Практика бизнеса показывает, что успешную стратегию нельзя скопировать и единой стратегии для всех фирм не существует. Поэтому эффективное управление требует от менеджеров стратегического мышления и умения разрабатывать и реализовать стратегию. Возможные схемы подхода к построению стратегии представлены на рис. 2.
Рис. 2 Схема подхода к построению стратегии
Стратегическое управление представляет собой одну из подсистем менеджмента организаций, которая выполняет большое количество заданий относительно стратегического анализа, реализации и контроля реализации стратегии организации. Система стратегического управления должна давать ответы на три самых важных вопроса:
Какая миссия и целые организации.
Какой существующий и будущий профиль бизнеса, каким занимается организация?
Что руководство должно сделать, чтобы обеспечить выполнение миссии и достижение поставленных целой?
Предмет стратегического управления — базисные процессы в организации и за ее пределами, поиск и наращивание стратегического потенциала организации. Раскрыв сущность основных аспектов стратегического управления, выделим теперь основные этапы и последовательность формирования стратегического поведения отдельной фирмы. Классическая модель стратегического планирования представлена в роботе М. Маскона и др. Считается, что процесс стратегического планирования состоит из девяти этапов (рис. 3).
Выбор миссии и стратегических целей называется разработкой стратегии фирмы.
Миссия — «общая нить», что связывает в одно целое все виды деятельности организации. Наиболее распостраненным определением миссии является следующее: «миссия — основная (общая) цель организации, четко выражена причина ее существования» .
Цель организации — это конечное состояние, или конечный результат, к которому стремится фирма.
Рис. 3. Процесс стратегического планирования
После выбора миссии и целей проводят анализ внешней среды. Модель этой среды показана на рис. 4.
Рис. 4. Иерархическая модель среды деятельности фирмы
Внутренняя среда фирмы анализируется в разделе таких функциональных сфер деятельности: маркетинг, финансы, производство, человеческие ресурсы, организация управления.
На основе результатов анализа внешней и внутренней среды выбирают стратегию фирмы.
1. Конкурентные (базовые) стратегии Стратегия лидерства за расходами Стратегия дифференциации Стратегия фокусировки (концентрации).
2. Стратегии роста фирмы Стратегия концентрированного роста Стратегия интегративного роста Стратегия диверсификации.
Стратегия сокращения.
На последующих этапах разработки стратегического плана используют соответствие выбранной стратегии и структуры организации, а также стратегии и организационной культуры.