Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Государственная аграрная политика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из основных причин такого положения стало неблагоприятное соотношение цен реализации сельскохозяйственной продукции и промышленной продукции, поставляемой отрасли. По расчетам Росстата, цены производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию в декабре 2008 г. выросли по сравнению с декабрем 2007 г. лишь на 2,5%. При этом на продукцию растениеводства они снизились на 2,6… Читать ещё >

Введение. Государственная аграрная политика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственная аграрная политика направлена на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Основными целями государственной аграрной политики являются:

  • 1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
  • 2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
  • 3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
  • 4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
  • 5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
  • 6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

В соответствии с целями в Государственной программе определены ее основные задачи, в том числе:

создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и улучшения жилищных условий, повышение обеспечения сельского населения питьевой водой и природным газом;

улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства на основе сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения, участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства;

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет расширения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам и повышения удельного веса застрахованных посевных площадей;

совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в условиях сглаживания сезонных колебаний цен, повышения доли российских продовольственных товаров в розничной торговле этими товарами.

Таблица 1 — Выполнение основных показателей, характеризующих реализацию Государственной программы в 2008 году

Основные показатели.

Предусмотрено.

Фактически.

Выполнение, %, п.п.

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), %.

103,8.

110,8.

7,0.

2. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), %.

104,8.

103,4.

— 1,4.

3. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), %.

102,9.

117,6.

14,7.

4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, %.

115,0.

97,5.

— 17,5.

5. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности (на члена хозяйства в месяц), руб.

7085,0.

7752,1.

109,4.

6. Доля российского производства в формировании ресурсов,%:

мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо).

61,1.

60,8.

— 0,3.

молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко).

78,3.

77,8.

— 0,5.

7. Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях, %:

тракторы комбайны зерноуборочные комбайны кормоуборочные.

  • 5,2
  • 7,4
  • 11,8
  • 5,4
  • 8,9
  • 11,9
  • 0,2
  • 1,5
  • 0,1

8. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади, л.с.

134,0.

145,3*.

108,5.

9. Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий, %.

104,8.

113,0.

8,2.

В 2008 году в сельском хозяйстве страны был достигнут наиболее высокий за все последние годы рост производства продукции — 110,8%, что на 7 процентных пунктов больше целевого показателя Государственной программы. При этом основной прирост производства сельскохозяйственной продукции был обеспечен сельскохозяйственными организациями (рис. 1.).

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактических ценах), %.

Рисунок 1. — Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактических ценах), %.

Увеличение производства продукции сельского хозяйства обусловлено главным образом ростом продукции растениеводства и в первую очередь рекордным валовым сбором зерна. Основной прирост продукции растениеводства получен за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур, уровень которой был наиболее высоким за все предыдущие годы (рис. 2).

Урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га.

Рисунок 2 — Урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га.

В 2008 году произошли определенные позитивные изменения в обеспечении сельского хозяйства тракторами, зерноуборочными и кормоуборочными комбайнами. Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства приобрели 23,9 тыс. тракторов против 16,7 тыс. в 2007 году, зерноуборочных комбайнов — соответственно 9,6 и 6,2 тыс., кормоуборочных комбайнов — 3,2 и 1,6 тыс. На условиях лизинговых поставок хозяйства через ОАО «Росагролизинг» получили тракторов, зерноуборочных комбайнов и комплексов машин для ресурсосберегающих технологий на 13,7 млрд руб. Целевые показатели по обновлению техники в сельскохозяйственных организациях оказались выше предусмотренных Государственной программой. Так, коэффициент обновления по тракторам был выше целевого показателя на 0,2 п.п., зерноуборочным комбайнам — на 1,5 п.п., кормоуборочным комбайнам — на 0,1 процентных пункта. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций в расчете на 100 га посевной площади в 2008 году составила 145,3 л.с. против предусмотренных Государственной программой 134 л.с., что выше на 8,4%. Это способствовало увеличению производства сельскохозяйственной продукции, росту производительности труда.

Несмотря на высокие темпы роста сельскохозяйственной продукции, экономические показатели отрасли не улучшились. Прибыль сельскохозяйственных организаций, по данным бухгалтерской отчетности Минсельхоза России, составила 117,4 млрд руб., или лишь на 11,6 млрд руб. больше, чем в 2007 году, а рентабельность их деятельности снизилась с 17,2 до 15,3%. Существенно возросла закредитованность хозяйств.

Одной из основных причин такого положения стало неблагоприятное соотношение цен реализации сельскохозяйственной продукции и промышленной продукции, поставляемой отрасли. По расчетам Росстата, цены производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию в декабре 2008 г. выросли по сравнению с декабрем 2007 г. лишь на 2,5%. При этом на продукцию растениеводства они снизились на 2,6%, а на продукцию животноводства повысились на 6,1%. Вместе с тем цены производителей на электроэнергию выросли за этот период на 18,1%, газ природный — на 23,1%. Рост цен на дизельное топливо и минеральные удобрения в период сезонных полевых работ достигал соответственно 46% и 70% относительно декабря предыдущего года (рис. 3).

Индексы цен производителей на отдельные виды промышленной продукции в 2008 году, в % к декабрю 2007 года.

Рисунок 3 — Индексы цен производителей на отдельные виды промышленной продукции в 2008 году, в % к декабрю 2007 года.

В 2008 году на государственную поддержку сельскохозяйственного производства направлено 138,3 млрд руб., в том числе объём финансовых средств на реализацию мероприятий Государственной программы составил 118,3 млрд руб., субсидии на компенсацию сельхозтоваропроизводителям части расходов на дизельное топливо, использованное на проведение сельскохозяйственных работ — 10,0 млрд руб., и на комбикорма — 10,0 млрд руб.

Низкий уровень доходности сельского хозяйства, а также сложившиеся в последние месяцы 2008 года финансовые затруднения привели к снижению объемов инвестиций в основной капитал по сравнению с его объемом за счет всех источников финансирования, вследствие чего индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства оказался ниже предусмотренного Государственной программой показателя на 17,5 процентных пункта (по крупным и средним организациям). Не достигнуты задания по Государственной программе по увеличению доли российского производства мясных и молочных продуктов в формировании продовольственных ресурсов.

Комплекс мер реализовался в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006;2010 годы и на период до 2012 года». Показатели этой программы, предусмотренные на 2008 год, были выполнены, за исключением объемов работ по фосфоритованию почв и гипсованию солонцов (табл. 2).

Таблица 2 — Выполнение мероприятий по поддержанию почвенного плодородия

Целевые показатели.

Предусмотрено.

Фактически.

Выполнение, %.

Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий, млн. га.

0,75.

0,91.

121,3.

Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, млн. га.

0,35.

1,19.

3,4 раза.

Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель, тыс. га.

130,5.

Вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, тыс. га.

20 раз.

Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления, тыс. га.

95,1.

4,7 раза.

Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания, тыс. га.

121,3.

2,6 раза.

Внесение минеральных удобрений, млн. т. д.в.

2,16.

Уменьшение степени кислотности почв путем проведения:

известкования, тыс. га.

314,6.

125,8.

фосфоритования, тыс. га.

22,8.

43,8.

Уменьшение степени солонцеватости путем проведения:

гипсования солонцов, тыс. га.

0,2.

1,3.

мелиоративной обработки.

солонцов, тыс. га.

46,2.

184,8.

В ходе выполнения мероприятий Государственной программы первоначально зафиксированные в соглашениях с регионами лимиты ресурсного обеспечения с учетом возможностей субъектов Российской Федерации были откорректированы в большую сторону (табл. 3).

Таблица 3 — Ресурсное обеспечение поддержания почвенного плодородия по источникам финансирования в 2008 году, млн. руб.

Предусмотрено соглашениями.

Фактически выделено в 2008 г.

%.

Всего.

65 934.

77 614.

117,7.

Выделено средств:

из федерального бюджета.

16 174.

16 173.

100,0.

из бюджетов регионов.

9 719.

12 250.

126,0.

из внебюджетных источников.

40 040.

49 190.

122,9.

В 2008 году предотвращено выбытие из оборота 0,91 млн. га земель сельскохозяйственного назначения при целевом показателе 0,75 млн. га, вовлечено в сельскохозяйственный оборот 1,19 млн. га (0,35 млн. га) неиспользуемых угодий.

Анализ проектно-сметной документации и формируемых титульных списков по реконструкции гидромелиоративных сооружений свидетельствует о существенной диспропорции между объемами средств, выделяемых из федерального бюджета, и средств сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, при реконструкции Спасской оросительной системы площадью 10,25 тыс. га долевое участие внебюджетных источников ожидается в размере 2% от общей стоимости проекта, что крайне недостаточно.

Складывается ситуация, при которой межхозяйственные объекты, реконструкция которых финансируется за счет средств федерального бюджета, обеспечивают подачу и отвод воды с орошаемых и осушенных земель, а внутрихозяйственные системы во многих случаях не способны принять и отвести ее, что ведет к заболачиванию и засолению мелиорированных земель. Складывается парадоксальная ситуация — магистрали работают, а принимающая сеть не способна ее надлежащим образом эксплуатировать. По этой причине сокращается кратность поливов за вегетационный период с 3 — 4 до 1 — 2 поливов, что негативно отражается на производстве кормов и овощей. В связи с неудовлетворительным техническим состоянием внутрихозяйственных мелиоративных систем и сооружений потери сельскохозяйственной продукции на мелиорируемых землях составляют не менее 10 — 15 ц кормовых единиц на 1 га.

Недостаточен объем выделяемых средств федерального бюджета на погашение затрат на электроэнергию при эксплуатации гидротехнических систем и сооружений. Объем средств федерального бюджета на эти цели должен дополнительно составить 0,6 — 0,8 млрд руб. в год.

Для предотвращения дальнейшей деградации почвенного плодородия в России требуется более интенсивное проведение агрохимических мероприятий. Однако государственная поддержка их проведения на федеральном уровне до 2002 года обеспечивалась в незначительном объеме, а с 2002 года финансирование всего комплекса агрохимических мероприятий было передано субъектам Российской Федерации.

Ежегодное подкисление почв с севера на юг увеличивает площадь кислых почв на 0,3 — 0,5 млн. га сельскохозяйственных угодий, что уменьшает урожайность в условных кормовых единицах на 5 — 8 ц/га. Недобор сельскохозяйственной продукции на кислых и засоленных землях оценивается сотнями миллионов рублей.

Несмотря на выполнение целевых показателей в 2008 году по известкованию почв и мелиоративной обработке солонцов, объемы этих работ крайне незначительны. Поэтому необходимо увеличение объемов агрохимических мероприятий по известкованию (из расчета внесения извести 5−8 т на 1 гектар), фосфоритованию, гипсованию почв и мелиоративной обработке солонцов.

В части выполнения агрохимических мероприятий при реализации Государственной программы особо важное значение придавалось мероприятиям, связанным с внесением минеральных удобрений. Из федерального бюджета для субсидирования покупки минеральных удобрений первоначально были выделены ресурсы в размере 2,3 млрд руб. с последующим их увеличением до 10,3 млрд руб., что позволило частично устранить негативные процессы на рынке минеральных удобрений, стимулировало сельскохозяйственных товаропроизводителей к увеличению доз их внесения, расширению площади удобренных посевов.

Общий объем внесения минеральных удобрений в 2008 году составил 2,16 млн. т при целевом показателе 2 млн. т. В наибольшей мере дозы внесения минеральных удобрений были увеличены под сахарную свеклу, картофель и овощи (рис. 4).

Для получения оценок значимости Государственной программы для непосредственных ее участников в 2008 году было проведено Ежегодное социологическое и экспертное исследование реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008;2012 годы. Из него следует, что большинство субсидий было направлено на приобретение минеральных удобрений для внесения под зерновые культуры. При этом средний размер полученных субсидий был выше федеральной ставки, но ниже совокупной (с условием софинансирования регионов).

Динамика доз минеральных удобрений, вносимых под основные сельскохозяйственные культуры.

Рисунок 4 — Динамика доз минеральных удобрений, вносимых под основные сельскохозяйственные культуры.

Аналогичное положение наблюдалось и по кормовым культурам. По остальным культурам средний размер субсидирования был ниже установленных федеральных ставок (табл. 4).

Таблица 4 — Компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений (по данным получателей удобрений), руб./га

Виды культур

Средний размер полученных компенсаций из бюджетов всех уровней.

Федеральная ставка.

Зерновые культуры.

Лен-долгунец, масличные.

Сахарная свекла.

Картофель и овощебахчевые.

Кормовые культуры.

Основная цель данной работы — освоение методики решения конкретных задач по рациональной организации и повышению эффективности производства в сельскохозяйственных предприятиях.

Например, за счёт корректировки системы удобрений, что позволит повысить урожайность с/х культур, подбора более эффективной техники и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой