Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Создание резерва по сомнительным долгам бухгалтерского учета и налогового учета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для целей налогового учета порядок создания резерва по сомнительным долгам и определения его величины четко установлен законодательством (п. 3 ст.266 НК РФ). В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить только сам факт создания резерва, поскольку это является правом налогоплательщика, применяющего метод начисления. При этом решение о создании или об отказе от создания резерва… Читать ещё >

Создание резерва по сомнительным долгам бухгалтерского учета и налогового учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва. Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации. Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования.

Резерв по сомнительным долгам:

В бухгалтерском учете — обязанность организации, независимо от применяемой системы налогообложения.

В налоговом учете — право налогоплательщика, использующего метод начисления.

Основание формирование резерва:

В бухгалтерском учете — обязательного требования поведения предварительной инвентаризации дебиторской задолженности не установлено.

В налоговом учете — резерв формируется на основании результатов инвентаризации дебиторской задолженности.

Сроки создания (корректировки) резерва в течение года:

В бухгалтерском учете — ежемесячно, ежеквартально, или на последующую дату отчетного периода.

В налоговом учете — ежемесячно или ежеквартально в зависимости от выбранного порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете.

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:

  • § Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • § Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • § Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете.

Для целей налогового учета порядок создания резерва по сомнительным долгам и определения его величины четко установлен законодательством (п. 3 ст.266 НК РФ). В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить только сам факт создания резерва, поскольку это является правом налогоплательщика, применяющего метод начисления. При этом решение о создании или об отказе от создания резерва по сомнительным долгам должно приниматься до начала года и изменению в течение года оно не подлежит.

Размер отчислений в резерв определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от периода просрочки.

Срок возникновения сомнительного долга.

Процент отчислений в резерв от суммы сомнительного долга.

Более 90 календарных дней.

От 45 до 90 календарных дней (включительно).

Менее 45 календарных дней.

Следует учитывать, что в налоговом учете существует ограничение максимальной суммы резерва — она не должна превышать 10% выручки того периода, за который создается резерв. При этом организация по своему усмотрению может установить меньший предельный размер отчислений в резерв.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой