Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учет основных средств предприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объекты, соответствующие определению ОС, но имеющие незначительную стоимость, не превышающую установленный норматив, могут списываться на расходы в момент их приобретения. Решение об установке границы существенности стоимости для предприятия принимает его руководство. Для учета оплаты поставщикам оборудования на сумму покупной стоимости, включая НДС, дебетуется счет 60.1 «Расчеты с поставщиками… Читать ещё >

Учет основных средств предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [1] устанавливает порядок ведения учета на предприятии, в том числе и имущества, которое в значительной части относится к ОС.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 [5] конкретизирует требования законодательства по бухгалтерскому учету и регламентирует организацию и порядок ведения учета ОС. Кроме указанных документов, в отношении ОС бухгалтерия предприятия руководствуется перечнем форм первичной документации для учета ОС и указаниями по их заполнению, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 30.10.1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» [6]. В данном перечне для учета ОС предназначены следующие первичные документы:

  • · акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма №ОС-1);
  • · акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма №ОС-3);
  • · акт на списание основных средств (форма №ОС-4);
  • · акт на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4а);
  • · инвентарная карточка учета основных средств (форма №ОС-6);
  • · акт о приемке оборудования (форма №ОС-14);
  • · акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма №ОС-15);
  • · акт о выявленных дефектах оборудования (форма №ОС-16).

В деятельности предприятия могут использоваться и другие документы по учету ОС, которые может формировать руководство предприятия в соответствии с общими правилами ведения бухгалтерской документации.

Присвоение объектам статуса «основное средство» в бухгалтерском учете осуществляется после оформления всех необходимых документов о собственности на них и включение этих объектов в число принятых в эксплуатацию для полезного использования. Единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект, с которым связывается инвентарный номер (8-значный числовой код), который закрепляется за объектом ОС на все время его эксплуатации, наносится на сам объект и фактически является его уникальным идентификатором, используемым в документах. На каждый инвентарный объект заводится инвентарная карточка, в которой отражается состояние объекта, ремонты, модернизация, изменение состава и пр.

Инвентарный объект может состоять из нескольких физических предметов, объединенных функционально и имеющих единый срок полезного использования, например, станок со всеми приспособлениями и принадлежностями, вычислительный или технологический комплекс.

В конечном итоге решение о признании конкретных материальных ценностей как одного объекта ОС в бухгалтерском учете принимается руководством предприятия, т.к. признаки ОС, перечисленные выше, могут для объекта наступить с течением времени.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

  • · контроль наличия ОС по месту их использования;
  • · своевременное отражение в документах фактов поступления, перемещения и выбытия ОС;
  • · исчисление стоимости ОС в процессе их использования, сопровождаемого износом, ремонтом, модернизацией и переоценкой;
  • · контроль эффективности использования объектов ОС предприятия;
  • · определение финансовых результатов от приобретения, списания и выбытия объектов ОС.

Основные средства исчисляются в бухгалтерском учете по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость включает все затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС, за вычетом возмещаемых налогов.

Восстановительная стоимость определяется по результатам переоценки ОС, которая может проводиться на предприятии периодически (раз в год) для группы ОС или всех ОС в связи с изменением рыночных условий.

Остаточная стоимость формируется в процессе амортизации ОС и равна первоначальной стоимости за вычетом амортизации в течение всего срока эксплуатации. В бухгалтерском балансе отражается остаточная стоимость ОС.

В процессе жизненного цикла ОС происходит их создание (приобретение), постановка на учет, сопровождение при использовании (переоценка, амортизация, инвентаризация, ремонт и модернизация) и выбытие (списание или продажа).

Объекты, соответствующие определению ОС, но имеющие незначительную стоимость, не превышающую установленный норматив, могут списываться на расходы в момент их приобретения. Решение об установке границы существенности стоимости для предприятия принимает его руководство.

Решение данных задач осуществляется путем использование перечня регламентированных документов при помощи которых организуется учет наличия и движения основных средств, осуществляется начисление амортизации и проводится учет затрат по ремонту. При повседневной хозяйственной деятельности предприятия учет движения ОС производится на основе следующих первичных и аналитических документов:

Таблица 1.

Событие.

Документы.

Поступление основных средств.

  • — акт (накладная) приемки-передачи ОС
  • — инвентарная карточка
  • — инвентаризационная опись
  • — отчет по основным средствам
  • — список ОС

Учет текущего наличия основных средств.

  • — акт (накладная) приемки-передачи ОС
  • — акт на списание ОС
  • — инвентарная карточка
  • — инвентаризационная опись
  • — отчет по ОС
  • — список ОС

Движение основных средств.

  • — акт (накладная) приемки-передачи ОС
  • — инвентаризационная опись
  • — список ОС

Выбытие основных средств.

  • — акт (накладная) приемки-передачи ОС
  • — акт на списание ОС
  • — инвентаризационная опись
  • — список ОС

Начисления амортизации.

  • — приказ о начислении амортизации
  • — ведомость начисления амортизации

Проведение ремонтных работ или модернизации.

  • — акт (накладная) приемки-передачи ОС
  • — акт переоценки ОС
  • — отчет по ОС

Рассмотрим пример. Предприятие приобрело погрузчик стоимостью 177 000 р, включая НДС=27 000 р. При этом предприятие понесло следующие дополнительные расходы:

  • — затраты на железнодорожный тариф по перевозке: 14 000 р
  • — затраты на транспортировку от станции на предприятие: 5000 р

Исходя из этого, себестоимость приобретенного оборудования равна:

177 000 + 14 000 + 5000 = 196 000 р.

Для учета оплаты поставщикам оборудования на сумму покупной стоимости, включая НДС, дебетуется счет 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (рубли) и кредитуется счет 51 «Расчетные счета» Д60.1 К51 = 177 000 (условные начальные сальдо счета 51 Сн=500 000 р, счета 60.1 Сн=1 500 000р):

Поскольку приобретаемое ОС не требует монтажа, для учета покупки погрузчика на основании счета-фактуры дебетуется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму покупки без НДС, и счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» на сумму НДС, затем кредитуется счет 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Д08Д19К60.1 =177 000 (условные начальные сальдо счета 08 Сн=1 000 000 р, счета 19 Сн=50 000 р):

Учет основных средств предприятия.

После получения актов приемки-передачи техники, выполняется учет поступления ОС. Для этого дебетуется счет 01 «Основные средства» и кредитуется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» на сумму себестоимости приобретения ОС Д01К08 = 150 000+14000+5000=169 000.

Одновременно с этим НДС списывается со счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»:

Учет основных средств предприятия.

Приведенный пример иллюстрирует раздельное движение в учете стоимости ОС и налога на добавочную стоимость, что необходимо постоянно иметь в виду для исключения ошибок в налогообложении.

Выбытие объектов из состава ОС происходит в следующих случаях:

  • · продажа;
  • · передача в качестве взноса в уставной капитал;
  • · безвозмездная передача в другую организацию;
  • · моральный и физический износ;
  • · утрата вследствие хищения или порчи;
  • · утрата вследствие чрезвычайной ситуации;
  • · частичная ликвидация при реконструкции;
  • · внесение в качестве вклада по договору совместной деятельности.

Для примера рассмотрим (без учета амортизации) выбытие погрузчика остаточной стоимостью 1000 р вследствие полного износа. При этом от утилизации погрузчика получен лом металла, остаточная стоимость которого определена оценщиком и составляет 3000 р. Для учета выбытия дебетуется счет 91.2 «Прочие расходы» и кредитуется счет 01 «Основные средства на сумму остаточной стоимости Д91.2К01 = 1000 р:

Учет основных средств предприятия.

Остаточная стоимость металлолома учитывается на счете 10.6 «Прочие материалы» Д10.6К91.1=3000 р:

Учет основных средств предприятия.

В последствии с этой суммы удерживается налог на прибыль.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой