Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура и техники танцевально-терапевтических сессии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Продолжительность работы зарубежных танцевальных терапевтов с больными на стадии реабилитации довольно велика: она может длиться несколько месяцев. В нашей стране работа танцевальных терапевтов напрямую зависит от финансирования больниц, которое пока ограничено, что заставляет создавать краткосрочные программы и интегрировать подходы. В связи с этим мы разработали краткосрочный… Читать ещё >

Структура и техники танцевально-терапевтических сессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Продолжительность работы зарубежных танцевальных терапевтов с больными на стадии реабилитации довольно велика: она может длиться несколько месяцев. В нашей стране работа танцевальных терапевтов напрямую зависит от финансирования больниц, которое пока ограничено, что заставляет создавать краткосрочные программы и интегрировать подходы. В связи с этим мы разработали краткосрочный танцевально-терапевтический курс, состоящий из 10 сессий периодичностью 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 1,5−2 часа.

Структурирование сессий осуществляется в зависимости от конкретных потребностей пациентов. Обычно сессии имеют многочастную структуру. Структура танцевально-терапевтических сессий, разработанная для больных шизофренией, содержит следующие этапы:

  • 1. разминка (гимнастика цигун или корригирующая гимнастика по системе профессора Ю. А. Афанасьева), задачей которой является подготовка тела к танцу;
  • 2. обсуждение группой темы сессии, в рамках которой посредством вербального и образного представления темы формулируются задачи последующих этапов;
  • 3. индивидуальные и общие танцевальные импровизации (спонтанные танцевальные коммуникации в паре и группе, танец с предметами, импровизационный танец), которые используются для стимуляции коммуникативных функций, отреагирования и выражения эмоций, мо-торно-двигательного высвобождения энергии;
  • 4. показ картины-мишени, отвечающей теме сессии, с последующим ее обсуждением;
  • 5. релаксация по теме картины, функцией которой является эмоциоально-образное воспроизведение темы сессии в воображении и телесное расслабление после танцевальной части;
  • 6. психотерапевтическое рисование собственного видения темы, позволяющее вербализировать переживания во время танца и релаксации;
  • 7. заключительная часть — общий групповой танец, направленный на закрепление танцевальных коммуникаций.

Главные цели разработанной групповой модели танцевальной терапии — усилить ресурсы пациентов, снять психо-эмоциональные зажимы с помощью танца, физических упражнений и релаксации, усилить личность пациентов и удлинить «период здоровья». Для того чтобы подготовить пациентов к телесному выражению эмоций в танце, «разогреть» их, мы используем в нашей работе корригирующую гимнастику и танцевальное отзеркаливание движений. Комплекс корригирующей гимнастики включает в себя упражнения на развитие эмоций, например, мы предлагаем изобразить грустного, веселого, удивленного человека. С помощью гимнастики цигун мы начинаем эмоциональную работу с телом (движения ветра, укоренение в земле, раскрытие цветка и пр.). Несмотря на невербальный характер методики, обсуждение темы сессии происходит часто, так как иногда тема, предлагаемая танцевальным терапевтом, кажется не актуальной для группы.

В этом случае тема заменяется. Танец-импровизация и работа с кинестетической эмпатией используются всегда.

Часто дополнительно включается в структуру сессии психотерапевтический рисунок. Так как после импровизации идет релаксация под ту же музыку и с той же темой, то рисунок, выполнить который предлагается по окончании релаксации, позволяет впоследствии перевести образ на вербальный уровень, что само по себе является терапевтическим воздействием. Этот образ можно увидеть и обсудить сразу же после завершения картины. Сочетание танца и рисования играет существенную роль в развитии нарушенной моторной координации, особенно дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь рук и зрения, которые играют важную роль в формировании сенсомоторных реакций. Движение глаз, фиксация ими предметов на рисунке, различение ярких красок, прослеживание перемещения предметов и движений в танце способствуют формированию координации ряда функциональных систем, нарушенных в процессе заболевания. Тематический психотерапевтический рисунок упорядочивает необычность ассоциаций, настроение больных. Темы психотерапевтического рисунка подбираются в зависимости от темы танцевально-терапевтической сессии, ими могут быть геометрические фигуры, облака, море, лес, остров, дом, маяк и т. д. В процессе рисования больные либо раскрывают тему сами соответственно своим представлениям, либо отталкиваются от предложенной картины-мишени. На первых пяти сессиях они рисуют цветными карандашами, а затем акварельными красками.

Основные сложности при анализе рисунков душевнобольных связаны с оценкой их стилистических особенностей и формально-структурных элементов — линии, цвета, ритма, композиции. Рисункам душевнобольных нередко присущи нарушения пропорции, стереотипии, манерность и вычурность, обилие предметов и их «разорванность» или шаблонность. Часто только с помощью танца или рисунка можно узнать о переживаниях больного. На танцевально-терапевтических сессиях больные чувствуют себя свободно и защищенно. Как сказала одна больная — «только на танцевальной терапии я могу общаться с другими и не бояться, что меня не поймут». Иногда пациенты с невыраженными нарушениями когнитивных функций описывают содержание своих рисунков на оборотной стороне листа, а потом показывают рисунок участникам группы, рассказывают о нем, а группа обсуждает — какие чувства вызвал тот или иной рисунок.

С помощью рисунков, выполненных после релаксации, можно в конце сессии закрепить положительную установку, предложив обсудить не проблему, а рисунок, его цветовое и пространственно-образное решение. Так как рисунки всех членов группы демонстрируются все вместе, то существует возможность поговорить о целостном решении темы, о групповой работе, о том, какой рисунок с каким может быть объединен, и кто оказался ближе друг другу в решении темы. На заключительной, десятой, сессии пациенты могут видеть, что они нарисовали в течение десяти сессий и как они продвинулись в образном восприятии мира. Как правило, пациенты реагируют неоднозначным образом: некоторые довольны своей работой, а другим может быть совершенно безразличен результат их творчества. Но это бывает, главным образом, у регрессировавших пациентов. По позитивным реакциям на свою работу можно делать выводы об усилении личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой