Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные направления деятельности по преодолению последствий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В дополнение к государственным программам реализуются и программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства (Беларуси и России). Уже реализованы три программы объемом финансирования около $ 80 млн. Они позволили осуществить значительные капитальные вложения в строительство и оснащение медицинских объектов, в том числе РНПЦ… Читать ещё >

Основные направления деятельности по преодолению последствий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первые послеаварийные годы по вопросам, связанным с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Советом Министров принималось по нескольку десятков постановлений и распоряжений. Тем не менее становилось все более очевидным, что без четкой государственной программы ликвидации последствий этой катастрофы, соответствующего законодательства решить весь комплекс проблем невозможно. Как следствие, в 1990;1991 гг. шла интенсивная работа по подготовке и принятию «чернобыльских» законов.

В апреле 1990 г. Верховным Советом СССР была утверждена Государственная союзно-республиканская программа неотложных мер по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Однако после распада Советского Союза Республика Беларусь осталась один на один со всем комплексом чернобыльских проблем.

Постановлением Верховного Совета в 1991 г. был образован Государственный комитет Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в настоящее время — Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь (Комчернобыль).

Верховным Советом в 1991 г. были приняты законы «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с этими законами в республиканском бюджете затраты на чернобыльскую программу составляли ежегодно до 10%. Значительная часть этих средств направляется на социальную защиту пострадавшего населения.

Однако этого недостаточно для решения всех проблем в ближайшем будущем. На преодоление ущерба, оцененного в 32 среднегодовых бюджета, за последние десять лет республика смогла направить только около полутора.

Острый дефицит финансовых ресурсов негативно сказывается на масштабах и темпах проведения защитных и реабилитационных мероприятий. Тем не менее, благодаря усилиям органов государственного управления, законодателей, ученых и специалистов, ряд важнейших проблем удалось решить. В их числе следующие:

  • — создана нормативная и правовая база практически по всем направлениям преодоления последствий аварии;
  • — защитные меры в агропромышленном комплексе позволяют держать под контролем производство сельскохозяйственной продукции, создана и надежно функционирует система радиационного контроля и мониторинга;
  • — в районах, загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания, углубленное медицинское обследование ежегодно проходит более миллиона человек;
  • — действует система социальной защиты всех категорий пострадавшего населения.

В 1992 г. Президиумом Совета Министров была одобрена Программа по преодолению в Беларуси последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1993—1995 гг. Аналогичная программа выполнялась в 1996—2000 гг., в 2001;2005 гг. и на период до 2010 г. Объем их финансирования составил около $ 19,4 млрд. Основным приоритетом всех программ являлись защитные мероприятия. Это свидетельствует о том, что значимость чернобыльских проблем для Беларуси останется на общегосударственном уровне еще долгое время.

Выработка и реализация государственной политики по преодолению последствий чернобыльской катастрофы осуществляются при непосредственном участии Президента Республики Беларусь. В деятельности Президента и его Администрации установилась система контроля за реализацией законодательства и государственных программ минимизации последствий чернобыльской катастрофы.

В настоящее время начата реализация Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011—2015 годы и на период до 2020 года (принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 1922). Объем ее финансирования на 2011—2015 годы составит около $ 2,3 млрд. Основным приоритетом программы является переход от реабилитации пострадавших территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию. Для этого есть научные основания. По данным Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды, общая площадь загрязнения радиоцезием постепенно уменьшается в результате естественного распада цезия-137. По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, за последние пять лет площадь зон радиоактивного загрязнения цезием-137 сократилась на 1100 тыс. га и на 1 января 2011 года составила 3010 тыс. га (14,5% от общей территории республики). В 1986 году цезием-137 с плотностью выше 1 Ки/кв.км было загрязнено 23% территории республики, а в 2001;м — 21%. В 2046 году эта величина составит приблизительно 10%, т. е. уменьшится в 2,4 раза по сравнению с первоначальным загрязнением в 1986 году. В перспективе в связи с улучшением радиационной обстановки на некоторых территориях предусматривается их реабилитация, в том числе возврат сельскохозяйственных земель в пользование, снятие контрольно-пропускного режима с отдельных участков охраняемых территорий.

В дополнение к государственным программам реализуются и программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства (Беларуси и России). Уже реализованы три программы объемом финансирования около $ 80 млн. Они позволили осуществить значительные капитальные вложения в строительство и оснащение медицинских объектов, в том числе РНПЦ радиационной медицины и экологии человека, Гродненского завода медпрепаратов. Были осуществлены пилотные проекты адресной реабилитации хозяйств на загрязненных радионуклидами территориях. В рамках этих программ шло становление, развитие и практическая отработка новых подходов ведения информационной работы по чернобыльской тематике, создан Российско-белорусский информационный центр (РБИЦ) с отделениями в Москве и Минске. В настоящее время разрабатывается Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2011—2015 годы. Предварительный объем ее финансирования — более $ 60 млн. Она предполагает организацию эффективного использования потенциала Союзного государства, созданного во время предыдущих программ, для обеспечения безопасной жизнедеятельности на загрязненных территориях и повышения качества жизни пострадавших граждан Беларуси и России.

С целью мониторинга за состоянием здоровья пострадавшего населения, ликвидаторов и получения достоверных данных о медико-биологических последствиях чернобыльской катастрофы, а также прогнозирования отдаленного воздействия облучения на население был создан Единый чернобыльский регистр России и Беларуси (ЕЧР).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой