ясны не только требования Государя к качеству продукции (в данном случае — ружья для армии), но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры наказания за выпуск дефектной продукции. Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, пеньки, древесины и т. д.).

Развитие промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации.

В 1860 году был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железных дорог, а в 1898 году — единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 году был выпущен единый сортамент профилей прокатной стали.

В 1900 году был принят ряд правил и норм проектирования и эксплуатации электротехнических устройств. Внедрение российских национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в дореволюционной России затруднялось из-за большого числа иностранных концессий, владельцы которых применяли, как правило, свои стандарты. Такое положение привело, в частности, к распространению в России трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической), которые затрудняли производство продукции и контроль ее качества.

Одним из первых после революции был принят декрет «О введении международной метрической системы мер и весов» (14 сентября 1918 г.). В 1925 г. создается Комитет по стандартизации, на который возлагается руководство работами по стандартизации в стране и утверждение стандартов, обязательных для всех отраслей народного хозяйства. В 1926 г. был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же году были приняты стандарты на новый сортамент стального проката, что позволило сократить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, на допуски и посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандартных общемашиностроительных деталей. Эти стандарты стали основой для овладения методами передовых зарубежных фирм, таких, как Форд, Тейлор, по контролю качества продукции на основе системы допусков и посадок. Таким образом, одной из первых форм управления качеством стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные.

Движение за улучшение качества продукции в России существовало с периода проведения индустриализации. С течением времени становилось ясно, что устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции. Факторы, влияющие на качество продукции, могут быть представлены тремя блоками:

Внутренние (внутрифирменные) обстоятельства:

  • — дисциплина;
  • — оборудование;
  • — технология;
  • — метрологическое обеспечение;
  • — испытательная база;
  • — технический контроль;
  • — организационная структура;
  • — система.

Человеческий фактор:

  • — квалификация;
  • — опыт;
  • — профессионализм;
  • — поощрения;
  • — активность и инициатива;
  • — обмен передовым опытом.

Внешние условия:

  • — требования рынка;
  • — качество поставляемого сырья, материалов, комплектующих изделий;
  • — ритмичность поставок от смежников;
  • — правовое обеспечение качества (юридическая ответственность за дефектную продукцию);
  • — необходимость оценки и подтверждения качества;
  • — инвестиции, поддержка государства;
  • — требовательность контроля и надзора;
  • — согласованность требований к составляющим продукции и производства;
  • — уровень конструкторских разработок.

Последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в отечественной практике, четко прослеживается.

В 1950;е годы получила распространение саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП). Цель системы — создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации. Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчисляется как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных ОТК. От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя. Внедрение системы БИП позволило:

  • — обеспечить строгое выполнение технологических операций;
  • — повысить персональную ответственность рабочих за качественные результаты своего труда;
  • — более эффективно использовать моральное и материальное поощрение рабочих за качество их труда;
  • — создать предпосылки для широкого развертывания движения за повышение качества продукции.

Моральное стимулирование привело к появлению званий «Мастер золотые руки», «Отличник качества» и др. Со временем изменились функции ОТК — контроль велся выборочно, а в основе стал самоконтроль. Именно последний выявил дефекты, не зависящие от рабочего, что привело к проведению среди руководства «Дней качества» и созданию постоянно действующих комиссий по качеству. На ряде предприятии процент сдачи с первого предъявления партий продукции был заменен на процент числа рабочих дней без брака от общего числа рабочих дней.

Факторы, влияющие на качество продукции (по данным конца 80-х годов): технические, организационные, социальные, экономические.

Технические:

  • — вид изготавливаемой продукции и серийность ее производства;
  • — состояние технической документации;
  • — качество технологического оборудования, оснастки, инструмента;
  • — состояние испытательного оборудования;
  • — качество средств измерения и контроля;
  • — качество исходных материалов, сырья, комплектующих изделий.

Организационные:

  • — обеспеченность материалами, сырьем и т. д.;
  • — техническое обслуживание оборудования, оснастки и т. п.;
  • — планомерность и ритмичность работы;
  • — организация работ с поставщиками;
  • — организация информационного обеспечения;
  • — научная организация труда, культура производства;
  • — организация питания и отдыха.

Экономические:

  • — форма оплаты труда и величина зарплаты;
  • — премирование за высококачественную работу и продукцию;
  • — удержание за брак;
  • — соотношение между КП, себестоимостью и ценой;
  • — организация и проведение хозрасчета.

Социальные:

  • — состояние воспитательной работы;
  • — подбор, расстановка и перемещение кадров;
  • — организация учебы и повышения квалификации;
  • — организация и проведение соцсоревнования;
  • — взаимоотношения в коллективе;
  • — жилищно-бытовые условия;
  • — организация отдыха в нерабочее время.

Классификация отечественные систем качества: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУКП, КСУКП и ЭИР, КСПЭП.

БИП (бездефектное изготовление продукции) СБТ (система бездефектного труда) КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса) КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции) КСУКП и ЭИР (Комплексная система управления качеством продукции и эффективное использование ресурсов) КСПЭП (комплексная система повышения эффективности производства) Система БИП имела ограниченную сферу действия, она распространялась только на рабочих цехов основного производства. Система работала, но принципу «есть дефект — нет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой продукции. В принципе БИП воплотилась в зарубежных программах «ноль дефектов» и сохранилась во всех отечественных. Более того, когда отмечалось десятилетие КСУКП, то она была зарегистрирована только на 30 тыс. предприятиях, а БИП к этому времени — на 60 тыс. Принцип БИП, распространенный затем на функциональные подразделения завода и цеха, на НИИ и КБ, лег в основу системы бездефектного труда — СБТ.

БИП, создана в 1955 году в Саратове. Суть системы — строгое выполнение технологических операций. Имела два критерия управления, единичный — Соответствие качества результата труда требованиям научно-технической документации и обобщенный — процент сдачи продукции с первого предъявления.

Объектами управления являлись качество труда индивидуального исполнителя и качество труда коллектива через качество труда от дельных исполнителей. Область применения — производство.

СБТ, создана в 1961 году во Львове. Суть системы — высокий уровень выполнения операций всеми работниками. Критерии управления — единичный соответствие качества результата труда установленным требованиям и обобщенный — коэффициент качества труда. Объектами управления являлись качество индивидуального исполнителя и качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей. Область применения — любая стадия жизненного цикла продукции.

КАНАРСПИ, создана в 1958 в Горьком. Суть системы — высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства. Критерием управления являлось соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям. Объектами управления являлись качество изделия и качество труда коллектива. Область применения — проектирование, технологическая подготовка производства, производство.

НОРМ, создана в 1964 году в Ярославле. Суть системы — повышение технического уровня качества изделий. Критерии управления — соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании. Объектами управления являлись качество изделия и качество труда коллектива. Область применения — весь жизненный цикл продукции.

КСУКП, создана в 1975 году во Львове. Суть системы — управление качеством на базе стандартизации. Критерием качества являлось соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники. Объектом управления были качество изделия и качество труда коллектива. Область применения — весь жизненный цикл продукции.

КСУКП и ЭИР, создана в 1980 году в Днепропетровске. Суть системы — управление качеством продукции и эффективностью производства. Критерием качества была эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества. Объектом управления — качество продукции, экономические показатели предприятия. Область применения — весь жизненный цикл продукции.

КСПЭП, создана в 1980 в Краснодаре. Суть системы — управление качеством продукции и эффективностью производства. Критерием качества была эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества. Объектом управления — качество продукции, экономические показатели предприятия. Область применения — весь жизненный цикл продукции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой