В VI—VIII вв. среди тюркоязычных пле мен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Китайские летописи сохранили легенды и народные исторические предания, сюжеты которых отражают древнейшие тотемистические представления племен и их географическое расселение. Широко известны поэтизация легендарных мест, исторические предания о священной земле «Отукен», неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках.
Представляет интерес поэтическая легенда о сказочной горной долине Ергене-Конг. Долина рисуется местом мирного обитания племен, недоступным для врага. Она окружена со всех сторон не приступными горами, и жизнь обитателей долины безопасна. Эта легенда отражала мечту народа о мирной жизни.
Махмуд Кашгари ссылается на акынов и сказителей, оказавших большое влияние на развитие устной поэзии того времени. В их числе он упоминает имя древнего сказителя Чоже.
Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках — «Коркыт Ата» и «Огыз-наме».
Эпос «Коркыт Ата» возник в кыпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VIII—X вв. и распространялся изустно. Только в XIV—XVI вв. он был записан в виде прозаического произведения «Книга деда Коркута» азербайджанскими и турецкими писателями. Именно благодаря этому нам известен огузский вариант эпоса.
Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки. Сам Коркут, от имени которого ведется повествование, был реальной личностью, беком огузо-кыпчакского племени Кият. Казахи считают его основоположником музыкальных произведений для кобыза, эпического жанра и искусства врачевания.
Эпос «Огыз-нама» впервые был записан в XIII в. Рашид ад Дином.