Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ревизия и проверка отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведению ревизии должна предшествовать тщательная подготовка путем изучения актов предыдущих ревизий, донесений о выполнении предложений по ним, заключений соответствующих довольствующих органов по годовым и квартальным отчетам, структуры расходов денежных средств, руководящих документов, регламентирующих их использование и определяющих проведение в проверяемой организации… Читать ещё >

Ревизия и проверка отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ревизия и проверка отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности (далее — ревизия и проверка) представляет собой систему контрольных действий по документальной и фактической проверке правомерности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности, а также действий руководителя, начальника финансового органа, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложена ответственность за их осуществление.

Целью ревизии является осуществление контроля за соответствием законодательству Российской Федерации осуществляемых организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, финансовых обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основанием для назначения ревизии служит утвержденный соответствующим должностным лицом годовой План ревизий и проверок отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности распорядителей и получателей финансовых средств.

Решение о назначении ревизии оформляется предписанием, оформленным на бланке установленного образца, в котором указывается наименование проверяемой организации, основание проведения ревизии, персональный состав ревизионной комиссии (ревизор), срок проведения ревизии.

Мероприятия, проводимые в процессе организации ревизии, делятся на следующие четыре этапа:

  • 1 этап — подготовка к ревизии;
  • 2 этап — проведение ревизии;
  • 3 этап — оформление результатов ревизии;
  • 4 этап — реализация результатов ревизии.
  • 1 этап — подготовка к ревизии

Проведению ревизии должна предшествовать тщательная подготовка путем изучения актов предыдущих ревизий, донесений о выполнении предложений по ним, заключений соответствующих довольствующих органов по годовым и квартальным отчетам, структуры расходов денежных средств, руководящих документов, регламентирующих их использование и определяющих проведение в проверяемой организации организационно-штатных мероприятий, ознакомление со штатами, штатными расписаниями, типовыми штатными перечнями организации, с учетом дополнений и изменений к ним и другие доступные материалы, характеризующие деятельность проверяемой организации.

Председателем ревизионной комиссии (ревизором) перед началом ревизии в довольствующих департаментах, управлениях, отделах, службах истребуются сведения о финансировании, обеспечении бланками строгой отчетности, централизованных поставках материальных ценностей.

Кроме того, для проверки правильности планирования в довольствующем финансовом органе запрашиваются контрольные суммы и контрольные цифры по денежному довольствию, заработной плате и другим выплатам.

Руководителем ревизионной комиссии (ревизором) составляется план (программа) проведения ревизии, в котором, исходя из объема и сложности работы, определяются вопросы, подлежащие ревизии. План (программу) ревизии утверждает начальник контрольно-ревизионного органа или лицо, его замещающее.

2 этап — проведение ревизии

Второй этап включает в себя непосредственно организацию осуществления контрольных функций в соответствии с планом (программой) проведения ревизии.

В целях более глубокой и всесторонней проверки финансовой и хозяйственной деятельности, объективной оценки степени финансового обеспечения ревизуемой организации руководитель ревизионной комиссии (ревизор) по прибытии в проверяемую организацию проводит ряд организационных мероприятий, которые носят подготовительный характер, в том числе руководитель ревизионной комиссии (ревизор) обязан:

представиться и предъявить руководителю проверяемой организации предписание на проведение ревизии и согласовать с ним порядок взаимодействия в ходе ревизии;

ознакомить его с планом (программой) ревизии;

представить участников ревизионной комиссии;

решить организационно-технические вопросы проведения ревизии, в том числе: о привлечении к работе внутренних проверочных комиссий; о формах оповещения личного состава о ревизии, часах приема личного состава по возникающим вопросам; о месте работы ревизионной комиссии (ревизора), выделении сейфа или шкафа для хранения документов и регистров учета, с тем, чтобы обеспечить хранение проверяемых документов, регистров учета и отчетности, исключающее доступ к ним посторонних лиц и внесение без ведома проверяющих в эти документы и регистры учета каких-либо исправлений, записей или отметок;

получить от руководителя проверяемой организации информацию о специфических условиях финансовой и хозяйственной деятельности, деловых и моральных качествах начальника финансового органа и начальников других отделов и служб.

При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, участники ревизионной комиссии (ревизор), которым (которому) поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам плана (программы) ревизии, предъявляют документы, удостоверяющие их личность, предписания на проверку и справки о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

Участники ревизионной комиссии (ревизор) должны иметь служебные удостоверения установленного образца.

Исходя из темы ревизии, плана (программы) руководитель ревизионной комиссии (ревизор) определяет объем и перечень контрольных действий, методы, формы и способы их проведения по каждому вопросу плана (программы) ревизии.

Руководитель ревизионной комиссии распределяет вопросы плана (программы) ревизии между участниками ревизионной комиссии.

В ходе ревизии проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных в проверяемой организации в проверяемом периоде.

Контрольные действия по документальной проверке проводятся по первичным финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам.

Контрольные действия по фактической проверке проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, перевеса, экспертизы, контрольных замеров и т. п.

Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным методом.

Сплошной метод заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу плана (программы) ревизии.

Выборочный метод заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций, относящихся к одному вопросу программы ревизии. Объем выборочной проверки и ее состав определяются руководителем ревизионной комиссии (ревизором) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности финансовых и хозяйственных операций по изучаемому вопросу.

Решение о применении сплошного или выборочного метода проведения контрольных действий по каждому вопросу плана (программы) ревизии принимает руководитель ревизионной комиссии (ревизор), исходя из его содержания, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бюджетного (бухгалтерского) учета в проверяемой организации, срока ревизии и иных обстоятельств. При проведении ревизии контрольные действия в отношении операций с денежными средствами и ценными бумагами, кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным и валютным счетам проводятся сплошным методом.

В ходе ревизии проводятся контрольные действия по изучению:

учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);

полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном (бухгалтерском) учете и бюджетной (бухгалтерской) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности с данными аналитического учета;

фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в собственности МЧС России, денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;

постановки и состояния бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в проверяемой организации;

организация внутреннего контроля, в том числе наличие и состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг;

организации контрольно-ревизионной работы в учреждениях, являющихся распорядителями финансовых средств;

принятых проверяемой организацией мер по устранению финансовых и других нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущих ревизий (проверок), в том числе проведенных органами государственного финансового контроля.

В ходе ревизии может проводиться встречная проверка.

Встречная проверка проводится путем сличения записей, документов и данных в организациях МЧС России, получивших от проверяемой организации или отпустивших ей денежные средства, материальные ценности, бланки строгой отчетности и т. п. с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации.

Встречная проверка назначается решением должностного лица, назначившего ревизию по письменному представлению руководителя ревизионной комиссии (ревизора).

Для проведения встречной проверки в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, должностное лицо, назначившее ревизию, может направить письменный запрос в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится организация, в которой необходимо провести встречную проверку. В указанном запросе приводятся полное наименование организации, подлежащей встречной проверке, юридический адрес, а также перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе встречной проверки.

Руководитель ревизионной комиссии (ревизор) вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных, материально-ответственных и иных лиц проверяемой организации, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизии, и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте ревизии, акте встречной проверки делается соответствующая запись.

В ходе ревизии по решению руководителя ревизионной комиссии могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам плана (программы) ревизии.

Справки составляются участниками ревизионной комиссии, проводившими контрольные действия, подписываются ими, согласовываются с руководителем ревизионной комиссии, подписываются должностными лицами проверяемой организации, ответственными за соответствующий участок работы.

В случае отказа должностного лица подписать справку, в конце справки делается запись об отказе должностного лица от её подписания.

Справки прилагаются к акту ревизии (акту встречной проверки), а информация, изложенная в ней, учитывается при составлении акта ревизии, (встречной проверки).

В случае, когда можно предположить, что выявленное в ходе ревизии, встречной проверки нарушение может быть скрыто, либо по нему необходимо принять меры по незамедлительному устранению, составляется промежуточный акт ревизии (встречной проверки), к которому прилагаются необходимые письменные объяснения соответствующих должностных, материально-ответственных и иных лиц проверяемой организации.

Промежуточный акт ревизии (встречной проверки) оформляется в установленном порядке.

Промежуточный акт ревизии (встречной проверки) подписывается участником ревизионной комиссии (ревизором), проводившим контрольные действия по соответствующему вопросу плана (программы) ревизии, встречной проверки, руководителем ревизионной комиссии (ревизором), а также руководителем организации.

Ревизия начинается с проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и ценностей в кассе, а также бланков строгой отчетности.

Проверка кассы проводится сразу по прибытии комиссии (ревизора) в проверяемую организацию (представления руководителю организации) после чего ревизионная комиссия (ревизор) знакомится с организацией хозяйственной деятельности, а также с особенностями организационной структуры, планом основных мероприятий, при необходимости устанавливает контакт с общественностью и профсоюзной организацией путем информирования их о задачах ревизии и в дальнейшем использует их помощь и содействие при проведении ревизии и реализации ее результатов. Далее руководитель ревизионной комиссии (ревизор) определяет последовательность работы.

В ходе инвентаризации приходно-расходных документов устанавливается сущность финансовых и хозяйственных операций и причины допущенных нарушений, размер причиненного материального ущерба, конкретные лица, по распоряжению или вине которых допущены нарушения, принимаемые меры к устранению выявленных нарушений. В необходимых случаях вносятся предложения руководителю организации о возмещении причиненного материального ущерба в соответствии с действующим законодательством, независимо от передачи органам прокуратуры материалов по выявленным нарушениям.

Если в процессе ревизии не представилось возможным установить причины, размер ущерба и виновных лиц, в акт ревизии вносится предложение о назначении служебной проверки (разбирательства), а в случаях, когда согласно действующему законодательству возмещение материального ущерба производится в судебном порядке, руководителю проверяемой организации предлагается предъявить к виновным в причинении материального ущерба гражданский иск.

3 этап — оформление результатов ревизии

Оформление результатов ревизии проводится путем документального оформления в ходе ревизии промежуточных результатов и акта ревизии, работа над которым связана с получением от участвующих в ревизии лиц необходимых данных, обобщением их, уточнением характера нарушений и размера ущерба, дополнительным выяснением причин, породивших нарушения, а при необходимости и истребованием от виновных лиц письменных объяснений.

4 этап — реализация результатов ревизии

Реализация результатов ревизии как завершающая стадия ревизионного процесса охватывает мероприятия, направленные на выполнение предложений, устранение выявленных нарушений и недопущение их в дальнейшей деятельности (ликвидация причин нарушений), привлечение виновных к ответственности в установленном порядке, возмещение причиненного ущерба, обобщение материалов ревизии и дальнейшее их использование в работе контрольных органов. Реализация результатов начинается в ходе ревизии и заканчивается лишь тогда, когда вскрытые нарушения будут полностью устранены, а предложения, внесенные в акт ревизии, выполнены.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой