Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на примере Спасского филиала ОАО «Дальэнергосбыт»
Увеличение объёма продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объёма продукции): исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен: 1,210 435 (151 682 / 125 312). Затем корректируют базисную прибыль и вычитают из неё базисную величину прибыли: 32 705 * 1,210 435−32 705 = +6 882 руб. Уменьшения затрат на 1 рубль… Читать ещё >
Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на примере Спасского филиала ОАО «Дальэнергосбыт» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Прибыль от реализации товарной продукции (электрической энергии) в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырьё, материалы; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Покажем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции (электрической энергии).
1. Расчет общего изменения прибыли () от реализации продукции:
.
где — прибыль отчетного года; - прибыль базисного года.
- 221 400−3270=218,130
- 2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию ():
.
где.
— реализация в отчетном году в ценах отчетного года; — цена изделия в отчетном году;
— количество изделий;
— реализация в отчетном году в ценах базисного года;
— цена изделия в базисном году.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме продукции () объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости:
.
финансовый баланс прибыль ликвидность где — прибыль базисного года; - коэффициент роста объема реализации продукции;
.
где — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; — себестоимость базисного года (периода).
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции ():
.
где — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
.
где — реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; — реализация в базисном периоде.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции ():
.
где — себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.
— фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
6. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции ():
.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
или ,.
где — общее изменение прибыли; — изменение прибыли за счетго фактора. В табл. 2 приводятся исходные данные и цифровой пример анализа прибыли от реализации продукции.
Таблица 2.
Моменты наблюдения (отчета). | Объем производства (количество изделий, шт.). | Затраты на производство, (руб.). |
Таблица 3.
Анализ прибыли Спасского филиала ОАО «Дальэнергосбыт» по факторам, руб.
Слагаемые прибыли. | По базису. | По базису на фактически реализованную продукцию. | Фактические данные по отчету. | Фактические данные с корректировкой на изменение цен. |
Реализация продукции в отпускных ценах предприятия. | 15 801. | 212 000. | 243 853. | 212 000. |
Полная себестоимость продукции. | 12 531. | 151 682. | 171 434. | 151 524. |
Прибыль. | 3 270. | 60 318. | 72 419. | 60 476. |
Определим степень влияния на прибыль факторов:
- · Изменение отпускных цен на продукцию: рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года. В приведенном примере она равна 31 835 рублей (243 853−212 000). Дополнительная прибыль получена в основном в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета раскроет причины и величину завышения цен в каждом конкретном случае.
- · Изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда: для этого используют сведения о себестоимости продукции. В данном случае цены на материалы и тарифы на энергию были повышены на 10 000 рублей, оплата труда на 9 910 рублей, что дало снижение прибыли в сумме 19 910,0 рублей.
- · Нарушение хозяйственной дисциплины: устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет перечисленных причин.
- · Увеличение объёма продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объёма продукции): исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен: 1,210 435 (151 682 / 125 312). Затем корректируют базисную прибыль и вычитают из неё базисную величину прибыли: 32 705 * 1,210 435−32 705 = +6 882 руб.
- · Увеличение объёма продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции: подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости.
- · Уменьшения затрат на 1 рубль продукции: выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины. В показанном примере это влияние составило 158,0 руб.
- · Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции: исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции: 125 312 * 1,341 628−151 682=+16 444 руб.
Общее отклонение по прибыли составляет 39 714 руб., что соответствует сумме факторных влияний.
Таким образом, в нашем случае основными факторами, вызвавшими рост прибыли, являются:
- · инфляция;
- · увеличение объема продукции на 6 882 руб.;
- · изменение себестоимости за счет структурных сдвигов на 16 444 руб.