Рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками
В сложившейся ситуации можно посоветовать организовать в ООО «СервисКом» систему аналитического учета дебиторской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты; Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы… Читать ещё >
Рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
В ООО «СервисКом» к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты следующие субсчета: 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» и 60.2 «Авансы выданные». А к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» открыт следующий субсчет: 19.3 «НДС по приобретенным товаро-материальным запасам». Такой учет затрудняет работу бухгалтера, поскольку в такой ситуации достаточно сложно сразу оценить величину задолженности перед поставщиками за товары и перед подрядчиками за оказанные услуги (выполненные работы). Сверка осуществляется вручную, поскольку документооборот на предприятии небольшой, однако не стоит забывать, что предприятие динамично развивающееся, с каждым годом возрастает выручка от реализации, следовательно, увеличивается документооборот и сверка данных вручную будет отнимать много рабочего времени у бухгалтерских работников.
Оценивая данную ситуацию руководству ООО «СервисКом» можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками:
- 1. К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» изменить действующие и добавить следующие субсчета:
- — 60.1 «Расчеты с поставщиками»,
- — 60.3 «Расчеты с подрядчиками»
- — 60.4 «Неотфактурованные поставки»;
- 2. К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» добавить следующие субсчета:
- — 19.1 «НДС по приобретенным товарам»,
- — 19.2 «НДС по оказанным услугам»,
- — 19.4 «НДС по неотфактурованным поставкам».
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится. Сгруппируем для наглядности данные рекомендации в таблицу 11.
Таблица 11 — Открытие субсчетов.
Субсчета, использующиеся в настоящее время. | Субсчета, рекомендованные к применению. | Выгода от предложенных рекомендаций. |
К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: 60.1, 60.2. | К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»: 60.1, 60.2, 60.3, 60.4. | Сокращение времени обработки документов сотрудниками бухгалтерии, повышение производительности труда. |
К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»: 19.3. | К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»: 19.1, 19.2, 19.3, 19.4. | Позволяет систематизировать учет расчетов. |
Данные рекомендации позволят сделать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками более прозрачным, наладить и систематизировать систему расчетов.
Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов в бухгалтерскую службу как предполагалось ранее.
В целях повышения производительности труда и эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью рекомендуется разработать следующий учетный регистр, обобщающий информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать учетные данные в разрезе каждого контрагента (таблица 12).
Таблица 12 — Разработка учетных регистров.
Период. | Содержание операции. | Контрагент. | Дебет. | Кредит. | Сумма. |
25.09.14. | Поступление товаров. | ООО «Логас». | 41.1. | 60.1. | 56 277. |
ООО «Комус». | 41.1. | 60.1. | 15 250. | ||
НДС. | ООО «Логас». | 19.3. | 60.1. | 10 129. | |
ООО «Комус». | 19.3. | 60.1. | 2 745. | ||
27.09.14. | Поступление материалов. | ООО «Компакт». | 10.1. | 60.1. | 5 789. |
НДС. | ООО «Компакт». | 19.3. | 60.1. | 1 042. | |
28.09.14. | Оказание услуг. | ЗАО «Востокмонтаж». | 60.1. | 10 100. | |
НДС. | ЗАО «Востокмонтаж». | 19.3. | 60.1. | 1 818. | |
Итого: | 103 150 рублей, в том числе НДС 15 734 рублей. |
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.
В ООО «СервисКом» используются формы учетных регистров, приведенные в компьютерной программе «1С: Бухгалтерия», но их бывает недостаточно для качественной и оперативной обработки данных.
На основе разработанного регистра бухгалтеру будет наглядно представлено, какие операции и когда были произведены с конкретным контрагентом за определенное число, а также позволит оценить реальную задолженность предприятия за период.
Регистры бухгалтерского учета являются коммерческой тайной, поэтому для сохранности данных первичных документов и регистров бухгалтерского учета рекомендуется разработать порядок хранения первичных документов и учетных регистров.
Порядок хранения первичных документов и учетных регистров заключается в том, что первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах.
Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия. Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия работникам других структурных подразделений предприятия, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по письменному распоряжению главного бухгалтера.
Для совершенствования системы внутреннего контроля рекомендуются следующие мероприятия:
- — создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью расчетов с поставщиками и подрядчиками, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;
- — необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Ввести систему документооборота, как данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов поставщиков и подрядчиков. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам — сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения;
- — постоянно следить за соотношением расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
- — в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать в ООО «СервисКом» систему аналитического учета дебиторской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;
- — на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты.
Таким образом, введение предложенных мероприятий позволит делать меньше ошибок в работе и ускорит ее процесс.