Архитектурная композиция (творение, сочинение) — это система создания проекта и самого объекта архитектуры. Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.
Архитекторы призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны — удобство и пользу (функциональная задача), с другой — прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей — красоту форм (эстетическая задача).
Требования к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.
Наконец, психология и физиология человека также предъявляют требования к архитектурным композициям зданий. Архитектура, являясь средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в формировании его духовного мира.
Создание единства архитектурной композиции из множества составляющих, рождение целостного образа на основе комплекса требований — главнейшая задача архитектуры.
Искусство архитектуры проявляется там, где человек пытается определенным образом организовать, упорядочить пространство. Архитектурная композиция создается тремя видами средств:
- · расположением объемов в пространстве;
- · отношением, пропорциями, симметрией, цветом, масштабом архитектурных объемов и их частей, деталей;
- · включением и использованием элементов живописи, скульптуры, садово-паркового искусства.
Принципы архитектурной композиции — это свод неразрывно связанных друг с другом закономерностей функционального и художественного построения сооружения, обеспечивающих необходимые удобства для работы в этом сооружении, и создания архитектурного художественного образа, красота которого вызывает эмоциональные чувства — это цельная система архитектурного мышления зодчего, его творческий метод.